Аноним обратиться по имени
Суббота, 22 Апреля 2023 г. 20:07 (ссылка)
Происхождение слова альв
Эльфы или альвы известны по многим европейским источникам. Наиболее информативными являются греческие, скандинавские, финоугорские, славянские, кельтские и индийские.
Во многих арийских языках к альвам восходят слова все и белый. В германских языках есть группа подобных «elf» слов. Датское название «elv», англосаксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur» говорят о едином корне, а следовательно — о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Некоторые исследователи связывают это слово с романским корнем «альб» — «белый». Есть также мнение, что оно произошло от валлийского или ирландского «ellyl»/«aillil» — «сияющий». Одна из теорий, высказанных в конце 19-го веке, гласит, что эльфы — это владеющие плазмой, то есть есть четвертым состоянием вещества.
Греческая буква Альфа имеет то же происхождение.
Филологические следы альвов в топонимах и именах
В славянских языках от альвов происходят такие слова как все, елка, белый, голубь, лебедь. Согласно теории происхождения славянских языков от готского все изначально звучало как альвес. В Европе славянские языки часто назывались готскими или вандальскими. Само название вандалов также может происходить от альвов и первоначально звучало как альванди, то есть "произошедшие от альвов". Если в западных германских языках от него осталось - аль, то в славянских языках осталась вторая половина этого слова -все. Русское лебедь и голубь также восходят к альвам. В русском языке широко распространилась форма — ель. Филологи предполагают, что слово елка может быть связана с эльфами, так как елка не вянет зимой, что намекает на долгую жизнь альва. Большая часть населенных пунктов с топонимами типа — ель на Руси считались священными. Реже в русском языке встречается и другая форма - альб, например, Алабино. Еще одним из названий альвов на Руси является чудь. Наиболее известным топонимом является Чудское озеро, которое, по мнению ряда исследователей, может претендовать на статус описанного Толкиным озера Куи. В Европе, в том числе на Руси, число топонимов, посвященных альвам, оценивается в несколько тысяч, что больше числа топонимов, посвященных каким-либо богам, даже главным из них – таким как Зевс или Один. Это говорит о более важной роли альвов по сравнению с богами в повседневности ария в прошлом, остатках понимания связи в альвами. По мнению филолога 19 века Иннокентия Болдакова на территории Руси существует порядка полторы тысячи мест, которые связаны с альвами. По его мнению, некоторые топонимы имеют корни — свет, - цвет и т.п. и говорят по примеру английских топонимов о сиянии (плазмоспособности) альвов. По мнению другого русского филолога Андрея Глаголева значительная часть письменных источников русской культуры, которые освещают вопросы альвов на Руси была уничтожена в 15-16 веках.
Как и в Скандинавии елями на северной Руси называли прапредков, которые обладали магическими способностями. В ряде новгородских сказов подчеркивается, что елем можно стать, если изучать устройство мира, а ели когда-то давно были людьми. Здесь слово ель часто синонимично другому слову, которое обозначает таких людей — арбуи. По одной из версий к арбуям восходит название Арбата в Москве. В Ростовской области сохранились местные предания о том, что часть жителей деревни прочла некую книгу и ушла жить в холмы. Они периодически появлялись среди людей и при этом светились. Их звали елями и чудными людьми. Отличие от кельтских мифов здесь в возможности преобразовании ариев в альвов.
К эльфийским местам Руси можно отнести Ковозеро в Архангельской области, Перехожу и Дедовичи в Псковской области, лес около поселка Ревезень в Нижегородской области, Туляны в Липцкой области. Ковозеро по записям 18 века раньше называлось Елецким. Рядом с поселком Дедовичи в 19 веке были найдены обращенные к чуди грамоты с просьбой о помощи в семейных проблемах. Грамоты были датированы 14-16 веками.
Народ, живший около Черного моря 2000 лет назад называл себя синдами — отсыл на язык синдарин у Толкина.
Самоназвание греков — эллины, а Греции — Эллада. Англию часто именуют Альбионом. Географические названия Альпы и Эльба происходят от слова альв.
Около 70% арийских имен может происходить от альвов. Например, это Александр, Алевтина, Алена и т.д. Можно выделить фонетически изменившиеся имена и неизменившиеся имена. Например, имя согласно некоторым филологам Арина изначально звучало как Алина. То есть Арина и Алина - одно и тоже имя, как и Алена. Во многих европейских языках имена прямо говорят о происхождении от альвов. Альфред — говорящий от имени альвов. А вот имена самих эльфов, которые сами для себя ничего особого не представляют, то есть принадлежность альва к альвам в именах не должна быть отображена столь явно, могут происходить от абстрактных философских понятий. Среди неизменившихся славянских и греко-романских имен, относящимся к альвам, больше сохранилось женских имен - Альбина, Альга (позднее Ольга), Элла, Элианора, Элизабет, Эллина, Алла, Алевтина.
Происхождение слова арий от альва
По мнению Уильяма Джонса, самоназвание ариев могло произойти произошло от альвов путем смены -л на — р. Схожий пример — это слово рыцарь, которое в некоторых европейских языках произносится как лыцарь. Взаимозамена — р и — л часто обыгрывается Толкином, и может являться ключем к пониманию многих моментов его творчества. Например Арвен, то есть Альвен, влила кровь старших ариев - альвов в младших ариев.
Значительная часть людей средневековой Европы, особенно аристократии, выводили свое происхождение от альвов.
В норвежском языке, от альвов может быть образовано слово вельва, а в самом русском языке волхв, а от него в свою очередь слово волшебство.
Свидетельства об альвах
В Исландии и Скандинавии существуют сотни упоминаний о встречах с альвами. Они могли происходить 1 в силу соприкосновение Мидгарда и Альвхейма как вариантов мультивселенной по сложности сознания 2 как тяга сознания ария к своему самоусложнению, чтобы стать альвом. При измененных состояниях сознания (ИСС) людям часто является то, что заложено в них их культурной средой. В свою очередь культурная среда — это коллективное бессознательное. Это означает, что предки ариев контактировали в альвами и это отложилось в коллективном бессознательном. Например, в Швеции человеку явится Один или Фрея, а в Индии Индра или Кали. Это боги. Но человеку наряду с абстрактными образами богов часто являются и альвы, чей образ более конкретен. Большой труд по сбору историй появлений альвов провел Эшлиман (Ashliman, D.L. Fairy Lore: A Handbook (London: Greenwood Press 2006). Приведем некоторые примеры старых и новых трудов о встречах с альвами (все они легко находятся в Интернете) : исследование доктора Хартленда 1775 года в Швеции, ГОРНОЕ ОЗЕРО ЭЛЬФОВ /DJUPATJORN/ свидетельство записал Йоун Тордарсон из Ёдкула, СЛУЧАЙ С ЖЕНЩИНОЙ С БРЭЙДА-ФОРДА /KONAN A BREIDHA-VADHI/ свидетельство присланное Сайбьёрном Эгильссоном из Клипстада, Broadhurst, Paul & Hamish Miller The Sun and the Serpent: A Journey of Discovery through the British Landscape, its Mythology, Ancient Sites and Mysteries (Pendragon Press 1989), Brown, Theo Devon Ghosts (Norwich: Jarrold Publishing 1982), 128-133 for a short but very valuable chapter on pixies.
Источники Толкина
«Если хотите знать мое мнение, своей «притягательностью» «Властелин Колец» отчасти обязан намекам на иные легенды и исторические события, которых данное произведение полностью не раскрывает»
«Эльфы и некоторые люди, по всей очевидности, на биологическом плане — одна и та же раса»
Греция
По версии Гигина Троянская война на территории современной Греции велась по причине того, что несколько родов в Спарте были наследниками легендарного основателя Греции Эллина, в котором текла «кровь богов». Несколько изображений Эллина, чье имя отсылает к эльфам, изображают его, сидящем в позе лотоса, а так же выполняющим некие жесты, которые идентичны индийским мудрам. Эллин происходил от богов, живших в Гиперборее (по Толкину в Валиноре). П Гигину несколько представителей этих родов были похищены фессалийцами, чтобы влить в свои правящие династии кровь этих богов. Это похищение вошло в мифологию как похищение Елены Прекрасной. Имя Елена - отсыл к альвам. Кроме того, Гигин упоминает, что Эллин и его сыновья построили храм Аполлона в Дельфах. Этимологически Дельфы могут иметь отношение к эльфам с приставленной — д. Согласно Диодору Сицилийскому, Гипербореи в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет. И сам Аполлон время от времени отправляется в страну гипербореев ( то есть альвов), на колеснице, запряжённой лебедями (символ альвов у Толкина), чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы. Ряд легенд связан с приношением гипербореями (альвами) первого урожая на остров Делос к Аполлону. С названием Делос филологически произошла та же история, что и с Дельфами. Под Аполонном тогда можно понимать альва, который чему-то учил греков, а остатки этого учения превратились в так называемый греческий буддизм.
На территории Греции по легендам также жили амазонки, которые принимали участие в троянской войне. Одно из названий Трои Илион, что филологически роднит его с корнем - эль. Амазонки, по одним источникам, описываются как народ состоящий только из женщин, а по другим, из женщин и мужчин. Причем мужчины внешне неотличны от женщин.
Троя находилась на территории страны Лидия. Здесь некий пастух, а потом и царь этой страны Гиг нашел кольцо, которое делает его носителя невидимым. Гиг нашел его в пещере, где лежал большой скелет. Речь может идти о росте в 1,8 метра, который на тот момент для средиземноморского региона казался гигантским. Гиг снял кольцо с пальца скелета, а потом обнаружил, что оно делает носителя невидимым. Это один из источников Толкина.
Гностицизм
Гностицизм предполагает, что Вселенная была создана неким богом 1. Бог 1 среди прочего создал меньшего бога — демиурга. Демиург в некоторых моделях породил материальную реальность, а в других установил власть на планете Земля. Так как меньший бог 2 несовершенен, то его власть над людьми уводит их от изначального бога. Задача людей прорвать его завесу и постигнуть бога 1. Для помощи людям от бога 1 прибыл посланник несущий свет — Люцифер.
Гностические тексты имеют дело не с авраамическими концепциями греха и раскаяния, а с иллюзией мира и просветлением. Фактически гностицизм — это ведизм. Тогда демиург — это Моргот. В ведизме дух неведения — это Мара. В гностицизме Люцифер — это Венера, а у Толкина Эарендил. В ведизме, например, в буддизме наблюдатель познает самого себя, то есть прорывает покров иллюзии Мары, и тем самым познает изначальную реальность.
Теософия
От Блаватской у Толкина взята общая модель: планетарные духи — Валары (они не специализируются по социальным явлениями, как например, греческий бог войны Арес), эпохи связанные с затоплениями значительной части суши, смена рас, некая помощь уходящей расы вновь приходящей родственной (людьми у Толкина считались только три благородных племени), возможность их скрещивания и т.д. Другая версия гласит, что Толкин мог иметь доступ к более древним источникам, от которых отталкивалась Блаватская.
Толкин и клуб с говорящим названием Инглинги имели доступ к ряду закрытых архивов Великобритании. Об этом упоминал один из его членов Карл Льюис. В окружении Толкина был Оуэн Барфилд, - теософ, ариософ и антропософ, который познакомил Толкина с творчеством Блаватской и Николаем Рерихом. По некоторым данным с Рерихом Толкин вел частную переписку. Николай и Елена Рерих во многом являются идейным наследником Блаватской. Рерих утверждал, что в 1923 году ему был передан некий камень Чинтамани. При нахождении в руке камень издает жар. Всего, по его словам, существует три осколка некоего большего камня. Знамя мира Рериха символизирует три осколка Чинтамани. У Толкина есть три Сильмарилла, которые так же издают жар. В буддизме камень Чинтамани это камень Авалокитешвары - главы Шамбалы. Камень Рериха непрозрачный, а вот индийские могут быть и прозрачными. На некоторых диалектах ведийского санскрита Шамбала обозначается как Авали, что близко к Альвхейму, Авалону, Аквилону и т.д. Это страной правит Авалокитешвара.
Для наших целей можно выделить три источника геологической хронологии: 1 говорит о смене полюсов Земли около 12 000 лет назад и событии Стурегга 8000 лет назад 2 это хронология Блаватской, которая говорит о затопление последней части Атлантиды 9564 год. до н.э. и наступление эпохи Кали Юги в 3102 г. до н.э. 3 это хронология Толкина, которая указывает, что Саурон пал около 5000 - 6000 назад и дает длительности 2 и 3 эпох.
Разница по шкале теософии между затоплением Атлантиды и началом Кали Юги 6462 года. Разница между затоплением Белерианда и началом 4 эпохи 6462 года. В одном из писем Толкина сказано, что со времён начала Четвёртой эпохи прошло около 5-6 тысяч лет (по нашим подсчётам - 5100), что представляет собой небольшой разброс, когда речь идёт о датировке мифов. Толкиным в перписке была высказана мысль, что каждая эпоха короче предыдущей.
По теософии мы живем в так называемом 4 круге эволюции, а по Толкину после событий Властелина колец наступили 4 эпоха. Кали Юга — время незнания, а не потери морали как это описывают профаны. В ведизме эмпатия, ее следствие сострадание (истинная мораль) следует из знания. Теоден спрашивает Гендальфа не исчезнет ли после войны с Сауроном все чудесное, то есть магия, которая есть знание законов мира, а именно того, что сознание управляет всем. То есть Теоден интуитивно предвидит, что сознание людей упростится.
Часть теорий считает, смена полюсов произошла 12 000 лет назад, и северный полюс переместился из Гренландии в нынешний Северный полюс. Например, грани пирамид древности направлены на Гренландию.
Считая отправной точкой затопление Белерианада Толкина, приравнивая его к падению Атлантиды у Блаватской, зная указанную Толкиным длительность эпох, можно получить датировки эпох Толкина:
Вторая эпоха. 9563 до н.э. - длительность второй эпохи по Толкину 3441 = до 6122 до н.э. Вторая эпоха длилась с 9563 до н.э. до 6122 до н.э.
Третья эпоха с 6122 до н.э. - длительность третьей эпохи по Толкину 3021 = до 3102 до н.э.
Третья эпоха с 6122 до н.э до до 3102 до н.э. Толкин отмечал, что последний год Третьей эпохи может быть размыт.
Четвертая и дальнейшие эпохи — с 3102 до нынешнего момента
В ночь с 8 на 9 Нарвинье 3019 года Третьей эпохи, когда Фродо и Братство покинули Эрегион, было полнолуние. Толкин внимательно относился к циклам небесных светил в своих книгах, и часто проверял астрономические расчёты, чтобы не ошибиться. Особенным это событие делает то, что оно случилось спустя ровно 9/10 дней после Зимнего солнцестояния, которым в календаре Средиземья отмечено начало года. Так как это произошло за два года до начала Четвёртой эпохи, то всё, что нужно проверить - цикл небесных светил тех лет. И это событие произошло (по Григорианскому календарю, который точнее в вопросах времён года): в понедельник 31 декабря 3105 года до Н.Э., в 23:20 по Гринвичу. Учитывая совпадение двух событий (полнолуние и солнцестояние), можно утверждать, что Толкин сверялся с астрономическими таблицами и “подгонял” своё повествование под конкретный год. Также, говоря о календарях, народы Толкина имеют теософский взгляд на неделю - за исключением эльфов, все они считают первым днём семидневного цикла субботу. Такого же взгляда придерживались теософы, а до них - авторы древних санскритских текстов. Ошибка в 3 — 5 лет считается допустимой при датировке столь давних событий.
Перейдем к непротиворечивому сведению всех 3 шкал, используя коридор возможностей каждой из моделей:
12 000 лет назад произошло затопление части Атлантиды (Азорских островов), Доггерленда (Белерианда). 8000 лет назад произошло смещение северного полюса из Гренландии в нынешнее состояние, то есть изъятие Валинора. Изъятие не следует путать с сокрытием, которое существует и сегодня в виде пропажи судов в аномальной зоне Гренландия — Бермуды. Как следствие произошло затопление последней части Атлантиды, что в свою вызвало обвал Стурегга. Блаватская писала, что Атлантида тонула порциями.
Следуя общему мнению, Г. Меркатор помещает Гиперборею на Северном полюсе, не зная, что в результате катастрофы, произошедшей как считается в 12 000 году до нашей эры угол наклона оси вращения Земли и Северный географический полюс сместились. Эта катастрофа многими исследователями переносится на гораздо ближний к нам срок — около 5000 — 7000 лет назад.
Французское исследование показало, что затопление реально существовавшего Доггерленда (Белерианда Толкина) могло произойти не в результате Стурегга 8000 лет назад, а 12 000 лет назад. Канадские ученные предположили, что могло быть два поэтапных смещения северного полюса 12 и 8 тысяч лет назад. Толкин писал, что его хронология и география - лишь интерпретация реальных событий, и может неверно отображать в целом правильную картину (подобно тому, как древнегреческие атласы представляют мир искажённым, но напоминающим реальный). «Даже это далеко неполное знание дошло до нас лишь через остатки нуменорской традиции, исходившей от эльдар, но разбавленной антропоцентрическими историями и сказаниями…». Бессмысленно рассматривать творчество Толкина без знания понятия информационного искажения.
Гиперборейский миф
«Новое мироустройство, установившееся в начале Третьей эпохи, в итоге неизбежно перетекает в обычную, повседневную историю, и здесь мы наблюдаем кульминацию процесса. Если бы вы, или я, или любой из смертных (или хоббитов) времен Фродо отправились бы через море на запад, мы, как и сейчас, в конце концов вернулись бы (как и сейчас) туда, откуда вышли.»
«возможно было добраться физически, на самых обычных парусных кораблях, пусть даже Моря заключали в себе немало опасностей.»
В отличие от других версий под Валинором здесь будет пониматься не Америка, а Гренландия. Без льда Гренландия по всему периметру покрыта горами, как и Валинор у Толкина. Вместе с расширенным Бермудским треугольником по Берлицу Гренландия составляет самую большую и сильную аномальную зону на Земле. Здесь наблюдается самая большая геомагнитная аномалия на планете, что созвучно Валинору как краю (порталу). Между Гренландией и Британскими островами имелся ледяной мост, представленный у Толкина как Хелкараксэ. Тол-Эрессеа образовано из слова тол, то есть остров, и Эрессеа, которое образовано из Исландии сменой -р и — л. Это наиболее близкий к Гренландии заселенный, остров где сегодня около 60% население считает, что альвы существуют. Alboin, Ælfwine, Alpwin, Alfvinr – германские имена, распространенные в средневековой Исландии, значащие «друг эльфов», переведены с точностью на квэнья (по одной из версий попытка реконструкции изначально санскрита) и синадрин: Elendil, Quendil, Eldameldo, Eldandil, Elvellyn и т. д. По мнению некоторых эзотериков, население Исландии находится под прессом неких высокоразвитых. С точки зрения Толкина, изложенной в Утраченных сказаниях, это нежелание альвов позволять людям проходить дальше на их территорию. В Утраченных сказаниях альвы уже допустили захват Британии людьми и это оценено негативно. Исландский залив Кантуринн и Кортирион у Толкина. Ближайшая к заливу деревня Скагастронд в Исландии считалась поселком альвов.
На средневековых картах Исландия вместе с Гренландией звались Туле. Туле — это загадочный для античности и средних веков, недостижимый остров, описанный греками. Племя эскимосов в Гренландии носит название Туле. Луи Мишель де Фиганьер и Фабр д’Оливе были вдохновлёны индийским мифом о приходе ариев с севера. Арии именовались «борейской расой» и предполагалось их существование в прошлом на полярном материке Арктиды, или Арктогеи (греч. «северная земля»). Фиганьер описывал внешность отцов ариев как альвов — белые, стройные, безбородые и очень красивые люди. В своем эссе «Атлантида и Гиперборея» (1929) он писал о происхождении человечества со священного острова Туле, располагавшегося на Северном полюсе, где первые живые существа жили согласно традиции, данной им духовным отцом Вайвасвата Ману. Вайсвату Ману созвучно МанВе.
Бывший чилийский дипломат Мигель Серрано считал гиперборейцев высшими существами, обладавших мудростью и могуществом. Они вступили в войну с механическим миром, творением Демиурга (по Толкину Моргота), в результате чего на Северном полюсе возникла вторая Гиперборея. Туда из космоса прибыли боги во главе с Вотаном (Один, Велес. У Толкина в утраченных сказаниях указано, что Манве может быть отождествлен с Одином), чтобы навести на Земле порядок. Забыв о чистоте крови, некоторые гиперборейцы стали смешиваться с «дочерьми человеческими», что привело к катастрофе — вариант похода Феанора и проклятия Мандоса.
«Мое же повествование касается только следующего. У этого божества [Аполлона] есть жрецы, сыновья Борея и Хионы, – их три родных брата, – ростом в шесть локтей. Всякий раз, когда они совершают установленные священнодействия в обычное время по предписанию, с так называемых у них Рипейских гор слетает туча лебедей, непреодолимая своим множеством; и они облетают храм, как будто очищая его своим полетом, затем, однако, садятся на ограду храма, представляя собой зрелище величественное по множеству и красоте». Лебедь, наряду с орлом, соколом и вороном — один из символов эльфов. По Аристеасу Рипейские горы — это горы современной Ирландии.
«Гиперборейцы, по природе своей, были людьми талантливыми, с очень хорошо развитым художественным вкусом» - у Толкина эльфы любят искусства. «Гиперборейцы, говорят, имеют свой собственный язык, но к эллинам они очень близки и особенно к афинянам и делосцам, с древних времен поддерживая это расположение. Некоторые же из эллинов, как рассказывают, приезжали к гиперборейцам и оставляли там богатые приношения с надписями эллинскими буквами. Точно так же гипербореец Абарис приезжал в Элладу, чтобы возобновить старинную дружбу и родство с делосцами».
Гардарика — это прежнее название Руси, а Скира ее легендарный правитель , упоминаемый скандинавскими авторами с XVII века. Скиры считали, что их предки пришли с Запада, из земли, где много дней в году не заходит Солнце, то есть из полярной области. Скира происходил от Инглингов, в честь которых назван клуб Толкина, которые так же относили себя к гипербореям. Само название — Гиперборея дошло до нас именно в древнегреческой транскрипции. «Гипер» в переводе означает «за» или «сверх чего-либо». Борей (греч. boréas — северный ветер. Бора (итал. bora, от лат. boreas) — сильный и порывистый северный ветер; бор – лес. В скандинавской мифологии Бор был отцом бога Одина и других богов, что указывает на возможную связь скандинавской культуры с Гипербореей. «Царская власть в городе (Гиперборее) и охрана священных участков возложена на так называемых Бореадов, потомков Борея, которые всегда принимают власть от поколения к поколению». Походы викингов в Гренландию обосновывались ими как возвращение на родину предков. На шведской карте 12 века Радужный мост мост соединяет Европу и Гренландию. При контактах скандинавы и греки находили общие мотивы в своих мифологиях, в частности о Гиперборее.
