На многих станциях петербургского метро есть мозаики – настоящие произведения искусства, но в спешке мы редко обращаем на них внимание. Вот несколько интересных украшений подземки.
Панно «Победа» работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова на станции «Автово». Мы видим сильную женщину, стоящую на пьедестале, держащую на плечах ребенка, над ее головой возвышается надпись «Миру мир».
Станция «Нарвская» также была декорирована мозаикой. В частности, в 1939 году на основе живописного полотна художника А.М. Герасимова «И.В.Сталин делает отчетный доклад на XVII съезд ВКП (б)» .
Великолепно по своей красоте мозаичное панно, находящееся на станции «Владимирская». Станция имеет выход к Владимирской площади и располагается неподалеку от Владимирского собора. Мозаику под названием «Изобилие», составленную знаменитыми мастерами А.Л. Королевым, В.И. Сноповым, А.А. Мыльниковым, можно увидеть непосредственно над эскалатором. В 50-е годы прошлого века СМИ отмечали, что такое специфическое убранство станции «Владимирская» - это своеобразный показатель роста благосостояния советского общества. Существует и другая точка зрения – станция имела подобное оформление по причине того, что по соседству находился Кузнечный рынок.
Следует особо выделить станцию «Балтийская», которая также отличается роскошным интерьером. Стены вестибюля отделаны серо-голубым мрамором, а свод подземного зала декорирован лентами голубого цвета, что создает визуальный эффект взвившегося паруса. Торцевую стену украшает мозаичное полотно под названием «1917», составленное из мрамора и разноцветных камней. На мозаичном панно изображены балтийские матросы и рабочие, которые готовятся к штурму Зимнего Дворца.
Неподалеку от Дворца спорта и стадиона «Петровский» находится станция «Спортивная», открытая осенью 1997 года. Самое значимое украшение станции – это мозаичное панно «Олимпийский огонь», созданное художником А.К. Быстровым. На картине представлены события, происходившие в Древней Греции. Каждый торшер и светильник изготовлен в виде олимпийского факела. На торцевой стороне верхнего этажа имеется надпись: «О спорт! Ты – наслажденье…». Пол вестибюля сделан из гранита, поэтому в нем отражается все, что происходит в холле подземного зала. Второй этаж также декорирован мозаичным панно, на котором изображены сцены спортивных соревнований античной эпохи. Данную мозаику составил художник А.К. Быстров. Примечателен тот факт, что кроме спортсменов, на картине изображен образ ангела из христианской иконописи.
Мозаичное панно «Полтавская битва» размером 4 на 20 метров, установленное в вестибюле станции метро «Звенигородская» в 2008 году, – это плод многолетних усилий мозаичистов работающих в мастерской Академии Художеств. В нем использовались традиционные для русской иконописи цвета: красный, охра, желтый, коричневый, синий. Они добавили торжественности, праздничности и плакатности изображению.
Смальта, из которой делается мозаика, может менять оттенок в зависимости от освещения, но в условиях подземки этого почти не видно. Так что нюансировка цветовых сочетаний на станциях не слишком выразительна, зато как прием здесь отлично работает контрастность.
Подобно тому, как Владимир Владимирович Маяковский искал новые формы стихосложения, мозаика в метро искала новые решения там, где язык архитектуры был бессилен. Станцию «Маяковскую» открыли в 1967 году, здесь низкие потолки, протяженное замкнутое пространство, в котором нет места для колонн и арок, поэтому создается дефицит «человеческого» масштаба. Это изначально «стрессовое» окружение преобразилось благодаря оригинальному решению: стены центрального зала облицованы смальтой интенсивного темно-красного тона. В его концах – портрет поэта в острой плакатной манере рядом с названием станции, дефицит художественных средств восполняется мощью образа.
1.
Читать далее...