Воспоминание: Максимилиан Волошин о Константине Фёдоровиче Богаевском |
Константин Фёдорович Богаевский
(1872-1943)
Богаевский Константин Федорович (1872-1943)
24 января (12 января по ст. стилю) 1872 года в Феодосии родился Константин Фёдорович Богаевский, русский художник-пейзажист, певец Крыма и Солнца.
Ученик А.Куинджи по Академии Художеств. Именно от своего наставника Богаевский перенял дерзновенность колорита и яркость красок, которые являются чертами, характерными для произведений художника. Стержневая тема его творчества — древняя Крымская Киммерия, с ее величественными горами, складками холмов, античными городами и ослепительным солнцем, освещающим всё это великолепие.
Константин Богаевский. Утро, 1910
Максимилиан Волошин о Константине Богаевском
"Таким образом, он действительно является сознанием древней и скорбной Киммерии, и картины его относятся к земле, их породившей, совершенно так же, как призрачные разливы рек на горизонте — к безводным степям, а пальмы оазисов на мутящихся окоемах предполудней к сыпучим пескам пустыни...
...Война, революция и обстоятельства личной жизни создают в самом расцвете его творчества десятилетнюю паузу. Мы знаем по аналогичным случаям в жизни Расина и Фета, что такие периоды молчания не угашают творческого горения духа, а скорее сосредоточивают и обостряют его. Великолепный альбом литографий, выпущенный Богаевским в 1924 году, и композиции последних лет красноречиво говорят об этом.
Сейчас Богаевскому под шестьдесят лет. Он маленького роста, пропорционально сложенный, стройный, мускулистый и ловкий. Лоб обнаженный. Седые волосы подстрижены коротко. Белые усы. Любит движение и ручную работу. Всякое ремесло спорится у него под руками. Замкнут. Молчалив. Одет с изысканностью. В мастерской безукоризненная чистота и порядок. Ни в обстановке, ни во внешности никаких показных признаков художника.
Только глаза — усталые и грустные — говорят о том, как древняя земля в требовательной своей неотступности грезит свои сновидения в его сознании, месяцами не давая ому замкнуть глаз.
По-прежнему он связан всеми корнями и жизненными нервами с Феодосией — городом, в котором он родился и который он выносил в себе. Вся его жизнь является строгим и суровым подвижничеством «старого мастера». А его художественная требовательность к самому себе однажды вырвала у него признание: «Каждое утро подхожу к мольберту, как к эшафоту».
Константин Богаевский. Генуэзская крепость, 1907
Константин Богаевский. Жертвенники, 1907
Константин Богаевский. Корабли, 1912
Константин Богаевский. Феодосия зимой, 1940
Константин Богаевский. Каффа (Старая Феодосия), 1927
Константин Богаевский. Феодосия
Максимилиан Волошин
Венок сонетов
Явь наших снов земля не истребит:
В парче лучей истают тихо зори,
Журчанье утр сольется в дневном хоре,
Ущербный серп истлеет и сгорит,
Седая зыбь в алмазы раздробит
Снопы лучей, рассыпанные в море,
Но тех ночей, разверстых на фаворе,
Блеск близких Солнц в душе не победит.
Нас не слепят полдневные экстазы
Земных пустынь, ни жидкие топазы,
Ни токи смол, ни золото лучей.
Мы шелком лун, как ризами, одеты,
Нам ведом день немеркнущих ночей, —
Полночных Солнц к себе нас манят светы.
Константин Богаевский. Феодосия
Рубрики: | Искусство/Современная живопись ЖЗЛ/Художники и скульпторы Искусство/Русское искусство Литература/Поэзия и живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |