-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camera_Work

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2132




Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека — всегда можно.
Иосиф Бродский

Александр Блок, 26 октября 1908 г

Понедельник, 26 Октября 2009 г. 21:34 + в цитатник
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё - равно.
Вон счастие мое - на тройке
В сребристый дым унесено...

Летит на тройке, потонуло
В снегу времен, в дали веков...
И только душу захлестнуло
Сребристой мглой из-под подков...

В глухую темень искры мечет,
От искр всю ночь, всю ночь светло...
Бубенчик под дугой лепечет
О том, что счастие прошло...

И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю ночь слышна...
А ты, душа... душа глухая...
Пьяным пьяна... пьяным пьяна...

Метки:  

Даты и Имена - Жорж Жак Дантон

Понедельник, 26 Октября 2009 г. 12:02 + в цитатник
ДАНТОН, ЖОРЖ ЖАК (Danton, Georges Jacques) (1759–1794), деятель Великой Французской революции.

Родился 26 октября 1759 в Арси-сюр-Об (Шампань) в небогатой, но уважаемой семье местного прокурора Жака Дантона. В детстве получил тяжелую травму лица. В 1773–1780 учился в коллеже при монастыре ораторианцев в Труа. В 1784 сдал экзамен по юриспруденции при Реймском университете. В 1785 уехал в Париж и в 1787 купил должность адвоката в Королевском совете.
С началом Революции вовлекся в политическую деятельность. Принимал участие во взятии Бастилии 14 июля 1789. 5 октября 1789 убедил жителей округа Кордильеров присоединиться к походу парижан на Версаль. Вместе с другими деятелями демократической ориентации (К.Демуленом, Ф.Фабром д"Эглантином) создал в апреле 1790 клуб Кордильеров. Выступал за всеобщее избирательное право. В августе 1790 вошел в Генеральный совет Коммуны. Осенью 1790 избран командиром батальона Национальной гвардии округа Кордильеров. В январе 1791 занял должность администратора Парижского департамента. В апреле прекратил юридическую практику и полностью отдался политике. После неудачной попытки бегства Людовика XVI из Франции 20–22 июня 1791 организовал 17 июля на Марсовом поле сбор подписей под петицией с требованием отречения короля, что спровоцировало серьезные беспорядки. В связи с расследованием Учредительным собранием июльских событий, уехал сначала в Арси-сюр-Об, а затем в Англию. Вернувшись в Париж в конце августа, выставил свою кандидатуру на выборах в Законодательное собрание, но потерпел сокрушительное поражение. Провалился также на выборах мэра Парижа в ноябре. 6 декабря 1791 был избран вторым заместителем прокурора Коммуны (вступил в должность 20 января 1792).

В период политического кризиса, вызванного поражениями Франции в войне с Австрией и Пруссией весной-летом 1792, агитировал за низложение Людовика XVI и активизацию борьбы с внешними врагами. После свержения монархии 10 августа 1792 возглавил министерство юстиции. Сыграл огромную роль в организации отпора австро-прусскому вторжению. В условиях паники, охватившей политическую элиту в связи с капитуляцией Лонгви 23 августа, решительно воспротивился предложению министра внутренних дел жирондиста Ж.-М.Ролана эвакуировать правительство и Собрание из Парижа; требовал удержать столицу любыми средствами. 26 августа инициировал принятие декрета о смертной казни для всякого, «кто, находясь в осажденном городе, заговорит о сдаче». 28 августа выступил с призывом к народной войне с интервентами: предложил вооружить всех боеспособных граждан и произвести аресты «подозрительных».

Во время Сентябрьских убийств (истребление заключенных в столичных тюрьмах 2–5 сентября), спровоцированных известием о падении Вердена, не принял никаких мер для восстановления порядка; считал ярость народа неизбежным спутником революции; жирондисты называли его главным виновником резни. В сентябре избран в Конвент; ввиду запрета на совмещение депутатских обязанностей с министерскими 5 октября оставил пост министра. Вместе с М.Робеспьером и Ж.-П.Маратом возглавил фракцию якобинцев (монтаньяров). Благодаря своей харизматической внешности (высокий рост, резкие черты лица), ораторскому дару и знанию народного языка приобрел необычайную популярность.
30 ноября командирован в оккупированную французами Бельгию для организации системы ее управления. В январе 1793, вернувшись на несколько дней в Париж, проголосовал в Конвенте за казнь короля; выступил с предложением об аннексии Бельгии, основываясь на идее естественных границ Франции по Рейну. В начале марта 1793, после поражения французов в Бельгии, покинул ее пределы.

В период обострения борьбы якобинцев и жирондистов весной 1793 пытался примирить враждующие стороны. В ситуации усиления внешней и внутренней (роялистское восстание в Вандее) угрозы добился 10 марта создания Революционного трибунала с чрезвычайными полномочиями – первый шаг на пути развязывания террора. 1 апреля был обвинен жирондистами в связях с изменившим отечеству генералом Ш.-Ф.Дюмурье, командующим войсками в Бельгии, и вступил с ними в резкий конфликт. 5 апреля для смягчения бедственного положения населения предложил установить твердые цены на хлеб (закон о зерновом максимуме был принят 4 мая). 7 апреля избран в Комитет общественного спасения, высшего контролирующего и распорядительного органа, созданного 6 апреля для борьбы с контрреволюцией.

В течение трех месяцев фактически руководил правительством Франции. В международных делах отошел от политики «революционной войны» и безоговорочной помощи всем народам, восставшим против «тирании», и провозгласил политику невмешательства (декрет 13 апреля 1793). Безуспешно стремился достичь мирного соглашения с Англией, Пруссией и Австрией. В середине мая пришел к убеждению о необходимости политического устранения Жиронды, однако нет доказательств его участия в свержении жирондистов 31 мая – 2 июня 1793. Перед лицом вспыхнувших по всей стране в июне федералистских восстаний предпринимал усилия для примирения с жирондистской партией, но в условиях крайней поляризации политических сил 10 июля вышел из Комитета. Однако, желая избежать раскола в стане якобинцев, поддержал курс М.Робеспьера, фактически возглавившего Комитет общественного спасения, на усиление террора. 12 августа заявил в Конвенте о необходимости проведения арестов «подозрительных» и заключения их в тюрьму без суда (соответствующий закон был принят 17 сентября). 13 сентября по его инициативе Комитет общественной безопасности, ведавший полицией, был полностью подчинен Комитету общественного спасения. В социально-экономической сфере солидаризировался с Коммуной, потребовавшей применения суровых мер против спекулянтов.

Расширение масштабов террора осенью 1793 заставило его изменить отношение к политике М.Робеспьера. В начале октября уехал на родину под предлогом лечения. Был недоволен проведением процессов над королевой Марией-Антуанеттой (14–16 октября) и лидерами Жиронды (24–31 октября). В конце ноября, возмущенный арестом своих друзей депутатов Ф.Шабо и К.Базира, вернулся в Париж и начал кампанию за милосердие. Возглавил группу «снисходительных» («модерантистов»), ратовавших за прекращение или ослабление террора и постепенный переход к конституционному республиканскому порядку. В условиях углубления конфликта с якобинской верхушкой решил отойти от политической деятельности и в начале 1794 вновь уехал в Арси-сюр-Об. В марте 1794 одобрил правительственные репрессии против «ультрареволюционеров» (эбертистов). В конце марта по просьбе своих сторонников, над которыми нависла опасность расправы, приехал в столицу, однако его встреча с М.Робеспьером, которого он призывал прекратить террор, привела к открытому разрыву. В ночь с 30 на 31 марта был арестован по решению Комитета общественного спасения и Комитета по общественной безопасности. 31 марта Конвент вотировал обвинительный акт против Ж.Дантона и его соратников К.Демулена, Ж.Ф.Делакруа и П.Филиппо. Процесс над ними (2–5 сентября) проходил с нарушением всех судебных формальностей и завершился вынесением смертного приговора. 5 апреля они были гильотинированы на площади Революции (совр. площадь Согласия) в Париже.


http://www.krugosvet.ru

Метки:  

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

Понедельник, 26 Октября 2009 г. 11:45 + в цитатник
26 октября 1959 года
советская и мировая общественность
впервые увидела снимки обратной стороны Луны


Весной 1871 года знаменитый английский ученый Джон Гершель перед смертью беседовал со священником. Некоторое время он покорно слушал рассказы о радостях загробной жизни, но вскоре перебил святого отца: «Все это прекрасно, но больше всего на свете я хотел бы увидеть обратную сторону Луны». Мечте ученого не суждено было сбыться: первые фотографии обратной стороны луны стали достоянием человечества через 88 лет после его смерти.

***

Исторические снимки были сделаны с советской автоматической межпланетной станции «Луна-3» запущенной с земли 4 октября 1959 года. После запуска станция была выведена на расчетную траекторию полета к Луне и приблизилась к ней 7 октября. Бортовая фототелевизионная аппаратура «Енисей» в 6 часов 30 минут по московскому времени начала съемку поверхности Луны. Многократное фотографирование двумя аппаратами (с длиннофокусным и короткофокусным объективами) длилось 40 минут, затем фотопленка была автоматически обработана.

После проявки изображения были переданы на Землю с помощью фототелевизионной системы. Нельзя сказать, что эта операция прошла гладко и без потерь — часть кадров было утрачена при передаче, часть записанной на магнитную ленту информации не удалось воспроизвести. Да и «удачные кадры» оставляли желать лучшего. Но, тем не менее, это была победа!

26 октября о снимках обратной стороны Луны было сообщено в вечерних новостях и фотографии были разосланы по агентствам новостей различных стран. На следующий день они были напечатаны на первых страницах газет и журналов всего мира. Это событие стало важной вехой в истории освоения космоса ... и фотографии.


http://www.photoisland.net

Метки:  

Александр Блок, 26 октября 1907 г

Понедельник, 26 Октября 2009 г. 11:29 + в цитатник
Принявший мир, как звонкий дар,
Как злата горсть, я стал богат.
Смотрю: растет, шумит пожар -
Глаза твои горят.

Как стало жутко и светло!
Весь город - яркий сноп огня.
Река - прозрачное стекло,
И только - нет меня...

Я здесь, в углу. Я там, распят.
Я пригвожден к стене - смотри!
Горят глаза твои, горят,
Как черных две зари!

Я буду здесь. Мы все горим:
Весь город мой, река, и я...
Крести крещеньем огневым,
О, милая моя!

Метки:  

Даты и Имена - Пабло Пикассо

Воскресенье, 25 Октября 2009 г. 13:40 + в цитатник
Детство и годы обучения (1881-1900)

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в городе Малага, анадалузской провинции Испании. При крещении Пикассо получил полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо - что по испанскому обычаю являлось чередой имен почитаемых святых и родственников семейства. Пикассо - фамилия матери, которую и взял Пабло, поскольку фамилия отца казалась ему слишком обыденной, к тому же отец Пикассо, Хосе Руис, сам был художником.

Пабло рано проявил талант к рисованию. Уже с 7 лет он учился у своего отца технике рисования, который сначала поручал ему дописывать лапки голубей на своих картинах. Но однажды, доверив тринадцатилетнему Пабло дописать довольно большой натюрморт, он был настолько поражен техникой сына, что, по легенде, сам бросил заниматься живописью.

В возрасте 13 лет Пабло Пикассо с блеском поступил в Барселонскую Академию художеств. На подготовку к экзамену, обычно занимавшую у студентов месяц, у Пикассо ушла неделя. Он поразил комиссию своим мастерством и был принят в Академию несмотря на свой юный возраст. Отец Пикассо совместно с его дядей решили послать Пабло в Мадридскую академию "Сан Фернандо", считавшуюся на тот момент самой передовой Школой искусств во всей Испании. Так, Пабло в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид. Однако занятия в Школе искусств продлились недолго, меньше года, и Пабло был захвачен всеми другими прелестями мадридской жизни, а также изучением работ впечатливших его тогда художников - Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, и в особенности Эль Греко.

Коллекция ранних работ Пикассо находится в Барселоне, в музее Пикассо. Самые известные из них: "Первое причастие" (1896) - большая картина, изображающая сестру Пикассо Лолу, "Автопортрет" (1896), "Портрет матери" (1896). Уже будучи взрослым и посетив как-то выставку детских рисунков, Пикассо сказал: "В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они".

Во время обучения в Мадриде Пикассо совершил свое первое турне в Париж - признанную тогда европейскую столицу искусств. Там он в течение нескольких месяцев посетил все без исключения музеи, изучая живопись великих мастеров: Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван-Гога, Гогена и многих других. Также он увлекался искусством финикийцев и египтян, готической скульптурой, японской гравюрой. Пабло интересовало абсолютно все. Тогда же, в первые годы жизни в Париже он познакомился с коллекционером и торговцем живописью Амбруазом Волларом, поэтами Максом Жакобом и Гийомом Аполлинером и многими другими. Он вновь посещал в Париж в 1901 и в 1902 году и уже окончательно перебрался туда к 1904 году.


"Голубой" период (1901-1904)

К "голубому" периоду относят работы, созданные в промежутке между 1901 и 1904 гг. Серо-голубые и сине-зеленые глубокие холодные цвета, цвета печали и уныния, постоянно присутствуют в них. Пикассо называл голубой "цветом всех цветов". Частые сюжеты этих картин - изможденные матери с детьми, бродяги, нищие, слепые. Наиболее известные работы этого периода: "Жизнь" (1903), "Завтрак слепого" (1903), "Скудная трапеза" (1904), "Любительница абсента" (1901), "Свидание" (1902), "Мать и дитя" (1903), "Нищий старик с мальчиком" (1903, "Гладильщица" (1904), "Двое" (1904).


"Розовый" период (1904 - 1906)

"Розовый период" характеризуется более жизнерадостными тонами - охристыми и розовыми, а также устойчивыми темами изображений - арлекинами, бродячими актерами, акробатами ("Семейство комедиантов" (1905), "Акробат и молодой Арлекин" (1905), "Шут" (1905). Очарованный комедиантами, ставшими моделями его картин, он часто посещал цирк Медрано; в это время арлекин - любимый персонаж Пикассо. В 1904 году в Пикассо встретил модель Фернанду Оливье, которая вдохновила его на создание многих значительных работ этого периода. Они жили в центре богемной парижской жизни и мекке парижских художников Бато-Лавуар. Это странное полуразрушенное здание с темными лестницами и извилистыми коридорами было домом очень разношерстной компании: художники, поэты, торговцы, дворники... Здесь, в совершенной бедности на грани нищеты и неописуемом твоорческом беспорядке Пикассо постоянно писал свою Фернанду и искал свой путь.

Знаменитую "Девочку на шаре" (1905) относят к переходным картинам между "голубым" и "розовым" периодами. Художник играет на контрасте и балансе форм или линий, тяжести и легкости, устойчивости-неустойчивости. Также в конце "розового периода" появились "античные" картины - "Мальчик, ведущий лошадь" (1906), "Девочка с козлом" (1906) и другие.


"Африканский" период (1907 - 1909)

В 1906 году Пикассо работал над портретом Гертруды Стайн. Он переписывал его около восьмидесяти раз и, по воспоминаниям самой Гертруды Стайн, в итоге Пикассо сказал ей в ярости: "Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас". и оставил работу над портретом. Это был переломный момент в его творчестве и отсюда начался путь Пикассо от изображения конкретных людей к изображению человека как такового и к форме как к самостоятельной структуре. Пикассо требовались подтверждения его пути в общем развитии мирового искусства и новые впечатления для обретения новой творческой энергии и открытие наукой того времени целого пласта африканской культуры послужило толчком и для творчества художника. Особенно он интересовался африканской скульптурой и масками, он считал их наделенными магической силой и нашел в них чувственную простоту форм. Скорее всего именно эти "африканские влияния" и определили окончательный вариант портрета .

