-Метки

17 век 18 век 19 век back to ussr bella mafia coles phillips pin-up Давай закурим александр бенуа алла назимова альфонс муха анри матисс арт-деко бал барахолка бренды веер венеция вертинский вкусно и просто врубель все могут короли всемирная выставка генри хатт гимназистки румяные гоголь готишный гламур грета гарбо дамский клуб детский мир дягилев е2-е4 женские судьбы жизнь собачья зигфельд зинаида юсупова зинаиды ида рубинштейн изабель аджани искусство история камеи корсет красный крест кросавчег ксавьер саже лев бакст легенды кино лиля брик лучшие друзья девушек лытдыбр ляльки марлен дитрих маска мода модерн моника белуччи мужской клуб музыка мулен-руж оскар уайльд открытки парфюмерия перенос из дайри ру пиво поздравления прически про это пух и перья пьеро рафаэль кирхнер ренессанс ретро-журналы ретро-плакаты романовы самурайские дамы сара бернар свадьба союз рыжих страсти-мордасти тамара карсавина тройка-семерка-туз тулуз-лотрек туфли тюдоры кинематографа фиалки монмартра фижмы и банты искусства фижмы и банты кинематографа физкультура и спорт царица египта цирк зажигает огни чай по-русски чарли чаплин черно-белый гламур шали шик блеск красота шляпки эпатаж эти прекрасные дамы эх-прокачу

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Arin_Levindor

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 8900


Община св. Евгении. Открытки модерна

Среда, 02 Июля 2008 г. 01:39 + в цитатник
В России первые почтовые карточки были выпущены издательством «Община Св. Евгении» (известном и под другим названием: «Издательство Красного Креста»). Община Св.Евгении была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия.
История "Общины св. Евгении» весьма примечательна. Возникновение ее первоначально обязано слу­чайной встрече. Художник Гавриил Павлович Кондра­тенко был на этюдах в Крыму. В Севастополе ему повстречалась нищенка, оказавшаяся бывшей сестрой милосердия в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. По ее словам, многих других сестер милосердия по­стигла подобная участь. По возвращении в Петербург художник рассказал о взволновавшей его встрече в общественных кругах. Тогда и было решено создать «Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Организованный в 1882 году, он впоследствии был переименован, в «Общину св. Евгении». Вначале «Об­щина» существовала на частные пожертвования, а затем, в 1896 году, в поисках средств обратилась к издательской деятельности, и в частности к изданию художественных открыток. За время своего существо­вания ею было выпущено около 6,5 тысячи наимено­ваний различных открыток, в том числе пятьдесят семь открыток с произведений Добужинского.

Добужинский Мстислав Валерианович. Типы Петербурга. Извозчики.
 (458x699, 252Kb)


Боярыня. Бобров Виктор Алексеевич
 (458x699, 248Kb)


Открытки «Общины св. Евгении», отпечатанные с рисунков М. В. Добужинского, посвященные Петербур­гу, обратили на себя внимание сразу же после своего появления. Это были ранние произведения художника, созданные под влиянием «югендстиля», с характер­ным для него декоративно-плоскостным решением пространства. «Первый Петербург» художника еще не воплотил в себе творческой мощи иллюстратора «Бе­лых ночей» Ф. М. Достоевского, но и в этих поэтиче­ских акварелях тонко передано неповторимое очарование как бы застывшего в своем величии Петербур­га, его дворцов, мостов, каналов, с чуть подернутой рябью водой, с отражающимися в ней неверными, трепетными бликами фонарей. В этих работах воплотилась гордость неповторимыми красотами Северной Пальмиры — города Пушкина, Растрелли и Захарова, Росси и Воронихина, 200-летие которого широко отмечалось общественностью. Близкие сердцу каждого русского человека памятные пушкинские места также получили яркое отражение в произведениях этих лет.


Добужинский Мстислав Валерианович. В страстной четверг
 (458x699, 248Kb)


К сожалению, местонахождение многих произведении Добужинского не установлено.
В объявлении «Общины» в марте-апреле 1905 года приводятся списки оригинальных произведений, пред­назначенных для продажи. Сто сорок пять рисунков в петербургском складе, сорок шесть — в Москве! То есть до двухсот оригиналов, исполненных специально для открыток сорока восемью русскими художниками. Из оригинальных рисунков Добужинского в объявлении указываются три: «Царское Село», «Петербург. Мойка. У нового Адмиралтейства» и «Петербург. Троицкий мост».
Но дальнейшая судьба и этих акварелей неизвест­на. Очевидно, многие из них попали в частные собра­ния.

Добужинский Мстислав Валерианович
 (458x699, 249Kb)

Августейшее покровительство общине приняла на себя принцесса Евгения Максимиллиановна Олденбургская — внучка императора Николая I (дочь герцога Люксембургского и Великой Княгини Марии Николаевны). Являясь председательницей Императорского Общества Поощрения Художеств, принцесса Ольденбургская предложила наладить выпуск почтовых конвертов и художественных открыток (открытых писем), чтобы с их продажи пополнять казну Общины.

Попечительница "Общины святой Евгении"
принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1928)

 (315x488, 31Kb)


Непосредственная работа по организации издательства была возложена на председателя Общины Евдокию Федоровну Джунковскую (фрейлину императрицы Александры Федоровны) и секретаря Ивана Михайловича Степанова. Тираж первых четырех открыток с акварелям художника Н.Н.Каразина издательтво выпустило в 1898 г. к пасхальным праздникам. В том же году были изданы десять акварельных сюжетов художников И.Е.Репина, К.Е.Маковского, Е.М.Бем, С.С.Соломко и др. Два тиража этих открыток (по 10 тыс. экз. каждый) разошлись мгновенно. Часть тиража распространялась в виде наборов, помещенных в художественно оформленные конверты с надписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста».

Маковский. Головка
Бобров В. Гречанка

 (400x616, 34Kb) (326x500, 31Kb)

Полиграфическое исполнение открыток осуществлялось в различных типографиях: Заведении графических искусств Э.И.Маркуса, Картографическом заведении А.И.Ильина, Товариществе Р.Голике и А.Вильборг, типографиях И.С.Лапина (в Париже), Брукмана (в Мюнхене) и др. С издательством активно сотрудничали художники реалистического направления, но полнее издательство Общины представляло художников объединения «Мир искусства»: А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, М.А.Врубеля, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибина, Л.С.Бакста. Всего издательство Св.Евгении выпустило 6410 номеров открыток общим тиражем более 30 миллионов экземпляров

Маша. Сычков Федот Васильевич 1900
 (458x699, 240Kb)


Летний сад при Петре Великом . Бенуа Александр Николаевич
 (699x458, 339Kb)


После революции 1917 г. издательство Общины Св.Евгении было зарегистрированно как «Комиссия художественных изданий Общины Св.Евгении». В 1920 г. специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной Академии Материальной Культуры под наименованием Комитета популяризации художественных изданий (КПХИ). В 1928 г. выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. Некоторые старые клише Общины передали тресту «Графическое дело», затем «Ленполиграфу». Качество печати этих предприятий не выдерживало никакой критики, продукция спросом не пользовалась, и дело по выпуску открыток вскоре заглохло.

Бобров В. Без названия. изд. Изд. Община Св.Евгении
 (325x500, 31Kb)


Борисов-Мусатов В. Эскиз к картине жемчужное ожерелье. изд. Изд. Община Св.Евгении
 (600x384, 269Kb)


Особого упоминания требуют изданные "Общиной" книги. Это были высокохудожественные издания, в которых значительное место занимали эстампы и репродукции. Макеты этих книг также были весьма оригинальными и новаторскими. Общиной были изданы путеводители по Павловску и Петербургу с гравюрами А.П. Остроумовой-Лебедевой, путеводитель по Эрмитажу с текстом, написанным А. Бенуа, монографии искусствоведа С. Эрнста о Н. Рерихе и К. Сомове. Считается, что одним из самых замечательных дореволюционных изданий Общины была книга "1812 год в баснях Крылова", блестяще выполненная художником группы "Мир искусства" Г. Нарбутом. По поводу этой книги известный русский философ серебряного века В. Розанов заметил, что хорошо бы, чтобы "наши классики были когда-нибудь императорски изданы с таким же великолепием шрифтов (конечно, старинного стиля!), как эти четыре басни".

Г.Нарбут. 1812 год в баснях Крылова. СПб., 1912. Оригинал иллюстрации «Ворона и курица». Бумага, тушь, перо, силуэт. Собрание А.А.Венгерова
 (400x550, 21Kb)


Но книги и альбомы - это все же скорее раритеты, отдельные вершины полиграфического искусства. Основную же часть печатной продукции "Общины" составляли издания, которые сегодня относятся к разновидности искусства, именуемой графическим дизайном. Издатели печатали самые различные портреты, календари и альбомы, каталоги к выставкам. Среди их "находок" можно назвать введенные в обиход именно этим издательством художественно оформленные почтовые конверты, в которых можно было рассылать визитные карточки. Эти конверты довольно долго так и назывались: "вместо визитов". Издание этих конвертов было одним из первых шагов нового издательства, которое возглавил Иван Михайлович Степанов.

Иван Билибин.Вольга. 1903. Открытка издания "Общины св. Евгении"
Добрыня Никитич (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении".

 (540x349, 49Kb)

 (542x358, 55Kb)


Община издавала журнал "Открытое письмо", ставший своеобразной иллюстрированной хроникой открыток Его редактором был известный график и архитектор, директор Библиотеки Академии художеств Федор Густавович Беренштам. Журнал начал выходить 1 октября 1904 года. Интересной находкой издательства было то, что подписчики получали приложения к нему в виде открыток, не поступавших в розничную продажу и потому очень редких.
Но, несмотря на все многообразие печатной продукции, более всего "Община" была известна благодаря открыткам. Об их многочисленности свидетельствует хотя бы то, что иногда еще и сегодня их можно встретить в антикварных магазинах.


 (525x340, 93Kb)


Без названия. Бобров Виктор Алексеевич
 (458x699, 216Kb)


Можно назвать несколько причин необычайной популярности открыток "Общины св. Евгении". Во-первых, они выгодно отличались от того, что было массовым и привычным для того времени. До появления своих издательств в России было громадное число открыток салонного типа, поступавших из Австрии, Германии, Франции. И потому репродукции произведений отечественных мастеров, причем мастеров первого ряда, лучших, чьи имена были на слуху, воспринимались с большим энтузиазмом. Во-вторых, большое место в деятельности издательства играла реклама. Журналы тех лет пестрят объявлениями об изданиях Общины. При этом в них всегда указываются имена художников, чьи карточки с рисунками имеются в продаже, не забывается и благотворительность, так как присутствует информация о том, в пользу какого проекта собираются деньги. Все это говорит о высокой культуре работы, об издательском профессионализме.

 (400x623, 45Kb)


http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?82


http://postcards.sgu.ru/ShowPublisher.php?var=3

http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/10/blog-post_18.html

Рубрики:  история
модерн
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

NADYNROM   обратиться по имени Среда, 02 Июля 2008 г. 11:51 (ссылка)
Спасибо за интересный материал=))
А последняя - из "За приворотным зельем" Нестерова?
Ответить С цитатой В цитатник
Arin_Levindor   обратиться по имени Среда, 02 Июля 2008 г. 12:35 (ссылка)
NADYNROM,последняя Нестеров точно,а вот как называется...спасибо ты мне напомнила
Ответить С цитатой В цитатник
jennyi   обратиться по имени Среда, 02 Июля 2008 г. 20:30 (ссылка)
Большое спасибо. Очень интересно. У меня были подобные открытки, но к сожалению после всех переездов не сохранились.
Ответить С цитатой В цитатник
Virgoo   обратиться по имени Воскресенье, 03 Февраля 2013 г. 20:20 (ссылка)
Благодарю!
Любопытно!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку