-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dalgren

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Cine-Cinema Вышивка_в_кино

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.10.2008
Записей: 6377
Комментариев: 68025
Написано: 111998


Размышлительное за чашкой кофе. Клиповое мышление

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 12:42 + в цитатник


Невероятно интересная для меня тема! Сталкиваюсь постоянно.
Думаю, для многих из вас тоже - мелкие всё равно растут и будоражат наши умы.
Букв, конечно, много, но оно стоит того, чтобы прочитать и подумать.
Прочитала ещё на прошлой неделе, но вот не отпускает.



"Люди с клиповым мышлением элитой не станут"

О том, как меняется мышление в эпоху высоких технологий, в интервью "Росбалту" рассказала профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России" Рада Грановская.

— Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?

— Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.

Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

— Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?

— Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

— И чем это объясняется?

— Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило.

Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что "кто-то поднял что-то на кого-то". Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот — и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.

— А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?

— В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.

— Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?

— Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

— А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?

— Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана.

— И что для них характерно?

— Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.

Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость.

— Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?

— Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.

И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

— Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?

— Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.

— В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?

— К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: "не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф". Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.

— Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?

— Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.

Беседовала Татьяна Хрулева

Рубрики:  проекты
Размышлительное за чашкой кофе
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

-Kseniya-   обратиться по имени Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 12:50 (ссылка)
Когда я работала в репетиторском центре я заметила, что и родители, и преподаватели, разбились на два лагеря - современные методы обучения, где учат не правилам, а понимать / находить / вычислять правила самому, - соображать, и методы "старой школы" (когда училась я, у нас ещё в основном были старые учебники, но уже частично внедрялись и новые). Вообще не знаю, на какой стороне я - мне кажется, если ребёнку интересно и хочется - он научится, и также будут те, кто умненькие, но ленивые, и те, кому ничего не надо, и те, кому "и так сойдёт".

А про то, что книги больше не читают, всё же преувеличивают, я думаю. Хотя я больше ориентируюсь на своё поколение, а не на младшее.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 19:51ссылка
На самом деле читают в общей массе гораздо-гораздо меньше и короткие тексты...
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 09:21ссылка
Я сейчас немного связана с книжной группой вконтакте, и в ней уже 16 000 человек, хотя вот недавно было 15 000. Люди приходят. И да, может не классику читают, но читают. И на livelib много пользователей активных, ещё и разные соревнования устраивают, конкурсы, вызовы, и так далее.
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 12:10ссылка
Не отрицаю, что много интересующихся. Я говорю об общей картине по простым школам.
Айронуэн   обратиться по имени Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 13:06 (ссылка)
Тоже читала это, уже давно. Не согласна с тем, что люди (дети) "больше не читают книг" - а чем мы вообще здесь занимаемся? Ну и последний абзац совсем убил. Это направление цивилизации, но подумайте, к чему это ведет, элитой они не станут, все плохо... Деградируем и превратимся в обезьян)) По-моему, на любом этапе развития цивилизации находилось большое количество людей, в том числе ученых, которые предрекали что-то подобное. Но до сих пор мы как-то не деградировали, а даже наоборот.

Не могу говорить за всех, но мои дети часами сидят за компьютером, и они на ступеньку умнее, чем были в том же возрасте мы. Их мир больше, их кругозор шире, они легче выстраивают логические цепочки, быстрее соображают. И они читают книги))

В общем, не согласна.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 19:54ссылка
Всегда есть исключения из правил (в том или ином направлении). Твои девочки достаточно исключительные.

Элитарные школы "дрессируют" своих детей очень интенсивно и требуют с них жар-птицу. Но это именно элитарные школы
NekoJul   обратиться по имени Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 13:46 (ссылка)
я меланхолик и интроверт, эта нервозность и скорость жизни дико угнетает :( вполне логично, что с развитием технологий, меняется восприятие, но не думаю что всё так плохо. если ребёнок много-разным интересуется, то эти технологии пойдёт на пользу. ну а если нравится только лайкать и селфить в соцсетях, ничего не поделаешь. судя по Livelib многие просто перешли на ридеры и бесплатные книги, у меня даже ощущение, что читают больше, тк теперь есть возможность достать почти любую книгу :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 19:56ссылка
Возможно. Просто я не только работаю в образовательном заведении,ещё и хожу на всякие семинары и курсы, так что в курсе более-менее того,что происходит. Читают чудовищно мало!
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 09:59ссылка
жаль если так :( эх, я сейчас тоже читаю очень мало, откуда время на всё взять? :(((
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 12:10ссылка
Я сейчас гораздо больше слушаю, чем читаю.
Ангела_Вайс   обратиться по имени Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 13:53 (ссылка)
С лушала лекции Р. Грановской, брала в руки её учебник, великолепный. Дома есть её книга "Интуиция и искусственный интеллект" с автографом. Великолепная книга по психологии, вся подчёркнутая мною маркером. Она говорит очень интересные вещи. Да, поколения сильно отличаются друг от друга. Но о выводах ничего не могу сказать. Предсказания и прогнозы - дело неблагодарное. В вдруг всё пойдёт не так?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 19:56ссылка
Да, похоже, очень интересная дама.
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 20:00ссылка
Да, прекрасный профессор, знаток своего дела. Лекции были очень интересные. Я была на курсах повышения квалификации, но не доучилась, муж умирал. Но её лекции я прослушала полностью.
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 20:13ссылка
Грустные у тебя были курсы...
Оранжевы Йослик   обратиться по имени Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 13:53 (ссылка)
Dalgren, соображают быстрей, книги читают , хотя меньше, чем мы в их возрасте. Я вот сейчас тоже почти не читаю, другой информации выше крыши) Думаю, цивилизация от этого не пострадает, просто очередной виток. Кто знает, может потом опять вернёмся от экранов к бумажным страничкам)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 19:57ссылка
Пожалуй, я тоже не читаю так много, как раньше, и конечно, не так много, как в универе. Но спиногрызы читают чудовищно мало.
Your_Yu   обратиться по имени Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 14:27 (ссылка)
"Новое время требует новых разновидностей зла.." Скорость жизни сильно изменилась, каждое новое поколение адаптированнее предыдущего. Как педагогу мне легче играть по новым правилам, предлагать какие-то новые методы, они информативнее,чем традиционный учебник и классический урок..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 19:58ссылка
Я тоже в хвост и в гриву использую возможности Сети и страшно этому рада.
JesOla   обратиться по имени Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 21:47 (ссылка)
Не берусь судить о проблеме с точки зрения профессионалов, выскажусь как мама.
У меня дети с достаточно большим возрастным перерывом. Старшей 22, средней 16 и сыну 12. Так вот старшая читает и читает гораздо больше младших. Средняя, можно сказать начала активно читать года 2 назад. Младший читает, но без поглощения книг т.с.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 22:14ссылка
Читают - и слава Богу! Обязательно обсуждай с ними прочитанное, пусть им будет интересно и они будут знать, что тебе тоже интересно!
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 22:42ссылка
Да мы постоянно на обратной связи с детьми. Обмениваемся информацией.
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 08:23ссылка
Молодцы! Очень полезное дело!
kirovogradka   обратиться по имени Вторник, 07 Апреля 2015 г. 15:05 (ссылка)
Интересная статья! Во многом согласна.Прогресс набрал такую скорость,что необходимы новые подходы буквально ко всем сторонам жизни,в том числе и к образованию. А элиту необходимо готовить отдельно...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 16:14ссылка
Вот так и вырастают элитарные школы.
LenaVodoley   обратиться по имени Вторник, 07 Апреля 2015 г. 22:21 (ссылка)
Читают, действительно, мало. Судя по тому, как пишут - чудовищно мало. Но обобщать не буду - в моем детстве тоже были остолопы, которым до фени были книги, - равно, как и сейчас есть такие любознашки, которые глотают чтиво. И неважно, - переворачивают ли странички бумажные, или листают электронную...Иные времена, иные нравы... ИМХО, конечно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 22:24ссылка
О, да! Пишут порой просто чудовищно! И всё в святой увкеренности в своей правоте!
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 22:26ссылка
Иногда хочется треснуть книгой...))
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 22:27ссылка
Ага! Словарём! орфографическим! Ожегова!
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 22:28ссылка
)))точно, главное - рассчитать траекторию и силу удара, не угробить бы дитятей)))
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 22:29ссылка
Или не выбить последнее :))))
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 22:30ссылка
Да-да, лексикон для Аськи)))
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 22:33ссылка
Падонковский язык дефффочек! И не только
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Апреля 2015 г. 22:34ссылка
И взрослые грешат)) Ф топку их, гадов))
Rina_SP   обратиться по имени Среда, 08 Апреля 2015 г. 15:22 (ссылка)
Вставлю свои пять копеек. Я думаю, описанное в немалой степени свойственно... мне.)) Я часто прочитываю тексты по диагонали, вычленяя отдельные смысловые единицы, а на остальное не тратя внимания. Речь пока о нехудожественных текстах. Их затрону далее. Когда мне нужно что-то выучить, я черчу план-схему и выстраиваю на ней связи между отдельными когнициями (сматерюсь немножко) - так мне проще понять и запомнить, чем прочитав последовательно строки. Вместо того, чтобы писать списки, я черчу колёса. Это издержки профессии, но мне так реально проще воспринимать. Можно было бы заподозрить у меня клиповое мышление. Однако, при всем при этом...
Некоторое время назад, изучая возможности собственной памяти, я обнаружила, что все запоминают информацию по разному. Кому-то, чтобы запомнить, нужны ассоциации. Я же запоминаю последовательности. Выстрой что-то в цепочку, и я это запомню. Возможно, навсегда, как 4 8 15 16 23 42. )) Я ни за что не вспомню, с чего начинается второй куплет песни, если перед этим не прокручу в голове первый.
К чему я веду? Да к тому, что по моему мнению, пресловутое клиповое мышление - ни что иное, как один из способов восприятия информации. И он вполне может сосуществовать в рамках одной нервной системы с мышлением последовательным. В зависимости от ситуации можно включать либо то, либо это. Нужна информация о чем-то конкретном - смотришь на целое и вычленяешь искомое. Нужна информация ради самого процесса восприятия информации - включай режим последовательного восприятия. Так мне видится. Возможно, потому что я на обозначенном в статье "стыке". Допускаю существование гибридных типов мышления.))
Ах да! Книги художественные я проглатываю пачками, послееееедовательно передвигаясь по строчкам.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 08 Апреля 2015 г. 20:11ссылка
Спасибо за твои вставленные копеечки! Очень интересно! только не надо забывать, что ты всё-таки больше исиключение, чем правило!
REMEUR   обратиться по имени Вторник, 14 Апреля 2015 г. 12:15 (ссылка)
Подойдём с исторической точки зрения:)))Когда появился книжный бум?Совсем нет так уж давно по историческим меркам.А что люди до этого были более тупые?Е-Нет!Мышление было другим,более образным.Существовала устная передача информации.Видимо развитие всё таки связано с какими то другими механизмами мышления.И ещё,при чтении мы обрабатываем информацию другого человека,его видение.Вопрос: образное или дробное деталтизированное восприятие лучше?Не знаю.Суть всё таки не в том как,а что(качество) информации.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Апреля 2015 г. 09:37ссылка
Абсолютно с тобой согласна - качество информации играет необычайно важную роль. А ещё умение видеть и понимать это качество! Отделять "ячмень от чечевицы" :))))
Galina_vel   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2015 г. 12:16 (ссылка)
Лида, у тебя такие твои пчёлки умные.....
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Апреля 2015 г. 09:38ссылка
Они очень-очень интересные! Поэтому и люблю размышлизмы за чашкой кофе! :)))Не дают мозгам костенеть:)))
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку