Фаина училась в частной театральной школе. Сценическую деятельность начала в 1915. Играла в театрах Крыма, Ростова-на-Дону и др. С начала 30-х гг. в московских театрах — Камерном, Центральном театре Красной Армии, Театре Драмы, Театре им. Пушкина, в 1949—55 и с 1963 в Театре им. Моссовета. В репертуаре актрисы большое место заняли герои произведений А. П. Чехова — Змеюкина ("Свадьба"), Мерчуткина ("Юбилей"), Шарлотта ("Вишнёвый сад"), Наташа ("Три сестры"). В советских пьесах она играла Трощину ("Чудак" Афиногенова), Председателя колхоза ("Ярость" Яновского), Спекулянтку ("Шторм" Билль-Белоцерковского) и др. Крупнейшие работы Р. — Васса Железнова ("Васса Железнова" Горького), миссис Сэвидж ("Странная миссис Сэвидж" Патрика), Люси Купер ("Дальше тишина" Дельмар). Значительные работы в кино — Роза Скороход ("Мечта", 1943), Маргарита Львовна ("Весна", 1947), Мачеха ("Золушка", 1947), фрау Вурст ("У них есть Родина", 1950) и др. Созданным Р. образам присуще сочетание высокого драматизма и лирики с комедийностью, реалистической глубины — с сатиричностью, гротеском. Актриса в совершенстве владеет искусством трагикомедии. Государственная премия СССР (1949, 1951). Награждена 2 орденами, а также медалями. 
У Раневской спросили: что для нее самое трудное?
— О, самое трудное я делаю до завтрака, — сообщила она.
— И что же это?
— Встаю с постели.
77 золотых цитат
Когда в Москву привезли «Сикстинскую мадонну», все ходили на неё смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила: - Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!
*** Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин
*** Такая задница называется "жопа-игрунья".
*** Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки?” Не задумываясь она ответила: “Седые!”
*** Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
*** Напора красоты не может сдержать ничто! (Глядя на прореху в своей юбке)
*** Критикессы - амазонки в климаксе. *** Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.
*** С такой жопой надо сидеть дома! О здоровье На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" - она обычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу".
*** Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.
*** Я себя чувствую, но плохо.
*** Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.
*** Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
*** Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть. О старости Старость - это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
*** Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко.
*** Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости.
*** Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
*** Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи. *** Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу.
*** Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”.
*** Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
*** Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.
О работе
Деньги съедены, а позор остался.
(О своих работах в кино)
*** Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность.
*** Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.
*** Я - выкидыш Станиславского.
*** Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!..
*** Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.
*** Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.
*** Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!
*** Успех - единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.
*** Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.
*** Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
*** Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!"
*** Перпетум кобеле. (О режисере Ю. Завадском)
*** Он умрет от расширения фантазии. (О режисере Ю. Завадском)
*** Пи-пи в трамвае - все, что он сделал в искусстве.
*** Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
*** Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим,- требует капризная молодая актриса. Всё будет настоящим, - успокаивает ее Раневская. - Всё: и жемчуг в первом действии, и яд - в последнем.
О себе и жизни
***Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
*** Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в купальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.
*** Спутник славы - одиночество.
*** Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
*** У меня хватило ума глупо прожить жизнь.
*** Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры.
*** В Москве можно выйти на улицу одетой, как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение - это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная “скупость” - ибо в бедность никто не верит.
*** Одиночество как состояние не поддается лечению.
*** Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
*** Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.
На разные темы
Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.
*** Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.
*** Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.
*** Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
*** Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами. *** Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.
*** Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
*** Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет.
*** Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж.
*** Мне всегда было непонятно - люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
*** Понятна мысль моя неглубокая?
*** Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.
*** Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.
*** Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности. (О Ленине)
*** Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.
*** "Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха". - "Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?"
*** Сотрудница Радиокомитета N. постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт Раневская называла ее "жертва ХераСимы".
*** Однажды Раневскую спросили: Почему красивые женщины пользуются бoльшим успехом, чем умные? - Это же очевидно ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди.
*** Сколько раз краснеет в жизни женщина? - Четыре раза: в первую брачную ночь, когда в первый раз изменяет мужу, когда в первый раз берет деньги, когда в первый раз дает деньги. А мужчина? - Два раза: первый раз когда не может второй, второй когда не может первый.
*** Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал. - Жалко, что мы не захватили пианино, - говорит Фаина Георгиевна. - Неостроумно, - замечает кто-то из сопровождавших. - Действительно неостроумно, - вздыхает Раневская. - Дело в том, что на пианино я оставила все билеты.
*** Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала Фаина Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не безоблачные отношения), крикнул в запале актрисе: "Фаина Георгиевна, вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!" "То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма!" - парировала Раневская.
*** — Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок. — Как вы это определили? — Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, — объяснила Фаина Георгиевна.
*** Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему: - В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.
*** Актеры обсуждают на собрании труппы товарища, который обвиняется в гомосексуализме: "Это растление молодежи, это преступление" Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей жопой, вздохнула Раневская.
*** "Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм это не извращения" строго объясняет Раневская: "Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду".
*** Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила: "Потому что белый цвет полнит".
*** Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было, заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста. Так что же, не отстает журналист, значит у вас, совсем нет никаких недостатков? В общем, нет, скромно, но с достоинством ответила Раневская. И после небольшой паузы добавила: Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю!
В «Книге для записи сочетания браков между евреями на 1889 год» таганрогский раввин Зельцер зарегистрировал брак мещанина местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирша Хаимовича Фельдмана и девицы — лепельской мещанки Витебской губернии Мильки Рафаиловны Заговайловой.
Это случилось 26 декабря 1889 года. Гиршу было 26 лет, Мильке — 17. Через шесть с половиной лет, 27 августа 1896 года, в семье Фельдманов родилась девочка Фанни (Фаина). Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Белла.
В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами». Дом Раневской в Таганроге
Решение стать актрисой Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала – она в ней таилась. После увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно.
Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Девушка училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание.
Отец снисходительно относился к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила о своем решении стать профессиональной актрисой.
Это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству. Поэтому в 1915 году она покинула Таганрог и уехала в Москву. Провинциальная актриса Надеждам Фаины не было суждено исполниться. Ни в одну из лучших театральных школ она не была принята, и девушка устроилась в частную школу.
Но и ее вскоре пришлось оставить, поскольку у Раневской просто не было средств оплачивать обучение. Зато повезло в другом.
К девушке с участием отнеслась актриса Гельцер.
Это она порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой.
И хотя Фаине пришлось играть в массовке, но для нее было настоящим счастьем даже просто находиться рядом с известными актерами. В те годы там играли великая Ольга Осиповна Садовская, Петипа, Певцов.
Кстати именно Певцов предрек, что Раневская станет знаменитой актрисой. Отыграв сезон в Малаховском театре, Раневская в 1916 году подписала договор с антрепризой Ладовской на роли «героинь-кокет» и уехала в Керчь. Но выступления труппы не собирали зрителей, и Раневская покинула антрепризу.
Начались ее скитания по провинциальным театрам – Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону… Весной 1917 года вся семья Фельдман эмигрировала, Фаина осталась одна в России. В Ростове она познакомилась с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, в лице которой Раневская обрела надежного друга на всю жизнь.
В годы Гражданской войны Вульф приютила Раневскую, а помогал им выжить знаменитый драматург Макс Волошин.За всю свою жизнь Фаина Раневская так и не вышла замуж.
Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности.
Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер сказал ей, что вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол… Актер пришел пьяный и с женщиной:
«Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя», - сказал он. «
С тех пор не то, что влюбиться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!» - признавалась Фаина Георгиевна.
Раневская Фаина Григорьевна
[р. 15(27).8.1896, Таганрог],
советская актриса, народная артистка СССР с 1961г.
"В субботу мне исполнится 115 лет"- отвечала Фаина Раневская на вопрос "...сколько же Вам лет?".
Она как будто бы знала, что именно в субботу 28 августа ей исполнится именно 115 лет!

|