-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feigele

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2013
Записей: 7362
Комментариев: 2426
Написано: 10134


ЖЗЛ (ВАЛЕНТИНА ГЮГО. СУДЬБА НА ФОНЕ СЮРРЕАЛИЗМА...)

Вторник, 19 Января 2016 г. 05:18 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов ЖЗЛ (ВАЛЕНТИНА ГЮГО. СУДЬБА НА ФОНЕ СЮРРЕАЛИЗМА...)

Валентина Гюго
Valentine Hugo


16 марта 1887, Булонь-сюр-Мер - 16 марта 1968, Париж



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Dream of 21 December 1929 (Self-Portrait). 1929 г.

Французская художница и иллюстратор.
Имя художницы при рождении - Валентина Мари Огюстин Гросс (Valentine Marie Augustine Gross). Она родилась в семье беженцев из Эльзаса. Отец – Огюст Гросс (Auguste Gross) был преподавателем по классу фортепиано. Мать - Зели Демлен (Zèlie Dèmelin) помогала дочери с раннего возраста развивать любовь к искусству, театру и музыке.




В 1907-1910 годах девушка была студенткой Высшей школе изящных искусств в Париже. Еще во время учебы, в мае 1909 года, Валентина стояла в кулисах театра Шатле (Thèâtre du Châtelet), впервые наблюдая за выступлениями труппы Сержа Дягилева «Русские балетные сезоны». С этого времени театр и балет стали одной из любимых тем творчества молодой художницы.



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Les Sylphides. 1910 г.



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Petrouchka 1912 г.

После окончания Школы, Валентина присоединилась к кругу популярной и уже знаменитой художественной элиты начала ХХ века, куда входили писатели Марсель Пруст (Marcel Proust, 1871-1922), Андре Жид (André Paul Guillaume Gide, 1869-1951), Поль Моран (Paul Morand, 1888-1976), поэт Леон-Поль Фарг (Léon-Paul Fargue, 1876-1947), художники Пабло Пикассо (Pablo Picasso, 1881-1973) и Роже де ла Френе (Roger de La Fresnaye, 1885-1925), композитор Морис Равель (Joseph Maurice Ravel, 1875-1937). Как видите, внушительный круг знакомств! Часто гости заходили «на огонек» в квартиру Валентины на улицу де Монпансье.



André Gide and His Friends at the Café Maure for the Exposition Universelle of 1900. 1900 г. Musée des Beaux-Arts de Rouen

К началу 1910-х годов относятся и первые творческие успехи молодой художницы. В 1913 году она рисует эскизы костюмов для Вацлава Нижинского к балету Стравинского «Весна священная».



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Rehearsal sketches Danse sacrale de l'Elue du Sacre du printemps Ballet de Vaslav Nijinsky Création au théâtre des Champs-Elysées. 1913 г.

Галерея Монтень организовала в фойе театра на Елисейских полях выставку эскизов Валентины Гросс на премьере балета, и выставка прошла с успехом. В течение следующих шести лет художница будет работать над эскизами костюмов для звезд русского балета, Карсавиной и Нижинского. Писала также их портреты, как и знаменитую Айседору Дункан во время репетиций и выступлений. Параллельно живописи художница также активно изучала технику гравюры.



Valentine Hugo



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Isadora Duncan (1877-1927).



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Vaslav Nijinsky and Tamara Karsavina. 1912 г.

В 1914 году Валентина познакомилась и подружилась с композитором и пианистом Эриком Сати (Erik Satie, 1866-1925) и Жаном Кокто (Jean Cocteau, 1889-1963), который объединял в себе таланты писателя, поэта, драматурга, художника и кинорежиссёра.



Erik Satie (1866-1925) Autoportrait pour illustrer L'esprit musical. 1924 г.
Federico de Madrazo de Ochoa (Spanish, 1875-1935) Portrait of Jean Cocteau. 1912 г.

В 1917 году Валентина активно участвовала в процессе создания балета «Парад» на музыку Сати. Премьера «Парада» (хореография Леонида Мясина, декорации и костюмы Пабло Пикассо) в исполнении труппы Русского балета состоялась 18 мая 1917 года в Театре Шатле.



Jean Cocteau (1889-1963) Portrait de Valentine Hugo. 1922 г.

На премьере случился большой скандал, сопровождавшийся дракой в зрительном зале и криками «Долой русских! Русские боши!» (не забывайте, шла первая мировая война), но именно после этого скандала к Сати пришла известность. Благодаря сотрудничеству с театрами и знакомству с Сати и Кокто, Валентина чуть позже была в близких приятельских отношениях с участниками объединения французских композиторов под названием «Шестёрка» (Le Groupe de Six), которое и придумали Сати и Кокто.



Jean Oberlé (French, 1900-1961) Satie, Cocteau & des Six. 1921 г.
Жан Кокто представляет Эрику Сати молодых композиторов группы «Шести» (карикатура Жана Оберлея). 1921 г.

Пару слов об этом странном объединении, тем не менее, вошедшем в историю мировой музыки. Оно было создано в чисто рекламных, газетных целях, а совсем не ради идейного объединения. Музыкальный критик Анри Колле в 1920 году предложил список авторов, причем, выбрал шесть имён совершенно произвольно, вместе с Жаном Кокто было придумано название. Оно возникло по аналогии с группой «Пятёрка» (Les cinq), так во Франции называли композиторов русской «Могучей кучки». В группу «Шестерка» вошли Луи Дюрей (самый старший), Жорж Орик (самый молодой), Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Франсис Пуленк и Жермен Тайфер. Сейчас имена и произведения членов "Шестерки" являются достоянием золотой сокровищницы музыки ХХ века.



Jacques-Émile Blanche (1861-1942) Le Groupe de Six. Musée des Beaux-Arts de Rouen, France
In the center: pianist Marcelle Meyer.
From bottom to top: Germaine Tailleferre, Darius Milhaud, Arthur Honegger, Louis Durey.
On the right: Georges Auric, Francis Poulenc, Jean Cocteau.

На первых порах из всей музыки старшего поколения члены «Шестёрки» признавали для себя ценным творческое наследие всего двух композиторов - Игоря Стравинского, которого называли не иначе, как «Царь Игорь», и самого Эрика Сати. Впрочем, совместных акций «Шестёрки» было совсем немного. В 1921 году они опубликовали сборник из шести пьес для фортепиано, включавший произведения всех шести композиторов - «Альбом Шестёрки», в том же году совместно написали по частям музыку балета «Новобрачная на Эйфелевой башне» (Les Mariés de la Tour Eiffel) по либретто Кокто, и периодически давали совместные концерты. В дальнейшем члены «Шестёрки» работали индивидуально и встретились все вместе только спустя тридцать лет.



Шестёрка и Жан Кокто. Памятная встреча 30 лет спустя. Париж, 1951 г.

Но давайте вернемся к нашей героине.

Замужество

Своего будущего мужа Жана Гюго (Jean Hugo, 1894–1984), правнука известного французского писателя Виктора Гюго, Валентина Гросс встретила во время первой мировой войны, в 1917 году в Салоне Миси Годебской (Misia Godebska, 1872-1950). Отвлекусь на секунду, чтобы рассказать немного об интересных личностях по фамилии Годебски.



Pierre-Auguste Renoir (French, 1841-1919) Portrait of Misia Godebska-Sert. 1903 г.
Henri de Toulouse-Lautrec (French, 1864-1901) Misia Natanson. 1897 г.

Мися (польская уменьшительная форма от имени Марыся) была пианисткой, заметной фигурой в художественном мире Парижа. Она являлась дочерью известного французского скульптора польского происхождения Киприена Годебски (Cyprien Godebski, 30 октября 1835 - 25 ноября 1909). Киприен с 1857 по 1896 год регулярно выставлялся в парижском Салоне, был посвящен в рыцари Ордена Леопольда в Бельгии в 1872 году, преподавал в Академии художеств Санкт-Петербурга. Он ваял скульптурные портреты известных людей во Франции, Великобритании, России, Польше, Бельгии, Венгрии, Украине, и даже в Монако и Перу. Скульптор дружил со многими художниками, с композиторами Ференцом Листом и Джакомо Россини. Был трижды женат: на дочери знаменитого бельгийского виолончелиста и композитора Адриана Франсуа Серве (1807-1866) Софии, затем на Матильде Розен де ла Френе (их сын Кипа (сокращение от Киприон) был другом Мориса Равеля), а после гибели Матильды – на маркизе Екатерине Ганвилль.
Мися была младшей дочерью от первого брака, ее мать Софи умерла при родах девочки. Мися была рождена в 1872 году в Царском Селе и наречена именем Мария Софья Ольга Зинаида Годебска. С ранней юности Мися была увлечена музыкой и училась игре на фортепиано. В шестнадцать лет она вышла замуж за польского эмигранта, политика и журналиста Тадеуша Натансона, который позже стал главным редактором французского журнала «La revue blanche».



