Посмотреть на Яндекс.Фотках
28.05.2010
17:39
29 мая 1913
1913 год стал переломным в антрепризе Дягилева, прежде всего по причине того, что в
хореографии его сезонов наметился кризис.
В Париже со скандалом прошла премьера балета Игоря Стравинского «Весна священная» (хореограф — Вацлав Нижинский).
1913 год стал переломным в антрепризе Дягилева, прежде всего по причине того, что в хореографии его сезонов наметился кризис. Из-за ухода Фокина в этом году было выпущено только три балета. Два из них — «Весну священную» Стравинского и «Игры» Дебюсси ставили Дягилев с Нижинским, а третий под названием «Трагедия Саломеи» — молодой балетмейстер Борис Романов.
Труд хореографа давался Нижинскому непросто. Будучи одаренным танцовщиком, он, занявшись постановкой балета, столкнулся с собственным неумением ясно выражать свои мысли и излагать коллегам-артистам свое (и дягилевское) видение того, что должно происходить на сцене. Поставить «Весну священную» стоило ему, равно как и Стравинскому с Дягилевым, немалого труда, что, впрочем, совершенно не оценила публика. Во время премьеры балета, которая состоялась 29 мая в театре Елисейских полей, зрители пришли в такое негодование от музыки Стравинского, что освистали балет и не уделили должного внимания оригинальности и сложности хореографии на тему языческих обрядов.
Балерина Ромола Пульская, будущая жена Нижинского, присутствовала на премьере и впоследствии описала происходившее: Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись. <...> Я была оглушена этим адским шумом и, как только могла, скоро бросилась за кулисы. Там все шло так же плохо, как в зале. Танцовщики дрожали, удерживали слезы. <...> Долгая месячная работа сочинения, бесконечные репитиции — и, наконец, этот кавардак.
Тем не менее, «Весна священная» оставалась одним из любимых балетов Дягилева. По свидетельству Николая Рериха, он считал, что публика еще оценит эту постановку, и говорил: Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия.
Через некоторое время музыка к балету 'Весна священная' была с восторгом принята художественной общественностью и публикой.
Накануне грозных событий Первой мировой войны, гениальный танцовщик Вацлав Нижинский создал для этого спектакля авангардную хореографию, где группы танцующих двигаются в синхронных конвульсиях, словно завороженные надвигающейся вселенской катастрофой, заложив тем счамым основы танца ХХ века. Хореография Вацлава НИЖИНСКОГО еще долго оставалась не признанной и не понятой, лишь со временем пришло осознание той революции, которую он совершил своими постановками в танце.
Сегодня 'Весна священная' вошла в число культовых балетных партитур XX века. Крупнейшие хореографы XX века неоднократно обращались к этому произведению (среди них – Мари Вигман, Марта Грехэм, Морис Бежар, Пина Бауш), каждый раз пытаясь по-своему найти выход из конфликтной ситуации, в которой оказывается человек, зажатый между стихией внутренних сил и навязанной ему необходимостью присутствия в цивилизованном мире.
← 29 мая 1992 29 мая 1536 →