-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Editorskoe

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.08.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2948

Editorskoe





С детства мечтал получать зарплату за чтение книг.
Мечта сбылась – тружусь главным редактором.
Любимое занятие – вычеркивать лишнее.

Ход за нами

Понедельник, 03 Ноября 2014 г. 02:59 + в цитатник
Я снова о ридерах.
Мы (я про нашу редакцию) объявили такую специфическую историю – попросили тех, кто читает, принять участие в конкурсе ридеров. Потому как, мы все читать не успеваем, а вот наши будущие ридеры будут успевать и нам рекомендовать. И как бы те, кто откликнулся, а откликнулось в результате около 200 человек – это вот такие совершенно замечательные люди, потому что они нам начали предлагать авторов, о которых они сами, как правило ничего не знают, кроме того, что нашим конкурсантам нравятся эти тексты. Кажется, что мелочь, но это же очень круто написать в редакцию и попросить об издании совершенно незнакомого человека. Спасибо Вам огромное.
Попалось несколько человек, которые тут же попытались уличить редакцию в том, что мы вот прямо сейчас вообще перестаем читать тексты, начинаем насаждать коррупцию… ну, как бы в который раз подтвердилась простая история про книжное сообщество. Тот, кто что-то делает, у того просто нет времени заниматься всякой ерундой.
Теперь ход за нами, начинаем читать, думать. И спасибо даже за те тексты, которые заведомо никуда, спасибо тем, с кем, увы, не будем работать – за вашу преданность книгам.

Метки:  

Здравствуй, ридер!

Среда, 01 Октября 2014 г. 18:56 + в цитатник
Не секрет – мы физически не успеваем читать все тексты, которые приходят в редакционную почту. А вдруг там шедевры?
Почему не успеваем? Если редактор работает хорошо, то примерно через год у него есть, что читать от уже действующих авторов, от агентов, от коллег… Разрыв между поступлением письма в редакционную почту и его прочтением все увеличивается…
С другой стороны – ну, не все надо читать. Большая часть того, что лежит у нас в почте – должна быть отсеяна, вопрос – кем?
Поэтому, мы решили найти тех – кто отсеет.
Как?
Как именно – написано здесь:
http://www.astrel-spb.ru/arkhiv-novostej/2973-reda...strel-spb-ishchet-riderov.html
В чем суть – участники конкурса ридеров присылают нам до 5-ти текстов. Эти тексты мы читаем в первую очередь. И не столько для публикации, сколько для оценки вкуса ридера и его понимания того, что может публиковаться в коммерческом издательстве, а что нет.
Лучшие пройдут еще один отбор, а на выходе мы получим людей, которым мы можем доверить нашу безразмерную почту, дабы они вытаскивали оттуда самородки.
Еще раз. На первом этапе нас интересует не столько текст, сколько – насколько себя проявил ридер.
Понятно, что те люди, которые смогут притащить в редакцию тексты, причем не просто тексты, а те, которые доживут до публикации – будут поощряться деньгами. Фактически, ридер становится своеобразным агентом.
Быть может, это как-то вообще поможет появиться в стране большему количеству литературных агентов.
Есть специальный почтовый ящик: ast-reader@yandex.ru – туда слать, и там же задавать вопросы, если что-то непонятно.
Я очень надеюсь на эту историю, потому что твердо уверен, любой автор заслуживает как минимум, отказа. И знаю, что талантливые произведения пишутся каждый день, вне зависимости ни от чего.
P.S. Решение о публикации в любом случае остается за редактором. Но ему будет легче сделать выбор.

Метки:  

Писать или не писать?

Вторник, 23 Сентября 2014 г. 20:22 + в цитатник
Когда этот вопрос задают себе писатели вполне профессиональные, с десятком изданных книг, знающие входы и выходы всех адекватных редакций – не смешно.
Если можешь не писать – значит - надо не писать.
Это просто.
Трудно стать балериной, но профессиональных балерин – значительно больше, чем писателей профессионалов. Летчиков истребителей больше, а актеров московских и петербургских театров, снимающихся в сериалах и полном метре – больше намного.
Я о чем, писатель – профессионал, то есть автор, зарабатывающий на жизнь литературным трудом – это часть европейской элиты.
Совокупность качеств, для достижения своего места на полке кажется, но только кажется, вполне себе распространенной.
Ну, что там?
Способность создавать текст каждый день по 4-5 часов при любой погоде.
Умение взять и стать любым из своих героев.
Просто быстро печатать.
Уметь описать словами вот то, что именно сейчас надо описать – страх, удивление, шторм, штиль, вкус сырого мяса обитателя другой планеты.
А еще закопаться в горы материала и все же вырвать на свет божий, то нужное, а не просто прочесть статью в Википедии.
Ну, и еще ты психолог и манипулятор, и хотелось бы, но это не обязательно, поэт…
А еще удача.
Писать или не писать?
Конечно, писать.

Метки:  


Процитировано 1 раз

Преступление и доказательство

Воскресенье, 17 Августа 2014 г. 02:59 + в цитатник
Мы точно знаем, что надо повторять. Если один раз на третьей странице книги вы написали, что у героя есть сестра, читатель точно будет в ступоре на сто восемнадцатой, когда некая девица бросится на шею персонажу. И так везде. И так во всем. Повторять, при этом не дословно, то есть информация должна каждый раз даваться несколько иначе.
Все дело в работе мозга, важная информация выделяется либо максимальной эмоциональной насыщенностью, либо… ну, да повторами.
Причем повтор нужен не только для напоминания тех или иных деталей. Все еще хуже. Своеобразные повторы нужны чтобы обозначить абсолютно все. Мало написать – «побежал». Чтобы задать движение, вам придется так или иначе обозначить это еще как-то. Проносящимися мимо стенами, сбившимся дыханием, оторвавшейся подошвой…
Ничто не становится доступно читателю с одного слова. И повтор работает практически как улики содеянного.
Каждый раз писатель работает прокурором, и каждое свое «обвинение» он должен доказать. Написали – хороший человек, доказывайте. Делами, эмоциями и, конечно, повторами. Написали – убил, докажи - пулей, ощущением рукоятки пистолета, запахом пороха.

Простые вещи

Воскресенье, 10 Августа 2014 г. 22:59 + в цитатник
Ну, вот автор пишет очередного гаррипоттера. Нормальная история, люди такое покупают. Ну, ладно, язык не фонтан, так у нас мало у кого фонтан, все больше отдельные струйки. Ну, вот с чувством юмора – огромные проблемы. Герои натужно шутят, страницы через три догадываешься, почему же персонажи смеются. А ведь с юмором вообще все просто. Даешь почитать соседу по лестничной клетке, жене, начальнику, водителю трамвая, все равно – если не смеются, значит нет юмора. Все просто. Что делать, если не смеются? Два варианта – решить, что у тебя уникальное чувство юмора – это вариант неправильный. Вариант правильный - выкинуть юмор из текста. То есть, герои не шутят, занимаются делами более важными – валят чудовищ, любят красавиц, вкусно едят странные вещи. Некоторые советуют разбавлять анекдотами, не знаю, ничто так не раздражает, как чужой анекдот в авторском тексте.
Ладно, с чувством юмора проехали. Правила игры. К примеру, поступает герой в волшебную школу и не на шару, как тот самый Гарри, а на конкурсной основе. Автор жестко так объясняет – кто не пройдет любой тур, а отборочных туров много – тот, ага, до свидания.
Понятно. На деле – половина не проходит, но продолжает учиться, мало того, автор еще и акцентирует на том, что он в курсе… Это мелочь, но всерьез задалбывает, когда автор придумывает правила игры и тут же начинает писать «чисто по понятиям».
Автор, в стране до хрена народу, который живёт по понятиям, ну, хоть в книге можно свои собственные правила соблюдать???? Ты не гаишник, не налоговый инспектор и не министр иностранных дел, ты - АВТОР. Так какого ты нас – читателей держишь за лохов? Трудно было собственный текст перечитать? Противно? Засыпаешь на первой странице? Что ж ты его редактору отправляешь?
Последнее простое. Хорошо, день, потом неделя, а ней и месяц не заладились, и пока ты наконец дошел до реального начала действия прошло 70 страниц. Бывает. А слабо теперь вот эти самые 70 страниц выделить и нажать на кнопку del? Ну, если совсем слабо, то хотя бы вырезать, чтобы сохранить в каком-то другом файле. Не том, который ты собираешься нести людям.
Гарри Поттер сразу начинается с действия. Старухе Роулинг было «вмоготу» перечитать шедевр и лишнее отрезать. Конечно, ты, который пишешь клона уже всего тысяча сто семьдесят восьмую поттериану, значительно круче. Тебе это не надо.
Ну, так а от редактора чего ты ждешь, если ты не можешь сделать хотя бы эти три простые вещи:
– не пытаться смешить, если не умеешь;
- тупо перечитать текст и убрать нестыковки;
- и хотя бы начинать книгу сразу с начала, а не с бесконечного ненужного вступления.

Другие системы продаж

Пятница, 01 Августа 2014 г. 02:04 + в цитатник
Как бы нормальная история, что издатель – это зло.
То есть издает, что ни попадя, а точнее, только то, что деньги приносит, а все стоящее ногами отпихивает, да еще и глумится над настоящими , то есть некоммерческими авторами.
Мы в редакции время от времени рискуем нарваться на серьезные проблемы и некоммерческие книги все-таки издаем. Где-то в одном случае из десяти они вдруг начинают продаваться, воодушевляя нас на следующий подвиг. Но мало кто представляет себе то отчаянье в глазах редактора, когда книга, которую пробивал через таких циников, как я, как руководство холдинга и таки пробил… Так вот эта книга вообще не заинтересовала торговцев. Мучения над обложкой, форматом, названием, рассылка писем… ну, по классической схеме – убей, укради, но книгу продай… все без толку. Ну, не продается и все.
Я тут приехал в гости в один книжный магазин. Разговорились. Выяснилось, что самая ходовая литература у них детская. Я, как тот самый лысый – всё о расческе, я о книгах Кати Матюшкиной. Продавец, он же хозяин магазина в принципе не в курсе о существовании такого автора. Мой намек, что продается то у всех хорошо, почему бы… Так это ж дорогие книги… Просто, чтобы понимать, , если мы отдаем книгу по 100, то меньше 250 она в магазине стоить не будет. Дык может, чтобы книга была не такая дорогая не на 2,5 умножить, а на два?
Я вообще про что? Издатели, конечно, сволочи, но вот конкретно в этом и еще в десятках других магазинов единственный критерий – чтобы дешевле, и вообще все равно что. Акунин, Улицкая, Веллер и Чуковский будут продаваться, все остальное – исключительно вопрос цены. Ну, как-то это не правильно. Может есть какие-то другие системы продаж? Может в принципе надо как-то наконец учиться продавать книги «настоящим образом». А то ведь у нас две тенденции – либо забить супермаркетами пол Невского проспекта и поставить книги по цене - одну продать и окупиться или нам все равно все, лишь бы дешево.
А маркетологи пытаются что-то высчитать, куда-то прогнозировать…

Война идет не из-за книг

Пятница, 18 Июля 2014 г. 01:50 + в цитатник
Время такое, что кажется - о чем писать, зачем писать? Стоит зайти в сеть и любой сюжет, любой замысел разбивается в дребезги.
И кажется, что за пределами социальных сетей и сетей телевизионных все исчезло. Конечно, книга так не работает. Книга по сути своей никогда не дает готовую картину мира, готовых героев и злодеев, всегда читатель становится соавтором, всегда читатель становиться сотворцом новой реальности. А это такая ценная штука, способность к созиданию. Вполне возможно, что это вообще самое главное, что есть у вида homo sapiens.
И, наверное, важно и сейчас не пытаться копировать компьютерные игры, выпуски новостей, вебсайты…
Писатель, пусть он фантаст, сказочник или автор криминального романа честнее журналиста, иллюзия достоверности реальнее фотографии из блога. За последние годы издано какое-то неимоверное количество книг, в которых главным было одно – герой мочит всех. Иногда останавливаясь, чтобы поведать читателю смутную концепцию автора в духе «в чем сила брат?». Ясное дело в превосходящей огневой мощи. Нет, война идет не из-за книг. Но каждой такой книгой мы добавляем войне силы. И в этих книгах нет ни правды, ни силы, ни таланта. Чтобы убедиться - достаточно начать писать и убедиться – честно такое создать невозможно.

Герой... это когда

Среда, 18 Июня 2014 г. 20:18 + в цитатник
Формула «это когда» выручала не одно поколение учащихся, но в литературе помогает мало. Тут оценки ставит читатель. И читатель ставит отлично книгам, где есть не просто интересные персонажи, а Его Величество Главный Герой. Чтобы попереживать за него любимого, чтобы поставить себя на его место.
Возникает вопрос – а герой, это кто? И в каком случае он герой, а в каком нет?
ГЕрой, если совершает что-то героическое.
Если на персонажа падает труп, а рядом паспорт убийцы… - это не подвиг.
Подвиг, если персонаж найдет этот самый паспорт. То есть герой должен что-то делать, он преодолевает препятствия в силу присущих ему качеств, часто вопреки этим самым качествам, а не просто является свидетелем тому, как вокруг что-то случается.
Если подходить совсем уж строго, мало преодолевать, герой должен меняться. Мало того, что он что-то делает с препятствиями, они тоже что-то такое с ним делает, в результате чего он становится другим. Был мальчиком стал девочкой, был лейтенантом, стал генералом, был наивным юнцом, стал инквизитором, был злодеем, взял и спас мир…
Конечно, есть случаи, когда герой вообще не меняется. В классическом детективе герой от книги к книге – все тот же, и м.б. именно в этом кайф. Но это возможно лишь в том случае, когда герой уже велик. Как Холмс или Мегрэ.
Герой – это удобно. Герой стягивает роман в одну историю, заставляет читать просто потому, что интересно, чем же с ним все это кончится. Не побрезгуйте, если уж сочиняете, не забудьте про главного героя и три его подвига. Трех – вполне достаточно для любого жанра.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Все течет… и все из меня

Среда, 04 Июня 2014 г. 13:34 + в цитатник
Как можно написать 30 авторских? Нет, я читал Толстого. Но у него героев много, сюжетных линий до дури, а вот такая книга МТА от первого лица и 30. Я даже молчу про то, что думает редактор, когда он понимает, ему вот это все читать.
Но о покупателе кто-то думал? Большая книга – это много бумаги. Она и стоит – ого, сколько! И читатель должен непременно купить ее за все полновесные 500, а то и 600 рублей, потому что автор все никак не мог остановится.
На самом деле в 12 авторских листов запросто укладывается мощнейший сюжет с психологической проработкой персонажей. Что не укладывается в 12 – легко вмещается в 15-16. Все, что больше – либо гениальные романы a la “Дом, в котором…” Мариам Петросян, либо просто тот самый случай, когда из автора течет, и он считает, что ни одна буква не должна пропасть даром.
Бесконечные потоки сознания, конечные, но многократные повторы, до мелочей выписанные вторичные персонажи, причем появляются эти персонажи, кажется, только для того, чтобы быть описанными, и тут же сгинуть. Начатые и брошенные сюжетные линии…
С другой стороны – завидую. Я как не напишу рассказ, так две страницы и все. А люди вообще без сюжета сооружают миллионы знаков.
Я на самом деле за фильтры. Причем, чтобы не редактор был фильтром, а вот сам автор – брал и перечитывал написанное, отделял лишнее. Все, что можно отрезать – надо резать безжалостно. Аппендиксы линий, рассуждений, ненужные герои – все в корзину. Ну, или в отдельную папку. Опыт подсказывает, что эта папка не пригодится – никогда.


Понравилось: 1 пользователю

Достали вы со своим сюжетом

Среда, 14 Мая 2014 г. 18:56 + в цитатник
Ну, примерно такая мысль проскальзывает в голове у автора после прочтения рецензии на свою «нетленку». Конечно, сюжет может быть, а может, и не быть, и это личное дело пишущего. Вопрос, да что же в нем такого замечательного?
Дело не в сюжете, а в читателе. Человек так устроен, что фиксирует, в первую очередь, изменение. Чем масштабнее это изменение, тем больше внимания оно привлекает. Присоединение Крыма – классический случай, глобальное изменение – и внимание просто зашкаливает. Когда ровно там же особо ничего не происходило… ну, да, еще три месяца назад было неинтересно.
Наличие сюжета – гарантия изменений, а значит, гарантия внимания читателя к написанному, Меняется по ходу пьесы герой, сменяются обстоятельства, кто-то кого-то побеждает… Вероятно, крайний случай сюжета с изменениями – это сказка и фантастика. Превращения, глобальные катастрофы, звездные флотилии… Особый шарм - обратимость изменений, даже, если герой умер, вполне возможно, он еще оживет.
Повторюсь - можно и без всего этого - просто любоваться шаром на горизонтальной плоскости, который никогда никуда не покатится, потому как он в состоянии абсолютного покоя… И так все двенадцать томов полного собрания сочинений.



Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Книга и кот

Вторник, 22 Апреля 2014 г. 23:28 + в цитатник
Простая понятная ситуация – кот подошел и хочет внимания. А вы читаете. Есть два варианта: либо забыть о книге, либо забыть о коте.
Вопрос – в каком случае вы не оторветесь от книги?
Важно и то, что кот – не единственный фактор. Телевизор, facebook, да мало ли что. Но некоторые книги заставляют себя читать, а остальные ждут, когда вы о них вспомните.
И у меня есть сомнения, что вы не отрываетесь от книги, потому что – боже, какой язык. Думаю, что - сюжет, интрига, чем же все это кончится??? А-а-а, что с героем????
Вот то, что заставляет читать не отрываясь.
Конечно, есть еще такой жанр, как философский словарь. То есть книги предназначенные для неторопливого вдумчивого чтения существуют, только странно, если их пишут в жанре детектива или фантастики.
Завязка – не просто литературный термин, я не могу понять, что движет автором, помещающий интригующие события в на страницу страшно далекую от первой. Хотя нет, могу – просто вот автору эта самая интрига – не интересна. Он понимает, что все-таки надо что-то такое предложить читателю, но… Примерно так себя чувствует таксист, который так и не стал гонщиком Формулы. То есть хочется ехать быстро и не здесь, а приходится все-таки заехать за пассажиром, и таки отвести его на вокзал. Вовремя.
Не могу никого винить в том, что не всегда мы делаем то, что хочется. Интрига создается достаточно просто, рецепты известны, техника ясна. И без завязки – пружины всего сюжета – никуда.
И самое страшное – эту самую интригу нужно поддерживать даже не до середины книги – до финала.

Инвентаризация писателей

Вторник, 15 Апреля 2014 г. 10:59 + в цитатник
Хорошее словосочетание? Во времена зеленых человечков, уже не подкрадывающегося, а гремящего сапогами сссэра – нормальное. При этом, я знаю пару сотен писателей, которые будут только рады попасть в большую амбарную книгу, лишь бы вот было написано – товарищ Тютькин таки есть писатель земли русской. Точка. В Петербурге руководство захотело проинвентаризировать писателей…
Вообще желание заполучить списки, отчеты, таблицы – это такой нормальный диагноз двух вещей – тот, кто запрашивает не вполне понимает, что происходит, и у него появился зуд, что-то с этим непонятным сделать.
Писатели они непонятные, то пишут, то не пишут, причем о разном, некоторые страшно подумать, даже доходят до эротики. Как известно, секс в СССР пропал не сразу, сначала куда-то юркнула эротика.
В общем всех нас сосчитают, а потом что-то сделают. Не знаю, может, поставят перед нами задачи правильные, может, запретят чего-нибудь… Может введут нормы, давно пора – не меньше авторского листа в неделю, причем, чтобы не меньше двух военно-патриотических сцен в каждом листе. Глядишь, и тиражи поднимутся, государство оно же поможет, у нас еще сотни тысяч «Поднятой целины» хранятся в стратегических запасах, ну, положат туда еще пару миллионов правильных книг. На случай войны – отличный материал для растопки…
Государственная поддержка, она такая трудная вещь. То есть звучит хорошо, а на практике… Мой командир любил инвентаризировать содержимое тумбочек у вверенной ему роты. Его сильно раздражала зубная паста. Суть в том, что стоит один раз почистить зубы, как тюбик теряет свою изначальную целостность и строгий вид. Мало того, форма этого самого тюбика у всех получается разная, что раздражало его еще сильнее. Потому, в целях достижения единообразия, тюбики выбрасывались, а нас заставляли покупать новые и строго запрещали ими пользоваться…
Такая эстетика. Боюсь, что чем сильнее государство будет помогать литературе, тем меньше этой самой литературы будет. Дело в том, что, также, как и моего командира не очень волновало состояние ротовой полости рядовых, так и начальники госкультуры не очень озадачены читателями, главное обеспечить единообразие и инвентаризацию книг.
И ведь все знают, что это путь в никуда. Но шагаем, еще пару метров и песню запоем – «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед…». Я знаю еще пару способ передвижения.

Здравствуй, kindle!

Четверг, 03 Апреля 2014 г. 20:47 + в цитатник
Всем доброго и спасибо, на самом деле советы были разные, но много полезных. Самым интересным мне показался рецепт от Анонима: http://urlid.ru/bn70. Потому - как-то мне напишите, не совсем понимаю, что мне придется делать, если кто-то выдаст за вас себя, будет забавно.

Книги против рынка

Воскресенье, 23 Марта 2014 г. 22:02 + в цитатник
Книги всегда были в некоторой степени антирыночным товаром. Духовное, а книги – это же как раз оно, противостоит изо всех сил материальному – то есть деньгам, рекламе, маркетингу…
И до тех пор, пока существовал книжный дефицит – все складывалось.
Система начала давать сбой, но то, что существующие книжные сети, скажем так, прислушивались к крупнейшим игрокам, как-то ситуацию спасало. Но сетей стало меньше, и, так или иначе, приоритетом для книготорговцем является, совершенно одно – заработок.
С учетом существующих арендных цен – большой заработок. Иначе никак.
И результат уже вполне понятен. Сама по себе хорошая книга – то эфемерное нечто – уже никому не интересна. Интересен товар, то есть продукт + маркетинговое обеспечение.
В качестве искомового – известная фамилия, хорошая серия, продаваемый формат, спекулятивная тематика… То самое уникальное торговое предложение, которое имеет отношение много к чему, но к книгам…
Современный редактор рассматривая рукопись смотрит на буквы, а в голове прокручивает то самое УТП. И сильно удивляется, если автор к тому же не только не побеспокоился об уникальном предложении, но еще и не вполне понимает свою целевую аудиторию.
Собственно это азы, коль хотите заработать, извольте понимать реалии рынка. Проблема в том, что есть не только жанровая литература, где все это нормально работает, не только деловая литература и правила дорожного движения, есть еще так называемая современная проза, которая пишется не потому, что вот ниша открылась, а потому, что не написать автор не мог. То есть искусство в чистом виде. И здесь свои законы. Как-то ведь продаются картины и все то, что носит некую приставку «арт».
Но для этого нужна среда. Она в какой-то степени есть. Но, увы, именно в какой-то. Есть блоги и сообщества, но серьезного экспертного сообщества, к мнению которого не просто прислушивались, но которое было бы просто реально услышать – фактически нет.
Книг значительно больше, чем картин и фильмов, чтобы создать рецензию, нужно потратить времени – аж достаточно и за это практически никто не хочет платить… И это в свою очередь связано именно с тем, что это не тот контент, который обеспечивает тиражи.
Не хотелось бы, чтобы этот пост воспринимался, как некий стон… Если кто-то готов предложить реальную историю по продвижению (закупку эфирного времени на первом канале не предлагать), я готов не только ею заняться, но и премировать придумщика последним киндлом.
Может, чего-то придумаем?


Понравилось: 1 пользователю

Мечты сбываются

Пятница, 14 Марта 2014 г. 18:43 + в цитатник
“Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков...”

И как-то ничего хорошего не чувствую от того, что и в наше время все здорово с “такой точностью” и, кажется, что и большевики вот-вот покажутся с шашками наголо. А в детстве так завидовал, так мечтал о "настоящих" временах. Детские мечты сбываются всегда, только всегда не вовремя.
Юзефович как-то сказал, что для писателя важен эмоциональный опыт, и вот тут наше время очень кстати, в Крыму и рядом можно сейчас набираться эмоций со страшной силой. Вероятно, и книги скоро буду востребованы соответствующие, на самом деле, и раньше человек с ружьем, мочивший всевозможных врагов, воспринимался публикой на ура, но все это было в литературе жанровой, сейчас же могут появится уже совершенно бестселлеры, то есть и для мала и для велика, ну, что-нибудь типа – «Записки одинокого беркута» или «Последний бендеровец»…
Не надо ворошить начало века двадцатого, не надо изобретать звездные империи – все происходит здесь и сейчас – твори писатель, читатель ждет своего кумира…

…И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

P.S. Фрагменты из стихотворения Павла Когана “Лирическое отступление” 1940-1941

Иллюзия достоверности

Суббота, 01 Марта 2014 г. 14:29 + в цитатник
У профессии редактора есть побочные эффекты. Ты уже не так смотришь фильмы, читаешь книги… Поневоле раскладываешь, анализируешь, вносишь правки… Иногда берешь в руки любимую книгу – и не можешь читать, потому что видишь огромное количество ляпов автора и удовольствие уходит.
И деться от этого особо некуда, и эффект не пропадает при чтении статей и просмотре новостей.
Есть такое понятие – иллюзия достоверности. Это то, чем владеют писатели – он пишет про планету из соседней Галактики – а ты ему веришь. Рассказывает про то, как два брата близнеца нашли своих возлюбленных и тоже близняшек, причем первые оказались принцами, а вторые принцессами – и снова веришь… Хорошим писателям веришь.
А вот телевизору я в последнее время не то, что не верю… Меня мутит от всей этой лжи, причем сделанной впопыхах, бесталанно и грубо.
Я понимаю, что мало кто может догадаться зайди в интернет, это так неожиданно… Я понимаю, что способность к критическому анализу убивалась десятилетиями, но мне казалось, что уже нельзя настолько огульно врать.
Я ошибался.
Но продолжаю надеяться, что некие базовые вещи понятны любому.
Убивать – плохо.
Вне зависимости от того, почему это делается. Или Достоевский жил в другой стране?
Даже если кто-то кого-то обидел, ну, типа решил разрушить памятник чекистам, то за это нельзя убивать.
Быть тупым – плохо. Плохо верить всему, в любом споре нужно выслушать две стороны, а еще лучше, хотя бы заглянуть в Википедию, чтобы хотя бы приблизиться к истине.
И даже, когда тебе кажется, что ты во всем прав, поставь себя на место врага. Это легко. И истина проявится. Ну, вот представьте себе - на территории Калининграда появились неизвестные вооруженные люди (то есть даже подмосковным ежикам понятно, что натовцы, просто они не признаются, а что-то между собой на каком-то иностранном лопочут…) заняли аэропорт, а облсовет обратился к Меркель с просьбой о помощи от русских националистов, которые хотят сорвать мемориальную доску с дома Канта, а некие немецкие чиновники обещают калининградцам срочно выдать немецкие паспорта… Как бы мы реагировали? Причем, думаю, много кто захочет стать калининградцем… Но дело даже не в этом, мы бы понимали, быть в Европе может и не плохо, но зачем так врать. Никаких иллюзий, никакой достоверности…
Это странно, но художественный текст оказывается справедливее и честнее выпусков новостей. Даже не так – он всегда честен в отличие от…

О тексте

Понедельник, 17 Февраля 2014 г. 03:16 + в цитатник
Есть разные причины из-за которых человек создает текст. Многие пытаются высказать некую идею. Некоторым интересно последить за превращением героя из святого в демона или наоборот. Кто-то просто пытается заработать, что не стыдно. Мало кто и все же такие есть – пытаются рассказывать истории.
Почему-то мало кто понимает, что создание текста само по себе важнее любых идей или экспериментов задуманных автором. Разумеется, я имею в виду текст достойный. Потому что качественный текст это практическое живое существо и он сам генерирует идеи, ставит эксперименты, задает вопросы… Чаще всего текст больше всего страдает, когда его ломают об колено задумки автора.
Ровно так, как нельзя родить ребенка, чтобы он стал защитником родины или кормильцем, так и текст рождается не для чего-то одного и также имеет свою собственную волю.
Искусство автора – чутье – вырастить то, что задумал, прислушиваясь к уже написанному и к тому, что не написано… – чтобы не навредить…
Не слишком ли много берет на себя писатель, думая, что он единственный создатель будущего романа?



Процитировано 1 раз

Бешенство формы

Вторник, 11 Февраля 2014 г. 03:59 + в цитатник
То, что для продаж нет ничего важнее имени на обложке, собственно обложки и названия – общее место.
То, что книги именитых авторов продаются хорошими тиражами, вне зависимости от качества текста – просто один из законов рынка.
Форма побеждает содержание. Мозг читателя просто не успевает. Оценить текст - трудно, обложку, фамилию, название – легко. И потребитель всегда выбирает легкий путь.
В странах, где идея зарабатывания деньги связана с дополнительной мыслью о том, что неплохо бы зарабатывать долго, с тупостью читателя пытаются бороться. Именно для этого существуют премии, критики, книжные колонки и литературные журналы. Выходят сборники, проходят ярмарки… Есть как рассказать о новом авторе.
Надо как-то преодолевать разрыв между креативом и творчеством. Особенно это трудно во времена, когда разница не очевидна.
Один человек пишет несколько лет роман, а другой заворачивает этот роман в название-подделку под что-то достаточно известное. Второй ценится выше. И читатель радостно снова и снова обманывается. И даже как-то неприлично этим не воспользоваться.
Один автор как-то выкладывал на Литресе книги с названиями идентичными свежевышедшим бестселлером, совершенно искренне не понимая, почему мы отказываемся публиковать эти шедевры. На самом деле мы ушли недалеко. Вопрос - как далеко мы пройдем этой дорогой.
Иногда это кажется забавной игрой. Мы все любим простые рецепты. Но забываем, что каждый такой рецепт приводит к еще одному небольшому падению доверия. И вот уже тиражи падают в разы, а мы все ищем причины в компьютерных играх и пиратах и… судорожно пытаемся быть похожими на что-то. Хотя бы по форме.

Читатель ждет уж рифмы розы…

Понедельник, 27 Января 2014 г. 03:24 + в цитатник
Есть такая штука – дежурный текст. То есть, сам по себе он не нужен, ни уму ни сердцу, но начальство сказало – надо. И текстовик отбарабанивает. И я как-то понимаю журналистов. Понятно, что их у нас особо и нет, потому как известно, задача журналистов, она же не в том, чтобы сообщить населению новость, она давно в том, чтобы сформировать у этого самого населения правильную реакцию. Тем более, что население радостно эту самую реакцию не просто формирует, но и страстно пытается донести ее до тех счастливцев, которым удалось избежать удара федерального канала или прикормленного сайта.
Пока в книгах иначе. И это как раз тот случай, когда не было счастья, да несчастье помогло. Власти нас особо в расчет не берут. Как может формировать реакцию книга с неизвестным тиражом? Ну, даже если 20 000. У самого невидимого телеканала больше в разы. И потом те, кто читают книги, они же уже сразу не нужные, подозрительные они какие-то.
Но я собственно не про политику, я про дежурный текст. Есть такие случаи в жизни, когда надо. Странным образом в своих книгах авторы сами для себя выполняют функцию начальства.
Вероятно, натыкались: идет книга, как книга… и вдруг – то ли манифест на тему той или иной идеологической благоглупости, то ли эротическая сцена, явно втискиваемая автором в текст даже не за уши, или боевая сцена, описанная ярым пацифистом, то есть все происходящее вызывает у него омерзение, но вот приходится писать боевик, поэтому… Потом герой, отстреляв нужное количество негодяев, заходит в бар, и вот тут автор снова возвращается в нормальное состояние и с кайфом описывает нюансы правильного принимания внутрь той или иной жидкости.
Понятно, что наши авторы как-то больше знакомы с барами, нежели с полигонами, но фишка в том, что и читатели знакомы с барами не понаслышке, и тут удивить их чем-то довольно трудно.
В общем есть такая штука, как дежурные тексты, которые возникают тогда, когда как бы надо написать, но автору это решительно не нравится. Кто-то не в силах описать секс, а кто-то драку, а формат требует. Получается по Пушкину –
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Я как бы и сам страдаю от свирепости дежурного текста, потому как избавляться от него трудно и долго, но пара рецептов есть.
1. Простой – не писать то, что писать не нравится. Ну, вот, если не даются боевые сцены, может, ну, его - боевики писать?
2. Сложный. Найти свой путь. К примеру, боевую сцену можно описать с точки зрения красоты пересечения траекторий, аналога жесткого секса, с точки зрения степени адреналинового опьянения и пр. То есть найти свой путь, который связан именно с вашим опытом.
3. Совсем сложный. Поймать вызов. Один талантливый автор недавно заявил, что вот такая-то сцена не является для него «чэлленджем». И это естественная реакция – драки описывают только дураки, секс описывают только пошляки, разве нет?
Писатель должен уметь все, а для этого он должен знать как. Чувствовать что. Как только углубляешься в предмет до понимания, познавания, оказывается, что там – в предмете – интересно. Математика обычно вызывает отвращение у тех, кто так и не дошел до теории множеств. Музыку не любят преимущественно невезучие, которым не удастся извлечь даже из лучшего в мире рояля ничего пристойного.

В общем – ну, его, дежурные тексты. Хотя бы в книгах.

Сказки для детей

Пятница, 17 Января 2014 г. 04:24 + в цитатник
Иногда у меня возникает чувство, что стоит человеку дожить до тридцати, как у него возникает зуд написать сказку. Вероятно, это что-то связанное с реализацией отцовско-материнских инстинктов. Вероятно, эти же инстинкты в ответе за то, что в голову никому не приходит – писать сказки – трудно.
Естественно в этих как бы сказках тут же оказывается море воспитательных элементов и вся мудрость, которую автор вынес из своей уже прожитой жизни.
Почему-то считается, что дети только этого и ждут. Ну, и издатель, конечно, ждет тоже.
Есть, варианты и хуже. Писать романы для взрослых скучно и трудно, а писать нечто, что можно назвать сказкой для взрослых – весело, потому как автору, как правило, кажется, что он точно первый.
Фишка в том, что есть искусство писать для детей и искусство писать для взрослых. А если кто-то пишет, как он думает, в сказочной формате абсолютно взрослый текст, это не делает его хорошим писателем.
Если кто-то умудрился насвистеть мотив из Аиды, это не делает его оперным певцом. Даже, если кто-то другой в этом свисте угадал оригинал.
Я не готов понять людей, которые всерьез считают, что сам по себе эзопов язык делает текст художественным произведением. От того, что в фамилиях певцов и чиновников кто-то меняет по одной букве и все это пытается преподать в виде то ли фантастического романа, то ли сказки – нет ничего, кроме страха. Напиши в блоге то, что думаешь, и закрой тему, зачем читателя мучить.
Вероятно, все происходит из школы. Нас довольно долго учили тому, что литература это такая специальная штука, с помощью которой можно кого-нибудь разбудить, перепахать… И вот люди выросли и пытаются всерьез решать какие-то свои проблемы с помощью текста. Не вопрос. Только почему это надо делать за счет ничего не подозревающих детей и их родителей, они-то думали, что им сказку продали, а не расширенный кодекс строителя коммунизма в стихах и картинках. И любители фантастики тоже тяжко переживают, когда вместо романа им подсовывают плохонький такой памфлет, во времена СССР газета «Труд» такие печатала.
Есть газеты, журналы, порталы – это все туда.
Наше издательство, вероятно, страшно далеко от социальных реалий, нам бы сказок, которые для детей, и романов, которые для читателей.


Поиск сообщений в Editorskoe
Страницы: 15 ... 11 10 [9] 8 7 ..
.. 1 Календарь