-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12642
Комментариев: 64780
Написано: 140108


Левицкий, Дмитрий Григорьевич (Levitsky, Dmitry; 1735-1822). Коллекция Государственной Третьяковской галереи (часть 1)

Воскресенье, 12 Мая 2024 г. 11:56 + в цитатник




01. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ Ф. П. МАКЕРОВСКОГО В МАСКАРАДНОМ КОСТЮМЕ 1789

118,3 x 89
холст масло
ГТГ


Портрет юного Фавста Петровича Макеровского (1780–1847) – шедевр зрелого творчества Левицкого и одно из самых загадочных его произведений. Изображение привлекает вычурной позой ребенка, его театрализованным костюмом и тревожным пейзажем на фоне.

Происхождение представленного на портрете мальчика также неясно. Считается, что он был незаконнорожденным сыном помещика П. М. Нестерова, поэтому при рождении был наречен таким редким именем и получил вымышленную фамилию. Сохранились свидетельства, что воспитательницей Фавста в детстве была его тетка, сестра отца Акулина Матвеевна Нестерова. Другая сестра отца, Анна Матвеевна, была замужем за адмиралом Г. А. Спиридовым, героем Чесменского сражения. Портреты их сыновей, двоюродных братьев Фавста А. Г. и М. Г. Спиридовых, кисти М. Шибанова экспонируются в Третьяковской галерее.

Несмотря на маленький рост и неказистую внешность, Фавст Петрович привлекал к себе людей добродушным и открытым нравом, деликатностью и великодушием, о чем можно судить по его переписке с друзьями, Александром и Константином Булгаковыми. Их отец, видный дипломат Я. И. Булгаков, был другом П. М. Нестерова. По просьбе последнего он взял на воспитание в свой петербургский дом подросшего Фавста.

Как и отец, Фавст Петрович любил живопись и имел обширную картинную галерею. Его увлечение разделила позже супруга, С. С. Мосолова, которая и сама была художницей-любительницей. Поэтому портрет кисти известного художника Д. Левицкого занимал в галерее почетное место.

Он хранился в семейном собрании Макеровских вплоть до начала XX века. За высокие художественные достоинства С. Дягилев отобрал картину в 1905 году для участия в знаменитой Таврической выставке. Лишь правнук изображенного, Н. С. Гаврилов, согласился продать полотно в Третьяковскую галерею. Произведение имело сильные повреждения и нуждалось в реставрации, которая и была проведена в 1914 году опытными реставраторами И. К. Крайтором и Д. Ф. Богословским. Но это не решило всех проблем сохранности картины. До сих пор, вооружившись современными научными методами исследования, реставраторы находятся в поиске эффективных способов избавления от ряда повреждений неясного происхождения, мешающих эстетическому восприятию картины.




02. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА В ДЕТСТВЕ 1787

61 x 50
холст масло
ГТГ


Александр Павлович (1777–1825) – старший сын императора Павла I и его супруги Марии Фёдоровны. Воспитанием будущего Александра I, как и его брата Константина, занималась венценосная бабушка Екатерина II. Она заложила новые принципы образования наследников престола, основанные на идеалах Просвещения. В письмах к барону Гримму императрица делилась своими мыслями по этому поводу: «У меня только две цели в виду: одна – раскрыть ум для внешних впечатлений, другая – возвысить душу, образуя сердце». Большое значение придавалось развитию в детях таких добродетелей, как умение быть сострадательными, любовь к труду. Когда Александру исполнилось семь лет, был приглашен целый ряд учителей. Главным наставником был назначен Н. И. Салтыков, которому Екатерина II вручила собственноручно ей написанные «Наставления» по поводу задач воспитания. Особая роль принадлежала Ф. Лагарпу, преподававшему французский язык и географию. Ставший для наследника старшим другом и близким собеседником, он также проповедовал ему просветительские идеи об «идеальном человеке».

Левицкому был близок такой педагогический подход, что нашло отражение в концепции портретного образа. Художник изобразил великого князя обычным ребенком, подвижным, непосредственным, наполненным живыми эмоциями и переживаниями. Он создает интимный камерный портрет, рассказывающий не о великом предназначении венценосного наследника престола, а о неповторимой личности десятилетнего ребенка. Во взгляде больших внимательных глаз, в легкой улыбке можно прочесть живое участие, отзывчивость и благосклонное отношение к зрителю. Именно таким, общительным и контактным, великий князь был в десятилетнем возрасте по отзывам современников.

О высоком сане мальчика напоминают только знаки высших орденов Российской империи: Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского. Художник избегает каких бы то ни было аллегорических атрибутов и символических деталей. Для XVIII века, когда детей было принято изображать как «маленьких взрослых», играющих свою социальную роль, Левицкий использует новаторский подход, в чем-то предвосхищающий эпоху романтизма.



03. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ А. Д. (АГАШИ) ЛЕВИЦКОЙ 1785

118 x 90
холст масло
ГТГ


На портрете изображена дочь художника Левицкого Агаша. Юная девушка представлена добросердечной и хлебосольной хозяйкой, ее миловидное лицо привлекает ласковой улыбкой. Левицкий пишет Агашу в праздничном наряде крестьянки русского севера. Живописными средствами художник виртуозно передает материальную красоту и фактуру ткани: шелковый бирюзовый сарафан и розовую душегрею с золотистым кантом, тщательно прорабатывает отделанные тончайшим кружевом рукава батистовой рубашки Агаши.

В произведении Левицкого виден интерес к национальной тематике, который получил распространение в России во второй половине XVIII века. В годы написания этого портрета близкий друг художника известный архитектор Н. А. Львов собирал русские народные песни, поэт Г. Р. Державин создавал стихи, в которых воспеты очарование русских девушек, с их «лентами златыми» и «бровями соболины».

В портрете Агаши значительное место занимает натюрморт: каравай хлеба, соль в изящной солонке, кубок с питьем, расположенные на украшенной крупным орнаментом скатерти. Таким образом, изображение Левицкого приобретает черты бытового портрета. Беззаботный облик девушки, богатый натюрмортный фон, блеск тканей, насыщенное сочетание цветов содействует возникновению у зрителя ощущения праздничной полноты жизни.

О самой Агафье Дмитриевне (1760-е – не ранее 1805) сохранилось не так много сведений. В 1785 году, тогда же, когда и был написан портрет, она вышла замуж за «сенатской типографии директорского помощника коллежского секретаря Александра Матвеева» (Андреева). Известно, что в 1788 году А. М. Андреев имел чин коллежского асессора (VIII класс табели о рангах). В 1805 году Агаша овдовела. Д. Г. Левицкий помогал единственной дочери и внукам, но как сложилась их дальнейшая судьба, пока неизвестно.



04. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА С МАЛЬЧИКОМ

67,5 x 53,2
холст масло
ГТГ


Имена изображенных на портрете людей неизвестны, и вряд ли когда-нибудь личности моделей будут идентифицированы. Однако внимательный зритель, вглядываясь в картину, может многое узнать о героях портрета. Оба представленных персонажа одеты с благородной простотой. Вероятно, не материальный достаток определял смысл существования этих людей. Выполненный в неброских тонах плащ мужчины, максимально обобщенно написанный кружевной воротник рубашки мальчика, отсутствие мелких деталей позволяют всё внимание сосредоточить на лицах моделей.

Левицкий ярче, чем кто-либо другой, мог передать неуловимые черты душевного склада человека. По настороженному, внимательному взгляду мужчины, его плотно сжатым губам можно предположить, что перед нами человек очень умный, собранный, волевой, вероятно, перенесший какие-то невзгоды, оставившие едва ощутимый оттенок печали в его глазах. Непосредственный и открытый взгляд ребенка, свидетельствующий о живом, подвижном характере, роднит его с образами девочек Воронцовых, созданными Д.Г. Левицким в конце 1780-х – начале 1790-х годов (Государственный Русский музей). В основе содержания картины – чувства душевной близости и любви, которые соединяют двух людей. Эта связь передана как позой мужчины, обнимающего юное создание, так и ответным движением мальчика, прильнувшего к груди дорогого человека.

Представленный портрет Левицкого – одно из тех произведений, где наиболее последовательно удалось продемонстрировать просветительский постулат о неповторимости человеческой личности. Мастер живописными средствами решает задачу «постижения внутреннего через внешнее». Судя по тому, как успешно художник справляется с этим, модели портрета были, вероятно, духовно близкими ему людьми. Не исключено, что мужчина – один из числа русских просветителей, со многими из которых Д. Г. Левицкий был дружен.



05. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ Н. А. СЕЗЕМОВА 1770

131,5 x 106
холст масло
ГТГ


Портрет Никифора Артемьевича Сезёмова (? – не ранее 1797) принадлежит к первому этапу зрелого творчества художника. Произведение среди прочих было в 1770 году представлено на выставке в Академии художеств. Эта выставка сыграла огромную роль в творческой биографии мастера: несколько экспонировавшихся там работ принесли Левицкому широкую известность портретиста.

Н. А. Сезёмов входил в число почетных благотворителей Московского воспитательного дома – учреждения, основанного в 1763 году по указу Екатерины II и по проекту И.И. Бецкого. Императрица, уделявшая большое внимание вопросам воспитания юношества, придавала важное значение деятельности заведения. Она сама пожертвовала огромную сумму денег на процветание Воспитательного дома, личным примером поощряя каждого состоятельного подданного поддержать благое начинание. Зал заседаний Совета опекунов был украшен рядом портретов тех опекунов и жертвователей, которые внесли наибольший вклад в развитие учреждения. И.И. Бецкой сам выступал в роли заказчика изображений. В числе прочих чести быть представленным в этом ряду удостоился и Сезёмов. Он пожертвовал Воспитательному дому 14 788 рублей.

Зрителю бросается в глаза необычная внешность представленного персонажа. С окладистой бородой и в мужицком кафтане, подпоясанном кушаком, он не похож на привычного героя парадного портрета. Крестьянское происхождение выдают и отсутствие строгой выправки, и грузная оплывшая фигура, и простоватое выражение лица, точно подмеченные художником. Н. А. Сезёмов и был крепостным крестьянином графа П. Б. Шереметева. Благодаря предпринимательской смекалке и трудолюбию на винных откупах ему удалось составить миллионное состояние.

Несмотря на необычный облик модели, Левицкий старается следовать привычной схеме репрезентативного изображения. Он использует красноречивый указующий жест, направляющий внимание зрителя на гравюру, проливающую свет на содержание всего портрета. На гравюре в руках Сезёмова можно видеть здание Воспитательного дома и завернутого в пеленку грудного младенца. Изображение сопровождается библейской надписью, недвусмысленно отражающей чаяния героя портрета: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь».



06. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ Н. И. НОВИКОВА 1797

59,7 x 47,6
холст масло
ГТГ


Николай Иванович Новиков (1744–1818), просветитель, писатель, журналист, критик и книгоиздатель, пользовался общественным признанием уже при жизни. Рассматриваемое изображение является самой популярным портретом, донесшим до нас черты выдающегося деятеля русской культуры.

Сохранилось восемь повторений этого произведения, выполненных, как полагают, в первые два десятилетия XIX века. Экземпляр из Третьяковской галереи считается лучшим среди них и претендует на звание оригинала. Портрет происходит из собрания известного собирателя Ф. И. Прянишникова, как и Новиков, состоявшего в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и также занимавшегося общественной и благотворительной деятельностью.

Новиков позировал Левицкому после освобождения из Шлиссельбургской крепости (осень 1796), куда он был заключен в 1792 году. Из заточения издатель вернулся больным и постаревшим человеком. Финансовые дела его пришли в совершенное расстройство, а проданное с аукциона родовое имение Авдотьино едва удалось вернуть. Но глядя на его изображение, зритель не догадывается о той драме, которую переживает герой портрета. В интимном изображении Левицкий создает образ необыкновенно проницательного, спокойного и твердого в своих убеждениях деятеля, обладающего живым и острым умом и непоколебимой верой в силу разума. Он демонстрирует готовность к общественному служению. Как заметил В.О. Ключевский, у Новикова «было два заветных предмета, на которых он сосредоточивал свои помыслы, в которых видел свой долг, свое призвание, это – служение отечеству и книга как средство служить отечеству».

Весь его облик проникнут подкупающей открытостью и правдивостью. Это впечатление создается и проникновенным, искренним взглядом, и протянутой ладонью навстречу собеседнику. Портрет наполнен движением. Естествен как бы случайно зафиксированный художником разворот фигуры. Мимика лица оживляется полуоткрытыми губами. Даже складки одежды лишены статичности, их положение кажется очень изменчивым.



07. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ И. И. ДМИТРИЕВА 1790-e

62,3 x 49,5
холст масло
ГТГ


Поэт Иван Иванович Дмитриев (1760–1837) -- сын небогатого симбирского помещика, с раннего возраста считал литературу своим призванием. В Петербурге он близко подружился с кумиром своей юности Г. Р. Державиным, в дом к которому приглашались Н. А. Львов и В. В. Капнист, близко общавшиеся с Д. Г. Левицким. Вероятно, в этом обществе Дмитриев и познакомился с мастером.

Судя по манере исполнения, Левицкий пытается использовать приемы нарождающегося романтизма. Влияние романтизма ощущается в облике героя портрета: решительной, смелой позе, наспех застегнутом на одну пуговицу кафтане, слегка растрепанных, словно от ветра, буклях парика. В созданном живописцем образе ощутим юношеский задор, творческий порыв и чувство внутренней свободы от догм. Неоднородный фон с рассеянным светом вносят ощущение подвижной среды и некоторого беспокойства. По словам П. А. Вяземского, стихи Дмитриева «написаны не пером рачительным, а набросаны рукою легкою и своевольною». Так же «легко и своевольно» пишет Левицкий его портрет. Столь новаторский подход к построению живописного образа редко можно встретить в творчестве Левицкого, до конца жизни оставшегося верным канонам XVIII столетия. Тем не менее существовавшие некогда сомнения в авторстве Левицкого сегодня признаны несостоятельными.

Поэт представлен в гражданском мундире, из чего следует, что портрет был написан после его выхода в отставку в чине подполковника армии в 1796 году. Оставив военную службу, Дмитриев добился больших успехов на гражданском поприще. Но гораздо существеннее был его вклад в литературу. Вместе с Н. М. Карамзиным он выступал реформатором русского литературного языка. «Московский журнал» Н. М. Карамзина, сильно поспособствовавший росту популярности Дмитриева, П. А. Вяземский называл «первым основанием здания правильного и светлого нашей возрождающейся словесности». Поэтическое дарование Дмитриева было по достоинству оценено современниками. Собрание его сочинений «И мои безделки» с 1795 по 1818 год выдержало шесть изданий.

Портрет Дмитриева является одним из трех произведений Левицкого, которые смог приобрести для своей коллекции П. М. Третьяков. Ранее полотно хранилось в собрании художника И. В. Бугаевского-Благодарного.



08. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ А. А. ПОЛТОРАЦКОЙ, около 1780

63,5 x 50,5
холст масло
ГТГ


Портрет Агафоклеи Александровны Полторацкой, урожденной Шишковой (1737–1822), занимает достойное место в ряду камерных женских образов Левицкого 1780-х годов. В это время окончательно складывается его живописный почерк, мазок приобретает непринужденность и отточенность, характерные для зрелой техники мастера.

Левицкий создает образ несколько отстраненной от зрителя, внутренне замкнутой аристократки, в чем прослеживается изменение в отношении мастера к модели по сравнению с предыдущим десятилетием. В отличие от более ранних работ, живописец занял рациональную позицию внимательного стороннего наблюдателя, не испытывающего эмоциональной связи с портретируемой. За светской улыбкой Полторацкая умело скрывает истинные эмоции и переживания. За горделивой осанкой модели, неторопливым разворотом головы и взглядом, направленным слегка свысока на зрителя, чувствуется осознание собственного достоинства. Чтобы подчеркнуть направленность взгляда, художник пишет глаза как бы полуприкрытыми верхними веками.

Образ высокомерной красавицы, созданный кистью великого живописца, правдиво отражал истинный нрав модели. Агафоклея отличалась железным характером, властолюбием и строгостью. Свою энергию она направила на приумножение семейного благосостояния, так как ее мужа, директора придворной певческой капеллы М.Ф. Полторацкого, более интересовали музыка и концерты, а не хозяйственные дела. Ее внучка, Анна Керн, возлюбленная А. С. Пушкина, оставила воспоминания, в которых характеризует Полторацкую следующим образом: «Она была красавица и, хотя не умела ни читать, ни писать, но была так умна и распорядительна, что, владея 4000 душ, многими заводами, фабриками и откупами, вела все хозяйственные дела сама, без управляющего, через старост».



09. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ Е. А. БАКУНИНОЙ 1782

63 x 50
холст масло
ГТГ


Сведения о биографии Екатерины Андреевны Бакуниной (1736–?) крайне скудны. Известно, что она происходила из рода Бартеневых, в 1750-х вышла замуж за П. В. Бакунина Большого и имела в браке трех дочерей: Анну (1754), Александру (1760) и Марию (1762). Лишь благодаря портрету Левицкого, создавшего такой колоритный, эмоционально насыщенный образ, возможно судить об этой яркой, неординарной натуре.

Левицкий использует разную фактуру ткани одежды для создания глубины пространства. Он последовательно располагает плотную шаль, которая как бы обрамляет фигуру, затем более легкий атлас платья, затем в центре полупрозрачный газовый платок, прикрывающий грудь. Постепенно высветляя и облегчая поверхность, художник передает объем. К числу повторяющихся приемов следует причислить также светскую полуулыбку, мало сочетающуюся с темпераментом представленной на портрете героини, и интенсивный неестественный румянец.

Но несмотря на использование ряда типичных приемов, Левицкий воссоздает совершенно уникальную, цельную, жизнерадостную натуру с открытым, шумным, взбалмошным характером. Воображению зрителя живо представляется несколько своевольная, но в целом добродушная барыня-сибаритка. Нужное впечатление достигается благодаря пластической объемности форм, энергично вылепленному лицу с крупными чертами, правдиво обрисованным полным щекам и двойному подбородку, выразительному блеску глаз.

Изображение является парным к портрету П. В. Бакунина Большого (1782).



10. Левицкий Дмитрий (1735-1822)
ПОРТРЕТ П. В. БАКУНИНА БОЛЬШОГО 1782

62 x 49,7
холст масло
ГТГ


Пётр Васильевич Бакунин Большой (1725 – после 1801) происходил из старинного дворянского рода. Его отец, Василий Михайлович, дипломат, переводчик с калмыцкого языка и ученый-этнограф, был автором научного трактата «Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев». Пётр Васильевич и его родной брат – тезка Пётр Бакунин Меньшой, пошли по стопам отца и устроились на службу переводчиками в Коллегию иностранных дел. Пётр Большой продолжал дело отца в изучении калмыцких народов и выполнял поручения правительства по налаживанию отношений с ними. В 1749 году он несколько раз по служебным делам ездил в Астраханский и Оренбургский края.

В пору написания портрета Левицким Пётр Васильевич был уже немолод. Его грудь украшает звезда ордена Св. Анны, полученная им в 1798 году и дописанная позднее. Исследователи неоднократно сравнивали парные изображения П. В. Бакунина и его супруги, подчеркивая различия в живописной манере художника. В отличие от сочной, свободной живописи женского портрета, П. В. Бакунина художник пишет гораздо более лаконичным и сухим почерком, создавая более сглаженную живописную поверхность. Модель мужского портрета отличается собранностью и подтянутостью. Четкие контуры фигуры и демонстративно акцентированные мастером худощавые черты лица вкупе с исполненной достоинства осанкой выдают аккуратный и сдержанный темперамент чиновника.

tretyakov.ru
goskatalog
art-catalog
Рубрики:  ЖИВОТНЫЙ МИР
ДЕТСКОЕ
ПЕРСОНЫ
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 7 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку