Сумасшедший вечер воскресенья: «Плесень», большой пост, немного «Последнего героя», поимели моск, легла спать. Удачный понедельник: пять по инглишу за доклад про мать Терезу. Позитивный вторник – в кои-то веки выспалась (дома и на литре потом), голубое небо, яркое солнце и здоровый мороз поддерживали хорошее настроение весь день, с контрой по истории справилась, на обед испекла горячих блинчиков и поела их с холодной сгущёнкой. В среду я немного опоздала на первый урок, геометрию, и пока я копалась в портфеле, появилась завуч, и Марусенция спалила ей, что я знаю биологию; меня тут же послали с вещами на выход – сказали собрать портфель и увели из кабинета алгебры в кабинет биологии, где занимался девятый класс. Там мне и ещё одному человеку из другого десятого, Насте, предстояло, по моему разумению, готовиться к олимпиаде по биологии: один урок устно решали тесты, на втором написали два, на третьем проверили, по результатам проверки некоторых отсеяли; мои результаты оказались хорошими (я только строение клетки не помнила вообще), и меня оставили. При том, что Асенция в этом участвовать тупо не захотела, а Марусенция собралась, кажется, куда-то уезжать, я одна представляла интересы родного класса во всей этой бадяге, но была абсолютно не против: благодаря этой подготовке я пропустила всю геометрию и пол-английского, а после неё нас отпустили по домам, типа готовиться дальше. Мне предварительно сказали запомнить фамилию одной девушки из девятого, и я записала её на линейке, решив, что это тот человек, которого я буду заменять на олимпиаде; но то, что меня попросили подделать её подпись, для чего даже Маруся прислала мне по sms словесное описание этой подписи, начало наводить меня на разные мысли. Дома я честно поготовилась, пролистав найденные конспекты по биологии за 7 и 8 классы, чуть не сломав глаза: сейчас-то у меня почерк мелкий, а тогда я писала по 4-5 букв в одной (!) клетке, и на следующий день продолжилась халява: я выспалась и поехала в школу ко второму уроку, прогуливая на вполне законных основаниях лицейский день. Я думала, что мы продолжим готовиться к олимпиаде, однако выяснилось, что происходящее не имеет к олимпиадам ни малейшего отношения: всё дело было в том, что девятый класс проходил аттестацию по всем предметам, и тем людям из десятых, кто эти предметы знает хорошо, полагалось заменить тех людей из девятого, кто их знал плохо, чтобы поддержать хорошую репутацию школы. Таким образом, мы поготовились два урока, вернее, муштровали девятиклассников, а мы с Настей скучали на камчатке; потом я развела девушку, за которую должна была писать, на роспись, которую должна была копировать, мы оставили вещи в кабинете биологии и поднялись на пятый этаж. Там в кабинете нас ждали черновики с печатями, казённые карандаши, гламурные розовые линейки и чёрные гелевые ручки, воспрещались всякие посторонние предметы; в ожидании начала разговорились с пацаном, который ко мне подсел. Но вот пришла комиссия в лице одной тётки, нам раздали тесты и бланки для вписывания правильных ответов а-ля ЕГЭ, и понеслось: сначала выписала верные ответы на черновике, потом перенесла в бланк, заставили ещё и в тесте их обвести. Решила я и свои задания, и частично сидевшему со мной пацану, из всех моих у меня вызвало затруднения только два-три, из чего можно понадеяться на то, что эту аттестацию я сдала хорошо. После неё нас снова отпустили домой, и дома я наконец-то разобрала и выкинула новогоднюю ёлку и прогулялась до почты, а так же пришла к выводу, что если уж халявить, то по полной. Как результат – прогуляла школу в пятницу, выспалась до 11-ти, сделала уроки на понед, вечером прошлась до библиотеки вернуть Камо Грядеши, ночью снилась дрянь какая-то – кто-то приставал ко мне, нападал, мама утверждала, что я вздыхала и стонала во сне. Однако выспалась и сегодня пришла в школу ко второму уроку – на ОБЖ, на котором в этом триместре ещё не была (а на первом уроке, физре, я по субботам никогда не была и не собираюсь). На ОБЖ нам показали фильм про испытание 50-мегатонной ядерной бомбы при Хрущёве, на физике пронесло с несделанной домашкой, а с последней пары, с ИОК, я сделала ноги (как и большинство – осталось человека четыре). Засим дома я была достаточно рано, чтобы успеть всё запланированное да ерундой пострадать, а в путь отправилась пораньше по одной простой причине: в Модернъ я с момента покупки билета (мне его фактически навязала продавщица в билетной кассе, уверяя, что великолепный спектакль) звонила трижды, и два раза мне сказали, что от метро надо идти направо, а один раз – что налево. В итоге я ограничилась тем, что запомнила местоположение театра на карте Яндекса и проложила свой маршрут вполне успешно: доехала до Бауманской, вышла на Бакунинскую (красивое название улицы, не правда ли?), дошла до подземного перехода через ТТК (третье транспортное) и оттуда уже увидела здание Модерна. Оно действительно было модерновым в самом хорошем смысле этого слова как снаружи, так и внутри; сначала я немного постояла в тамбуре, ибо стояли все, но потом сказали тем, кто с билетами, входить, и я вошла. Времени у меня было товарняк и маленькая тачка, и я зашла в гардероб, посмотрела сувениры, купила программку, изучила её в буфете за поеданием фирменной шоколадки в картонной упаковке с изображением кадра из одного спектакля театра, потом прочитала бесплатный буклет о спектакле Петля, устроившись в кресле в холле. Но вот прозвенел первый звонок, я поднялась в большой зал, заняла своё место в середине девятого ряда (там был один только партер, с приличным возвышением между рядами) и стала ждать; ждать пришлось долго – сначала пускали только тех, кто был с билетами, а когда они заняли свои места, пустили приглашённых, они долго рассаживались по свободным местам, и в итоге получился форменный аншлаг. Ещё звонок – и двухчасовое действо под названием «Старый
дурдом» началось.
Я недаром позволила себе искажение названия спектакля: тот, кто хочет услышать о нём что-нибудь хорошее, могут на этом предложении закончить чтение рецензии. Ибо то, что я увидела и услышала, с трудом досидев до конца, я не могу назвать иначе, кроме как банальнейшей, скучнейшей бытовухой, которую какой-нибудь мастер-ваятель мыльных опер запросто растянул бы серий эдак на 25 и пустил в эфире Первого канала после новостей на радость дамам переходного и пожилого возраста, навроде давеча кончившегося абсурда под названием «Широка река», который посматривала моя мама. Ну да не буду растекаться мыслию по древу: дабы не оставить свои высказывания необоснованными, вкратце перескажу вам сюжет. Он таков: звёзд с неба не хватающий сынок махровой интеллигентки и романтичная и амбициозная дочь пролетария-алкоголика, оба 17-ти годов от роду, любят друг друга вопреки взаимной ненависти своих семей, аки Ромео и Джульетта. Однако он изменяет ей с 38-летней писательницей исторических рассказов, а в довесок на их свидание ещё и вламываются борцы за чистоту нравов локального пошиба, и в итоге вместо того, чтобы вместе уехать из ненавистной кунсткамеры, они уезжают порознь. А во втором действии, если вы ещё не догадались, они, конечно же, много лет спустя встречаются в том же самом доме, конечно же, по-прежнему любят друг друга и, конечно же, согласно «мудрой» русской пословице «В одну реку дважды не входят», которую глубокомысленно поминали зрители после спектакля, вовсе не собираются быть снова вместе. Никакой морали и никакой философии в этой «оригинальной» истории замечено не было, но это ещё полбеды – сыграна она с потрясающей бездараностью: переигрывают практически все, от первостепенных ролей до самых эпизодических, убедительно смотрится только забулдыга Максим Ферапонтыч (роль исполнял Владимир Левашов – недаром заслуженный артист, хоть и не единственный в труппе). Из-за периодических ничем не обоснованных срывов нормального человеческого голоса на якобы комические писк и кваканье Крылов (Царёв, оба Олеги) и Пётр Кузьмич (Пинегин) смотрятся дебилами вместо того, чтобы воплощать образы вполне серьёзных людей, а из-за чрезмерной манерной экзальтации Юлия Михайловна (Стародуб) выглядит не умной аристократкой, как должно, а развратной маразматичкой. В плюс к этим двум жирным минусам – сонмище мелких: во-первых, музыка чересчур громка и навязчиво бьёт по ушам даже мне, привычной к завышенным децибелам, декорации совершенно никакие, юмор - избитый, плоский или пошлый. Во-вторых, время действия пьесы – 60-80-е, и вроде проскальзывают все необходимые признаки эпохи – комсомол, рок-н-ролл и всё такое прочее, но колорита, атмосферы не создано, не передано, да и несколько ляпов закралось: например, «с голыми животами» девушки тогда ещё не расхаживали, тогда ещё о джинсах только едва-едва прослышали, а то, чтобы молодой актрисе из неблагополучной семьи меньше чем за десять лет работы дали статус заслуженной, так и вообще нонсенс. В-третьих, я так и не поняла, для чего присутствует массовка в финальных сценах, какие такие тёмные силы олицетворяют эти «люди в чёрном»? И в-четвёртых, на мой взгляд, совсем необязательно периодически устраивать на сцене курятник, когда актёры кто во что горазд пытаются перекричать друг друга, так что в итоге толком не слышно ни одного из них. В общем, абсолютно никаких эмоций спектакль во мне не оставил: не над чем задуматься, не над чем посмеяться, некому посочувствовать. Даже повозмущаться – и то нечему: только удивиться, как такое ширпотрёбище претендует на причастность к высокому искусству театральной сцены.
По окончании «Старого дома» зал аплодировал стоя, не давая мне уйти, пока занавес не опустился. Наслушавшись комментариев восторженных старушек в битком забитом гардеробе, я дезертировала из самопровозглашённого «Собрания театральных шедевров Москвы» (так гласят их буклеты) с сильно уменьшившимся желанием вернуться туда на расхваленную «Саломею» (что ещё не значит, что не вернусь: практика показывает, что у одного и того же театра могут быть как великолепные, так и отвратительные спектакли, причём ещё вопрос, какие из них имеют больший успех у публики). Тем же маршрутом я дотопала до Бауманской и доехала домой, сейчас скоро пойду спать, ибо вставать придётся рано – завтра… а что будет завтра, завтра вечером и узнаете из оччота и фоток! Должна же я хоть разок, для разнообразия, не анонсировать свои похождения, а поинтриговать, к тому же и сглазить не хочется (хотя отдельные люди, с кем регулярно общаюсь по аське, о многом уже в курсе). Так что ждите новостей!)