-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в collezionistaDImulta

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.11.2010
Записей: 648
Комментариев: 32
Написано: 716





Технологии оформления керамики

Пятница, 30 Августа 2013 г. 16:48 + в цитатник

Глазури, краски, ангобы

Глазури
Это тонкий стекловидный слой (0,1–0,3 мм), образующийся на керамических изделиях в результате нанесения специальных веществ, закрепленный путем обжига. Глазурь предохраняет изделие от загрязнения, действия кислот, делает водонепроницаемым, улучшает другие свойства. Используется для декоративных целей. Глазурь по физическим и химическим свойствам можно рассматривать как силикатные стекла.

Глазури отличаются большим разнообразием состава и свойств. Есть легкоплавкие и тугоплавкие. Легкоплавкие (до 1100°С) используют для подавляющего большинства художественных керамических материалов: фаянса, майолики, гончарных изделий. Тугоплавкие глазури используют для фарфора, каменного товара.

По способу изготовления различают сырые и фриттованные глазури, по составу – полевошпатовые, борные, борно-щелочные, борно-свинцовые, борно-свинцово-щелочные, солевые и др. Кроме того, глазури могут быть прозрачные и непрозрачные, (глухие), цветные и бесцветные, матовые, кракле, с металлическим отливом, восстановительного пламени (металлические отблески), самосветящиеся, потечные.

Керамические краски
Керамические краски подразделяют на надглазурные и подглазурные. Надглазурные наносят на глазурованное изделие и закрепляют декоративным обжигом.

Подглазурные наносят на неглазурованное изделие, которое после росписи покрывают глазурью и обжигают.

Надглазурные отличаются меньшим блеском и стираются при продолжительной службе; подглазурные, будучи защищенными слоем глазури, являются очень долговечными. Надглазурные краски – это смесь пигментов с флюсами, подглазурные – смесь пигментов с глазурью. Флюсами для надглазурных красок служат специальные легкоплавкие стекла.
Для надглазурных росписей применяют люстры и препараты золота.

Люстр – раствор солей металлов в органическом растворителе (ка­нифоль в скипидаре, лавандовое масло).

Бесцветный (ирризирующий) люстр изготавливается на основе оки­си висмута. После обжига остается пленка (бензин на поверхности во­ды). Окись висмута припаивает тонким слоем, в противном случае оста­ется пепел – температура обжига 720–750°С.

Люстры разных цветов смешиваются друг с другом.

Препарат золота – 10–12%-й – раствор соли золота в органических растворителях; температура обжига до 790°С. Органические соединения выгорают, остается тонкая молекулярная пленка чистого золота.

В качестве керамических красителей используются также растворы солей металлов (кобальта, хрома, железа и пр.). При нанесении на сухое или утильное изделие они впитываются в черепок и становятся незаметными, но после обжига проявляются. Рисунок солями не имеет четкого контура, он мягок и акварелен.

Ангобы
Ангобом называют матовое, белое или цветное покрытие, состоящее из глиняной массы, наносимой в сметанообразном состоянии на по­верхность изделия сплошным или несплошным слоем. Ангобы наносят на изделие для получения более гладкой поверхности, для маскировки нежелательной окраски, создания рельефного рисунка и т.п.

Ангоб, как правило, наносят на сырые, слегка подвяленные изделия, например на майоликовые, для которых характерна такая отделка.

Ангобы разделяют на глинисто-песчанистые и флюсные. Первые применяют на майоликовых и гончарных изделиях художественно-бы­тового или хозяйственного назначения. Флюсные ангобы применяются преимущественно в архитектурно-художественной керамике.

Рецепт белого ангоба:
глина беложгущаяся – 80%;
кварцевый песок (молотый) – 20%;
вода – влажность 60%.

Цветные ангобы получают на основе белого, путем ввода красящих окислов металлов или пигментов (окислы меди, хрома, железа) в количестве от 3 до 15%. На изделие ангоб наносится окунанием, поливанием, пульверизацией, кистью, рожком, пипеткой.

Декорирование керамических изделий
Декорирование является важным этапом в общем цикле технологического процесса по изготовлению художественных керамический изделий. Оно придаёт изделиям законченный вид, их художественное достоинство во многом зависит от способа декора и техники его исполнения.

Методы декорирования
Декорирование скульптурными методами производят на свежеотформованном или подвяленном изделии, находящемся в кожетвердом состоянии.

Декорирование живописными методами ведут на высушенном, обожженном, глазурованном изделиях.
Рельеф – любое выпуклое изображение, возвышающееся над поверхностью материала, или изображение, вдавленное в толщу материи (контррельеф). Рельефы, в частности контррельефы, наносятся в виде всевозможных вмятин, штрихов, полосок, украшающих гончарные изделия, которые можно наносить с помощью стеков, монет, колечек, наперстков, пуговиц, пилочек и других предметов домашнего обихода. Пользуясь ими как печатью, можно приготовить специальные штампики из глины, дерева или гипса, которые покрывают лаком для усиления их прочности.

Техника создания рельефа в гипсовой форме сводится к получению в самой форме негативного рельефа, то есть контррельефа. Рельефы образуются на изделии в результате формовки в гипсовых формах. Нанесение рельефного орнамента или скульптурных деталей возможно выполнять прямо на гипсовой модели пластилином.
В гипсовой форме рельеф ещё раз тщательно прорабатывается.

Ажур – вид декора, когда рисунок создаётся посредством сквозной резьбы материала. Вырезывание осуществляют под некоторым углом, соз­давая впечатление вырезов больших размеров, чем они есть на самом деле.

Живописный метод декорирования используется по обожжённому и глазурованному изделию. Применяется как ручная роспись подгла­зурными и надглазурными красками, так и механические способы деко­рирования (декалькомания, шелкография, аэрография, печать, штамп и др.), которые используются на предприятиях художественной керамики.

Само название красок – надглазурные и подглазурные – объясняет, что в одном случае живописный декор наносят на глазурованную повер­хность готового изделия, а в другом случае живопись наносят на кера­мическую основу изделия до покрытия её глазурью и проведения про­цесса обжига, таким образом она оказывается под глазурью. Декоратив­ный эффект в этих случаях получается различный, своеобразный.

Надглазурная живопись
Краски наносят кистью или пером, затем изделия подвергают деко­ративному обжигу, в процессе которого краски сплавляются с глазурью и прочно закрепляются на глазурованной поверхности изделия. Надгла­зурная роспись после обжига характеризуется чёткостью, выпуклостью рисунка, а также большим разнообразием палитры (оттенков) красок и более интенсивным их звучанием, чем в подглазурной живописи.

До проведения обжига на декорируемом изделии можно сделать все необходимые исправления (в случае неудачного нанесения рисунка) вплоть до снятия живописного слоя целиком при помощи смоченного в скипидаре тампона. После завершения декоративного обжига живопись также исправляют, повторив её в выгоревших местах, усиливая интенсивность звучания, прописав ещё раз полностью. После этого изделие обжигается.

Для того чтобы надглазурные краски в процессе росписи плотно прилипали к поверхности изделия и не отслаивались при сушке, разводят их скипидаром и скипидарным маслом и тщательно растирают шпателем.

Для керамической живописи применяют кисти беличьи, колонковые (рис. 8). Они очень эластичны. В зависимости от характера выполняемой работы используют кисти различной формы: мазковые, отводочные, пестроточные.

Надо помнить, что керамические краски и цветные глазури в большинстве случаев после обжига резко изменяют свой цвет. Они становятся более яркими в силу происхождения в них сложных химических процессов при повышении температуры обжига, в результате чего образуются окрашиваемые соединения, которые и придают интенсивное звучание декору. Для получения нужного цвета или оттенка рекомендуется пользоваться так называемой контрольной палитрой (образцы обожжённых красок), где каждый цвет краски значится под определенным номером.

При росписи также необходимо учитывать температуру обжига каждой используемой краски (вначале следует наносить краски с более высокой температурой плавления, например пурпурные) во избежание выгорания легкоплавких при декоративном обжиге.

Нужно знать, какие краски можно смешивать на палитре в процессе работы, а какие при этом могут дать грязный тон. Лучше смешиваются синие, фиолетовые, пурпурные краски. Тёплые краски при смешивании друг с другом могут растворяться одна в другой. Пурпурные (золотосодержащие) и синие примешиваются почти ко всем краскам, кроме красных на основе селена и хрома.

Синие с жёлтыми и пурпурными – хорошие смеси.
Красная коралловая не смешивается ни с чем.
Красные на основе селена смешивают друг с другом.
Нанося на керамический материал слой краски, важно уметь пользоваться кистями, набирая краску лишь на кончик кисти или на одну сторону (для мазка с растяжкой).

Подглазурная роспись
При подглазурной технике росписи декор наносят на неглазурованную поверхность изделия, после чего глазуруют, а затем подвергают политому обжигу. В этом случае декоративный (муфельный) обжиг не проводится.

Существует несколько способов ведения подглазурной живописи. Наиболее распространенный – живопись по утилю (изделия после первого обжига). В живописи по сырому изделию краски наносят на подсушенное изделие, находящееся в суховоздушном состоянии.

По сравнению с надглазурной подглазурная живопись более долговечна и прочна, т.к. сохраняется под слоем стекловидной глазури. Контур рисунка образуется более мягкого звучания, слегка расплывчатый. В подглазурной росписи сложность процесса заключается в том, что краски имеют способность прочно впитываться в черепок утильного изделия и даже при тщательной очистке ненужной краски на этом месте после обжига обязательно останется тёмное грязное пятно. Нельзя перекрывать неудавшийся мазок – получится глухое пятно. Подглазурная роспись требует точности и выразительности мазка. Примером мастерского владения техникой может служить роспись кобальтом гжельских изделий.

Роспись солями оксидов металлов осложняется тем, что эти растворы в большинстве случаев представляют собой бесцветные жидкости, и трудно ориентироваться в том, какой по качеству и силе звучания положен мазок. После нанесения растворов солей они, впитываясь в поверхность изделия, как бы исчезают, не оставляя внешнего следа и проявляются только после обжига. Для облегчения работы с солями к ним добавляется немного красителей (чернила, акварель), которые во время обжига выгорают.

Декорирование глазурями
Для придания изделиям художественной керамики наиболее декоративного и эффектного вида применяют различные глазури. Глазурь наносят на материал следующими основными способами: окунанием, поливом, пульверизацией, а также кистью.

Окунание производят вручную погружением изделия в бак с тща­тельно перемешанной глазурной суспензией, по консистенции напоми­нающей сметанообразную массу. Этот способ широко применяется при сплошном нанесении глазури на небольшие предметы и при частичном покрытии поверхности изделия глазурью.

Поливка применяется при глазуровании изделий, требующих покрытия глазурью только с одной стороны (например облицовочные плитки), а также при глазуровании внутренней поверхности посуды. Излишки глазури при этом выливаются.
Пульверизация применяется главным образом при глазуровании громоздких и легколомающихся тонкостенных изделий, а также необожжённых изделий, учитывая, что при таком способе глазурования они не размокнут.

Кистью наносится глазурь при частичном глазуровании и при использовании нескольких цветов глазури на одном изделии.
Для фарфора и фаянса более характерен декор прозрачными глазурями.

Декорирование потёчными цветными глазурями ведут обычно на майолике. Для майолики и гончарных изделий применяют легкоплавкие глазури (температура плавления не выше 1000ºС), которые подразделяют на свинцовые, щелочно-свинцовые, борно-свинцовые, бессвинцовые.

Бесцветные глазури характеризуются тем, что в их материалах отсутствуют красящие соединения, обладающие свойством при обжиге растворяться в глазурной массе.

Окраска цветных глазурей объясняется введением в состав бесцветных глазурей пигментов в виде оксидов определённых металлов и их солей.

В синей глазури цвет обусловлен введением в состав глазури оксидов или солей кобальта. Голубой цвет определяется наличием оксида меди, создающего красивые голубые и бирюзовые цвета. Зелёный цвет различной глубины и оттенка зависит от присутствия оксида меди. Оксид хрома окрашивает глазури в яркие, но малопрозрачные зелёные тона. Жёлтый цвет получают при введении в глазурь оксида железа и оксида сурьмы.

Эмаль – разновидность глазури. Это непрозрачная глухая глазурь. Эмаль применяется для цветных керамических материалов в качестве грунта, на котором пишут красками, и для росписи изделий из цветного материала.

Как грунт в основном применяют белую эмаль, наносимую на изделие методом поливания. После того, как эмаль подсохнет, по ней пишут с помощью кисти керамическими красками. После обжига создаётся впечатление, будто краски слегка тонут в эмали, давая нежные и глубокие контуры рисунков. Роспись по сырой эмали требует от исполнителя свободного владения кистью, уверенного мазка и большого навыка. Она представляет собой самую сложную технику живописи для майолики.

Для росписи изделий из красножгущихся глин применяют широкую палитру цветных эмалей. Роспись ведут техникой резерважа. Для этого эмали, предназначенные для нанесения живописного одноцветного или многоцветного рисунка, смешивают с раствором воска, скипидара и глицерина, а затем кистью пишут на предварительно очищенном от пыли изделии, используя полученную жировую эмульсию. После выполнения рисунка изделие окунают в чан с глазурным шликером. Шликер пристаёт к свободным пористым участкам, не покрытым глазурью. В процессе обжига жировой состав выгорает, а рисунок, нанесённый глазурью, остаётся.

Необычный художественный эффект достигается при украшении художественных изделий так называемыми перегородчатыми эмалями. На изделии выполняются перегородки высотой от 1 до 2 мм, разделяю­щие контуры цветовых пятен, которые будут в дальнейшем нанесены на изделие. В процессе глазурованного обжига эмали расплываются и за­крепляются на изделии, при этом контуры цветовых пятен будут четко проявляться. Этот способ широко применяют для производства архи­тектурно-художественной керамики (майоликовые вставки, панно).

Дефекты глазури. Часть дефектов связана с неправильным подбором состава глазури к материалу, из которого сделано изделие: это цек – сеть мелких волосяных трещин на глазури, а также отслаивание глазури. Другая группа дефектов связана с неправильно выбранной температурой обжига изделий. При завышенной температуре обжига наблюдается сухость глазури – снижение блеска и шероховатость, матовость – при заниженной или завышенной температуре, плохой разлив, волнистость, слабый блеск – при недожоге, т.е. заниженной температуре обжига. При неправильном нанесении глазурного шликера могут возникать натёки – утолщения глазури в отдельных местах изделия. При плохой очистке глазуруемого изделия от пыли и жира могут возникнуть плешины – отсутствие глазури в отдельных местах. С той же причиной связана сборка – стягивание глазури в капельки и складки. При заниженной температуре утильного обжига могут образоваться наколы – точечные впадины, при слишком быстром нагреве в интервале температур 800–1000ºС – пузыри или прыщи.

(с) Взято отсюда: http://abc.vvsu.ru/Books/osnov_texnolog_xudoshestv_ceramimci/page0006.asp

Рубрики:  Керамика
Матчасть



Процитировано 6 раз
Понравилось: 16 пользователям

Другая Венеция

Понедельник, 12 Августа 2013 г. 18:13 + в цитатник
ДРУГАЯ ВЕНЕЦИЯ

Максим Василенко

Когда мы говорим об Италии, на ум сразу приходит множество названий: Рим, Неаполь, Флоренция, Падуя. Каждый из этих городов несет на себе отпечаток многовековой истории, каждый по-своему интересен, привлекателен и даже уникален. Но тот, кто не был в Венеции, не был в Италии.

Венеция сегодня – это место паломничества туристов со всего мира. Она расположена в обширной лагуне Адриатического моря на ста восемнадцати островах, разделенных между собой ста шестьюдесятью каналами, через которые переброшено более четырех сотен мостов… С высоты птичьего полета город похож очертаниями на огромную рыбину, тело которой прорезано зигзагом Канала Гранде – Большого канала, главной «улицы» Венеции, доступной только с воды. По обе стороны этого канала лежат шесть городских районов, обозначившихся еще в Средние века, – по три на каждом берегу. Справа – главный, Сан-Марко: там власть и реликвии, там хранятся все «проглоченные» венецианской Рыбой жемчужины, изумруды и рубины. Выше по той же стороне – Канареджо с древними монастырями и «еврейским умом» Венеции, ее Гетто. Ниже – хвост Рыбы, Кастелло, где на верфях Арсенала строились огромные корабли, где ковалась морская власть республики. Слева от Большого канала – тесно сплетенные в самом сердце города Сан-Паоло и Санта-Кроче, где расположен главный мост города, Риальто – главный рынок и главный банк. И слева же – отстраненный Дорсодуро: район искусств, университета, место созерцательных прогулок и отшельничества.

Чуть ниже плывет рыба-спутник, длинная и вялая Гвидекка, и отколовшийся от нее белый кристалл острова Сан-Джорджио с великолепным храмом Палладио. Эскортом сопровождают Венецию острова лагуны: Мурано, родина венецианского стекла; живописный Бурано, где плетут уникальные кружева; древний Торчелло с его незабываемыми византийскими мозаиками. Длинная коса, отделяющая лагуну от моря, – это венецианское Лидо: поездка сюда обещает пляжные удовольствия и путешествие на автомобиле в рыбацкий поселок Кьоджу…

При одном только упоминании названия Венеции у каждого из нас в памяти всплывают с детства знакомые образы: венецианский карнавал, улицы-каналы с неспешно плывущими по ним гондолами, великолепный Дворец дожей, величественный собор Сан-Марко, построенный в честь евангелиста Марка – покровителя города. Мы вспоминаем имена венецианцев, оставивших неизгладимый след в мировой истории: это Марко Поло, Джакомо Казанова, Антонио Вивальди, Рафаэль Санти и Карло Гоцци… Но эта Венеция – лишь одна сторона медали, только один город. А их, как минимум, два.

Второй – это город Леона из Модены и шекспировского Шейлока, окруженный высокой каменной стеной, с запирающимися на ночь воротами, ведущими в ту, другую, Венецию. Город, где из-за нехватки территории уже в XVII веке высились девятиэтажные дома – «венецианские небоскребы», в которых многодетным еврейским семьям приходилось тесниться в крошечных комнатках-клетушках с низенькими потолками. Оттуда нельзя было выходить в дни христианских праздников, а в остальное время всякий выходящий должен был иметь отличительный знак на одежде: мужчинам полагался желтый круг, нашитый на левое плечо (позже – желтые шляпы), а женщинам – желтый шарф. Это Гетто, один из самых интересных и живописных районов современной Венеции.

Для начала обратимся к истории. Венецианское поселение возникло в начале VII века, через два столетия после падения Римской империи, и со временем превратилось в островную республику – небольшое, но могущественное морское государство. Географическое положение Венеции обеспечивало ей относительную безопасность извне, а отсутствие крупных землевладельцев укрепило внутреннюю стабильность. Постепенно венецианцы завязали торговые отношения с другими средиземноморскими городами и государствами, развитие этих отношений привело к богатству и процветанию Венеции.

Первые еврейские семьи появились в городе каналов в XIII веке, прибыв туда не из Эрец Исроэл и Александрии, и не в качестве рабов, а как переселенцы из разных уголков Европы. Было много купцов, приехавших в Италию из немецких ганзейских городов или с Ближнего Востока. Поток иммигрантов всё увеличивался, и в 1382 году венецианский Сенат заключил официальный договор с еврейской общиной, разрешив евреям проживать в городе в течение трех лет. По окончании установленного срока они должны были покинуть Венецию, но договор был продлен на десять лет. Когда же и этот срок истек, евреев из Венеции изгнали.

На протяжении всего XV века евреев то звали в Венецию, то изгоняли оттуда. Сенат руководствовался при этом не симпатией или неприязнью к ним, а причинами вполне материального свойства. Когда экономическое положение Венецианской республики ухудшалось, евреев охотно принимали – при непременном условии, что они откроют ссудные кассы, предоставляющие под установленный Сенатом процент мелкие займы горожанам. В таком качестве евреи были полезны вдвойне: они помогали Сенату выходить из финансового кризиса и отвлекали на себя гнев бедняков, прибегавших к их услугам. Когда же положение Республики улучшалось, евреям приказывали ее покинуть. Единственным исключением из этого правила были еврейские врачи, которые благодаря своему искусству в Средние века ценились выше их коллег-христиан.

Уже с середины XIV века евреи просили Сенат выделить им землю, на которой они могли бы жить постоянно. Свои просьбы они подкрепляли немалыми деньгами, но раз за разом получали отказ. Наконец, в начале XVI века значительной группе евреев дано было разрешение поселиться в Венеции бессрочно. Как раз тогда Папа Римский Лев X повелел изгнать евреев из итальянских городов, а венецианцы предложили компромиссный вариант: 29 марта 1516 года был провозглашен указ правительства Светлейшей республики, в котором говорилось: «Иудеи должны селиться все вместе в домах Двора, что находится в гетто возле Сан-Джироламо, а чтобы не выходили они оттуда по ночам, с одной стороны через мостик, а с другой – через большой мост должны быть построены двое ворот, которые будут охранять четверо стражей-христиан, и оплачивать которых будут иудеи».

Надо сказать, что, отдавая евреям в их полное распоряжение целый квартал, власти Венецианской республики оказывали им большую милость – ведь всё, что происходило на этой территории, не подпадало под юрисдикцию христианских властей. Поэтому первоначально право жить в Гетто предоставлялось только избранным – ашкеназским евреям и переселенцам из иудейских общин других итальянских городов. Так появился символ еврейской жизни, просуществовавший в Европе более четырех сотен лет: гетто.

Итак, слово «гетто» появилось в Италии, но этимология его до конца не ясна. На этот счет существует много разных мнений: может быть, это латинская форма слова «гет», что в переводе с иврита означает «развод», или производное от итальянского borghetto – «маленький квартал». Общепринятое толкование гласит, что слово происходит от староитальянского gheta, «литейный цех», так как венецианское Гетто располагалось вблизи такого цеха.

От ворот, когда-то по ночам отделявших христианскую Венецию от иудейской, сейчас ничего не осталось – лишь внушительного размера отверстия для петель в каменных стенах. А вот жилые дома сохранились по сей день, и это дает нам возможность слегка приподнять завесу времени и заглянуть в мир прошлого. Несмотря на ветхость и обшарпанные стены, дома выглядят не так уж мрачно. Это показывает, как много могли сделать евреи даже в неблагоприятных условиях. Большинство улиц Гетто выглядят как узкие темные щели, дома снаружи совершенно не похожи на великолепные сооружения, поныне стоящие в районах Сан-Марко или Санта-Кроче. Простота внешнего вида соблюдалась еще и для того, чтобы не привлекать внимания и не вызывать зависти христиан, которые могли заглянуть в этот район. Однако, войдя в дом, обнаруживаешь другой мир – мир красоты и хорошего вкуса. В Гетто были консерватория и театр, здесь жили великолепные музыканты, которых нередко приглашали в самые благородные венецианские дома; здесь работали над переводами древних текстов великие мудрецы, чьего совета искали даже итальянские епископы. В XVI веке Венеция стала признанным центром еврейской культуры, здесь получило развитие книгопечатание и б-гословие. А занятия в музыкальных и танцевальных школах, находящихся в Гетто, охотно посещали многие добропорядочные христиане из соседних кварталов. Живя в Гетто, венецианские евреи чувствовали себя в большей безопасности, чем где бы то ни было в Европе, огражденные и от проявлений религиозного фанатизма, и от произвола властей.

Но, конечно, за всё приходилось платить, и цена зачастую была очень высока: евреев обложили большими налогами, они не имели права заниматься ремеслами, земледелием, виноделием и коммерческими сделками. Им разрешались лишь торговля подержанными вещами, занятие медициной и те денежно-банковские операции, которые были запрещены христианам: ведь ростовщик торгует тем, что принадлежит только Б-гу, – временем. Даже деньги, залог благополучия, в Гетто воспринимались по-другому. Богатство – а среди жителей Гетто встречались довольно обеспеченные люди – не давало еврею права переселиться в другой район или, например, купить ремесленную мастерскую; оно предоставляло лишь некоторые привилегии в самом сообществе. Если возвращавшийся вечером домой еврей опаздывал к закрытию ворот, его жестоко наказывали, невзирая на уровень достатка. А во время знаменитых венецианских карнавалов одним из традиционных развлечений были «еврейские бега»: из иудейской среды выбирали самых толстых, чтобы они, полуголые, бегали наперегонки, веселя христиан. Нередко при этом бегуны получали в спину гнилым помидором, а то и камнем…

Венецианское Гетто сегодня – это три небольших острова, разделенных каналами: Гетто Веккьо (Старое Гетто), Гетто Нуово (Новое Гетто) и Гетто Нуовиссимо (Новейшее Гетто). Однако на названия в данном случае полагаться не приходится: первым появилось в 1509-м и получило официальный статус еврейского квартала в 1516 году как раз Новое Гетто. Гетто Веккьо было заселено лишь в конце XVI века, когда в первом районе уже не оставалось места: на территории, рассчитанной на шестьсот жителей, постоянно проживали уже две тысячи человек. «Старым» Гетто Веккьо называют потому, что оно находится на месте более старого литейного цеха. В Гетто Веккьо селились в первую очередь выходцы из Азии и с Пиренейского полуострова, которым раньше приходилось селиться за чертой города, на материке. В 1630 году, когда община уже насчитывала пять тысяч человек, появился третий квартал, предназначавшийся для самых обеспеченных семей – Новейшее Гетто. Здесь дома были гораздо просторнее, встречались даже настоящие дворцы-палаццо.

В XVIII веке, когда евреев в Венеции снова начали притеснять, население Гетто стало сокращаться – многие его обитатели переезжали кто во Францию, кто в Америку. В 1797 году верный принципам Французской революции генерал Наполеон, будущий император Наполеон I, своим указом снял все ограничения на перемещения евреев по городу и отменил статус венецианского Гетто как резервации, а евреи получили все гражданские права наравне с христианами. Тогда ворота Гетто были торжественно сожжены в знак освобождения иудеев от притеснений – и с тех пор Гетто практически опустело. Правда, после второй мировой войны немногие уцелевшие еврейские семьи вернулись в те места, где когда-то жили поколения их предков.

Сегодня еврейская община Венеции насчитывает несколько сот человек, но в самом Гетто – несмотря на то что район остается центром жизни общины – живут всего пять семей. Необитаемые кварталы с пустыми глазницами оконных и дверных проемов оставляют незабываемое впечатление. Впрочем, с приходом в Венецию Хабада, семь лет назад, в Гетто появились ешивы, где теперь учатся несколько десятков еврейских юношей, ежегодно приезжающих сюда со всего мира.

Поскольку жители Гетто были выходцами из разных стран – Германии, Испании, Франции, – каждое этническое сообщество на свои средства строило собственную синагогу. В результате на крошечной территории размером в несколько кварталов было построено пять синагог, или «скуол» – «землячеств», две из которых размещаются в Гетто Веккьо и три – в Гетто Нуово.

Если вы выйдете на площадь Гетто Нуово, вы обязательно посмотрите налево – туда, где расположена «Скуола Гранде Тедеска», или Большая Немецкая синагога, построенная, как это явствует из названия, выходцами из Германии, чьи предки были в числе первых еврейских переселенцев, появившихся в Венеции. Она была возведена в 1528 году и, наряду с расположенной чуть дальше Кантональной синагогой («Скуола Кантон»), появившейся спустя три года, является одной из самых старых синагог на территории Европы. Здесь же находится и Итальянская синагога («Скуола Итальяна»). Две из трех «скуол» Нового Гетто – «Скуола Кантон» и «Скуола Итальяна» – сегодня закрыты, посетить их можно лишь с экскурсией от Музея еврейской истории, расположенного по соседству, за отдельную плату в восемь с половиной евро. В Немецкой синагоге нашлось также место для небольшого Музея еврейской общины, где можно взглянуть на старинные изделия мастеров Гетто: футляры для Торы и украшавшие их кетер-торы и римоним, серебряные указки для чтения Торы, ханукии и светильники.

Рядом находится Еврейская библиотека, где занимаются студенты ешив, и памятник жертвам Холокоста.

В Гетто Веккьо работают Большая Испанская («Скуола Гранде Спаньола») и Левантийская («Скуола Левантина») синагоги, построенные соответственно в 1660 и 1638 годах по проекту известного архитектора Балтасаре Лонгены, автора одного из чудес Венеции – церкви Санта-Мария делла Салюте. В свое время Испанская синагога стала первым архитектурным украшением района, затмив собою всё, что было построено ранее. Да и сейчас она привлекает взгляды туристов, оказавшихся в Старом Гетто. Ее роскошный интерьер, выдержанный в красных и золотых тонах, с великолепной резьбой по темному дереву, считается одним из красивейших в Италии.

Нужно сказать, что в Гетто, несмотря на бесспорную историческую и культурную ценность этого района, не водят экскурсий. Гиды, которые руководствуются какими-то неписаными нормами венецианского этикета, обычно обходят его стороной, ограничиваясь центральными районами Венеции с их общеизвестными архитектурными памятниками, главными каналами и несколькими мелкими островками вокруг города.

В Гетто вполне возможно добраться самостоятельно, как по суше – с материковой части города, так и по каналу Канареджо. Важно лишь знать, что гондола – итальянцы произносят это слово с ударением на первом слоге – не единственный вид водного транспорта, доступный туристу; существуют куда более надежные, быстрые и дешевые способы передвижения по воде. Прогулка в гондоле – довольно дорогое удовольствие: за полчаса придется выложить около пятидесяти евро.

Интересная деталь: в Средние века по венецианской лагуне курсировало свыше десяти тысяч гондол, в то время как сейчас их не более четырехсот. Тогда это было единственное средство передвижения по городу и его окрестностям, а сегодня гондолы – не более чем экзотический аттракцион для туристов, приносящий неплохие деньги. В наши дни гондолы изготовляются и ремонтируются в единственной на весь город мастерской, по стандартам XVI века: снаружи лодка должна быть обязательно черного цвета, длиной одиннадцать с половиной метров, шириной – метр сорок. Гондола управляется одним-единственным веслом, а изгиб ее носа должен повторять форму шапки дожа. На носу каждой лодки – семь металлических полосок, по числу районов города. Причем шесть полосок дружно смотрят в одну сторону, а седьмая – в противоположную, символизируя остров Гвидекку, который не входил в состав Венеции.

Любопытно, что, имея многовековую еврейскую историю, Венеция так и не обзавелась еврейским кладбищем. Все жители города вынуждены были хоронить своих мертвецов на одном острове, часть которого была отведена для католиков, а другая – для всех остальных. На протяжении веков, когда Европа не единожды переживала эпидемии чумы, оспы, холеры, – а в Лагуне к тому же ежегодно свирепствовала болотная лихорадка, вызванная гнилой водой, – остров-могильник заполнялся не один раз. А поскольку хоронить на территории города было строжайше запрещено – ввиду того что места не хватало даже живым, а массовые захоронения могли вызвать новые эпидемии, – могилы накладывались одна на другую, создавая многоуровневые погосты, в которых перемешивались католики, лютеране, иудеи и мусульмане. С XIX века единственным кладбищем Венеции стал крохотный островок Сан-Микеле, где когда-то размещалась городская тюрьма. На Сан-Микеле похоронены Сергей Дягилев, Игорь Стравинский и Иосиф Бродский, чья могила по иронии судьбы соседствует с могилой еврейского поэта-антисемита Эзры Паунда, которого Бродский при жизни совершенно не выносил…

Прогулки по городу и осмотр Гетто могут занять не один час и отнимают много сил. А морской воздух Венеции возбуждает аппетит, и людям просто необходимо бывает посидеть где-нибудь, отдохнуть и поесть. Тяжелее всего в этом отношении тем тремстам тысячам еврейских туристов, которые ежегодно посещают венецианское Гетто, поскольку вокруг, как это ни странно, нет кошерных ресторанов. Единственное исключение – небольшой ресторан «Гам-Гам», находящийся практически у входа в Гетто Нуово, в пяти минутах ходьбы от вокзала. «Гам» в переводе с иврита означает что-то вроде «такой же», и смысл названия, со слов владельца ресторана: «так же вкусно, как и кошерно». Кормят здесь действительно очень неплохо, меню составлено на двух языках – иврите и итальянском, а официанты достаточно хорошо говорят по-английски. По субботам в «Гам-Гам» всех еврейских туристов приглашают на бесплатные утреннюю и вечернюю трапезы. Для участия в них можно записаться по телефону 39-0338-4770-226 или по электронной почте rami770@hotmail.com.

Стоит обратить внимание и на небольшую кондитерскую, расположенную по соседству. Пусть посетителя не смущает тот факт, что держит ее чистокровная итальянка. Бизнес есть бизнес, как говорят на Западе, – здесь тоже можно найти отдел с кошерными продуктами. Правда, доставляются они издалека, а не пекутся за стенкой, поэтому запечатаны в вакуумную упаковку. Однако «за неимением лучшего – бери то, что под рукой».

О Венеции можно рассказать еще многое – о ней можно говорить не один день. Нет на свете другого такого города, заложенного – «рассудку вопреки, наперекор стихиям» – на болотистых островах и с первых дней своего существования обреченного быть поглощенным водой. Этот город не более реален, чем его же отражение в воде омывающих его каналов; он призрачен, словно мираж. Он так часто становился героем литературных произведений, что, кажется, давно уже утратил связь с реальностью. Его стены, несущие отпечаток каждого года из прожитых им четырнадцати столетий, облицованы драгоценными породами мрамора и украшены бесценными фресками и скульптурами – но это лишь отголоски былой славы, величия, византийской роскоши и неслыханной, невозможной, развращающей красоты… Венеция с честью прошла через все испытания, выпавшие на ее долю: через пожары войн и костры инквизиции, набеги турок и немилость понтификов. Город, который не могли подчинить лучшие полководцы, сегодня стал еще одним аттракционом для туристов со всего света – дорогим аттракционом, стоит заметить. И каждый год сюда едут и едут туристы, чтобы хоть недолго пожить в самом легендарном из европейских городов, чья история столь же необычна, как и география.

1. Вход в Гетто Нуово
2. След от мезузы около входной двери
3. Интерьер Большой Немецкой синагоги
4. Интерьер Испанской синагоги
5. Гетто Веккьо

(с) Взято отсюда: http://www.lechaim.ru/ARHIV/170/venezia.htm

1.
image002 (302x381, 94Kb)

2.
image005 (416x311, 79Kb)

3.
image007 (454x578, 207Kb)

4.
image008 (454x274, 140Kb)

5.
image009 (265x505, 83Kb)
Рубрики:  Венеция

Метки:  

Венецианское гетто

Понедельник, 12 Августа 2013 г. 17:31 + в цитатник
Нет в Европе города красивей Венеции – дивный лабиринт каналов и улиц, прекрасные дворцы и обшарпанные временем дома. Ориентироваться в нагромождении фантастически кривых переулков трудно. Нужно просто бродить и наслаждаться каналами и мостами, цветами на подоконниках, архитектурой соборов и отражением дворцов в воде, бликами воды на стенах зданий и расписными гондолами с покрытыми красным атласом сиденьями.

От основания до XVI века

Венеция расположена в лагуне Адриатического моря на ста восемнадцати островах, разделенных между собой ста шестьюдесятью каналами, через которые переброшено более четырехсот мостов. С башни на площади Святого Марка город красных черепичных крыш виден как на ладони. Он прорезан зигзагами Канала Гранде – главной «улицы» Венеции, вдоль которой нет тротуаров. По обе стороны этого канала лежат шесть городских районов – по три на каждом берегу. Справа главный – Сан-Марко. Далее район Кастелло. В этом районе на верфях Арсенала строились огромные корабли и выковывалась морская мощь республики. По той же стороне – район Каннареджио с древними монастырями и еврейским духом Венеции – Гетто.

С другой стороны Большого канала районы Сан-Паоло и Санта-Кроче, где расположен знаменитый мост Паоло-Риальто, он же главный рынок и главный банк. И слева от канала район искусств Дорсодуро, где расположены Академия живописи и университет.

Один из островов, Мурано – родина венецианского стекла. На живописном Бурано плетут уникальные венецианские кружева. Венеция – это не только каналы с плывущими по ним гондолами. Венеция – это неподражаемый Дворец дожей с потрясающими картинами Тициана и Тьеполо, Беллини и Веронезе, величественный собор Сан-Марко, построенный в честь покровителя города евангелиста Марка.

Вспомним имена венецианцев, оставивших неизгладимый след в мировой музыке, живописи, истории, географии: Антонио Вивальди, Карло Гоцци и Марко Поло. Но это парадная Венеция – Дворца дожей и Академии живописи, магазинов венецианского стекла и умопомрачительных ювелирных изделий.

Как известно, Венеция основана в начале VII века. Первые еврейские семьи переселились в город каналов в XIII веке. Они прибыли из разных городов Европы. В основном это были купцы, прибывшие в Италию из ганзейских городов или с Ближнего Востока. Впервые евреи упоминаются в документах сената Венеции (945 и 992 гг.), запрещавших судам, приходившим с Востока и направлявшимся на Восток, брать на борт евреев.

Еврейский квартал Венеции впервые упомянут в документах, относящихся к 1090 г.; в 1152 г. в нем было 1300 жителей. Поток иммигрантов увеличивался, и в 1382 году венецианский сенат заключил официальный договор с еврейской общиной, разрешив евреям проживать в городе в течение трех лет. По окончании установленного срока они должны были покинуть Венецию, но позднее договор был продлен на десять лет. Когда же и этот срок истек, евреев из Венеции изгнали.

Причем изгнали, по сути, из маленького городка – Гетто, окруженного каменной стеной с запирающимися на ночь воротами. Изгнали из Гетто, где из-за нехватки территории уже в XVII веке выросли девятиэтажные дома, в которых многодетные еврейские семьи теснились в крошечных комнатах с низенькими потолками. Оттуда нельзя было выходить в дни христианских праздников, а в остальное время всякий выходящий должен был иметь отличительный знак на одежде: мужчинам полагался желтый круг, нашитый на левое плечо (позже – желтые шляпы), а женщинам – желтый шарф.

На протяжении XV века евреев то звали в Венецию, то изгоняли оттуда. Сенат руководствовался при этом не только симпатией или неприязнью к ним, а материальными причинами. Когда экономическое положение Венецианской республики ухудшалось, евреев охотно принимали – при непременном условии, что они откроют ссудные кассы, предоставляющие под установленный сенатом процент мелкие займы горожанам. В таком качестве евреи были полезны вдвойне: они помогали сенату выходить из финансового кризиса и отвлекали на себя гнев бедняков, прибегавших к их услугам. Когда же положение Республики улучшалось, евреям приказывали ее покинуть. Исключением из этого правила были еврейские врачи, которых в Средние века ценили несравненно выше, чем христианских.

В середине XIV века евреи многократно просили сенат выделить им землю, на которой они могли бы жить постоянно. Но каждый раз получали отказ. И все же в начале XVI века большой группе евреев дано было разрешение поселиться в Венеции бессрочно. Именно тогда Римский Папа Лев X повелел изгнать евреев из итальянских городов, а венецианцы предложили компромиссный вариант: 29 марта 1516 года был провозглашен указ правительства Светлейшей республики, в котором говорилось: «Иудеи должны селиться все вместе в домах Двора, что находится в Гетто возле Сан-Джироламо. Иудеи не должны выходить оттуда по ночам. С одной стороны гетто им можно выходить через мостик, а с другой – через большой мост должны быть построены двое ворот, которые будут охранять четверо стражей-христиан, и оплачивать которых будут иудеи».

Отдав евреям в их полное распоряжение квартал, власти Венецианской республики разрешили жить в Гетто только ашкеназским евреям и переселенцам из еврейских общин других итальянских городов. Так появился символ еврейской жизни, просуществовавший в Европе более четырех сотен лет – Гетто.

Сегодня в Гетто можно добраться по суше с материковой части города – семь минут ходьбы от железнодорожного вокзала до района Каннареджио – (sestiere Cannaregio). Можно на гондоле или на катере.

Мы с женой выбрали путь на гондоле. И трепетно ждали встречи со старинным Гетто. Но подплыв к одному из входов в Гетто, мы были удивлены: ничего особенного, еврейского, с внешней стороны Гетто мы не увидели. Не было никаких отличий от остального города. И только внутри Гетто мы стали замечать признаки еврейской жизни.

От ворот, когда-то по ночам отделявших христианскую Венецию от иудейской, сейчас ничего не осталось. А вот жилые дома сохранились до нынешних времен, и это дает возможность приподнять завесу времени и заглянуть в мир прошлого.

Снаружи Гетто ничем не выделяется от большинства остальных жилых районов города – те же самые обшарпанные фасады. Большинство улиц Гетто выглядят, как узкие темные щели, дома снаружи совершенно не похожи на великолепные сооружения, поныне стоящие в районах Сан-Марко или Санта-Кроче. Простота внешнего вида соблюдалась еще и для того, чтобы не вызывать зависти христиан. Однако, войдя в дом, обнаруживаешь другой мир – мир красоты и хорошего вкуса.

В Гетто были консерватория и театр, здесь жили великолепные музыканты, которых приглашали в самые благородные венецианские дома. Здесь работали над переводами древних текстов великие мудрецы, чьего совета порой искали итальянские епископы.

В XVI веке Венеция стала признанным центром еврейской культуры, здесь получило развитие книгопечатание и изучение Талмуда. Занятия в музыкальных и танцевальных школах, находящихся в Гетто, посещали многие христиане из соседних кварталов. Естественно, что в венецианском Гетто евреи чувствовали себя в большей безопасности, чем где бы то ни было в Европе, ибо были ограждены от проявлений религиозного фанатизма Пап и толпы.

За всё это приходилось платить. Евреев обложили большими налогами и запретили заниматься ремеслами, земледелием, виноделием и коммерческими сделками. А разрешили лишь торговлю подержанными вещами, занятие медициной и те денежно-банковские операции, которые были запрещены христианам. Если возвращавшийся вечером домой еврей опаздывал к закрытию ворот, его жестоко наказывали, невзирая на достаток. А во время знаменитых венецианских карнавалов одним из традиционных развлечений были «еврейские бега»: из евреев выбирали самых толстых, чтобы они, полуголые, бегали наперегонки, веселя христиан. Нередко при этом бегунов забрасывали в спину гнилыми помидорами, а то и камнями.

Венецианское Гетто сегодня – это три небольших острова, разделенных каналами: Гетто Веккьо (Старое Гетто), Гетто Нуово (Новое Гетто) и Гетто Нуовиссимо (Новейшее Гетто). Однако названия не свидетельствуют о последовательности возникновения.

Первым появилось в 1509 году и получило официальный статус еврейского квартала в 1516 году как раз Новое Гетто. Гетто Веккьо было заселено лишь в конце XVI века, когда в первом районе уже не оставалось места. На территории, рассчитанной на шестьсот жителей, постоянно проживали две тысячи человек. «Старым» Гетто Веккьо называют потому, что оно находится на месте старого литейного цеха. В Гетто Веккьо селились в первую очередь выходцы из Азии и с Пиренейского полуострова, которым раньше приходилось селиться за чертой города, на материке.

В 1630 году, когда община уже насчитывала пять тысяч человек, появился третий квартал, предназначавшийся для самых обеспеченных семей – Новейшее Гетто. Здесь дома были гораздо просторнее, встречались даже настоящие дворцы-палаццо.

В XVIII веке, когда евреев в Венеции снова начали притеснять, население Гетто стало сокращаться, многие его обитатели переезжали кто во Францию, кто в Америку. В 1797 году верный принципам Французской революции генерал Наполеон, будущий император Наполеон I, своим указом снял все ограничения на перемещения евреев по городу и отменил статус венецианского Гетто как резервации. При этом евреи получили все гражданские права наравне с христианами. Тогда ворота Гетто были торжественно сожжены в знак освобождения евреев от притеснений.

В 1943 году венецианских евреев отправили в Заксенхаузен. Но после Второй мировой войны немногие уцелевшие еврейские семьи вернулись в те места, где когда-то жили поколения их предков.

Сегодня еврейская община Венеции насчитывает несколько сот человек. В самом Гетто живут всего несколько семей. Необитаемые кварталы с пустыми глазницами оконных и дверных проемов оставляют тяжелое впечатление. Лишь недавно в Гетто снова появились ешивы, где учатся еврейские юноши, приезжающие сюда со всего мира.

Поскольку жители Гетто были выходцами из разных стран – Германии, Испании, Франции, – каждое этническое сообщество на свои средства строило собственную синагогу. В результате на крошечной территории размером в несколько кварталов было построено пять синагог, две из которых размещаются в Гетто Веккьо и три – в Гетто Нуово.

Если вы выйдете на площадь Гетто Нуово, то слева вы обязательно увидите Скуола Гранде Тедеска – Большую Немецкую синагогу (внутри есть музей еврейской общины), построенную выходцами из Германии, чьи предки были в числе первых еврейских переселенцев, появившихся в Венеции. Она была возведена в 1528 году. Рядом Кантональная синагога – Скуола Кантон (ныне закрыта), возведенная в 1531 году. Поблизости находится Итальянская синагога – Скуола Итальяна (ныне закрыта), но в них можно зайти с экскурсией от Музея еврейской истории (Музей расположен рядом).

В Гетто Веккьо действуют Большая Испанская и Левантийская синагоги, построенные соответственно в 1660 и 1638 годах по проекту известного архитектора Бальдассара Лонгено, автора одного из чудес Венеции – церкви Санта-Мария делла Салюте. В свое время Испанская синагога стала первым архитектурным украшением района, затмив собою всё, что было построено ранее. Да и сейчас она привлекает взгляды туристов, оказавшихся в Старом Гетто. Ее роскошный интерьер, выдержанный в красных и золотых тонах с великолепной резьбой по темному дереву, считается одним из красивейших в Италии.

Кстати, Большая Испанская – самая крупная венецианская синагога, построена по заказу испанских беженцев. Поскольку евреям в Венеции было запрещено использовать мрамор, то в интерьере преобладает деревянная резьба, а потолки расписаны по эскизам архитектора Бальдассара Лонгено.

Увы, Венеция в течение веков не обзавелась еврейским кладбищем. Все жители города вынуждены были хоронить своих родных и близких на одном острове. Дело в том, что хоронить на территории города было строжайше запрещено: боялись, что массовые захоронения могут вызвать эпидемии. Могилы накладывались одна на другую, создавая многоуровневые погосты, в которых перемешивались католики, лютеране, иудеи и мусульмане. С XIX века единственным кладбищем Венеции стал крохотный островок Сан-Микеле.

Считается, что Гетто ежегодно посещают триста тысяч еврейских туристов.

(с) Взято отсюда: http://www.sem40.ru/ourpeople/world/italy/18042/

1.
image_big (1) (198x250, 53Kb)

2.
image_big (250x188, 48Kb)
Рубрики:  Венеция

Метки:  

Как сделать ширму

Среда, 29 Февраля 2012 г. 15:06 + в цитатник
Как сделать ширму



Пошаговые инструкции как сделать ширму

Размещено с помощью приложения Я - фотограф
Рубрики:  Мебель
Ширма

Метки:  


Процитировано 14 раз
Понравилось: 4 пользователям

Как сделать ширму,обтянутую материалом

Среда, 29 Февраля 2012 г. 15:05 + в цитатник
Как сделать ширму,обтянутую материалом



Пошаговая инструкция

Размещено с помощью приложения Я - фотограф
Рубрики:  Мебель
Ширма



Процитировано 11 раз
Понравилось: 3 пользователям

Ширмы. Модерн

Среда, 29 Февраля 2012 г. 15:04 + в цитатник
Ширмы



Размещено с помощью приложения Я - фотограф
Рубрики:  Ширма
Модерн



Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Мастер-классы

Среда, 30 Марта 2011 г. 14:34 + в цитатник
Мастер классы

Мастер классы

Мастер классы

Мастер классы



Серия сообщений "МАСТЕР-КЛАСС":

Часть 1 - Мастер-класс. Мозаика

Часть 2 - Искусственный бонсай

Часть 3 - Сумка за 5 минут

Часть 4 - Скоростное валяние бусин- видео мастер-класс

Часть 5 - Делаем цветы в горшках

Часть 6 - Мастер-класс по декупажу

Часть 7 - Мастер-класс по декорации бутылки

Часть 8 - Мастер-класс: бутылка декорированная кожей

Часть 9 - Ваза. Мастер Бо

Часть 10 - Как самому сделать рисованный витраж

Часть 11 - МК - декупаж для начинающих

Часть 12 - Мастер-класс «Декорируем тарелку из стекла»

Часть 13 - Мастер класс по росписи стекла

Часть 14 - Видео-уроки по рисованию

Часть 15 - Розы из ткани

Часть 16 - Нежный букет фиалок

Часть 17 - Как из пластики DECOCLAY вылепить розу

Часть 18 - сплести и вышить

Часть 19 - ФРАНЦУЗСКАЯ ТЕХНИКА ПЛЕТЕНИЯ ЦВЕТКА ИЗ БИСЕРА

Часть 20 - ЦВЕТЫ ИЗ ОРГАНЗЫ

Часть 21 - Aтласный мешочек с вышитым сердцем

Часть 22 - Украшение из роз: мастер-класс

Часть 23 - Бумажные розы за 5 минут

Часть 24 - Витраж "Турчанка". Мастер-класс

Часть 25 - Розы из шнура - плетем сами!

Часть 26 - Оплетаем шарик- это может пригодиться!

Часть 27 - Подушка "собачка"

Часть 28 - Панно с атласными розами

Часть 29 - делаем барельеф

Часть 30 - Багет из газет

Часть 31 - ДЕЛАЕМ СВЕЧИ САМИ

Часть 32 - Мастер класс - цветы из салфеток

Часть 33 - Мастер класс - декорированние

Часть 34 - Мастер класс - бисероплетение

Часть 35 - Мастер класс - бисероплетение (2)

Часть 36 - Мастер класс - бисероплетение (3)

Часть 37 - Мастер класс - бисероплетение (4)

Часть 38 - Моим милым народным очумельцам,посвящается

Часть 39 - YouTube - МАСТЕР-КЛАСС Юлии Воронцовой

Часть 40 - Цветочная бутылка.МК

Часть 41 - Мастер класс декупаж на свечах

Часть 42 - Декупаж пластикового горшка. Мастер-класс с фот

Часть 43 - Декорируем бутылку.МК

Часть 44 - Видео мастер-класс. Одношаговый кракелюр, декупаж салфеткой

Часть 45 - Розы для души и душа- мастер класс от Рябины

Часть 46 - Много видео мастер-классов по бисероплетению

Часть 47 - "ГОРЯЧИЙ" процесс варки мыла

Часть 48 - МК "Подсвечники "Лето"

Часть 49 - Декупаж.Мастер класс

Часть 50 - Магические превращения(мастер класс)

Часть 51 - ДЕРЕВО ИЗ ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКИ

Часть 52 - бисероплетение

Часть 53 - Свечи и цветы из бисера

Часть 54 - Как оформить полотенце в подарок

Часть 55 - Свечи для праздника

Часть 56 - Шарфик из цветочных мотивов: расшифровавка схем

Часть 57 - Основы ндебеле

Часть 58 - мастер класс по конфетной елочке

Часть 59 - Турецкий жгут (мастер-класс)

Часть 60 - Мастер-класс. Фиалка

Часть 61 - Всякие разные мастер-классы по рукоделию

Часть 62 - Делаем маленькие звездочки счастья

Часть 63 - Мастер-класс "Сакура"

Часть 64 - Канзаши - японские шпильки

Часть 65 - Нетканый гобелен, или вышивка петлей

Часть 66 - ШЬЁМ ПОДУШКИ

Часть 67 - Делаем кисточку.

Часть 68 - One Stroke. Моя голубая мечта. Ссылки на МК

Часть 69 - Мастер-класс по витражной росписи

Часть 70 - Навеска бусин на леску – мастер-класс

Часть 71 - Часы с ракушками – мастер-класс

Часть 72 - Реставрация старого стула - мастер-класс

Часть 73 - Светильник своими руками

Часть 74 - Шьём подушки сами!

Часть 75 - Как мой садик свеж и зелен..

Часть 76 - "Склеенная посуда два века живёт!"

Часть 77 - Как сделать рыбу

Часть 78 - бонсай

Часть 79 - Мастер-класс листья из фимо

Часть 80 - Сумка- пакет, легко и просто

Часть 81 - Мастер класс

Часть 82 - БУСЫ

Часть 83 - Мастер-класс «Декорируем деревянный браслет»

Часть 84 - Как сделать оригинальное ожерелье из бумаги

Часть 85 - Сумки в стиле пэчворк

Часть 86 - Рукодельницам уроки шитья

Часть 87 - Двухшаговое кракле

Часть 88 - Дизайн. Мозаики

Часть 89 - Подарки к Новому году

Часть 90 - Делаем бумагу из листьев

Часть 91 - Цветок на подушке

Часть 92 - Детские подушкки

Часть 93 - Пушистый плед

Часть 94 - Учимся рисовать в технике-один мазок

Часть 95 - Кландайк узоров, аж 2500 тысячи!!!!

Часть 96 - Мастер-класс - кракелюр на тарелке

Часть 97 - МК - роспись. имитация камня

Часть 98 - Видео-МК по разным видам рукоделий

Часть 99 - Тарелка в японском стиле

Часть 100 - МК - декупаж. ламинирование

Часть 101 - МК. Декорируем коробку

Часть 102 - Техника узелкового батика

Часть 103 - Для тех кто не умеет вязать крючком.но хочет!

Часть 104 - ссылки на уроки по работе с пластикой

Часть 105 - В этом блоге очень много ссылок на мастер-классы

Часть 106 - Candle Cluster

Часть 107 - Как создаются свечи

Часть 108 - Школа Рукоделия Баунти

Часть 109 - Инструкция по батику

Часть 110 - Мастер-класс по декупажу на ёлочных шариках

Часть 111 - Роспись зубочисткой или иглой Автор - Анна Маслова.

Часть 112 - Мастер-класс по декупажу с кракелюром

Часть 113 - мой мастер-класс по батику. шарф

Часть 114 - Секрет изготовления подарочной бумаги

Часть 115 - Мастер-класс по декупажу на основе клея ПВА

Часть 116 - Украшение для сумочки

Часть 117 - Техника ШАББИ

Часть 118 - Мастер-класс "Техника миллефиори"

Часть 119 - Как из запекаемой пластики вылепить простой листик

Часть 120 - Кулон в технике Калейдоскоп. Полимерная глина

Часть 121 - Мастер-класс. Кабинет мыловарения

Часть 122 - горячий батик

Часть 123 - декоративные страсти,Красная ваза

Часть 124 - Декоративные страсти,Стол с мозаикой

Часть 125 - Декоративные страсти

Часть 126 - Декоративные страсти,Жемчужн ая лампа

Часть 127 - Декоративные страсти с Маратом Ка - Бочка-зонтичница

Часть 128 - интерьер

Часть 129 - МАСТЕР-КЛАСС Юлии Воронцовой(г.Киев) "МОРСКОЙ ДЕКОР

Часть 130 - Декупаж от Марата Ка

Часть 131 - Мозайка

Часть 132 - мастер- класс. Мозаика

Часть 133 - о художественной росписи в интерьере

Часть 134 - Декупаж на обуви

Часть 135 - декупаж. мастер- класс

Часть 136 - Мастер-класс по росписи бокалов

Часть 137 - мастер- класс по росписи сумки

Часть 138 - Мыло - своими руками "Вишня в шоколаде"

Часть 139 - мыло-страсти- видео- лучше один раз увидеть... принципы работы с мыльной основой

Часть 140 - Оригинальный цветок

Часть 141 - Мастер-класс: Японский экран (роспись по ткани)

Часть 142 - Роспись шелка в технике „холодный батик”. Мастер-класс

Часть 143 - Витражная техника.

Часть 144 - Batik painting lessons

Часть 145 - Как я расписываЮ БАТИК.

Часть 146 - Роспись тюли в технике «холодный батик». мастер-класс.

Часть 147 - Мастер-класс по созданию оригинальных свечей

Часть 148 - Мастер-класс по витражной росписи

Часть 149 - Урок Боба Росса

Часть 150 - Декоративные свечи своими руками – мастер-класс

Часть 151 - Лампа настольная в стиле шебби шик. Мастер-класс

Часть 152 - роспись окна!!!

Часть 153 - Видео-МК по разным видам рукоделий

Часть 154 - Сумочка

Часть 155 - Холодный фарфор

Часть 156 - Декупаж кухонной доски-видео

Часть 157 - Инструкция по батику

Часть 158 - Куча МК

Часть 159 - Мастер-класс по росписи кружки с листьями

Часть 160 - Часы с ракушками – мастер-класс

Часть 161 - гурманствую... или мыльные дубли.

Часть 162 - Глицериновые (гелевые) свечи

Часть 163 - Как создаются свечи

Часть 164 - АКЦЕНТ НА ЦВЕТок

Часть 165 - Цветочный шарик

Часть 166 - Делаем цветок -МК

Часть 167 - Цветы из ткани

Часть 168 - Прямоугольные сумки

Часть 169 - Декоративные страсти от Марата Ка

Часть 170 - Газетное деревце

Часть 171 - Цветочная веточка.

Часть 172 - РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕНОК ИЗ ОРЕХОВ

Часть 173 - РАМКА ИЗ ПОТОЛОЧНОГО ПЛИНТУСА "ПОД СТАРИНУ"

Часть 174 - РАМКИ ИЗ РАКУШЕК И БИТОГО СТЕКЛА

Часть 175 - РАМКА-ДОМИК И РАМКА-СЕРДЕЧКО ИЗ ПОЛОСОК ЦВЕТНОЙ БУМАГИ

Часть 176 - Декор цветочных горшков

Часть 177 - Поделка из салфеток "Виноградная кисть"

Часть 178 - Мозаика из яичной скорлупы

Часть 179 - ДЕРЕВЦЕ С КРУГЛОЙ КРОНОЙ

Часть 180 - «Одежда» для окошка

Часть 181 - "Розарий " из ткани (мастер-класс)

Часть 182 - Корзинка плетеная из газеты

Часть 183 - Как сделать помпоны. Быстро и легко

Часть 184 - Оригинальное рукоделие. Мастер-класс от Larusi

Часть 185 - Сладкое вязание Марты Стюарт

Часть 186 - Глициния /кисти/ из бисера

Часть 187 - самодельные штампы из ластиков

Часть 188 - Фимо.Урок декора столовых приборов- "Чашки-ложки"

Часть 189 - Вязание турецкого жгута

Часть 190 - Новогоднее украшение интерьера handmade

Часть 191 - БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ -интересный материал

Часть 192 - МК от Donna Dewbe

Часть 193 - МК от Donna Dewbe

Часть 194 - МК от Donna Dewbe

Часть 195 - МК от Luz Angela

Часть 196 - МК - розы одним мазком

Часть 197 - МК - картина за одну минуту

Часть 198 - Spray paint artist

Часть 199 - Картина за пять минут

Часть 200 - Вышивка лентами .Продолжение

Часть 201 - БИСЕР

Часть 202 - Мастер-класс по марморированию тарелок

Часть 203 - мастер-класс по наклеиванию салфетки

Часть 204 - Подушечка с описанием

Часть 205 - Инструкция по батику

Часть 206 - Мастер-класс по декупажу с кракелюром

Часть 207 - Мастер-класс по декупажу на основе клея ПВА

Часть 208 - Декоративные страсти

Часть 209 - Декоративные страсти,Жемчужн ая лампа

Часть 210 - Декоративные страсти с Маратом Ка - Бочка-зонтичница

Часть 211 - декупаж. мастер- класс

Часть 212 - Роспись витражными красками по стеклянным изделиям

Часть 213 - Скелетирование листьев

Часть 214 - Изготовление прозрачной свечи

Часть 215 - Ангелы

Часть 216 - Домашнему мастеру на все руки. Лампочка превращается..

Часть 217 - Искусство росписи по шелку (для начинающих)

Часть 218 - Мастер классы по изготовлению искусственных цветов

Часть 219 - Цветочный ковёр

Часть 220 - Декоративные страсти,Стол с мозаикой

Часть 221 - Без заголовка

Часть 222 - Бумажные складки

Часть 223 - Делаем цветок -МК

Часть 224 - Декоративная подставочка

Часть 225 - Роспись тюли в технике «холодный батик». мастер-класс.

Часть 226 - Пледы. Мастер-класс

Часть 227 - ПРОСТО УЗЕЛКИ...

Часть 228 - Мастер-класс декор двери, декупаж

Часть 229 - Рисуем солью

Часть 230 - Рисуем на манной крупе

Часть 231 - Поделки из глины

Часть 232 - МК Шипучие шарики для ванны

Часть 233 - МАСТЕР-КЛАСС КРЕСЛО ИЗ ШИН

Часть 234 - Брошь из бумаги

Часть 235 - мастер-классы

Часть 236 - МАСТЕР-КЛАССЫ

Часть 237 - Свеча-мозайка

Часть 238 - Уроки пэчворка

Часть 239 - Уроки пэчворка

Часть 240 - Уроки пчворка

Часть 241 - Уроки пэяворка

Часть 242 - Уроки пэчворка

Часть 243 - Уроки пэчворка

Часть 244 - Уроки пэчворка

Часть 245 - Уроки печворка

Часть 246 - Мастер-класс по декупажу

Часть 247 - Декупаж

Часть 248 - Обратный декупаж на стекле

Часть 249 - Дверь, ведущая в лес

Часть 250 - Отделка обоями. Из журнала Сам себе мастер 2002 года

Часть 251 - Как сверлить стену без пыли

Часть 252 - Как сделать пуфик

Часть 253 - Рисуем на стенах цветы

Часть 254 - Поделки из глины

Часть 255 - Мозаика своими руками

Часть 256 - Объемный трафарет

Часть 257 - Перенос рисунков

Часть 258 - Технология росписи фреской по сырой штукатурке

Часть 259 - Подушка-Роза

Часть 260 - Мастер-класс по витражной росписи

Часть 261 - Сумка, сшитая в технике "Apple Core" - английское шитье по бумаге

Часть 262 - Скользкая история (классная статья!)

Часть 263 - шипящие "бомбочки"

Часть 264 - Рисуем картину в стиле «Батик»

Часть 265 - Посмотрите для вдохновения

Часть 266 - Немного об украшении окон..

Часть 267 - Обратный декупаж (МАСТЕР-КЛАСС)

Часть 268 - Роспись кашпо

Часть 269 - Роспись шкатулки

Часть 270 - Из коробки -сундучок

Часть 271 - еще один стол

Часть 272 - Марат Ка -Декор столика

Часть 273 - Папье-маше(мастер-класс)

Часть 274 - Вот такая идея с картонной тарелкой!

Часть 275 - Оригинальные картины из зерен

Часть 276 - Как покрасить холодильник

Часть 277 - МАСТЕР-КЛАСС ПО РОСПИСИ БОКАЛОВ

Часть 278 - ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ

Часть 279 - Мозаика из опилок

Часть 280 - Фантазийные цветы из бисера и ниток мулине

Часть 281 - Хотите добавить шарма своему дому? Сделайте ширму.

Часть 282 - Настольный светильник из посуды

Часть 283 - Цветы из капрона - журнал

Часть 284 - Цветы из капрона

Часть 285 - Мозаика из яичной скорлупы

Часть 286 - Декорируем бутылку под новый год

Часть 287 - МК Натальи Новиковой. Чудо-хлебница

Часть 288 - Цветок из проволоки и ниток

Часть 289 - Цветы из шпагата

Часть 290 - berlingos мастер класс

Часть 291 - Цветы в технике ганутель. Часть 1

Часть 292 - Ганутель-цветы

Часть 293 - Мастер-класс по созданию вот такого шарика

Часть 294 - бутылка - светильник

Часть 295 - Мастер-классы по вышивке гладью

Часть 296 - МК по вышивке бисером картин

Часть 297 - Стиль шебби-шик. Шиканём?

Часть 298 - Сумка от Ренаты

Часть 299 - Вазочка из деревянных тарелочек

Часть 300 - МК декор тарелки ;Чёрно-белая роза

Часть 301 - Очарование возраста (или как состарить предмет)

Часть 302 - Очень просто

Часть 303 - Декорация бутылок

Часть 304 - Секреты от Королевы Мыла- видео

Часть 305 - листья из пластики

Часть 306 - Холодный фарфор

Часть 307 - Ювелирное яблоко из мозаики, мастер-класс

Часть 308 - Декоративное панно из мозаики ;Цветы, мастер-класс

Часть 309 - Японский экран (роспись кистью по ткани), мастер-класс

Часть 310 - техника декорирования гипсовым бинтом

Часть 311 - Мозаика из яичной скорлупы по фотографии

Часть 312 - Puzzle для сада: делаем мозаику

Часть 313 - Часы из старой сковороды

Часть 314 - Роспись тюли в технике «холодный батик». мастер-класс.

Часть 315 - Мастер-классы по вышивке гладью

Часть 316 - МАСТЕР-КЛАССЫ

Часть 317 - Донателла Чиотти: Украшения из шелковых лент

Часть 318 - Приемы работы с соломой. Плетение соломенных лент

Часть 319 - Новая одежда для старого шкафа

Часть 320 - Как добиться эффекта состаренных стен

Часть 321 - Сумка Маковое поле

Часть 322 - Как наклеить салфетку на картон

Часть 323 - Французский шарик - диванная подушка

Часть 324 - Диванная подушка-плетенка

Часть 325 - Абажуры своими руками.

Часть 326 - Абажуры, светильники своими руками

Часть 327 - Красота!Очень много МК по рукоделию

Часть 328 - «Апельсиновые розы»

Часть 329 - И ещё один способ декора.

Часть 330 - Не каменщик, но живописец

Часть 331 - РОСПИСЬ

Часть 332 - Двухцветное мыло с люфой

Часть 333 - Многоуважаемый стул

Часть 334 - Bead Unique - скачать

Часть 335 - Коробки, обтянутые тканью

Часть 336 - Солёное тесто

Часть 337 - Пошаговый урок создания трех классных подарков!

Часть 338 - Мастер-класс: манекен для бус

Часть 339 - Простой способ декорирования бутылки.МК

Часть 340 - Мастер-класс по созданию мыла своими руками

Часть 341 - СТОЛ С МОЗАИКОЙ.

Часть 342 - ИЗ ЛЕНТОЧЕК.

Часть 343 - Цветы из ткани, лент, тесьмы.

Часть 344 - ИЗ ПЛАСТМАССОВЫХ БУТЫЛОК

Часть 345 - Видео мастер классы на любой вкус

Часть 346 - Гобелен из опилок Мастер-класс от Baxmypka

Часть 347 - Лепка из силикона

Часть 348 - Изготовление холодного фарфора-мастер класс

Часть 349 - Холодный фарфор мастер-класс

Часть 350 - Лепка из холодного фарфора..

Часть 351 - Гелевые свечи -МК

Часть 352 - Розы из мыла

Часть 353 - Делаем сами картинку из ниток. Мастер-класс

Часть 354 - Энкаустика. Урок 2 Техника рисования утюгом

Часть 355 - Рожденственский венок из пластиковых бутылок

Часть 356 - Декорирование бутылки туалетной бумагой.Мастер-класс.

Часть 357 - Мозаика из яичной скорлупы - технология работы

Часть 358 - Лоскутная техника «Пуфики» (ускоренный вариант)

Часть 359 - Подставка под что угодно

Часть 360 - Техника " БУРРАЖ "

Часть 361 - Зеленое мыло с красивой текстурой. Подробный мастер-класс по мыловарению!

Часть 362 - Декоративные страсти с Маратом Ка.

Часть 363 - Делаем цветы и фрукты из силикона

Часть 364 - Розы для души и душа- мастер класс от Рябины

Часть 365 - Поднос с керамическими плитками.

Часть 366 - Типичные ошибки при варке мыла

Часть 367 - YouTube - Сами себе мыловары. Часть 1-я

Часть 368 - Мастер-класс с использованием техники жатой бумаги

Часть 369 - Айсинг и всё о нем- украшаем новогодние торты

Часть 370 - Очередной мастер-класс по декупажу

Часть 371 - Основные виды полимерной глины и особенности работы с ней

Часть 372 - Техники работы с полимерной глиной. Миллефиори

Часть 373 - Мастер-классы в инете

Часть 374 - КАК Я СОЗДАВАЛА ГАРДИНЫ-ЖАЛЮЗИ!

Часть 375 - декор лампы под старину…. состаренная бронза с патиной

Часть 376 - Мастер-класс по изготовлению цветов для скрапбукинга

Часть 377 - Монотипия! мастер-класс!

Часть 378 - стильные штучки для интерьера

Часть 379 - Очередной журнал по интерьерному рукоделию. Со схемами

Часть 380 - МАСТЕР-КЛАСС №2 ПО РОСПИСИ КОНТУРАМИ

Часть 381 - Имитация мозаики. МК

Часть 382 - Мастер-класс по декорации бутылок. Марморирование, декор из самоотвердевающей массы

Часть 383 - Мастер-класс № 1 по росписи контурами в технике "Point-to-Point"

Часть 384 - Мастер-класс по созданию мраморного фона

Часть 385 - Шторы. Мастер-класс (часть 2) по изготовлению ламбрекена

Часть 386 - Шторы. Мастер-класс по изготовлению ламбрекена

Часть 387 - Видео мастер-классы с Маратом Ка..

Часть 388 - Бутылочки ,наполненные цветным песком...мастер-класс

Часть 389 - Идея декора абажура

Часть 390 - Он-лайн мастер-класс (Георгин) [глина + руки мастера]

Часть 391 - Перевод картинок на пластику. Из ЖЖ

Часть 392 - «Бездонные антресоли» с Еленой Теплицкой

Часть 393 - Украшаем стены кухни гипсовыми медальонами

Часть 394 - Делаем бар из старого чемодана. Мастер-класс

Часть 395 - Светильник из засушенных цветов. Мастер-класс

Часть 396 - Смешные "кухонные" рожицы из овощей.

Часть 397 - Настенная роспись "Рыбки". Мастер-класс

Часть 398 - Фиолетовая ваза. Мастер-класс

Часть 399 - Журнальный столик "Морское дно". Мастер-класс

Часть 400 - Декалькомания мастер класс

Часть 401 - Декор зеркала с помощью гречки!

Часть 402 - Декорируем крышу зеленью...

Часть 403 - Декупаж на обуви...

Часть 404 - Декорируем торт сахарной мастикой мастер-класс

Часть 405 - Торт " С днем рождения дочка" Мастер-класс

Часть 406 - Декупаж деревянного пола

Часть 407 - Мастер-класс по изготовлению панно "Ирис"

Часть 408 - Подушка вышитая лентами

Часть 409 - Подборка видео по лепке из полимерной глины

Часть 410 - Еще раз о мягких пуфиках

Часть 411 - Красим крупу.

Часть 412 - Витражная ширма

Часть 413 - Мастер-класс. Матирование стекла

Часть 414 - Как слепить мак

Часть 415 - мыльные кексы

Часть 416 - Как сделать яичное кракле для декупажа и не только

Часть 417 - МК мыло

Часть 418 - Формы своими руками

Часть 419 - Арт - Текстиль.(Часть вторая.Подготовка ткани к работе)

Часть 420 - Рецепт клея для цветов,накрахмаливание и желирование тканей

Часть 421 - Книга Софи Желфи Волшебный лоскут

Часть 422 - Мастер-классы по украшениям для торта часть 1

Часть 423 - Картина, выложенная бисерной плиткой.

Часть 424 - Огород на городском подоконнике

Часть 425 - ПАННО В ТЕХНИКЕ "ПЭЧВОРК БЕЗ ИГЛЫ". МАСТЕР-КЛАСС

Часть 426 - Арт-текстиль(Часть третья.Создаём новую ткань.Вариант II)

Часть 427 - Цветочный столик

Часть 428 - Как сшить диванную подушку с лепестками

Часть 429 - Роспись по соли

Часть 430 - Вышивка лентой.14 видеоуроков

Часть 431 - Оригинальные тёртые свечи ручной работы

Часть 432 - Ви део и ссылки на изготовление цветов из холодного фарфора или мастики

Часть 433 - Техника росписи Двойной мазок МК Сирень

Часть 434 - Накроватный столик своими руками за 15 минут

Часть 435 - Мастер-классы Т. Кудрявцевой » Роспись по стеклу

Часть 436 - М.К от О.Погодиной

Часть 437 - МК - матирование зеркала

Часть 438 - Цветущий пень

Часть 439 - Как самому сделать рисованный витраж. (Занятие третье)

Часть 440 - Мастер-класс Декупаж. Тени красками.

Часть 441 - Декупаж и состаривание. МК.

Часть 442 - Уникальный мастер-класс Елены Ильичевой.Видео

Часть 443 - Мастер-класс по декупажу на бутылках

Часть 444 - МАСТЕР-КЛАССЫ

Часть 445 - МК - ламинирование распечаток для декупажа

Часть 446 - Кракелюр без кракелюра

Часть 447 - Немного рукодельного. Золочение

Часть 448 - печать на холст

Часть 449 - Мастер-класс по обратному декупажу стекляной пепельницы журнальной вырезкой

Часть 450 - Скоростные шестиугольники

Часть 451 - Вышитое панно "Маки"

Часть 452 - Кофейные сердечки от Елены Коган -мк

Часть 453 - Цветы из сахарной мастики. МК

Часть 454 - пошаговое украшение тортов карамелью

Часть 455 - М.К. Розы из органзы.

Часть 456 - Подушки, валики, пуфы: шьем сами

Часть 457 - цветы из ткани

Часть 458 - Ви део и ссылки на изготовление цветов из холодного фарфора или мастики

Часть 459 - Декор старого буфета. Мастер-класс от Татьяны Кудрявцевой

Часть 460 - Картины из бумажной бечёвки.

Часть 461 - МК Роза из бумаги

Часть 462 - Видео мастер класс по вышивке лентами от Татьяны Улановой

Часть 463 - Делаем старинные рыцарские гравюры

Часть 464 - Кракелюр на ПВА. Мастер-класс

Часть 465 - Чехлы на стулья. 5 вариантов

Часть 466 - Рецепт изготовления "пластики" в домашних условиях

Часть 467 - Композиция из шпагата и проволоки. Веревочные снеговики

Часть 468 - лепим лягушку и гриб

Часть 469 - Ковер своими руками

Часть 470 - Чудеса из пластиковых пакетов

Часть 471 - Мастер-класс. Матирование стекла

Часть 472 - ДЕКУПАЖ. Фамильный сервиз

Часть 473 - как разрезать ниткой стеклянную бутылку(фото и видео)

Часть 474 - Роспись кружки и декор зеркала из икея

Часть 475 - ещё МК по мыльным камням

Часть 476 - Урок простого декупажа

Часть 477 - Мастер-класс по росписи стекла и фарфора Юлии Варнавской

Часть 478 - Декупаж на пластике

Часть 479 - АХ ЭТИ РОЗЫ... Мастер-класс от gella...

Часть 480 - Идея для интерьера

Часть 481 - Одношаговое кракле

Часть 482 - Тепличка_Пирамида

Часть 483 - Декор ваз

Часть 484 - Чудо – горшочки для цветов “вверх тормашками

Часть 485 - Мастер-класс росписи шкафа Шейби-шик

Часть 486 - Ваза из старой автомобильной покрышки

Часть 487 - Уникальный мастер-класс Елены Ильичевой

Часть 488 - Декор для стен из остатков обоев

Часть 489 - Как сделать диван на кухню

Часть 490 - Комнатное растение в вазе. Мастер-класс

Часть 491 - Оригинальные тёртые свечи ручной работы

Часть 492 - ВАЗЫ КАМЕННЫЙ ВЕК МК!!!

Часть 493 - Видео мастер-классы с Маратом Ка...

Часть 494 - Шторы из бусин

Часть 495 - Скопились газеты......

Часть 496 - Декор для дома своими руками:подвесные полки

Часть 497 - Как сделать декор из веревки

Часть 498 - Вышивка бисером

Часть 499 - Пуговички

Часть 500 - АБАЖУР ИЗ НИТОК

Часть 501 - ваза из жидких гвоздей

Часть 502 - Великолепный бумажный декор для дома от дизайнера Lindsay

Часть 503 - Подсолнух из... кукурузы!

Часть 504 - Настольные фонтанчики - своими руками

Часть 505 - Сиреневые дали... вышитые лентами

Часть 506 - Рисуем на стенах цветы

Часть 507 - Цветы из ткани (безумно красивая книга)

Часть 508 - Холодный фарфор - видео-МК

Часть 509 - Мятая ваза из пластиковой бутылки

Часть 510 - «Море идей» и морская вечеринка!!!

Часть 511 - Папье-маше Ссылки

Рубрики:  Мастер-класс



Процитировано 5 раз
Понравилось: 2 пользователям

ГРИГА Ольга

Пятница, 19 Ноября 2010 г. 15:12 + в цитатник
ГРИГА Ольга

ГРИГА Ольга
Не так давно открыла эту художницу для себя, но полюбила навсегда.
Изумительная графика.
Лёгкость штриха, но каждый наполнен смыслом, движением, чувством, жизнью...



смотреть всё
Рубрики:  Графика
Прекрасный пол
Ч/Б

Дневник Collezionista di multa

Среда, 10 Ноября 2010 г. 19:07 + в цитатник
Люблю порыться в сети в поисках интересного, редкого, красивого. Вдохновляюсь.


Поиск сообщений в collezionistaDImulta
Страницы: [1] Календарь