Узанаётся Ханума здесь с трудом!
Но какого темперамента была женщина! Один раз видела её на сцене БДТ - запомнила на всю жизнь!
Людмила Макарова родилась в Петрограде (ныне — Санкт-Петербург); в детстве мечтала стать балериной, но болезнь ног исключила балет, его заменил драмкружок при Доме учителя.
В 1938 году поступила в студию при Ленинградском Большом драматическом театре; тогда же была принята во вспомогательный состав театра и дебютировала на сцене в эпизодической роли Мальчишки в спектакле «Кубанцы» по пьесе В. Ротко, поставленном Б. А. Бабочкиным.
В 1941 году окончила студию и была принята в труппу БДТ; успела сыграть Аню в чеховском «Вишнёвом саде» (в постановке П. П. Гайдебурова), в мае вышла замуж за молодого актёра БДТ Ефима Копеляна; но начавшаяся война разлучила её и с театром, и с мужем: Большой драматический был эвакуирован в Киров, Копелян ушёл добровольцем в народное ополчение, Макарова осталась в Ленинграде. С 1941 года и до окончания войны служила в Театре Балтийского флота; сначала, по воспоминаниям актрисы, это были бригады, выступавшие в портах (куда их доставляли на лодках), на кораблях, однажды даже на подводной лодке; потом поставили спектакль «У стен Ленинграда», который играли в осаждённом городе, в ДК «Выборгский». Позже, после прорыва блокады, театр на многих фронтах поднимал настроение бойцам комедиями А. Островского «Не всё коту масленица» и «Свои люди — сочтёмся».
В 1945 году вернулась в Большой драматический театр (ныне Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова), где служила до конца своей жизни. Член КПСС с 1953 года.
Сценическую карьеру актрисе приходилось начинать в те времена, когда не только БДТ, но весь советский театр переживал кризис и терял зрителей. Она начинала как лирическая героиня, при этом меньше всего убеждала критиков именно в лирических сценах. Вопреки навязанному режиссёрами амплуа Макарова стремилась стать характерной актрисой.
«В образах, созданных ею, — писала Т. Забозлаева, — нет-нет да и проскальзывало нечто более конкретное, нежели только юная непосредственность чувств. Играя поверхностные роли девочек из послевоенных комедий или сказочных героинь, она стремилась сделать эти образы „узнаваемыми“, найти в них житейски достоверное».
Скончалась в Санкт-Петербурге 30 мая 2014 года. Прощание с актрисой прошло 3 июня 2014 года в БДТ имени Г. А. Товстоногова. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга
Семья
муж — Ефим Захарович Копелян (1912—1975), Народный артист СССР.
сын — актёр Кирилл Ефимович Копелян (1948—2005), окончил ЛГИТМиК в 1972 году, играл в ленинградском Театре драмы и комедии на Литейном.
Награды и премии
Заслуженная артистка РСФСР (1957).
Народная артистка РСФСР (1963)
Народная артистка СССР (1977)
орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002)
орден Почёта (2011)
орден Отечественной войны II степени (1985)
медаль «За оборону Ленинграда»
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975)
медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003)
премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2006)
премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» — специальная премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру» (1999)
знак народной признательности «Созидатель Петербурга» (2001).
Фильмография[править | править вики-текст]
1955 — Два капитана — подруга Кати
1956 — Девочка и крокодил — мать Мити
1956 — Медовый месяц — выпускница мединститута
1957 — Улица полна неожиданностей — мама «Козлика»
1957 — Степан Кольчугин — Нюшка
1957 — Тамбу-Ламбу — врач (нет в титрах)
1958 — Отцы и дети — Кукшина
1958 — Ничему плохому не учили — мама
1959 — Повесть о молодожёнах — Катя, регистратор в роддоме
1959 — Папа или мама? — мама
1960 — Мёртвые души — Софья Ивановна, просто приятная дама
1960 — Мост перейти нельзя — женщина в отеле
1963 — Два воскресенья — Валентина Ивановна Кошелева, кассир в сберкассе г. Радиозаводска
1963 — Рембрандт — Хендрике, служанка Рембрандта
1965 — Нос
1967 — Доктор Стокман
1968 — Юморески Валентина Катаева — рыбка Каролина / медуза
1972 — 31-й отдел — бывший главный редактор
1973 — Хроника одной репетиции — Анна Андреевна
1974 — Ещё не вечер — медсестра в регистратуре роддома
1975 — Повторная свадьба — Мария Аркадьевна Тарасова
1975 — Рассказ о простой вещи — Соковнина
1977 — Юлия Вревская — эпизод
1980 — Атланты и кариатиды — Полина Шугачёва, многодетная мать
1980 — Там, за семью горами
1982 — Ослиная шкура — мадам Бурабо, атаманша
1983 — Карамболина-карамболетта — «Карамболина», стареющая костюмерша
1983 — Семён Дежнёв — эпизод
1983 — Среди тысячи дорог — Евгения Павловна Бельская-Лукова, актриса театра музкомедии
1985 — Марица — мама Зупана
1986 — Тайна Снежной королевы — атаманша
По материалам из Викпедии