В 1907 году появилась знаменитые "Авиньонские девицы". Над ними художник работал больше года - долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами. Первая реакция публики - шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу. "Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином", - говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают ее отправной точкой современного искусства.


Кубизм (1909 - 1917)

В "кубическом" периоде Пикассо выделяют несколько этапов. "Сезанновский" кубизм, представленный в работах "Бидон и миски" (1908), "Три женщины" (1908), "Женщина с веером" (1909) и других, характеризуется "сезанновскими" тонами - охристыми, зеленоватыми, коричневыми, но более размытыми, мутными и использованием простых геометрических форм, из которых строится изображение. "Аналитический" кубизм: предмет дробится на мелкие части, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте. "Портрет Амбруаза Воллара" (1910), "Завод в Хорта де Сан Хуан" (1909), "Портрет Фернанды Оливье" (1909), "Портрет Канвейлера" (1910). На этапе "синтетического" кубизма работы Пикассо принимают декоративный и контрастный характер. Картины изображают по большей части натюрморты с различными предметами: музыкальными инструментами, нотами, бутылками вина, курительными трубками, столовыми приборами, афишами... Также, опасаясь превращения кубизма в чисто абстрактные эстетические упражнения, понятные лишь узкому кругу, Пикассо и Брак использовали в своих работах реальные предметы: обои, песок, веревки и др. Работы "синтетического" периода: "Натюрморт с плетеным стулом" (1911-1912), Бутылка перно (столик в кафе)" (1912) "Скрипка м гитара" (1913).

Несмотря на неприятие кубизма большинством, картины Пикассо очень хорошо покупаются. Наконец-то кончается нищенское существование и Пабло с Фернандой в сентябре 1909 года перебрались в просторную и светлую мастерскую на Клиши, 11. Конечно, Пикассо не забыл перевезти и свой обязательный беспорядок: причудливые бутыли и вазы, гитары, старый ковер, картины любимых художников - Матисса, Сезанна, Руссо, коллекция африканских масок... Он всегда говорил, что испытывает ужас перед гармонией и хорошим вкусом. Он покупал вещи, которые ему нравились, не заботясь о том, как они смотрятся вместе.

Осенью 1911 года Пикассо расстался с Фернандой. Его новой музой стала Ева (Марсель Умбер), с которой он жил и создавал свои кубические работы на Монпарнасе и в Авиньоне. Одна из работ, посвященных Еве - "Обнажённая, Я люблю Еву" (1912). Затем наступили печальные годы: война, мобилизация и расставание со многими друзями, неожиданная болезнь и трагическая смерть Евы.


Неоклассицизм (1918 - 1925)

Весной 1917 года поэт Жан Кокто, сотрудничавший с Сергеем Дягилевым, предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и декорации к будущему балету. Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы - Ольгу Хохлову. Они поженились в 1918 году, а в 1921-м у них родился сын Поль.

В это время его полотна очень далеки от кубизма; на них: ясные и понятные формы, светлые тона, правильные лица. Самая выразительная картина этих лет - "Портрет Ольги в кресле" (1917). Пикассо активно критиковали за смену стиля, как прежде критиковали за кубизм. На эти обвинения он ответил в одном из интервью: "Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано". Другие картины "реалистического" периода: "Купальщицы" (1918), "Женщины, бегущие по пляжу" (1922), "Детский портрет Поля Пикассо" (1923).


Сюрреализм (1925 - 1936)

"Красота будет конвульсивной, или ее не будет" - сказал Андре Бретон, основоположник сюрреализма, течения в искусстве, ставившего своей задачей постижение истинных глубин художественного творчества посредством проникновения в мир снов и бессознательного.
В 1925 году Пикассо написал картину "Танец". Агрессивная, болезненная, с деформированными фигурами, она отражает тяжелый период в семейной жизни художника и одновременно провозглашает новый перелом в его творчестве. Пикассо близок к сюрреалистам, но у него всегда свой путь.
Работы этого периода: "Купальщица, открывающая кабинку" (1928), "Фигуры на пляже" (1931), "Женщина с цветком" (1932) и др.

В холодный январский день 1927 года Пикассо встретил семнадцатилетнюю Марию Терезу Вальтер. Он приобрел для нее замок Буажелу и там она стала его единственной моделью и героиней нескольких его известных работ, например "Зеркало" (1932, частное собрание), "Девушка перед зеркалом", (1932, Музей современного искусства, Нью-Йорк); с нее также сделана скульптура "Женщина с вазой" (теперь эта скульптура стоит на могиле художника)). В 1935 году Мария-Тереза родила дочь Майю, но к 1936 году Пикассо расстался с обеими женщинами, хотя официально не был разведен с Ольгой Хохловой вплоть до ее смерти в 1955 году.

В 1930-1934 годах Пикассо увлекается скульптурой и создает ряд скульптурных работ в духе сюрреализма: "Лежащая женщина" (1932), "Мужчина с букетом" (1934), а также с помощью своего испанского друга-скульптора Хулио Гонсалеса сооружает различные металлические абстрактные конструкции. В те же 30-е гг. он создает ряд гравюр-иллюстраций к "Метаморфозам" Овидия (1930) и произведениям Аристофана (1934), свидетельствующих о том, что классика всегда была для него сильным источником вдохновения.


Война в Испании. Герника. Вторая мировая война (1937-1945)

Начиная с 1930-х годов в творчестве Пикассо появляется такая ключевая для него тема и образ как бык, Минотавр. Художник создает целый ряд работ с этим персонажем ("Минотавромахия", 1935), при этом миф о Минотавре Пикассо трактует по-своему. Для Пикассо бык, Минотавр - это разрушительные силы, война и смерть.
Апогеем развития этой темы стала знаменитая картина Пикассо "Герника" (1937). Герника - это маленький городок басков на севере Испании, практически стертый с лица земли немецкой авиацией 1 мая 1937 года. Эта огромная (почти восемь метров в длину и три с половиной в высоту) монохромная (черный, белый, серый) картина была впервые выставлена в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже.
Однажды гестапо устроило обыск в доме Пикассо. Нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".

В этот же период создана и серия монстров "Мечты и ложь генерала Франко" (1937) (в 1936 году во время гражданской войны в Испании Пикассо поддержал республиканцев и выступил против сторонников генерала Франко) и еще ряд картин на сходные темы: "Ночная рыбалка на Антибах" (1939), "Плачущая женщина" (1937) (последнюю картину он писал с Доры Маар, югославской женщины-фотографа, с которой Пикассо познакомился в 1936 году; она прославилась тем, что запечатлела стадии работы Пикассо над "Герникой").

В годы второй мировой войны Пикассо живет во Франции, где сближается с коммунистами-участниками Сопротивления (в 1944 Пикассо даже вступает во Французскую компартию). В это время он создает такие картины с тем же лейтмотивом быка, войны и смерти: "Натюрморт с бычьим черепом" (1942), "Утренняя серенада" (1942, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж), "Бойня" (1944-1945, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и скульптуру "Человек с агнцем" (1944), которая была установлена впоследствии перед старинным романским собором на торговой площади города Валлорис на юге Франции.


Послевоенный период (1945 - 1960e)

Уже в мирное время, в 1946 году, Пикассо делает живописный ансамбль из 27 панно и картин для замка княжеской семьи Гримальди в Антибе - курортном городе на Средиземноморском побережье Франции. Панно в первом зале называется "Радость бытия" и вся серия выдержана в том же духе гармонии с природой и бытием - изображения фавнов, обнаженных девушек, кентавров, сказочных существ…

В 1946 году Пикассо знакомится с молодой художницей Франсуазой Жило и переезжает с ней в замок Гримальди. Франсуаза вскоре дарит ему сына Клода и дочь Палому. Франсуазе посвящена картина "Женщина-цветок". (В 1953 году Франсуаза сбежала от Пикассо с двумя детьми из-за его сложного характера и постоянных измен, художник тяжело переживал это расставание, что отразилось в ряде его работ того времени - например, в серии рисунков тушью, изображающих отвратительного старого карлика буффонадно контрастирующего с юной и прекрасной девушкой).

В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого "Голубя мира" на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, а в 1951 году создает политическую картину "Резня в Корее" (Музей Пикассо, Париж). С 1947 года Пикассо живет на юге Франции, в городе Валлорисе, где расписывает в 1952 году стены старой капеллы аллегорическими символами войны и мира и сам называет все это "Храмом мира". В Валлорисе же Пикассо занялся керамикой. Он создает своих излюбленных персонажей - кентавров, фавнов, быков, голубей, женщин, делает антропоморфные кувшины. До сих пор в этом городке на юге Франции сохранились так называемые "керамические мастерские", которые продолжают держать марку "Пикассо" и тиражировать изделия, придуманные художником. В 1958 году уже признанный и прославленный художник создает для здания ЮНЕСКО в Париже монументальную композицию "Падение Икара". В 1961 году почти 80-летний Пикассо женится на 34-летней красавице Жаклин Рок. Она вдохновляет его на серию портретов, на которых можно увидеть ее точеный профиль сфинкса. Для нее и себя он покупает виллу в Каннах.


Последние годы (конец 60-х - 1973)

В 1960-х годах Пикассо пишет различные вариации на темы прославленных мастеров - Веласкеса, Гойи, Манэ в свободной скандальной кубистической манере: "Девушки на берегу Сены. По Курбе" (1950, Художественный музей, Базель), "Алжирские женщины. По Делакруа" (1955), "Менины. По Веласкесу" (1957), "Завтрак на траве. По Мане" (1960).

Также в позднем творчестве художник часто обращается к женскому портрету (портреты Жаклин Рок). Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним, уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти. Умер Пикассо 8 апреля 1973 в возрасте 92 лет, мультимиллионером, в городе Мужене во Франции и похоронен около принадлежавшего ему замка Вовенарг. Он оставил после себя более 80 тысяч работ (по другим сведениям около 20 тысяч). О смерти сам Пикассо говорил так: "Я все время думаю о Смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня". Еще при жизни художника, в 1970 году был открыт Музей Пикассо в Барселоне (картины для этого музея передал сам Пикассо), а в 1985 усилиями наследников художника - уже был создан Музей Пикассо в Париже, насчитывающий более 200 картин, более 150 скульптур и несколько тысяч рисунков, коллажей, эстапмов, документов.

Творчество Пикассо кардинальным образом повлияло на ход развития искусства и культуры всего XX века. А на мировых аукционах до сих пор отыскиваются и выставляются на продажу все новые и новые, пока еще малоизвестные работы прославленного мастера из его огромного наследия.

http://www.pablo-ruiz-picasso.ru

Метки:  

Владислав Ходасевич - " СТАНСЫ "

Воскресенье, 25 Октября 2009 г. 13:07 + в цитатник
Уж волосы седые на висках
Я прядью черной прикрываю,
И замирает сердце, как в тисках,
От лишнего стакана чаю.

Уж тяжелы мне долгие труды,
И не таят очарованья
Ни знаний слишком пряные плоды,
Ни женщин душные лобзанья.

С холодностью взираю я теперь
На скуку славы предстоящей...
Зато слова: цветок, ребенок, зверь -
Приходят на уста всё чаще.

Рассеянно я слушаю порой
Поэтов праздные бряцанья,
Но душу полнит сладкой полнотой
Зерна немое прорастанье.

24-25 октября 1918 г

Метки:  

Даты и Имена - Иоганн Штраус

Воскресенье, 25 Октября 2009 г. 12:51 + в цитатник
Иоганн Штраус (сын) (Strauss, Johann) (1825–1899) родился 25 октября 1825 в Вене.

Против желания отца, но при поддержке матери начал брать уроки скрипки у Омона, концертмейстера отцовского оркестра, и заниматься гармонией и контрапунктом у Й.Дрекслера (1782–1852).
Дирижерский дебют Иоганна с новой Капеллой Штрауса в ресторане Доммайера в Хитцинге сразу принес 19-летнему гению репутацию будущего короля вальсов.
С этого дня он на протяжении полувека рассыпáл по всему миру плоды своего вдохновения. Огромное мелодическое дарование Штрауса, его новаторство в ритмике и оркестровке, его выдающийся театрально-драматический талант запечатлены в 479 сочинениях.
Прежде всего следует назвать вальс На прекрасном голубом Дунае (1867), который стал неофициальным гимном славной Вены.
За ним последовали вальсы Ускорение (1860) и Утренние газеты (1864), затем Жизнь артиста (1867), Сказки венского леса (1869), Вино, женщины и песни (1869), Радости жизни (1870), Венская кровь (1872), Весенние голоса (1882) и Императорский вальс (1888). Среди прочих сочинений можно выделить польки Анна, Трич-трач и написанную вместе с братом Йозефом польку Пиццикато, а также Персидский марш, захватывающее Вечное движение и, конечно, 16 крупных театральных произведений.

После 1870 Штраус – как утверждают, под влиянием растущей популярности французского композитора Ж.Оффенбаха – обратился к жанру оперетты.
За первыми опытами в данном жанре – Индиго и сорок разбойников (Indigo und die vierzig Räuber, 1871) и Римский карнавал (Carneval in Rom, 1873) – последовал непревзойденный шедевр – Летучая мышь (Fledermaus, 1874). Написанная в течение каких-то шести недель и прохладно принятая на премьере, Летучая мышь стала вершиной жанра оперетты, она постоянно ставится на сценах, мелодии ее звучат по всему миру.
Третья по счету в наследии Штрауса, она написана по французской комедии Рождественский ужин (Le réveillon) А.Мельяка и Л.Галеви (по книге К.Хаффнера и Р.Жене). Легкому, добродушному сюжету отвечает здесь искрящаяся весельем музыка, полная оригинальных, привлекательных мелодий. Летучая мышь была впервые поставлена 6 апреля 1874 в «Театре ан-дер-Вин».
В числе прочих сценических произведений Штрауса – Калиостро в Вене (1875), Принц Мафусаил (1877), Игра в прятки (1878), Кружевной платок королевы (1880), Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883), Цыганский барон (1885), Симплициус (1887), Рыцарь Пасман (1892), Принцесса Нинетта (1893), Ябука (1894), и Богиня благоразумия (1899).

Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу; в 1872 он дирижировал четырьмя концертами в Нью-Йорке и четырнадцатью в Бостоне, а также исполнил Голубой Дунай с 20-тысячным оркестром и хором.
Пятидесятилетие со дня первого выступления Штрауса в ресторане Доммайера, 15 октября 1894, отмечалось всей Веной, причем приветствия прислали Бисмарк, Верди, Леонкавалло и многие другие знаменитости.

Штраус умер 3 июня 1899 и был похоронен на венском Центральном кладбище рядом с могилой И.Брамса и напротив могилы Ф.Шуберта.


http://www.krugosvet.ru

Метки:  

Александр Блок, 25 октября 1902 г

Воскресенье, 25 Октября 2009 г. 10:59 + в цитатник
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.

Метки:  

" КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК ", почти по К.Малевичу...

Воскресенье, 25 Октября 2009 г. 00:44 + в цитатник
Ой, ну что ж тут говорить, что ж тут спрашивать,
Вот стою я перед вами, словно голенький,
Да я с племянницей гулял с тетипашиной,
И в «Пекин» ее водил, и в Сокольники.
Поясок ей покупал поролоновый,
И в палату с ней ходил Грановитую,
А жена моя, товарищ Парамонова,
В это время находилась за границею.
А вернулась, ей привет – анонимочка,
На фотоснимочке стою – я и Ниночка.
Просыпаюсь утром – нет моей кисочки,
Ни вещичек ее нет, ни записочки,

Нет как нет,
Ну: прямо, нет как нет!

Я к ней, в ВЦСПС, в ноги падаю,
Говорю, что все во мне переломано,
Не серчай, что я гулял с этой падлою,
Ты прости меня, товарищ Парамонова!
А она как закричит, вся стала черная –
Я на слезы на твои – ноль внимания,
Ты мне лазаря не пой, я ученая,
Ты людям все расскажи на собрании!
И кричит она, дрожит, голос слабенький,
А холуи уж тут как тут, каплют капельки,
И Тамарка Шестопал, и Ванька Дерганов,
И еще тот референт, что из «органов».

Тут как тут,
Ну, прямо, тут как тут!

В общем, ладно, прихожу на собрание,
А дело было, как сейчас помню, первого.
Я, конечно, бюллетень взял заранее
И бумажку из диспансера нервного.
А Парамонова сидит, вся в новом шарфике,
А как увидела меня, вся стала красная,
У них первый был вопрос – свободу Африке! –
А потом уж про меня – в части «разное».
Ну как про Гану – все в буфет за сардельками,
Я и сам бы взял кило, да плохо с деньгами.
А как вызвали меня, я свял от робости,
А из зала мне кричат – давай подробности! –

Все, как есть,
Ну, прямо, все, как есть!

Ой, ну что ж тут говорить, что ж тут спрашивать,
Вот стою я перед вами, словно голенький,
Да, я с племянницей гулял, с тетипашиной,
И в «Пекин» ее водил и в Сокольники,
И в моральном, говорю, моем облике
Есть растленное влияние Запада,
Но живем ведь, говорю, не на облаке,
Это ж только, говорю, соль без запаха!
И на жалость я их брал, и испытывал,
И бумажку, что от психа, вычитывал,
Ну, поздравили меня с воскресением,
Залепили строгача с занесением!

Ой, ой, ой,
Ну, прямо, ой, ой, ой…

Взял я тут цветов букет покрасивее,
Стал к подъезду номер семь, для начальников,
А Парамонова: как вышла, вся стала синяя,
Села в «Волгу» без меня, и отчалила!
И тогда прямым путем в раздевалку я,
И тете Паше говорю, мол, буду вечером,
А она мне говорит – с аморалкою
Нам, товарищ дорогой, делать нечего.
И племянница ее, Нина Саввовна,
Она думает как раз то же самое,
Она всю свою морковь нынче продала,
И домой, по месту жительства, отбыла.

Вот те на,
Ну, прямо, вот те на!

Я иду тогда в райком, шлю записочку,
Мол, прошу принять, по личному делу я,
А у Грошевой как раз моя кисочка,
Как увидела меня, вся стала белая!
И сидим мы у стола с нею рядышком,
И с улыбкой говорит товарищ Грошева –
Схлопотал он строгача, ну и ладушки,
Помиритесь вы теперь, по-хорошему.
И пошли мы с ней вдвоем, как по облаку,
И пришли мы с ней в «Пекин» рука об руку,
Она выпила «дюрсо», а я «перцовую»
За советскую семью образцовую!
Вот и все!

Александр Галич

Метки:  

Владислав Ходасевич, 24 октября 1921 г

Суббота, 24 Октября 2009 г. 14:34 + в цитатник
На тускнеющие шпили,
На верхи автомобилей,
На железо старых стрех
Налипает первый снег.

Много раз я это видел,
А потом возненавидел,
Но сегодня тот же вид
Новым чем-то веселит.

Это сам я в год минувший,
В Божьи бездны соскользнувший,
Пересоздал навсегда
Мир, державшийся года.

И вот в этом мире новом,
Напряженном и суровом,
Нынче выпал первый снег...
Не такой он, как у всех.

Метки:  


Процитировано 1 раз

История фотографии - Шелби Ли Адамс

Суббота, 24 Октября 2009 г. 14:23 + в цитатник
24 октября 1950 года
родился известный американский
фотограф Шелби Ли Адамс


Я где-то читал, что искусство подражает жизни ... или это жизнь подражает искусству? Я хочу, чтобы о моих фотографиях можно было сказать и то и другое ... и даже больше.
Шелби Ли Адамс


На втором курсе Кливлендского художественного института Шелби Ли Адамсу (Shelby Lee Adams) попались работы Уолкера Эванса, Доротеи Ланг, Рассела Ли и других фотографов работавших на «Администрацию по делам малоимущих фермеров». С этого времени молодой человек заболел социальной фотографией. Позднее он поделился этим открытием со своим дядей, деревенским доктором, который, в свою очередь, стал брать племянника с собой на вызовы и показал ему, что люди, словно сошедшие с фотографий 1930-х годов, продолжают жить в американских деревнях в конце XX века. В середине 1970-х годов Шелби вооружился крупноформатной камерой и Поларойдом и стал ездить по деревням в районе Аппалачиских гор.

Фотографов-документалистов мало кто любит — они лезут в чужую жизнь, очень часто забывая о самых простых правилах человеческого общения. Шелби Ли Адамс в этом смысле скорее исключение из правил: к середине первого десятилетия XXI века он уже более тридцати лет фотографировал жителей одних и тех же деревень, но те до сих пор с нетерпением ждут его визитов. Он не просто приезжает фотографировать — он проводит со своими «моделями» много времени, разговаривает с ними, помогает им справиться с хозяйскими делами, принимает участие в развлечениях. Адамс всегда вручает им моментальные фотографии сделанные Поларойдом, а когда возвращается из лаборатории, то привозит крупные отпечатки.

Доверие людей много значит для Адамса — ведь он фотографирует не только сцены «сельской идиллии»: «Они всем делятся со мной», — рассказывал фотограф в одном из интервью, — «А ведь мне иногда приходится иметь дело с самыми темными сторонами их жизни». Он фотографирует на похоронах — и его «модели» не скрывают от фотографа своего горя, также как еще вчера не скрывали своей радости. На этих фотографиях столько неподдельного чувства, что на них тяжело смотреть, хочется поскорее перевернуть страницу — и в тоже время трудно отвести взгляд.

В наши дни Шелби Ли Адамс — один из самых известных американских фотографов работающих в жанре социальной фотографии. Его работы входят в постоянные коллекции ведущих музеев по всему миру, он постоянно принимает участие в выставках. Адамс издал несколько фотоальбомов, а в 2002 году вышел документальный фильм «The True Meaning of Pictures: Shelby Lee Adams' Appalachia».

http://www.photoisland.net

Метки:  

А.Галич - " Чехарда с буквами "

Суббота, 24 Октября 2009 г. 00:27 + в цитатник
В Петрограде, в Петербурге, в Ленинграде, на Неве,
В Колокольном переулке жили-были А, И, Б.
А служило, Б служило, И играло на трубе,
И играло на трубе, говорят, что так себе,
Но его любили очень и ценили А и Б.

Как-то в вечер неспокойный
Тяжко пенилась река,
И явились в Колокольный
Три сотрудника ЧК,
А забрали, Б забрали, И не тронули пока.

Через год домой к себе
Возвратились А и Б,
И по случаю такому
И играло на трубе.

Но прошел слушок окольный,
Что, мол, снова быть беде,
И явились в Колокольный
Трое из НКВД.
А забрали, Б забрали, И забрали и т. д.

Через десять лет зимой
А и Б пришли домой,
И домой вернулось тоже,
Все сказали: «Боже мой!»
Пару лет в покое шатком
Проживали А, И, Б
Но явились трое в штатском
На машине КГБ –
А, И, Б они забрали, обозвали всех на «б».

А – пропало навсегда,
Б – пропало навсегда,
И – пропало навсегда,
Навсегда и без следа!
Вот, понимаете, какая у этих букв вышла в жизни ерунда!

Метки:  

Булгаков : полет в пятое измерение

Пятница, 23 Октября 2009 г. 23:57 + в цитатник
Михаил Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В 1916 году окончил медицинский факультет университета и работал врачом. Во время гражданской войны в феврале 1919 года Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом в Красной армии, а затем - в белогвардейских Вооруженных силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе. Позже его впечатления и мысли о войне найдут воплощение в романе "Бег" и пьесе "Дни Турбинных".
Булгаков решает оставить профессию врача, потому что его все более и более манит писательство.
И в 1921 году он переезжает в Москву, где, наконец, в полной мере получает возможность заниматься литературой. Поначалу творческая судьба складывается весьма благополучно. Его романы читают, а пьесы ставят на сцене знаменитого МХАТа. В 1923 году Булгаков даже вступает во Всероссийский Союз писателей, но это обстоятельство не спасло его от будущей опалы.
Он всегда имел собственную точку зрения на проходящие в стране процессы, которая часто не совпадала с официальной.
Дошло до того, что НКВД установило за писателем негласную слежку.
Тогда Булгаков решил пойти на крайние меры - в 1930 году он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу. Он хотел получить право эмигрировать, либо разрешение работать режиссером-ассистентом во МХА-Те. А далее случается совсем уж невероятная вещь - Булгакову лично звонит сам Сталин и рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его режиссером-ассистентом во МХАТ. Но в Художественный театр Булгаков обратиться не успел - ему сами позвонили оттуда и пригласили работать. В мае 1930 года он был принят на должность режиссера, в которой благополучно проработал шесть лет.
В 1936 году писатель закончил свой самый известный роман "Мастер и Маргарита", который писал больше десяти лет. Споры об этом произведении не утихают до сих пор. Его называют самой мистической и загадочной книгой XX века.
Каждая попытка экранизировать этот фантастический роман или поставить его на сцене', сопровождается поистине проделками сатаны. Темные силы приходят в реальную жизнь, чтобы не дать людям вмешаться в их мир. Кажется, что он может существовать только в виде книги, апофеозом которой является сцена бала у Сатаны.
По воспоминаниям третьей жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой в описании великого бала у Сатаны отразились реальные впечатления автора от приема в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 года. Раз в год посол США Уильям Буллит давал большие приемы по поводу национального праздника. Для полуопального литератора, каковым тогда уже был Булгаков, прием в американском посольстве стал событием почти невероятным, сравнимым с балом у сатаны: в то время советская наглядная агитация изображала на плакатах "американский империализм" в облике дьявола.
Как вспоминает Елена Булгакова: "Ужин был накрыт в специально пристроенной для этого бала к посольскому особняку столовой, на отдельных столиках. В углах столовой - небольшие выгоны, на них -козлята, овечки, медвежата. По стенкам - клетки с петухами. Часа в три заиграли гармоники и петухи запели. Стиль "рюсс". Масса тюльпанов, роз - из Голландии. В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу -всюду шампанское, сигареты".
В романе реальные приметы обстановки резиденции американского посла Булгаков переплетает с воображаемыми деталями и образами. Для того чтобы вместить великий бал у Сатаны в "нехорошую квартиру", автор увеличил число измерений с традиционных четырех до пяти. А в пятом измерении стали видимыми гигантские залы, где происходит бал, в то время как сами участники бала, наоборот, невидимы для окружающих.
Обильно украсив в романе бальные залы розами, Булгаков учитывал символику, связанную с этим цветком. Так, например, в культурной традиции западноевропейских
народов древности и средневековья розы выступали олицетворением, как траура, так и любви, чистоты. Так что розы на бале у сатаны - это тоже символ любви Маргариты к Мастеру. С другой стороны, они же служат предвестием скорой смерти влюбленных. Вообще обилие роз, как цветов, чуждых русской литературной традиции, подчеркивает иноземное происхождение Воланда и его свиты.
Маргариту Булгаков уподобляет одной из французских королев, живших в XVI веке - Маргарите Наваррской и Маргарите Валуа. Но поскольку Маргарита Валуа была бездетной, то Булгаков сделал свою героиню родственницей Маргариты Наваррской, имевшей потомство.
Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, а потому и булгаковская Маргарита оказывается связана с гениальным Мастером, возвращения которого из лечебницы она добивается после бала у сатаны.
Есть разные версии прототипов главных героев романа. Условно их можно было бы назвать романтической версией и реалистической. Последняя выдвинута литературоведами на основе тщательного анализа текста и исторической ситуации, в которой создавался роман.
По этой версии прототипом Мастера является Горький, Маргаритой - актриса Мария Андреева, его гражданская жена. Ну а в романтической версии Маргарита - последняя жена Булгакова Елена Сергеевна Нюренберг, а Мастер -сам Булгаков.
Любовь, которая вдруг вспыхнула между ними, заставила их разрушить семьи и пренебречь условностями, чтобы навсегда соединить свои жизни. Елена Сергеевна полностью посвятила себя мужу и выполнила обещание, данное ею Булгакову вначале их союза. "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках", - попросил он ее. Так и случилось. В конце 1939 года его здоровье резко ухудшилось. Писателя мучили сильнейшие головные боли до такой степени, что он практически потерял зрение и едва различал солнечный свет. В начале зимы Булгаков отправился в санаторий "Барвиха", но и там ему не стало лучше.
10 марта 1940 года он умер. Елена Сергеевна пережила супруга на долгие тридцать лет. Она скончалась в возрасте семидесяти шести лет 18 июля 1970 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым Мастером.
При жизни автора роман так и не был опубликован. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти писателя. Елена Сергеевна Булгакова сохранила рукопись, несмотря на смутные и тяжелые времена повальных репрессий.


http://x-files.org.ua
( Автор: Л.Александрова
Источник: "Интересная газета. Оракул" №8 2009 г )

Метки:  

Легенды дома Фауста

Пятница, 23 Октября 2009 г. 16:07 + в цитатник
Этот старый дом стоит на скале. Когда на Прагу опускаются сумерки и город вспыхивает разноцветными огнями, дом с прилегающим к нему небольшим садом остается погруженным во тьму и, кажется, в свои воспоминания...


Отверстие в потолке

Говорят, когда-то здесь жил доктор Фауст, заключивший договор с дьяволом: тот выполнял все пожелания доктора в обмен на его душу. По окончании срока договора дьявол отнес своего бывшего хозяина в ад, а в потолке осталась дыра с обгоревшими краями, через которую они якобы вылетели наружу. Эту дыру много раз пытались заделать, но каждый раз наутро отверстие вновь зияло в потолке, и разило из него серой.


Бедный студент

Много лет назад, осенью, когда на Прагу обрушилось ненастье, по улицам города шел бедный студент. Он пытался снять хоть какое-то жилье, но все напрасно. В конце концов утомленный молодой человек, сам не зная как, оказался перед заброшенным домом.
В сомнении он взялся за ручку, и тяжелая дубовая дверь приоткрылась. В прихожей было сухо и, пожалуй, тепло. Молодой человек решился пойти дальше и оказался перед лестницей. Вдоль нее в нишах стены стояли странные скульптуры. После недолгих размышлений студент поднялся по лестнице и вошел в первую комнату. Уставший, он обессилено опустился в старинное кресло и заснул.
Утром студент осмотрел остальные комнаты. В спальне находилась старая кровать, около нее два перевернутых столика, раскрытая старая книга. И - дыра в потолке! Студент опешил: получалось, что нелегкая вчера занесла его в дом Фауста, о котором ему уже доводилось слышать! Комната, судя по всему, осталась такой, какой была, когда дьявол уносил доктора. Молодой человек поспешил выйти. Вдоль лестницы, среди остальных скульптур, он заметил фигуру юноши с барабаном. Не успел студент коснуться барабана, юноша, будто живой, шевельнулся и начал оглушительно барабанить. Студент испугался и выбежал на пустой двор, а потом в заросший сад. Когда он успокоился и вернулся в дом, барабанщик уже затих.


Серебряный талер на черном блюде

Студент решил пройтись по дому и в одной из комнат второго этажа обнаружил деревянную лестницу, которая, вероятно, вела на чердак. Движимый любопытством молодой человек поднялся по ней и оказался в огромном помещении. Лестница тут же сжалась и исчезла.
На потолке этой комнаты были нарисованы солнце, луна, звезды и какие-то каббалистические знаки. Вдоль стен на стеллажах стояли старинные книги. Посреди комнаты на столе, обтянутом зеленым сукном, блестела бронзовая и медная лабораторная посуда, рядом лежали пожелтевшие пергаменты и открытая книга, возле которой возвышался оловянный подсвечник с оплывшей свечой. Студент отодвинул пергаменты, и оказалось, что они лежали на блюде из черного мрамора. А еще на блюде поблескивал серебряный талер. Молодой человек взял монету и пошел в город, а к вечеру вернулся сытый. С тех пор студент каждое утро находил на мраморном блюде талер. В конце концов ему удалось накопить денег на приличную одежду и обувь.


Следы борьбы

Вскоре студенту захотелось разбогатеть по-настоящему. Ежедневный серебряный талер на подносе - этого ему уже было недостаточно. И тогда молодой человек обратился к книгам Фауста. Однажды поздно вечером, когда друзья провожали студента домой, он заявил, что скоро у него будет много денег - он, дескать, нашел в книгах нужные заклинания, с помощью которых вызовет духов, которые осыплют его золотом.
Дверь дома закрылась за студентом, и больше его никто никогда не видел. Когда стражи порядка осматривали опустевший дом, они обнаружили в спальне разбросанную постель, подушки на полу, перевернутые стулья, раскрытую колдовскую книгу, на которой лежал подсвечник с оплывшей свечой. Все указывало на то, что тут происходила борьба. А в потолке вновь зияла дыра. На ее краях видны были пятна свежей крови.


Загадочный иностранец

Однако на этом история дома Фауста не заканчивается. Спустя много лет дом купил богатый иностранец. У нового хозяина по ночам в комнатах горел свет. Возможно, он читал пожелтевшие книги и пергаменты доктора Фауста.
Когда новый владелец делал ремонт дома, каменщики боялись трогать отверстие в потолке, но тот произнес какое-то заклятье и заверил их, что теперь можно работать спокойно. На следующее утро комната сияла побеленным потолком, отверстие пропало без следа. Новость об этом разлетелась по Праге, и люди решили, что новоселу удалось победить самого владыку ада.
Именно этого и желал иностранец. Воспользовавшись общим интересом, он, пригласив гостей со всего города, демонстрировал им разные чудеса: в цветной дымке перед ними являлись души умерших, по мановению руки иностранца неизвестно откуда появлялись стаи голубей, по его команде в сумрачном зале звучала тихая музыка. Он показывал изумленным гостям оживающие статуи, среди которых был каменный барабанщик. Вскоре в доме на скале стало собираться избранное общество, и вечера у иностранца стали популярными.


Дама в черном

Говорят, что на один из вечеров к хозяину дома явился дьявол в образе дамы в черном. Глаза незнакомки горели сквозь вуаль. Во время представления она сидела в первом ряду. Вот только никто, кроме хозяина, ее не видел.
"Ожидала от вас большего. Если позволите, покажу вам кое-что получше", - проговорила невидимая для других гостья в перерыве представления. И тут же вместо дамы в черном перед хозяином дома появился его двойник. Потрясенный иностранец потерял сознание. В бреду он твердил о женщине в черном, о духе доктора Фауста. Долгие недели он находился между жизнью и смертью, но в конце концов начал приходить в себя.
Выздоровев, он прекратил свои опыты и уехал неизвестно куда.


Конец волшебной истории

Но это все легенды. Кто же на самом деле жил в доме Фауста? Некоторые годы истории этой постройки связаны с именем известного алхимика (а скорее, мошенника) Эдуарда Келли. Он переехал в Прагу из Англии и купил дом Фауста. Соседи с подозрением смотрели на то, как призрачным светом вспыхивают время от времени окна его лаборатории.
Позже около дома начал строиться изящный костел Святого Яна на Скале. Примерно через 100 лет его соединили с Фаустовым домом террасой, завершающейся барочным порталом. Говорят, после этого в доме перестали появляться призраки, которые к тому времени уже его обжили.
Дом несколько раз горел. Отверстия в потолке и крыше за его историю появлялись несколько раз. Последнее появилось в конце Второй мировой войны во время американской бомбардировки. Дом выдержал все испытания. А знаете почему? В народе говорят, что при строительстве в него замуровали семь живых кошек. Это сделали потому, что у кошки, как известно, семь жизней, а у семи кошек - гораздо больше. Вот для того, чтобы постройка выдержала многие века, и погибли в XIV веке несчастные животные.
Однако более вероятно, что дом выстоял благодаря мастерству его неизвестных ныне строителей.


http://x-files.org.ua
( Автор: Г.Пунтусова
Источник: "Интересная газета. Оракул" №8 2009 г )

Метки:  

История фотографии - Леонард Фрид

Пятница, 23 Октября 2009 г. 13:09 + в цитатник
23 октября 1929 года
родился знаменитый американский
фотограф Леонард Фрид


Когда в начале 1950-х годов директор отдела фотографии Музея современного искусства Нью-Йорка Эдвард Стейхен увидел снимки Леонарда Фрида (Leonard Freed, 1929-2006), он дал молодому человеку совет — не идти в профессиональные фотографы, а стать, например, водителем грузовика. Только так, по мнению Стейхена, молодой талантливый фотограф мог сконцентрироваться на фотоискусстве и не попасть в «омут коммерческой фотографии».

Вопреки совету своего старшего коллеги Леонард Фрид не водил грузовик, но и коммерческой фотографией тоже не занимался. Он стал одним из самых знаменитых в мире фотожурналистов, членом престижного фотоагентства «Магнум», выпустил несколько очень успешных фотоальбомов, участвовал в большом количестве групповых и персональных выставок.

***

Леонард Фрид о фотографии:

•Фотография — это средство визуального общения, которое пока еще находится на самом раннем этапе своего развития. Как поэт дает словам новый смысл, так и фотограф дает новый смысл визуальным символам. Другие виды искусств развивались столетиями, а фотографии только предстоит созреть и найти свое место. Тот факт, что миллионы могут увидеть одни и те же визуальные элементы по телевизору, в кино или на фотографии, порождает коммуникацию — средство общения.

Первое появление человека на луне — это история, точно так же как и первые шаги Христофора Колумба по новому свету. Однако в первом случае мы имеем дело с визуальным фактом, во втором — с литературным. В случае с Колумбом, каждый из нас представляет себе сцену по-своему, в то время как астронавты для любого человека выглядят одинаково. Мы говорим на одном и том же языке в Китае, Индии или Африке. … Фотография становится универсальным языком.

Быть поэтом-фотографом грустно и заманчиво. Грустно видеть, что литературный язык проигрывает языку, который еще не выбрался из колыбели. Но в силу своей молодости фотография и обещает многое — у фотографа еще столько несказанного, неизведанного.

•В детстве я ходил по музеям, но никому не мог рассказать об этом — никто не понимал, почему я не интересуюсь спортом и поп-музыкой. А я и сейчас ими не интересуюсь.

•Она [фотография] никогда не должна быть похожа на картину в которой художник может достигнуть совершенства. Она не должна быть совершенной — это убьет ее.

•В конечном счете, каждая твоя фотография рассказывает о тебе самом.

•Я делаю осознанное решение сфотографировать что-нибудь, я понимаю что делаю, я тщательно готовлюсь. Но когда я фотографирую, то ухожу в процесс с головой. Я двигаюсь туда-сюда, пританцовываю, а когда приходит момент — хватаюсь за него обоими руками. В этом и заключается творчество.

http://www.photoisland.net

Метки:  

Марина Цветаева, 22 октября 1915 г

Четверг, 22 Октября 2009 г. 16:06 + в цитатник
Цветок к груди приколот,
Кто приколол - не помню.
Ненасытим мой голод
На грусть, на страсть, на смерть.

Виолончелью, скрипом
Дверей и звоном рюмок,
И лязгом шпор, и криком
Вечерних поездов,

Выстрелом на охоте
И бубенцами троек -
Зовете вы, зовете
Нелюбленные мной!

Но есть еще услада:
Я жду того, кто первый
Поймет меня, как надо -
И выстрелит в упор.

Метки:  

Иосиф Бродский - " Прощай... "

Четверг, 22 Октября 2009 г. 06:54 + в цитатник
Прощай.
Позабудь.
И не обессудь.
А письма сожги…
Как мост.
Да будет мужествен твой путь
И будет он прям
И прост.
Да будет во мгле
Для тебя гореть
Звездная мишура,
Да будет надежда ладони греть
У твоего костра.
Да будут метели,
Снега, дожди,
И бешенный рев огня…
Да будет удач у тебя впереди
Больше,чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
Бой,
Гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
Кому с тобой,
Может быть,
По пути.

Метки:  

" Прощай, позабудь, не обессудь... "

Четверг, 22 Октября 2009 г. 06:26 + в цитатник
22 октября 1987 г. 22 года назад
Иосифу Бродскому присудили Нобелевскую премию по литературе

Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде.

Стихи начал писать с 16 лет. Именно 1957 годом датировано одно из его знаменитых стихотворений: «Прощай, позабудь, не обессудь...». Анна Ахматова предсказала ему славную судьбу и тяжелую жизнь. В 1964 году заботами бдительной ленинградской общественности против поэта было возбуждено уголовное дело по обвинению в тунеядстве.

Его арестовали, судили и приговорили к пятилетней ссылке в Архангельскую область. В 1965 году Бродскому все-таки разрешают вернуться в Ленинград. В 1972 году ему приходится эмигрировать. Его письмо, обращенное к Брежневу, с просьбой позволить ему остаться в отечественной литературе хотя бы в качестве переводчика, осталось без ответа. После Вены и Лондона он переезжает в США.

Бродский поселился в Соединенных Штатах, где вскоре становится профессором Мичиганского, Нью-йоркского и других университетов страны. Он много ездит по миру, подолгу живет в Лондоне, Стокгольме, Париже, но самым любимым местом на земле становится Венеция, которой посвящено много прекрасных стихов и замечательный прозаический очерк

Бродский стал одной из центральных фигур сразу в двух культурах – российской и американской. Его интонации оказались заразительными для подавляющего большинства современных русских поэтов, а сборник эссе «Меньше чем единица» был в 1986 году признан лучшей литературно-критической книгой в США.

Поэзия И. Бродского отличается исключительным мастерством, философской глубиной, яркой иронией и метким остроумием. В духе романтического сарказма он противопоставляет одинокого человека враждебности мира.

http://www.calend.ru

В 1987 году Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». После И. Бунина, Б. Пастернака, М. Шолохова и А. Солженицына, он стал ее пятым русским лауреатом.

После Владимира Набокова Бродский – второй русский литератор, который стал писать на английском как на родном. Он, как никто другой, много сделал для сближения англоязычной и русской литератур и этим достойно продолжил традицию отечественной культуры, прерванную в годы Советской власти.

Метки:  

История фотографии - С.Л.Левицкий

Четверг, 22 Октября 2009 г. 06:04 + в цитатник
22 октября 1849 года
«патриарх» русской фотографии Сергей Львович Левицкий
открывает дагерротипную мастерскую в Петербурге


Сергей Львович Левицкий (1819-1898) — один из наиболее талантливых фотографов XIX века, внесший большой вклад в развитие фотографии. Он родился в Москве, получил юридическое образование и некоторое время работал в канцелярии иностранных дел. В 1843 году по делам службы Левицкий едет на Кавказ. Там он снимает ландшафтные дагерротипы, отбирает несколько лучших и отправляет в Париж. На выставке его работы получают медаль — первую в мировой истории медаль, присужденную за фотографию. После этого в 1844 он бросает службу и целиком посвящает себя фотографии.

В 1845 году Левицкий отправляется в Европу с целью детально изучить премудрости фотографии. В Риме он делает первый из дошедших до нас в репродукциях дагерротип, на котором ему удалось запечатлеть Н.В. Гоголя в кругу русских художников, живших в ту пору в Риме. В Париже он встречается с Дагерром, который был уже наслышан о талантливом русском фотографе и принял его весьма радушно. В 1850 году Сергей Львович возвращается в Петербург и 22 октября того же года открывает дагерротипную мастерскую под названием «Светопись». К нему быстро приходит слава фотографа-портретиста. В 1851 году он получает золотую медаль на выставке в Париже — на этот раз за свои портреты.

Левицкий был не только талантливым фотографом, но новатором и изобретателем. Он первый применил меха от гармошки в конструкции фотоаппарата, существенно усовершенствовав процесс наводки на резкость. Он первым начал изображать на одной фотографии человека в разных позах и даже в разной одежде (например, объект съемки играет на фортепьяно и сам же слушает). Он также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны, первым предложил использовать электрический свет совместно с естественным освещением, утверждая (и доказывая на практике), что умелое их сочетание позволяет создавать интересные эффекты. Кроме того, именно Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков.

В 1858 году Левицкий уезжает в Париж. Там он организует фотографический салон, который пользовался большой популярностью. Пожалуй, самая знаменитая его работа парижского периода — фотография сидящего в кресле А.И.Герцена. Эта хорошо известная фотография очень нравилась опальному писателю. Позднее он напишет: «Главное событие в Париже — замирение с Левицким, вследствие чего — превосходный портрет».

Вернувшись в 1867 году в Россию, Левицкий занялся общественной деятельностью. Был одним из учредителей первого русского фотографического общества, постоянно принимал участие в организации отечественных и международных фотовыставок, делал сообщения о важнейших новостях в фотографической технике, писал статьи для журнала «Фотограф»… Ну и конечно не переставал фотографировать. Сергей Львович Левицкий умер в 1898 году, посвятив фотографии — светописи как ее тогда называли в России — более полувека.

http://www.photoisland.net

Метки:  

Александр Галич - " Ночной разговор... "

Среда, 21 Октября 2009 г. 14:09 + в цитатник
Глава 4: НОЧНОЙ РАЗГОВОР В ВАГОНЕ-РЕСТОРАНЕ

Вечер, поезд, огоньки,
Дальняя дорога…
Дай-ка, братец, мне трески
И водочки немного.
Бассан-бассан-бассана,
Бассаната-бассаната…
Что с вином, что без вина –
Мне на сердце косовато.
Я седой не по годам,
И с ногою высохшей,
Ты слыхал про Магадан?!
Не слыхал?! Так выслушай,
А случилось дело так:
Как-то ночью странною
Заявился к нам в барак
«Кум» со всей охраною,
Я подумал, что конец,
Распрощался матерно…
Малосольный огурец
Кум жевал внимательно.
Скажет слово и поест,
Морда вся в апатии,
«Был, – сказал он, – главный съезд
Славной нашей партии.
Про Китай и про Лаос
Говорились прения,
Но особо встал вопрос
Про Отца и Гения».
Кум докушал огурец
И закончил с мукою:
«Оказался наш Отец
Не отцом, а сукою…»
Полный, братцы, ататуй!
Панихида с танцами!
И приказано статуй
За ночь снять на станции.
…Ты представь – метет метель,
Темень, стужа адская,
А на нем одна шинель
Грубая, солдатская,
И стоит он напролом,
И летит, как конница,
Я сапог его кайлом,
А сапог не колется,
Помню, глуп я был и мал,
Слышал от родителя,
Как родитель мой ломал
Храм Христа Спасителя.
Бассан-бассан-бассана,
Черт гуляет с опером,
Храм – и мне бы ни – хрена,
Опиум, как опиум,
А это ж Гений всех времен,
Лучший друг навеки!
Все стоим ревмя ревем,
И вохровцы, и зэки,
Я кайлом по сапогу
Бью, как неприкаянный,
И внезапно сквозь пургу
Слышу голос каменный:
«Был я вождь вам и отец,
Сколько мук намелено!
Что ж ты делаешь, подлец?!
Брось кайло немедленно!»
Но тут шарахнули запал,
Применили санкции, –
Я упал, и Он упал,
Завалил полстанции…
Ну, скостили нам срока,
Приписали в органы,
Я живой еще пока,
Но, как видишь дерганный…
Бассан-бассан-бассана,
Бассаната-бассаната!
Лезут в поезд из окна
Бесенята, бесенята…
Отвяжитесь, мертвяки!
К черту, ради Бога…
Вечер, поезд, огоньки,
Дальняя дорога…

http://lib.rus.ec

Метки:  

Поиск сообщений в Camera_Work
Страницы: 102 ... 19 18 [17] 16 15 ..
.. 1 Календарь