-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53795


Почему супруги русских великих князей получали отчество Фёдоровна

Воскресенье, 26 Марта 2017 г. 10:11 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Решила немного отвлечься от музыки, поскольку очень активно и горячо идёт обсуждение 100-летия революции 1917 года. И вот в ходе одного из таких обсуждений и был задан этот вопрос.

С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит ещё к XVII веку, когда «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.

Получали они это отчество в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

Fedorovskaya3 (350x528, 53Kb)

общий вид иконы без оклада

О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городец. В начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Современные историки указывают на то, что существование монастыря в XII веке ещё не получило никаких прямых доказательств. Однако вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе, то место, где находилась икона, подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно.

Существует несколько преданий о повторном обретении иконы.

Предание первое

16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.

Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает: "…видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи".

От имени великомученика Феодора икона получила своё название — Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.

Feodorovskaya_ikona_so_skazaniem (550x665, 151Kb)

Феодоровская икона со сказанием (2-я половина XVIII века, музей-заповедник Коломенское)

Предание второе

Оно повторяет сюжет вышеизложенного, но отличается в датах и имени князя. Согласно ему икону обрёл 16 августа 1263 года младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич. Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 году иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.

Предание третье

Икону нашёл князь Юрий Всеволодович (1188—1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает второе предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.

Это и другие события сложились в ряд событий, которые потом легли в основу сказания об иконе. Так или иначе, икона была перенесена из разорённого Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата. Этот факт подтверждается «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». С этого момента за ней закрепилось название «Феодоровская».

Feodorovskaya_kiot_(Kostroma_1783)_by_shakko_03 (700x339, 68Kb)

Фрагмент оклада киота чудотворной иконы «Богоматерь Феодоровская». Кострома, 1783. Мастер Г. С. Радков. ГИМ. На дробницах изображения чудес из сказаний об иконе: 1. костромской князь Василий Георгиевич Каша в 1239 году, будучи на охоте, увидел в лесу на сосне икону; 2. князь, стоя на коленях, молится перед иконой; 3. чудотворную икону вынимают из пепла после пожара, во время которого сгорел костромской собор

Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:
- икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря;
- икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 году как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси покровительницей невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра. Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного;
- икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218—1220 годы в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.

Александр_Невский_древо (355x146, 8Kb)

Родословное древо Александра Невского

К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере (1262(?) г.)
и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.

— «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери»

Последнее чудо позже получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона, вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную Феодоровскую часовню.

Miracle_of_Feodorovskaya_icon (632x700, 370Kb)

Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием, 1680-е гг., Кострома)

Призвание на царство Михаила Фёдоровича

В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейшим преданиям, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери, но детали того, как икона была задействована в этом событии, достаточно туманны.

Посольство возглавляли архиепископ Рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметев. В связи с важностью вопроса с посольством отправилась московская святыня — Петровская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 года и на следующий день, 24 (14) марта, было принято Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать, и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца патриарха Филарета: «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской». День стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.

По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. В предании об иконе есть такое напутствие, приписываемое инокине Марфе:
Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.

Vocation_of_Mikhail_Romanov_(Grigoriy_Ugryumov) (498x700, 49Kb)

Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800).
Слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит

Так или иначе, но икона стала особо почитаемой в новом царском роду.

Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 году по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй половины XVII века становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 году по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой. Работы продолжались с 16 августа по 15 сентября, их выполнил ярославский иерей Иоанн Андреев.

Feodorovskaya_-_pelena_of_Marfa_to_Ipatyev_(GIM)_by_shakko_01 (517x700, 78Kb)

Пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь

Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, составленном в 1820 году, об иконе сообщается:
На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками

В 1891 году для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.

800px-Fedorovskaya_in_riza (486x700, 128Kb)

Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год)

Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. По древнему описанию при перенесении иконы в Кострому она имела следующий вид:
написана масляными красками «на сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1½ аршина длины.

Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» — «шагающие ножки» из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же.

Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась, и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потёрта.

На обороте иконы помещено поясное изображение великомученицы Параскевы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом, который, по мнению И. Э. Грабаря, представляет «определённый отзвук стародавних византийско-суздальских узорных тканей». Её руки воздеты в молении на уровне груди.

Saint_Paraskevi_(back_of_Fyodorovskaya_Theotokos) (525x700, 87Kb)

Святая Параскева, почитавшаяся как покровительница свадеб (изображение на обороте Феодоровской иконы)

Дата празднования иконы
14 (27) марта и 16 (29) августа

Феодоровская_икона_Божией_Матери

Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 18 пользователям

Radeia   обратиться по имени Воскресенье, 26 Марта 2017 г. 10:16 (ссылка)
С Благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
pro100sergacheva   обратиться по имени Доброго воскресного дня! Воскресенье, 26 Марта 2017 г. 12:01 (ссылка)
Спасибо, Наташенька!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Воскресенье, 26 Марта 2017 г. 12:19 (ссылка)
Спасибо за познавательный пост Наточка!Хорошего выходного!!
Ответить С цитатой В цитатник
nvy   обратиться по имени Воскресенье, 26 Марта 2017 г. 14:36 (ссылка)
Исходное сообщение Barucaba
поскольку очень активно и горячо идёт обсуждение 100-летия революции 1917 года.

А где идёт, если не секрет?
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 26 Марта 2017 г. 19:20 (ссылка)
Очень интересное исследование! Спасибо, Наташа!
Ответить С цитатой В цитатник
СЭР75   обратиться по имени Воскресенье, 26 Марта 2017 г. 23:06 (ссылка)
Благодарю за интересное сообщение.
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 27 Марта 2017 г. 10:43 (ссылка)
Название иконы "Феодоровской иконы Божией Матери" очень слабо связано с именем "Феодор". Фактически это только следующий текст "мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату". То есть некий воин, который нёс икону, был подобен "великомученику Феодору Стратилату". Слишком незначительные основания, чтобы будущим жёнам рода Романовых давали отчество "Федоровна". Мне кажется, что более важным был факт, что отцом первого царя из рода Романовых бы Федор, он же патриарх Филарет. В этом случае принцессы как бы признавались из рода Романовых, потомками патриарха Филарета. А слова о великомученике Феодоре Стратилате могли быть поздними добавлениями в тексте повести о явлении иконы.
Ответить С цитатой В цитатник
nvy   обратиться по имени Понедельник, 27 Марта 2017 г. 11:19 (ссылка)

Ответ на комментарий Соккар

А поддержу.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 27 Марта 2017 г. 12:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Соккар

nvy, Соккар, не могу ничего сказать по этому поводу, поскольку сама толком не знаю ) Когда читала о принцессе Victoria Alix Helena Louise Beatrice von Hessen und bei Rhein и принятии ею православия с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна), была отсылка именно на эту икону. Как проводится обряд принятия православия через миропомазание в таких случаях, я, честно говоря, тоже не знаю )
Спасибо всем за комментарии )
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 27 Марта 2017 г. 12:41 (ссылка)

Ответ на комментарий nvy

nvy, в ЖЖ ) Там многие об этом пишут, а я почитываю иногда ) Вообще вопрос был поставлен такой: что конкретно ЕИВ Александра Федоровна Гольштейн-Готторп-Романова, в девичестве Виктория Алиса Елена Луиза Беатрикс von Hessen und bei Rhein принесла РИ, Русскому народу... ?
Каков ее вклад в торжество нации, государства и православия?
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 27 Марта 2017 г. 12:44 (ссылка)

Ответ на комментарий СЭР75

СЭР75, спасибо большое за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 27 Марта 2017 г. 12:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, большое спасибо за отзыв, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 27 Марта 2017 г. 12:55 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, спасибо большое за отзыв, Наденька!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 27 Марта 2017 г. 12:57 (ссылка)

Ответ на комментарий pro100sergacheva

pro100sergacheva, спасибо, Валя! Удачной недели и хороших весенних дней!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 27 Марта 2017 г. 13:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, большое спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Гунар1952   обратиться по имени Вторник, 28 Марта 2017 г. 20:53 (ссылка)
Прочёл с интересом Вашу заметку.Судьба Латвии многие века связана с Российским самодержавием и правоверной цевославной церкви.Вы ,бесспопрно,очень образованная женщина.По этому,интересно,как Вы смогли сохранить
в душе веру.Ведь во всех уровнях вашего образования(школа...консерватория) учили ,что Бога нет.Это семейные традиции или Вам повезло с учителями и преподавателями?
Я не верующий.Но нравиться слушать духовную музыку.Не только Баха,Моцарта.Но и русскую .Ваши монахи прекрасно исполняют духовную музыку.
Всего хорошего!До новых встреч!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 29 Марта 2017 г. 00:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Гунар1952

Гунар1952, сама жизнь привела меня к православной вере. Это целая история. И за то, что тогда произошло, думаю, любой человек на моём месте каждый день благодарил бы Господа. А веру и православие у нас и сейчас запросто можно ругать и глумиться. И мало кого волнует, что это наша история, наша культура, опора, с древнейших времён. Духовную музыку я тоже очень люблю. И русскую и европейскую. Есть даже диск с песнопениями древнеримской церкви византийской эпохи ещё 7 - 8 веков. Эта музыка совсем по-другому действует на человека, как и григорианский хорал, русский знаменный распев, народные песни. Современный равномерно темперированный строй вызывает отклонения от акустической («природной») чистоты созвучий.
Рада была Вас видеть! Хороших и приятных Вам весенних дней!
Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Воскресенье, 08 Октября 2017 г. 13:53 (ссылка)
Barucaba, С БЛАГОДАРНОСТЬЮ цитирую. Всех Вам благ!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 09 Октября 2017 г. 20:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Jo-Ann

Jo-Ann, спасибо большое за внимание и тёплый отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку