Наверняка все слышали легенду о том, как незнакомец в черном (или в сером, версии расходятся) пришел к Моцарту и заказал ему музыкальное произведение - реквием. И как Моцарт мучительно его писал. И как умер, не дописав его. И что писал его "как свой реквием", то есть для исполнения на собственных похоронах. Благодаря этой легенде и еще фильму Милоша Формана "Амадей" коммерческая судьба этого произведения беспрецедентна.
Однако всё было несколько иначе. В июле 1791 года представитель графа Вальсега (тот самый таинственный человек в черном) сделал Моцарту заказ на реквием. Заказчик, чьи интересы представлял этот человек, был не обычный, и заказ был не из простых. Граф Вальсег-цу-Штуппах имел свою собственную капеллу и любил исполнять музыку, которую он заказывал разным композиторам так, будто написал её сам. Есть все основания полагать, что Моцарт с самого начала знал, кто был заказчиком. И ему было ясно, что, принимая заказ, он тем самым отказывается от авторства. Не просто от материальной собственности на Реквием, что было бы нормально в те времена, но и от интеллектуальной собственности. Великий Моцарт выступает в качестве музыкального негра. Ему нужны были деньги - и он согласился.
Умер Моцарт в декабре того же года, но сказать, что все эти месяцы он усердно работал над реквиемом, нельзя, так как известно, что работу он постоянно откладывал, предаваясь любимой игре на бильярде. Естественно за деньги, отсюда и финансовые затруднения.
Реквием остался незавершенным, но его надо было сдавать заказчику и вдова Моцарта, Констанца, пошла на обман. Она предложила некоему Зюссмайру, композитору из окружения Моцарта, завершить реквием. В его партитуре (оригинал сохранился) отчетливо видно, что принадлежит Моцарту, а что - Зюссмайру. То ли вдова композитора была жадна до денег, то ли финансовое положение семьи было действительно плачевным, но она умудрилась продать Реквием разным людям пять раз, выдав за сочинение, полностью написанное великим Моцартом.
По своей форме реквием - это заупокойная месса, исполняемая на традиционный культовый латинский текст (принятый в католической службе). Она состоит из четырнадцати традиционных разделов, среди которых, помимо обычных частей любой мессы (« Kyrie eleison » — «Господи помилуй», « Sanctus » —«Свят», « Agnus Dei » — «Агнец божий»), обязательны части, принадлежащие только траурной мессе: « Requiem aeternam » («Вечный покой»), « Dies irae » и « Tuba mirum » («День гнева» и «Чудесная труба», где изображается страшный суд), «Lacrimosa» («Слезная»).
Музыковеды сходятся во мнении, что Requiem aeternam, Kyrie eleison - принадлежит Моцарту, включая инструментировку. От Dies irae до Lacrymosa вокальные партии тоже написаны Моцартом. Lacrymosa обрывается на тринадцатом такте. До финала работу довел Зюссмайр, которому полностью принадлежат Sanctus, Benedictus, Agnus Dei и Pie Jesu Domine.
Не буду оригинальничать и признаю, что в Реквиеме Моцарта больше всего люблю Dies Irae и Lacrimosa, как и большинство людей на этой планете.
Прилагаю Dies Irae, иллюстрированный фрагментами росписи Сикстинской капеллы (в кадре почему-то пророк Иона, ну да ладно).
code:
Lacrimosa. Поистине душераздирающе.
code: