На Аляску я попал в 1994 г. во главе группы нефтяников, летевших для повышения квалификации в области экологии за счет Американского агентства международного развития (USAID). Пробить эту поездку было не просто. Эти перипетии заслуживают отдельного рассказа. Летели мы в г. Фэрбэнкс, что расположен севернее Анкориджа. Основная наша база располагалась в Университете Фэрбенкс-Аляска. Но в ходе пребывания помимо аудиторских занятий были несколько экскурсий. Мы проехали вдоль Трансаляскинского нефтепровода. Построен он был первоклассно. Трубопровод принадлежит компании Alaska Pipeline Service, имеет 11 насосных станций, его протяженность 1286 км, причем примерно половина трубопровода проложена надземным способом, половина – под землей. Диаметр трубы 1220 мм, максимальная пропускная способность 80 млн. тонн в год. Поскольку нефть подается по трубопроводу под большим давлением и издает гул. Там, где он проложен под землей этот гул отпугивает диких животных, прежде всего северных оленей. Поэтому для прохода животных на основных маршрутах их миграции трубопровод выведен на поверхность, проложен в форме ворот, и вновь уходит под землю. Часть трубопровода проходит в зоне вечной мерзлоты. Во избежание растепления вечной мерзлоты в стойки, на которых уложен трубопровод установлены холодильники, работающие по принципц теплового насоса. В порту Валдиз находится крупный нефтяной терминал. Из порта поступающая по нефтепроводу нефть танкерами транспортируется на западное побережье США в штат Калифорния. С одним из таких танкеров произошла катастрофа. 23 марта 1989 года в 21.12 нефтяной танкер Эксон Валдиз отошел от нефтяного терминала в Валдизе, и направился в Лонг-Бич, Калифорния, взяв курс на юг через пролив Принца Уильяма. В 12:04 24 марта 1989, танкер налетел на Блайт-риф. В море вылилось около 260 тыс. баррелей нефти. Эта авария считалась до недавнего времени крупнейшей экологической катастрофой на море. И только авария на нефтяной платформе Бритиш Петролиум в Мексиканском заливе превысила эти показатели. Судебные процессы по аварии у берегов Аляски продолжались еще в 2009 г. Компания Эксон понесла огромные убытки.
Теперь по маршруту прохода этого танкера возят экскурсантов. Зеленные долго добивались того, чтобы при выходе танкера все остальные суда стопорили ход – во избежание столкновения. И теперь сами же страдают от этого: ведь экскурсии проводят как раз приверженцы партии зеленых.
Мы тоже прокатились на таком катере. Осмотрели терминал, где содержится оборудование для борьбы с нефтяными разливами. Обслуживание этого терминала обходилось в 80 млн. долларов. В заливе постоянно дежурит буксир-нефтесборщик с плетью боновых заграждений. Должен признаться, что природу Аляски, красоту ее гор, ледников мы почти не видели. Помню, поражало большое количество белоголовых орлов, сидевших на камнях в небольших речушках.
В одном из ресторанчиков встретили старателя. Он показал нам небольшие чешуйки самородков золота, намытых им. Был у него и золотой песок, но в кожаном мешочке.
Вот такой я увидел Аляску.
Поездка группы нефтяников РФ на Трансаляскинский нефтепровод и по местам аварии танкера Эксон Валдиз

Наша группа у замерзшего водопада
Читать далее...