Pierre Bonnard (French, 1867-1947) Misia at the Piano. 1902 г. San Francisco, Collection of Ann & Gordon Getty
Pierre Bonnard (French, 1867-1947) Misia with Thadée Natanson. 1902 г. Musée d'Art Moderne, Bruxssells, Belgium

Когда Натансон почти обанкротился, газетный магнат Альфред Эдвардс предложил ему сделку – он поможет решить финансовые проблемы Тадеуша при условии, что он отдаст ему свою жену. Так Мися вышла замуж во второй раз и прожила в браке с Эдвардсом до 1903 года. При нем пианистка и открыла свой салон в Париже. Мися дружила со многими поэтами, художниками и музыкантами. Гостями ее салона были композиторы Стефан Малларме, Клод Дебюсси, Морис Равель, художники Пьер-Огюста Ренуар, Анри де Тулуз-Лотрек, Эдуар Вюйар, Феликс Валлоттон и Пьер Боннар. Равель посвятил ей свой «Вальс» и «Лебедя» из цикла «Истории природы», ее портреты писали Ренуар и Тулуз-Лотрек. В 1910-х годах ее друзьями стали Пабло Пикассо и Жан Кокто, Мися была поклонницей русского балета Сержа Дягилева и близкой подругой Коко Шанель. В историю Мися Годебска вошла под фамилией третьего мужа - испанского художника Хосе Мария Серта (José Maria Sert, 1876-1945), с которым тоже развелась, узнав, что он влюблен в другую женщину, грузинскую княжну Руссадану Мдивани.



Pierre Bonnard (French, 1867-1947) Misia. 1908 г. Thyssen-Bornemisza Museum
Ramon Casas i Carbó (Spanish, 1866–1932) Portrait by Josep Maria Sert. Museu Nacional d'Art de Catalunya, Barcelona

Всё это написал для того, чтоб вы понимали, в каких богемно-художественных кругах вращалась молодая художница Валентина Гросс.

Итак, познакомившись в 1917 году с Жаном Гюго, Валентина в 1919 году вышла за него замуж. Свидетелями на их свадьбе были лучшие друзья - Жан Кокто и Эрик Сати. Отмечу, что родители Жана не дали согласия на брак сына, и делали всё возможное, чтобы в будущем он распался…



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Portrait de Jean Hugo 1929 г.

А пока же молодая влюбленная семейная пара живет в своей квартире на Пале Рояль и совместно творит. В 1921 году Валентина совместно с мужем создает декорации, костюмы и маски для балета Жана Кокто «Новобрачная на Эйфелевой башне», а в 1926 году создает эскизы костюмов и выполняет 24 гравюры на дереве на основе макетов декораций, выполненных мужем, к спектаклю Жана Кокто по пьесе «Ромео и Джульетта».

В 1921 году Кокто знакомит Валентину со своим другом (это было еще до эпохи отношений с Жаном Маре) – молодым писателем и поэтом Раймоном Радиге (Raymond Radiguet, 18 июня 1903 - 12 декабря 1923).



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Portrait de Raymond Radiguet.
Valentine Hugo (French, 1887-1968) Portrait de Raymond Radiguet.

Радиге входил в кружок модернистов, где общался с Пикассо, Максом Жакобом, Хуаном Грисом, Жаном Гюго, и особенно Жаном Кокто, который был для 18-летнего юноши практически наставником.



Jacques-Émile Blanche (French, 1861-1942) Portrait of Jean Cocteau.
Raymond Radiguet and Jean Cocteau.

Валентина с мужем, в компании Кокто и Радиге, проводит дважды летние каникулы в 1921 и 1923 годах на климатическом и бальнеологическом курорте Аркашон, одном из главных исторических курортов атлантического побережья Франции.



Валентина Гюго с Раймоном Радиге (в центре) и мужем Жаном (справа). 1921 г.

К слову, во время второй поездки в 1923 году Раймон Радиге заразился тифозной лихорадкой, от которой и умер в Париже в декабре этого же года, в возрасте 20 лет.



