На смерть Александра III.
|
|
Пятница, 17 Октября 2014 г. 16:43
+ в цитатник
"На смерть Александра Третьего" называется самая загадочная работа мариниста. Большой холст как будто искусственно разбит на фрагменты, мистические образы вписаны в реальные пейзажи: Петропавловская крепость, ночная Набережная. Многое в восприятии этой картины зависит от угла зрения. Татьяна Гайдук, директор Национальной картинной галереи им. И. К. Айвазовского: "С моей стороны - это действительно вдовствующая Мария Федоровна. Она скорбит, ее лицо скорбно. С противоположной стороны нет вуали, это лицо мужчины с усами, который улыбается".Кто-то из знатоков разглядел в мужском лице, проявляющемся при взгляде в определенном ракурсе, черты сходства с Наследником Престола. Впрочем, искусствоведческого исследования картины не было. Ее не возили на выставки и не делали репродукций. Скрыть эту работу от публики решил сам художник.Татьяна Гайдук: "Эту картину Айвазовский написал непосредственно после смерти Александра Третьего, в период официального траура. Но, закончив работу над этой картиной, он принял решение ее не показывать, потому что понял, что из-под его кисти вышло нечто необычное- Ее до сих пор видели немногие. Эта картина никогда не показывалась на ТВ, это первый случай, когда у зрителей появляется возможность увидеть хотя бы ее какую-то часть".В музее одной картины не включают электрический свет. Вся эта атмосфера таинственности только усиливает впечатление от картины.Реакция публики на эту картину бывает очень необычной. Иногда на первый взгляд неадекватно яркой и всегда эмоциальной.
В Феодосии, в «Особой кладовой» картинной галереи под белой вуалью хранится уникальная мистическая картина Айвазовского «На смерть Александра III». Это полотно не выставлялось более ста лет со дня написания. Впервые работники музея решились показать её публике 13 октября 2003 года. В зале, где экспонируется картина, воссоздана обстановка гостиной XIX века. Сотрудники галереи расскажут об императоре Александре III, о связях Айвазовского с императорской семьей. Одновременно проводится дегустация красного вина «Ливадия» - любимого вина императора Александра III. В музее одной картины не включают электрический свет. Вся эта атмосфера таинственности только усиливает впечатление от картины. Реакция публики на эту картину бывает очень необычной. Иногда на первый взгляд неадекватно яркой и всегда эмоциальной.
17 октября 1888 года царский поезд, потерпел крушение у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми, были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь. Однако вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась. Государь все чаще чувствовал себя нездоровым. Цвет лица его стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Зимой 1894 года он простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя совсем скверно. Берлинский профессор Эрнст Лейден, срочно приехавший по вызову в Россию, нашёл у императора нефрит — острое воспаление почек; по его настоянию Александра отправили в Крым, в Ливадию. 20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут пополудни, Император Александр III Миротворец скончался.
Узнав о смерти государя, Айвазовский безо всякого заказа решает написать картину. Это должно быть необычное полотно, на нем по замыслу автора должно отобразиться извечное торжество жизни над смертью. Но получается совсем другое, пугающее самого художника. Большой холст (249×164) как будто искусственно разбит на фрагменты, мистические образы вписаны в реальные пейзажи: Петропавловская крепость, ночная набережная. Многое в восприятии этой картины зависит от угла зрения. Виртуоз света смог так нарисовать фигуру скорбящей вдовы царя Марии Федоровны, что при определенном ракурсе она вдруг превращается... в смеющегося мужчину! В нем знатоки разглядели сходство с наследником престола Николаем II…
Художник решил не показывать картину. Чуть позже он пишет картину «У берегов Ялты». На ней крейсер 1-го ранга «Память Меркурия» прибывший чтобы перевезти гроб с телом Александра III в Севастополь.
Айвазовского принимали при дворе Александра III. Художник использовал благожелательное отношение со стороны царя в интересах Феодосии. При Александре III в городе были построены морской торговый порт, железная дорога, собор Александра-Невского. В 1896 году благодарными феодосийцами по инициативе И.К. Айвазовского в Феодосии поставлен грандиозный и величественный памятник из гранита, ламбрадора и бронзы Императору Александру III. Лицом он обращен к Феодосии, столь облагодетельственной царем –миротворцем. В левой спущенной руке – военная фуражка, а правая заложена за борт сюртука. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Императору Александру III, благодарная Феодосия», а на задней стороне «Сооружен в благополучное царствование Императора Николая II 1896 года».Автором памятника был скульптор – профессор Бах.
Простоял монумент чуть более двух десятков лет. За это время его изображение было растиражированы на видовых открытках. Памятник стал одной из ярких достопримечательностей города. Увы, революционные события он не пережил, в июне 1917 годе его снесли.
Метки:
проклятые картины
Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям
-
6
Запись понравилась
-
2
Процитировали
-
0
Сохранили
-