Рекламные фотографы: Инфракрасная съемка, платинотипия...
...литографический процесс - может ли их очарование заменить компьютерная программа.
Стремительным течением нас уносит время, предлагая не только новые возможности, но и новые условия для выживания.
Ольга Фомина
Николай Маслов и Марина Ефимова - одни из немногих, которые остались верны исключительно настоящей традиционной фотографии, благородным методам печати, они не используют в своей работе компьютер никогда. Они верны себе и друг другу, они более десяти лет в браке и счастливы. Их фотографии украшают галереи многих европейских стран.
- У вас за спиной большой опыт в традиционной художественной фотографии, прошло много ваших выставок, также вы имеете немалый опыт в коммерческой и рекламной фотографии, от которой на сегодняшний день вы совсем отказались. Вы отказались от компьютера, вы используете исключительно те эффекты и приемы, которые можно воспроизвести обычным фотографическим путем.
Суррогатным способом на компьютере какие-то эффекты можно постараться повторить. Но вряд ли произойдет и родится то очарование, которым обладают Ваши фотографии. Почему Вы выбрали такую непростую на сегодня нишу? Из любви к искусству? Или Вы считаете, что таким образом Вы можете больше заработать.
- Сразу скажу, что мы занимаемся не только традиционной фотографией. Это одно из наших направлений. Платинотипия - это действительно совершенно чистый процесс, хотя даже в него иногда вклинивается цифра. К примеру, при увеличении негатива. Но мы стараемся этого не делать, кайф теряется. То есть, в платинотипии изначально используется негатив «камерный», он необходим для контактной печати. На хлопковую бумагу кистью наносится светочувствительный слой из солей платины, все это помещается в контактную раму вместе с негативом, производится экспозиция ультрафиолетовым светом в течение почти часа. Затем отпечаток промывается в растворе, и получается очень особенное изображение, образованное чистой металлической платиной.
- Практически ювелирное изделие! По сути, без цифрового увеличения негатива платинотипия по определению не может иметь большого размера?
- Размер платинотипии ограничен размерами используемой камеры и соответственно негатива. Бывают камеры в мире 50х60. Это максимальный размер. А заработать альтернативными процессами в России сейчас невозможно. Говорю это совершенно откровенно. Еще несколько лет назад про это речь вообще не шла. Сейчас появляются люди, покупающие наши работы и то, только потому, что интерес в мире к этому очень велик. И нас, например, больше знают в Швеции, Японии, Швейцарии, Америке... Там интерес к альтернативным процессам существовал всегда.
- В этих странах люди живут спокойно, в плане покупательской способности есть более многочисленная категория людей. Там предмет искусства может купить не только миллионер. Есть традиция, наконец. Я не обвиняю нашего российского гражданина, я его жалею. Куда ему, тратить деньги на фотографию, если у жены трескаются руки без стиральной и посудомоечной машины. Или нет зимних сапог. Я поддерживаю выбор в пользу стиральной машины.
- Я бы вернулся к фотографии. У нас в России, к сожалению, после того как пикториалистов фактически уничтожили и не давали им заниматься тем, что они делали, начиная с двадцатых годов...
- А кто это? От слова «picture», я понимаю.
- От «picturial». Пикториализм - это художественная фотография, это то, что делал еще Андреев, Свищев-Паоло, это благородные процессы печати, бромомасляная печать, та же платинотипия, Гринберг, поздний Родченко.
- А поздний Родченко что делал?
- Он отошел от своих классических репортерских традиций. Мысль такова, что художественной фотографии с 20-х годов не существовало...
- Вряд ли соглашусь. Совсем не соглашусь. Художественная фотография - это прежде всего замысел и его воплощение различными фотографическими инструментами. На каждом историческом этапе, если уж мы заговорили в таком масштабе, что-то было. Справедливости ради скажу, если фотограф снимает на цифру - это тоже может быть художественной фотографией. Коммерческая съемка может быть художественной фотографией.
- Давай тогда назовем это арт-фотографией...
- Это одно и то же.
- Но рынка художественной фотографии до сих пор нет, он только начинает формироваться.
- Вот с этим я согласна. И если в области коммерческой фотографии движение началось давно, то в арт-фотографии пока тишь да гладь.
- Сейчас ситуация начинает меняться. Если раньше были две-три фотогалереи, и они продавали работы за достаточно смешные цены, то сейчас появилось много галерей, но при этом спрос есть на большие фотографии, то есть на фотографию для интерьера, чтобы метр на метр, чтобы ее можно было повесить в офисе или у себя дома. Тогда человек это купит. Спроса на маленькие такие штучки, на вещь в себе... Нет, такой покупатель пока не появился. Развитие этих людей еще не дошло до того момента, когда насытились все остальные депо, и настала, наконец, очередь обогатиться искусством, будь то фотография или что-то другое.
- На западе коллекционная фотография, кроме обязательных художественных достоинств должна иметь определенные качества, она должна быть определенным образом выполнена. Никаких принтеров, никакой бумаги с полиэтиленовым покрытием, только баритовая основа.
У нас важен размер и чтобы что-то абстрактное. Голых баб любят, но У нас важен размер и чтобы что-то абстрактное. Голых баб любят, но боятся показаться пошлыми, голых юношей не любят и тоже боятся, но уже, что подумают о них. Поэтому на стену в офисе «вешают» Президента, на стену домой с непонятными очертаниями часто мрачные изображения. Мрачные для того, чтобы серьезно и солидно.
- Западный рынок фотографии существует с 70-х годов, тогда она стала предметом искусства, которое продается. Цены постепенно вырастали. Но и сейчас они не пришли к ценам актуального искусства. Заформалиненную акулу продают за 30 миллионов долларов, а фотография Анселя Адамса была продана за 600 тысяч долларов.
- Кого? Кого?
- Ансель Адамс. Таких людей надо знать. Это классик.
- Черт с ним с Адамсом. Но эта сумма тоже немалая. Сразу задам такой вопрос, а нет такого элемента безнравственности, когда на каждом шагу любой пенсионер - это нищий, каждый ребенок в детском доме вряд ли живет хорошо, и, покидая его, он часто оказывается выкинутым, обманутым, даже без положенной ему жилплощади. И человек, который деньги может потратить, к примеру, на благотворительность, покупает фотографию за 600 тысяч евро или клуб Челси за миллионы.
- Ну, люди тратят деньги, как они хотят. И это все-таки уникальная цена за фотографию.
- Мои слова, возможно, выглядят люмпенской психологией. Но в нищей стране, точнее, в стране с таким количеством нищих людей, такие траты для меня выглядят безнравственными. На собственную свадьбу разобрать церковь в России, собрать ее в Ницце... Для меня эти поступки выглядят одинаково. Что можно получить у нас за свой труд на арт-поприще?
- Есть достаточно коллекционеров, покупающих старых мастеров, ныне не живущих. Они хорошо покупаются. Они уже признаны, оценены...
- То есть, сознание покупателя идет проторенной дорожкой.
- У нас из раскрученных фотографов, успешно продающих свои работы, это только Клавихо, который что-то там игламезирует. Хотя, что такое «игламизе», я не нашел нигде.
- Ловкий маркетинговый ход. И название красивое придумал! Молодец! Если человек находит свои пути заработать, не вижу ничего в этом плохого.
- Когда приносишь в галерею платино-палладиевый отпечаток, хозяйка галереи смотрит и говорит: «Да все эти старинные процессы людей уже не удивляют! Они привыкли к большим цифровым работам». Мы очень любим заниматься платинотипией, но в России в данный момент это можно делать лишь на уровне хобби. Потому что понимания что это такое, его абсолютно нет, мы сейчас печатаем, кладем в стол. Пройдет какое-то время и тогда это найдет свой спрос.
- А не имеет смысл делать такой комплект: настоящая платинотипия небольшого размера плюс ее большая качественная репродукция на фотобумаге для того, чтобы ее можно было красиво повесить на стену. Если очевиден спрос на большой размер, почему его не удовлетворить?
- Не хотелось бы так все смешивать и опошлять идею.
- Все по-честному?
- По-честному - это прежде всего. Для денег мы цветом еще занимаемся. Мы снимаем на слайд, печатаем на фотобумаге, но современные условия печати таковы, что происходит это цифровым способом. Все на фотобумаге, но уже выходит изображение, прошедшее через цифру. Мы продаем свои большие цветные работы и получаем кайф...
- От денег?
- Деньги - это необходимость.
- Так от денег вы, вообще, способны получить кайф? Или только искусство приводит в возбуждение?
- Когда нашу фотографию покупают потому, что человек смотрит и человеку хочется ее видеть, сидеть перед ней и медитировать... Вот тогда мы получаем кайф. Но чаще всего в искусстве покупают «имя». Есть «имя» - фотография может быть совсем никакой.
- Когда человек покупает «имя», мне кажется, это проявление неуверенности в себе. Это как знакомство с девушкой. Когда обеспеченный мужчина обязательно должен прийти с девушкой метр восемьдесят и другими модельными качествами, а иначе его мужское самолюбие будет уязвлено. Он должен постоянно доказывать, часто самому себе: «Я богатый!» Поэтому девушке портфолио от дорогого фотографа, а если денег очень много, то еще и портретик от Сафронова. Чтобы подтвердить в своих же глазах собственное благосостояние. Почти каждая бабешка, снимающаяся у меня, имеет портрет от Сафронова. Некоторые даже по два.
- То есть, ты вошла в обойму людей, возглавляемую Сафроновым и Шиловым, обслуживающих очень богатых клиентов.
- Сколько сарказма в твоих словах! Я об этом не думаю. Хотя в некоторых случаях, как бы я не пыжилась, я просто обслуга. Я, вообще, считаю свою деятельность совершенно бесполезной для общества, не паразитарной, но бесполезной. Но другим способом я деньги зарабатывать не умею, не научилась. Когда вы говорите о цветной фотографии, вы имеете в виду тоже арт-фотографию?
- Эта серия у нас называется «Внутренний космос!». Это психоделические ландшафты, это не просто фотография, это окно в другой мир, в другую реальность, то есть это визуальная психоделика, которая без всяких ЛСД и марихуаны и прочих вещей смещает сознание. Ты посмотрел на фотографию и улетел в другую реальность...
Полностью интервью на
www.advertology.ru