Jacques-Émile Blanche (French, 1861-1942) Portrait of Raymond Radiguet.
Raymond Radiguet

После Радиге осталось два романа, стихи и пьеса. Первый свой роман «Дьявол во плоти», написанный в 16 лет, Раймон успел опубликовать в 1923 году. Посвящен роман молодой замужней женщине, которая изменяет своему мужу-солдату, воюющему на фронте, с 16-летним школьником. Уж не автобиографическая ли эта история? ))



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Raymond Radiguet. 1921 г.

Творческий вирус сюрреализма

В марте 1926 года Валентина посетила одну из первых выставок сюрреалистов, где познакомилась с поэтом Полем Элюаром (Paul Éluard, 14 декабря 1895 - 18 ноября 1952).



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Paul Eluard. 1953 г.
Valentine Hugo (French, 1887-1968) Portrait du poète Paul Eluard (1895-1952). 1954 г.

Их встреча положила начало многолетней дружбе и сотрудничеству. Пишут, что у художницы и поэта случился даже короткий роман, несмотря на то, что Элюар был женат в то время на своей музе Гале (Елене Дьяконовой), которая через несколько лет уйдет к Сальвадору Дали. В биографиях Элюара пишут, что именно в 1926 году, за день до выхода из печати его поэтического сборника «Умирать оттого, что не умираешь», он, неожиданно для всех оставил прощальную записку отцу и уехал. Гала и его друзья думали, что он решил покончить жизнь самоубийством. Возможно, в этот период и случился роман с Валентиной.



Man Ray (Emmanuel Rudnitsky) (American-French, 1890-1976) Paul Éluard and Valentine Hugo. 1935 г.

Но биографы поэта настаивают на том, что поэт отправился в кругосветное путешествие, которое продлилось семь месяцев. Уехав подальше от дома, он написал письмо жене, и Гала рванула к мужу и присоединилась к вояжу где-то в Азии. Впрочем, адюльтерная сторона жизни Валентины Гюго меня интересует меньше всего.



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Sept portraits de Paul Eluard.

В начале 1930-х художница сделала немало иллюстраций к поэзии Элюара, который также входил в сюрреалистический кружок Бретона. Историки пишут, что Валентина иллюстрировала произведения Элюара до самой его смерти в 1952 году. А ведь поэт за всю свою творческую жизнь выпустил более сотни поэтических сборников.

В 1927 году Валентина выступила художником по костюмам к фильму «Страсти Жанны Д'Арк» (Le Passion de Jeanne d'Ark), поставленному режиссером Карлом Теодором Дрейером, а затем вплотную заинтересовалась сюрреализмом. К 1928 году художница познакомилась уже со многими сюрреалистами и стала активно с ними сотрудничать. Кстати, Валентину Гюго французские историки искусства считают первой женщиной, которая примкнула к сюрреалистам в качестве профессионального художника. В прессе ее называли «визуальным переводчиком сюрреалистических текстов».



Групповая фотография сюрреалистов.
"Le surréalisme prend un bon départ" (Сюрреализм сделал хороший старт). 1924 г.

На почве любви к «сюру» в семье Валентины наметился разлад. Жан Гюго категорически не признавал сюрреалистического движения, их вкусы и взгляды на творчество разошлись. Кроме того, супруги решили, что их брак, заключенный десять лет назад, был ошибкой. В 1929 году Жан Гюго разошелся с Валентиной, и в 1932 году пара оформила официально развод. Замечу вслед за многими биографами, что, несмотря на разрыв супружеских отношений, Жан с Валентиной оставались друзьями и поддерживали отношения до самой смерти художницы.

Об Андре Бретоне

Итак, период 1930-1936 годов в творчестве Валентины прошел под знаком сюрреализма. Вместе с сюрреалистами художница выставлялась в 1933 году в Салоне Независимых, а в 1936 году – на выставке «Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Кроме того, выставки с участием ее работ прошли в Тенерифе (1935), Копенгагене (1935), снова в Нью-Йорке (1937) и Токио (1937).



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Fée par la fenêtre. 1937 г.



Valentine Hugo (French, 1887-1968) La dame d'onze heure. 1939 г.

В 1935 году художница выступила в роли модели для работ фотографа Мана Рэя. Снимал знаменитый американский фотограф Валентину и позже, живя в Париже.



Man Ray (Emmanuel Rudnitsky) (American-French, 1890-1976) Solarized Portrait of Valentine Hugo. 1935-1936 гг. Minneapolis Institute of Arts
Man Ray (Emmanuel Rudnitsky) (American-French, 1890-1976) Portrait of Valentine Hugo.

Гюго выставлялась вместе с известными представителями авангардных течений - Максом Эрнстом, Альберто Джакометти, Пабло Пикассо, Марселем Дюшаном, но постепенно Валентина стала испытывать моральное неудовлетворение, которое усугублялось финансовыми трудностями, наступившими после кризиса 1929 года и упадка на рынке искусства.



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Pierrot-Jazz. 1930 г.

С августа 1930 года по октябрь 1932 года у Валентины случился роман с одним из основоположников сюрреализма, писателем и поэтом Андре Бретоном (André Breton, 19 февраля 1896 - 28 сентября 1966).



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Les amants de Paris dit portrait de Valentine Hugo et Andre Breton. 1930 г.

Молодой, уверенный в себе поэт вместе с членами своей художественной группы еще с начала 1920-х годов привлекал внимание парижской публики многочисленными скандалами, неординарными презентациями своих работ, регулярными спорами и драками на мероприятиях разного уровня. Такой талантливый эпатажист, "самопровозглашенный лидер сюрреалистов" не мог, наверное, не понравиться художнице.



Valentine Hugo

К тому же сердце Андре было на тот момент свободно, он не так давно развелся со своей первой женой Симоне Кан, с которой познакомился в 1920 году на скамейке Люксембургского сада и прожил счастливо больше десяти лет. После развода мадам Симоне увлечется политикой, станет ярой коммунисткой, а затем выйдет замуж за мсье Коллине и станет хозяйкой крупной галереи современного искусства.
Весь «водоворот романов» начала 1930-х годов проходил на глазах Валентины. Жена Элюара Елена Дьяконова, которую он нежно называл Гала, в 1930 году бросила поэта и ушла к Сальвадору Дали, Элюар потосковал, но вскоре познакомился с Марией Бенц, своей будущей супругой (кстати вторую жену Поль нежно называл Нюш).

После расставания с Валентиной Андре Бретон в 1934 году тоже женится во второй раз, на этот раз на художнице Жаклин Ламба (Jacqueline Lamba-Breton, 17 ноября 1910 - 20 июля 1993), ставшей его Музой и персонажем многих произведений поэта.



Jacqueline Lamba
Jacqueline Lamba 1935 г.

Но и этот брак продлился не более 10 лет, хотя в нем у поэта родилась дочь. В 1943 году Андре и Жаклин расстались, художница вышла замуж за американского скульптора Дэвида Хэйра и переехала в США. Видимо, поэтому во многих источниках она значится американской, а не французской художницей. Отмечу также, что увлечение Жаклин сюрреализмом длилось между 1934-1947 годами.

Третьей женой Бретона стала художница и писательница Элиза Биндорф (Elisa Bindorff, 25 апреля 1906 - 5 апреля 2000). Она родилась в Чили, после развода с первым мужем - чилийским политиком Бенджамином Кларо, с дочерью Хименой эмигрировала в Штаты. В августе 1943 года у художницы погибает дочь (утонула во время поездки на лодке по Миссисипи), а в декабре этого же года Элиза в ресторане французской кухни на 56-й улице в Манхэттене знакомится с Бретоном. В августе 1945 года они поженились и в мае 1946 года вернулись во Францию. В Париже Элиза принимала участие в издании сюрреалистических журналов, организации выставок сюрреалистов, даже сама периодически выставлялась, но как пишут историки, до конца жизни Бретона Элиза «находилась в тени теоретика сюрреализма».



Photograph Ida Kar Elisa Bindorff-Breton e André Breton 1960 National Portrait Gallery, London

Уход от сюрреализма

В течение тех двух лет, когда Валентина находилась рядом с Бретоном, она познакомилась и подружилась со многими новыми представителями сюрреалистического направления, художниками и поэтами. Среди них были немецкий авангардист Макс Эрнст (Max Ernst, 2 апреля 1891 - 1 апреля 1976), румынский поэт еврейского происхождения, основатель дадаизма Тристан Тцара (Tristan Tzara, 14 апреля 1896 - 24 декабря 1963), поэт, график и коллажист, представитель дадаизма Жорж Унье (Georges Hugnet, 11 июля 1906 – 26 июня 1974), поэт-лирик Рене Шар (René Char, 14 июня 1907 - 19 февраля 1988) и др.



Max Ernst (German, 1891-1976) Self-Portrait 1909 г.
Robert Delaunay (French, 1885-1941) Portrait of TristanTzara.



Georges Hugnet (1906-1974)
Rene Char (1907-1988)

Позже Валентина тепло общалась и с женой Элюара Нюш, и с женой Бретона Жаклин.



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Portrait de Dominique Eluard. 1945 г.

Художница оставила выполненные в сюрреалистическом стиле портреты многих представителей данного направления искусства, выполнила даже групповой коллаж членов группы сюрреалистов.



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Portrait des poetes surrealistes. 1932 г.



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Portrait d'Arthur Rimbaud. 1933 г.



Valentine Hugo (French, 1887-1968) Portrait d'Pablo Picasso.

Гюго много работала, как книжный иллюстратор. Она оформила книгу «Песни Мальдорора» (1933) позднего романтика, поэта Изидора Люсьена Дюкасса (Isidore Lucien Ducasse, 1846-1870), писавшего под псевдонимом Граф Лотреамон. Проиллюстрировала причудливые сказки Ахима фон Арнима (1933), к которым написал предисловие Бретон. Создала иллюстрации к произведениям Рене Кревеля (1932), Рене Шара (1937) и Артюра Рембо (1939).

К 1937 году Валентина Гюго отходит от сюрреализма и покидает группу мастеров этого жанра.
Причин тому было несколько. Во-первых, Францию покинули лидеры движения Поль Элюар, Рене Шар и Тристан Тцара, а во-вторых, на художницу произвела неизгладимое впечатление весть о самоубийства в 1935 году писателя - дадаиста и сюрреалиста Рене Кревеля (René Crevel, 10 августа 1900 - 18 июня 1935).



René Crevel
Photograph Berenice Abbott Portrait of René Crevel. Paris, 1927 г.

Талантливый прозаик родился в Париже в семье буржуа, в 14 лет он стал свидетелем суицида отца. Получив образование в Сорбонне, в 1921 году Рене познакомился с Андре Бретоном и присоединился к движению сюрреалистов, но в 1923 году был изгнан из группы по причине своей гомосексуальности.



Андре Бретон (слева), Сальвадор Дали (в центре) и Рене Кревель (справа).

В 1926 году врачи у него обнаруживают туберкулёз, вследствие чего молодой писатель начинает употреблять морфий. В 1927 году Кревель вступает во Французскую компартию, в 1929 году вновь воссоединяется с сюрреалистами. Историки считают, что Кревель покончил с собой – повесился по примеру своего отца - после того, как узнал, что у него прогрессирует туберкулёз почек, но основной причиной стал факт изгнания делегации сюрреалистов с Международного конгресса писателей и его неудачных попыток вернуть писателей на конгресс. Кревель известен по двум романам - «Моё тело и я» (1925) и «Клавесин Дидро» (1932), которые были опубликованы еще при его жизни.

Послесловие

Последующие тридцать лет художница провела практически в уединении.



Photograph Andre Kertesz Photo of Princess Faucigny-Lucinge and Valentine Hugo.

В январе 1940 года директор радиостанции Мондиаль Жан Фрассе пригласил Валентину работать на станцию в роли обозревателя, но уже в июне этого же года она бросила работу, после того, как радиостанцией стали руководить немцы, оккупировавшие Париж.
Всю оккупацию и все последующие годы после войны художница провела в своей квартире на улице де Сонтей, недалеко от площади Виктора Гюго, предпочитая одиночество и даже редко выходя из дома на шумные улицы столицы. Она еще выступала несколько раз в роли иллюстратора к сборникам стихов Поля Элюара, встретившись с ним в 1942 году, после долгой разлуки. Оформила также книги Роже Пейрефитта (1946) и Тристана Лермита (1949). Но в начале 1960-х всеми забытая художница была вынуждена распродавать свою библиотеку и ценные картины, чтобы как-то существовать.



Valentine Hugo

Умерла Валентина Гюго в одиночестве и бедности, в день своего восемьдесят первого дня рождения, пережив многих своих коллег и друзей юности.
В 1977 году культурный центр Тибо де Шампань в Труа провел первую персональную ретроспективную выставку работ художницы. Больше о выставках Валентины Гюго я не встретил информации…

Источники – Википедия, электронные словари и энциклопедии, сайты 1, 2.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
Рубрики:  ЖЗЛ/Художники и скульпторы
Забытые имена
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку