-Я - фотограф

Иллюстрации к Стране северного ветра Дж. Макдональда

Дж. Макдональд. Страна северного ветра. Иллюстрации А. Власова (2005), издание Центр Нарния (2005)Дж. Макдональд. Страна северного ветра. Иллюстрации А. Власова (2005), издание Центр Нарния (2005)Дж. Макдональд. Страна северного ветра. Иллюстрации А. Власова (2005), издание Центр Нарния (2005)Дж. Макдональд. Страна северного ветра. Иллюстрации А. Власова (2005), издание Центр Нарния (2005)Дж. Макдональд. Страна северного ветра. Иллюстрации А. Власова (2005), издание Центр Нарния (2005)Дж. Макдональд. Страна северного ветра. Иллюстрации А. Власова (2005), издание Центр Нарния (2005)Дж. Макдональд. Страна северного ветра. Иллюстрации А. Власова (2005), издание Центр Нарния (2005)Дж. Макдональд. Страна северного ветра. Иллюстрации А. Власова (2005), издание Центр Нарния (2005)Дж. Макдональд. Страна северного ветра. Иллюстрации А. Власова (2005), издание Центр Нарния (2005)

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в WhiteKnight

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.05.2007
Записей: 721
Комментариев: 5871
Написано: 13740


ИЗ КНИЖНОГО_БУМ'a: Прот. Александр Шмеман. Дневники (1973-1983)

Пятница, 20 Апреля 2012 г. 13:02 + в цитатник
Цитата сообщения WhiteKnight Прот. Александр Шмеман. Дневники (1973-1983)

1661266_schmeman (306x432, 18Kb)
думал вчера о том, что богословие (слова о Боге, вживание в сущность веры) предполагает как свое непременное условие – либо подлинную культурность, либо же святость, в смысле простоты, смирения и т.д. Культурность, однако, это не просто знание , это приобщенность к внутренней жизни мира, к "трагедии" (в греческом смысле) человеческой истории, человеческого рода . Ибо богословие есть всегда ответ или, лучше сказать, – благовестие в ответ , благовестие как ответ


Нашла эту фразу, которую почему-то внутренне запомнила иначе: "человеку чаще всего нужна греческая трагедия, чтоб было от чего спасать".
И все "Дневники" в таких вот закладках, к которым периодически возвращаюсь.
Помню осень (свет еще теплого солнца в окно) и простуду... И больную голову мою, и как ничего не делалось, не смотрелось, не читалось, кроме коротких и простых предложений из которых состоят дневники о. Александра. Всего книга читалась не меньше месяца, то есть долго. Но только теперь хочется зафиксировать и эту осень, и ощущение от этих строк, которые весьма противоречивым кружевом ложились на мое psyche и physique.

Правда же эта, как всякая правда, одновременно и проста , и сложна , так что при изложении ее нужно всячески бороться как с ненужным усложнением (одно искажение и искушение), так и с ненужным упрощением (другое искушение). Правда о жизни проста в своей сущности и сложна в своем применении к каждой конкретной жизни…


Что это было? Записки сомневающегося священника?Не В ВЕРЕ своей сомневающегося, но в том всем, что наслаивается вокруг нее. В богословских диспутах, в семинарских и священнических амбициях, в суете вокруг и внутри церкви. В соотносимости церкви земной и Церкви... Вобщем, во всем этом внешнем. Тут хорошо что - что все эти витки сомнений можно еще раз пройти, но с умным человеком рядом) ) ).

Встреча, разлука. Начало, конец. Невозможность в "мире сем" чего бы то ни было окончательного, исполнения того обещания, что заложено во всем, но никогда в полноте не исполняющегося… Только что эти двадцать человек, которым я прочел за эту чикагскую неделю столько лекций, перестали быть анонимами, только что стала проясняться подлинная встреча , осознание единственности каждого, как вот уже – разлука. Именно потому сказано: "Крепка, как смерть, любовь»


Записки человека, умеющего быть благодарным? "Ни капли Иова", - пишет он о себе. Жизнь у о. Александра счастливая. Дом - полная чаша. Даже тяжелая болезнь, настигшая под конец, кажется, не сломила его, а просто вывела в иные сферы. Вырвала из того круга мыслей, который местами кажется становился мучительным. И через все его мысли (а мысли в "Дневниках" находятся о чем угодно - глобализация ли то, судьба русского зарубежья, литература разных стран, однополая любовь, женское священство, американские выборы или олимпийские игры), через все записи, в строках и между ними читается благодарность. И задавая себе вопрос, умею ли я радоваться жизни, умею ли благодарить, прихожу к выводу что это то, чему стоит учиться. В т. ч. у о. Александра.

Разговор с Бродским в ресторане две недели тому назад. Об абсурде как основном чувстве – и в религии. Я: "Где абсурд, там никакого христианства нет и быть не может". Три струи в религии: безличная пантеистическая (одинаково чуждая и мне, и ему), трагическая – a la Шестов, Лютер, Киркегор, которая ему нравится, его привлекает; "благодарственная", та, что я защищаю. "Ведь и Ваша поэзия – благодарственная". Он соглашается. "Но в поэзии я не говорю, не выражаю всего…" Я: "Да и никакой поэзии из абсурда не вышло бы". Он снова соглашается. Надо было уходить. Сережа (он был с нами) вечером, по телефону: "Ты его почти обратил…"


Записи светского священника? В дневниках Шмемана можно найти рассказы о встречах с Бродским (*он его чуть не обратил*, представляю как Иосифа Александровича *напрягали* попытки его во что-то обратить, но тем не менее), с Солженицыным, с Клайвом Льюисом (неожиданно), Мирча Элиаде (ба, знакомые все лица!) и др.

...Ни одно великое произведение искусства не воспевает сорокалетнего "мущину". Оно вскрывает его как "неудачника", как падение "мальчика" или как – обманщика, узурпатора и садиста.
– В святости – мужчина меньше всего "мужчина".
– Христос не "мужчина" (поскольку "мужчина" есть имя падшего человека). Он "Отрок Мой" (мальчик), "Сын Единородный", "Сын Марии". В нем нет главного "ударения" и главного "идола" мужчины – "автономии" ("я сам – с усам"). Икона Христа-младенца на руках у Марии – это не просто икона Боговоплощения. Это прежде всего икона сущности Христа.


Записки читающего человека? Да, о. Александр - не вполне стандартный батюшка - предпочитал повторению св. Отцов перечитывание Сартра и каких-то сомнительных французских театральных деятелей нетрадиционной ориентации. Сомневался в старчестве и в церковной журналистике. Удивительно много читал и перечитывал классиков, современников, особое внимание уделял мемуарной, дневниковой, биографической прозе известных и не очень людей. Вот и сам пописывал (о чем, кстати, даже его родственники узнали только после кончины).

Так что это было? Все вышеперечисленное и еще что-то главное, о чем я забыла написать... Осенний свет...

Серия сообщений "Отзывы о прочитанном":
Часть 1 - Ensemble, c'est tout (Счастье... штрихами и мазками)
Часть 2 - Чудовище и...
...
Часть 31 - ИЗ КНИЖНОГО_БУМ'a: Ивлин Во. Елена
Часть 32 - ИЗ КНИЖНОГО_БУМ'a: Грэм Грин. Человеческий фактор
Часть 33 - ИЗ КНИЖНОГО_БУМ'a: Прот. Александр Шмеман. Дневники (1973-1983)
Часть 34 - Из Книжного БУМ'а: Николай Семенович Лесков. На краю света (аудиокнига)
Часть 35 - Из КНИЖНОГО БУМ'а: Вениамин Блаженный (Айзенштадт). Сораспятье (сборник стихов)
...
Часть 38 - Анна Ахматова. "И вот одна осталась я..."
Часть 39 - Зов Кукушки. Джоан Роулинг аки Роберт Гэлбрейт. Поттеротолчок во мне и я в...
Часть 40 - Лея Гольдберг. Сдается квартира!

Рубрики:  Литература
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку