Будильник на сегодня был честно заведён, но не понадобился, ибо я вчера честно не стала читать перед сном и в итоге проснулась до звонка. Пострадав ерундой, из дому я вышла пораньше – не потому, что делать было нечего, а потому, что надо было позаботиться о билете в театр на последнюю субботу октября вместо «Берега Утопии»: туда остались только больно дорогие билеты, оказавшиеся мне не по зубам. Сменив дочитанного Левитина на Зееля, я отправилась до Курской, где сунулась в ближайшую театральную кассу и эту субботу себе заняла – в общем, октябрь будет у меня репертуарно вкусным в любом случае. Было ещё только два, а до Винзавода я дошла за 15 минут, хоть и заплутала поначалу в бомжатнике вокруг Курского вокзала. Обойдя его территорию, узнав, где примерно какие выставки, и где пресловутые детские творческие мастерские, я посидела на площади в одном из зелёных гамаков перед холмиками из мешковины, поросшими травой, в вершинах которых были дырки, в которые кидали мусор и залезали дети. Почувствовав, что мне холодновато (а я ещё на последней репетиции капустника поясницу отморозила), я пошла по галереям; в Старте была выставка «Паркур» с абстрактными человеческими фигурами, сваренными из мятого железа, в Проуне было что-то платное, и я туда не пошла. В Марата Гельмана были коровьи шкуры на стенах и куриные чучела на глицериновых лампах, что производило тягостное впечатление, и я пошла смотреть довольно-таки занятную фотовыставку «Иностранцы в России», демонстрировавшую кадры с известными личностями, посещавшими даже ещё не Россию как таковую, а СССР. Тут стоит признаться наконец, что я забыла на Винзаводе: в прошлую субботу в личку ЖЖ меня пригласил на спектакль создатель и режиссёр детского театра «Будильник» Юрий Алесин, так что я не могла не согласиться. Когда к трём я вернулась в мастерские, там было настоящее столпотворение – множество детей и родителей; администратор сказала, что у неё не записано моего имени, и послала к даме в золотом пиджаке, сообщившей, что если я по приглашению, то она меня пустит в последнюю очередь. Я пристроилась на диванчике, наблюдая, как детей посмелее рассаживают на коврике перед сценой, а детей с родителями и постарше – на стульях, тётя в золотом бегала туда-сюда и спрашивала, кто ещё пришёл по билетам, пока не сорвала голос. Когда всем нашлось место, она отвела меня на край одного из первых рядов, откуда грех было жаловаться на видимость и слышимость. Начался спектакль, премьера, между прочим.
Жила-была шведская семья пингвинов: верующий (Амелин), сомневающаяся (Петрова) и убеждённый атеист (Караваев). На почве религиозных конфликтов последний вынужден был покинуть товарищей… Но не спешите с выводами: пьеса Ульриха Хуба «У ковчега в восемь» в самую последнюю очередь похожа на морализаторскую проповедь. Без пафоса и пиетета внесценический персонаж Бог, которого вдруг всё достало, устроил Всемирный Потоп, и его уполномоченная Голубка (Дырзу) пустилась оповещать всех тварей, как водится, по паре. Наши благочестивые пингвины получили два билета на Ковчег, но бросить третьего они не могут – и проносят контрабандой, рискуя быть выброшенными Ноем за борт. Закончилась эпопея благополучно: пассажиры сошли с борта на обновлённую землю, а Бог признал свою ошибку и пообещал больше потопов не устраивать. Концепция театра «Будильник» - «чтобы дети рассуждали как взрослые, а взрослые – по-детски смеялись». Лучшего определения я бы не дала, а будучи человеком, окончательно взрослеть не собирающимся, я и смеялась над удачным юмором, и могу заверить, что это отнюдь не пустой, а весьма философский, для своего жанра, спектакль. Например, тема смерти для многих родителей считается таким же табу, как и тема рождения, и сказки вроде «дедушка уехал в командировку» звучат не реже, чем «тебя принёс аист», а мне кажется, что нет худшего вранья, чем враньё детям. А уж в том, чтобы кто-то из современных мам и пап находил время адекватно рассказать ребёнку о Боге, я и вовсе сомневаюсь. Дети же очень тонко чувствуют фальшь и обладают бОльшим абстрактным мышлением, поэтому здесь к заведомо недостижимой реалистичности не стремятся – вместо пингвиньих масок несомненно приятнее смотреть на живые человеческие лица, человеку, рассыпающему по сцене листья, не нужно сюжетное оправдание, а необходимые звуки можно тут же воспроизвести: гром – ударив по металлическому листу, дыхание спящих тигров – подув в пластиковую трубку. Музыка тоже живая – гитара, бас, саксофон, под этот маленький оркестрик исполяняются замечательные песни с непопсовыми мотивами на режиссёрское либретто. С самого начала спектакля, когда дети сами создали на сцене Арктику, забросав её снежками из ваты, между сценой и залом установилась несущая море позитива взаимосвязь – актёры реагировали и отвечали на детские реплики, общались с музыкантами, и это было более естественным, чем актёрская отрешённость от зала по канонам «взрослого» театра или набившее оскомину что-то вроде «дети, помогите, ответьте хором». И актёры, и музыканты работали с явным удовольствием, энтузиазмом и самоиронией, без переигрывания, заискивания перед публикой и тем паче без халтуры. На протяжении часа действие «держало» взыскательную и разношёрстную детскую публику, никто не заплакал, не заскучал, не запросился домой, не задавал вопросов, свидетельствовавших бы о непонимании происходящего. Для меня, непосвящённой в работу с детьми, привыкшей, что они шумят, тупят, капризничают, мешаются, такой спектакль видится маленьким чудом, а качественный детский театр вообще – призванием, пожалуй, более сложным, нежели театр репертуарный, кормящий кассу бесчисленными мелодрамами, которые обыватель с аппетитом потребляет. В общем, господа, имеющие в наличии сыновей, дочерей, братишек, сестрёнок, племянников, племяшек и т.п., теперь вы знаете, куда племя молодое-незнакомое сводить с пользой и удовольствием – просто следите за сайтом театра «Будильник». И я туда ещё когда-нибудь вернусь, ведь там обещают спектакль по Шэлу Сильверстайну, которого я очень уважаю и люблю.
После спектакля я тиснула халявную программку у охрипшей тёти, забила на оставшиеся выставки и пошагала обратно, зашла в «Атриум» удостовериться в неизменности ассортимента LPS в магазине игрушек. И вот я уже внезапно дома, пойду-ка голову постираю, ибо завтра внезапно учиться. Быстро как-то пока проходят учебные недели, ибо интересно и вообще. Прощаюсь до следующих новостей)