В Гренландии располагался старый Северный полюс и гора Меру — Таникветиль Толкина, то есть важная точка мира, которая не могла бы быть интерпретирована простым сознанием (людьми жившими после падения Саурона) никак иначе, как самая высокая гора: если что-то или кто-то значимо, то для простого сознания это гора, царь и т.п. Ось Земли значимое явление, а северный полюс на карте выше всего остального. Значит гора, находящаяся на этом месте самая высокая гора в мире. У Толкина Таникветиль самая высокая гора на планете, как и гора Меру, описанная в ряде индийских произведений. «На тридцать три тысячи йоджан (раскинулась) золотая гора Меру, царица гор. Здесь (расположены) сады Богов». То есть приблизительно на 4 миллиона километров. Это точка после, которой значительно падает регистрируемая гравитация Земли. Из полюса Земли исходит одна из силовых линий, идущих прямо в космом. Древнее Тибетское предание традиции Бон говорит, что: "Белый Остров (Гренландия) есть единственная местность, которая избежала общей судьбы всех материков после катастрофы. Он не может быть уничтожен ни водой, ни огнем, ибо он есть Вечная Земля". Древнеиндийский эпос "Махабхарата" рассказывает: "на Севере Молочного моря (Ледовитого океана) есть большой остров, известный под названием Швета Двипа… - страна блаженных, там Пуп – Центр Мира, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и Звезды". Плоскость северной стены Кайласа смотрит не на север, а имеет отклонение, равное 15° западнее северного направления. Если в древности северная стена смотрела на Меру, то опустив перпендикуляр к плоскости "отражателя" и, продлив его в северном направлении мы приходим на территорию Гренландии (Великий Белый остров). В брахманских разъяснениях сообщается, что на острове Швета Двипа были установлены два искусственных дерева как символы всезнания, а жители летали на виманах.
По исследованиям английских ученных Гренландия за последние 15 000 лет могла несколько раз покрываться ледником, а после этого оттаивать.
Плиний: “За этими горами, по ту сторону Аквилона (прим. - за Исландией, Тол-Эрессеа), счастливый народ… который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами… Солнце светит там в течении полугода (полярный день), и это только один день, когда Солнце не скрывается… от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем… Страна эта находится вся на Солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью… (бессмертие альвов). Нельзя сомневаться в существовании этого народа…” Плиний: “Народ этот высок и дивно красив. Особенности их: уши как у волка, ноги длинные и широко основание их, глаза раскосые...” Пиндар: «Ни вплавь, ни впешь никто не вымерил дивного пути к сходу гипербореев». Анаксимен : «Материк сей от Геракловых столпов лежит в 70 - 80 дней плавания на Север. Но доплыть может лишь тот, кого пропустят». Это эквивалентно плаванию от берегов Испании к Гренландии на древнем судне. «...люди живут в своих домах с большой территорией. Имеется множество пирамид, и неясно как они сделаны. Ночью там светятся гигантские кипарисы. Все небо освещено ими, и виден этот свет на большое расстояние от этой чудной земли». Пирамиды в Гренландии есть и их изображения можно найти в Интернете. Кипарисы — полярное сияние.
На так называемых тирренских амфорах и мозаиках романского периода, часто изображаются женщины, облаченные в боевые доспехи. Иногда рисунки сопровождаются подписями. Одни подписи обозначают этих женщин как амазонок, а другие как гиперборейцев. На некоторых из них уши выглядят остроконечными, и эти люди имеют наклонный разрез глаз. Некоторые имеют изображения шаров, находящихся рядом с головой такой женщины, что может быть интерпретировано как плазмоид. Древнегреческий деятель Демодам описывал существование народа, где мужчины и женщины не различаются между собой внешне. По его словам, некоторые народы, которые считают, что такое сходство между полами невозможно, считают, что весь этот народ состоит из женщин. Найденные в 7 веке рукописи, чье авторство приписывается Геродоту, говорят, что в при описании амазонок он рассматривал их как пришедших из Гипербореи. Путаницу в восприятие амазонок как однополого сообществ мог внести Исидор Севильский. Он описывал амазонок как тех, кто «имеет правую грудь мужчины и левую женщину, а после полового акта, в свою очередь, может как производить, так и рожать детей». В античности распространена тема совокуплений гиперборейцев и людей. Примером является фреска Сатир, обнимающий менаду из дома Луция Юкунда. Изначальное название этой фрески было Амазонка, обнимающая менаду.
Другим греческим источником является образ древнегреческого бога Гермафродита — сына Гермеса и Афродиты. Он имеет признаки и мужчины, и женщины. Гречески историк и философ Ксенофонт считал, что в мифе о Гермафродите описываются гиперборейцы — реальный народ, некогда приплывший с Запада. На нескольких античных изображениях Гермафродит имеет или заостренные уши или уши похожие на изображения восточных будд. Такие изображения ушей встречаются при изображении Гермафродита на некоторых полотнах эпохи барокко. Чаще всего это сюжет Салмакида и Гермафродит. Это видно на картинах Спрангера и Боргезе. Диодор Сицилийский описывает бога Гермафродита, «рожденного от Гермеса и Афродиты», как имеющего «физическое тело, представляющее собой комбинацию тела мужчины и женщины». По его мнению речь идет о гиперборейцах. Он также сообщает, что дети — потомки гиперборейцев, рожденные с такими чертами, считаются наделенными магическими способностями. Он указывает на идентичность амазонок и гиперборейцев, выводя слово амазонки из aripzajna. Aripzajna, по его мнению, это «пришедшие из-за рипейских гор», то есть из места западнее гор современных Франции и Ирландии. Пьетро Оттобони считал, что найденная в начале 17-го века римская статуя спящего гермафродита, показывает представителя древнего народа, который обитал к западу от Европы (то есть в Гиперборее). В эпоху Возрождения андрогинная фигура рассматривалась как воплощение божественного, сочетающее в себе красоту обоих полов.
Гален описывал секс древних греков и амазонок как самый желанный для греков, но практически недостижимый. Гермафродитов он считал идеальным балансом мужского и женского начал, который открывал путь к творческим способностям. На некоторых древнегреческих красных вазах, на которых изображены женщины, обнимающие других женщин, также изображены контуры материков, сильно напоминающие Гренландию и Исландию. Ученик Платона Архит считал, что андрогины и гиперборейцы один и тот же народ. На него в свою очередь ссылался Блаватская, которая также описывала гиперборейцев как андрогинов. По мнению Архита, внешняя неразличимость полов гиперборейцев видны в мотивах однополой сексуальной связи Зевса и Ганимеда, Посейдона и Пелопса, похождениях Аполлона и т.д. Считается, что Сократ был гомоэротоманом. Однако, Архит упоминает, что Сократ говорил о красоте тел гиперборейцев-мужчин. По мнению Поля Лакруа, лекифы с изображением амазонок изображают гиберборейцев. Лекиф считает, что происхождение слова лесбиянки от острова Лесбос связано не с тем, что на острове жила писательница-лесбиянка Сапфо, а с тем, что там некоторое время жили гиперборейцы. Первая амазонская королева Отрева по одним данным появилась от брака Ареса и Гармонии, а по другим от Аполлона и Гармонии. Аполлон каждые 19 лет посещал свою далекую родину - Гиперборею на колеснице, запряженной лебедями. Колесница в ряде источников описывает как техногенный объект, наподобие НЛО или индийской виманы, окруженной перистоподобной плазмой. В Сильмаррилионе говорится о небесной ладье с лебедем. Найденные в театре в Дафне античные изображения сатиров-гермафродитов имели сопровождающие элементы в виде изображения острова или материка, чьи контуры напоминают Гренландию.
Прототип истории об изгнании Моргота: «Oстров некий, Огигия, лежит далеко в море…, а три другие острова, находящиеся от неё и друг от друга на равном расстоянии, лежат дальше. На одном из них, по рассказам местных жителей, Зевс заточил Кроноса, а рядом поставил древнейшего Бриарея, который несёт стражу, охраняя те острова и море, именуемое морем Кроноса. Великий материк, кольцом окружающий Великое море недалеко отстоит от прочих островов».
Рядом с Гренландией находится остров Эльсмир.
Американские ученные пришли к выводу, что в ближайшие годы Гренландия может полностью потерять ледниковый покров. В это же время английские ученные считают, что на поверхность выше уровня моря в ближайшие годы может подняться Доггерленд. То есть к физическом осмотру станут доступны Валинор и Белерианд.
Ведизм
Само понятие искажения не присуще никаким философиям кроме ведических. Искажение, то есть изменение изначальной информации в неправильную сторону, часто встречается в ведах. В авраамических рабских религиях об информации не говорится в принципе, так как «раб божий» из теории информации ничего знать не должен. Его задача верить и беспрекословно (а то инквизиторы сожгут) выполнять приказы бога, не задавая никаких вопросов. Будда же указывал на то, что с течением времени его учение подвергнется естественным искажениям и его нужно будет обновить. При достижении просветления Будду пытался одолеть Мара — дух или идея незнания.
Шива или Будда рисуются с женским телами, а мужчины эльфы у Толкина не были отличны от женщин. Например, у них не было бороды. В средние века в Европе борода считалась главным символом мужественности. Достаточно вспомнить истерики старорежимных элементов Руси от указа Петра Великого по поводу бород. В греческом буддизме Будда часто изображался с острыми ушами.
Существ, похожих на эльфов, в Индии называли рибхушан или хурибшаи, и Уильм Джонс считал он схожи с гипербореями. По некоторым версиям именно они изображены на храме Кхаджурах. Там многие мужские тела не отличны от женских, и многие изображения имеют уши, напоминающие эльфийские. Ардханари или Ардханаришвара — индийское божество, которое объединяет мужское и женское начало. Его изображения сохранились на храме Кхаджурах, в пещерах Элефанта и пещерах Бадами. По одной из версий от этого божества и произошли рибхушаны. В пуранах утверждается, что Ардханари прибыл их страны, где полгода не заходит солнце. От этого народа произошла группа хиджра, которая и сегодня существует в Индии. До 6-7 века нашей эта группа эры входила в брахманский состав, а после стала одной из нижних кастой. Стоит отметить, что 6-7 век это начала вторжений мусульман в Индию, то есть авраамический терор в отношении ведизма.
Индийским философом Ватсаяной, жившим в четвертом веке нашей эры, описывается некий вид однополых людей, которые в незапамятные времена пришли с далекого Севера. Философ точно не знает имел ли этот народ оба пола, которые внешне не различались между собой, или это были люди одного пола. Ватсаяна описывает этих людей как очень долго живущих и способных к разной магии. Он считает, что в подражание этим людям в Индии сложились практики однополой любви, которые их адептами считаются священными. На этом основании уже среди индийцев он выделяет ряд гендерных типов. Например, он описывает приемы, с помощью которых мужские и женские типы третьего пола, тритья-пракрити, а также женщины совершают минет. В Камасутре говорится «Есть также люди третьего пола, иногда сильно привязанные друг к другу и полностью верящие друг в друга, которые женятся вместе». Во восьмой главе Камасутры описаны практики лесбиянок. Отмечается, что они священны, так как происходят от богов.
В малайзийском, брунейском и индонезийском фольклоре существует народ буниан или оранг-буниан Это сверхъестественные существа, которые, как считается, невидимы для большинства людей, за исключением тех, кто обладает «духовным зрением», что сравнимо в «вторым зрением» в Шотландии. Буквально название этого народа переводится как «спрятавшиеся люди», что роднит их с кельтским и скандинавским «скрытым народом», то есть альвами. Буниан описывается как красивый народ, одетый в древнем стиле Юго-Восточной Азии и внешне почти идентичный человеку. Изображения буниан обоих полов женственны, часто имеют заостренные уши, похожи на изображения будд.
Санскрит
Язык индийского ведизма — санскрит. Этот язык интересовал многих филологов, в том числе и Толкина. Эру Илуватар — Эфира ПлазмоАватар или Эфира СветоАватар, Намо Мандос — мантра Ом Намо Бхагавате Васудевая, ДаханиВиштил-гун ( название Таникветиль по Феанору) — ДхъянаВишнуГана — 1 место, где медитирует Вишну 2 место, где постоянно солнце, если под Вишну понимать солнечную птицу, пересекающую Землю. Тогда может иметься в виду бывший Северной полюс, то есть совпадение с горой Меру (Мандара, например Гунбьёрн) в Гренландии, где есть полярный день.
Скандинавы
В «Речах Вафтруднира» солнце названо Альврёдуль — «колесом альвов». Имеется в виду плазма, так как Солнце звезда и плазма. Карта «Эдды» после сообщения в тексте «Видения Гюльви» имеет надпись, что светлые альвы живут в настоящее время на третьем, самом высоком, небе Видблайн. Видблайном исландцы звали соседнюю Гренландию. Из Видблайна альвы с помощью волшебства попадали в норвежское местечко Хесдален, которое и сегодня известно появлением плазмоидов. Одна из версий происхождения названия альвов — эль как эфир или плазма.
На изображениях из Готланда, предположительно относящимся к 8-9 векам, изображены люди с заостренными ушами. Они обозначены как жители Видблайна, который синонимичен Альвхейму. Вокруг этих людей изображены некие шары с шнурами, которые соединяются с самими людьми. В руках они держат инструменты, похожие на индийскую ваджру.
Сага о Торстейнах рассказывает о линии королей, которые считались красивее большинства мужчин, так как в них была эльфийская кровь. Саги о королях включают довольно абстрактный, но широко изученный рассказ о раннем шведском короле, которому поклонялись после его смерти и которого звали Олав Гейрстадаальвр - Олав-эльф Гейрстадира. В саге о Стурлунге есть упоминание об эльфах, замеченных верхом в 1168 году. Упоминание о земле Альфхейм можно найти в Heimskringla. Согласно «Саге о Хрольфе Крака» сводная сестра Хрольфа Краки Скульд была полуэльфийским ребенком короля Хельги и женщины-эльфа. Скульд был искусен в колдовстве (seidr). Сага Pioreks о Нибелунгах описывает Хёгни как сына человеческой королевы и эльфа.
Многие из баллад, посвященных эльфам, засвидетельствованы в Karen Brahes Folio, датской рукописи 1570-х годов.
Конрад фон Маурер описал обобщенный образ альва из исландских источников, представленного в виде так называемого скрытого народа.
Славяне. Территория России
На Руси издревле известен легендарный народ чудь белоглазая. Некоторые филологи выводят происхождение слова чудо от названия этого народа, так как он владел паранормальными способностями. Также от этнонима чуди могут происходить слов чур и чучело. В новгородских источника чудь описывается как народ, который преимущественно обитал в лесах, был красивым и владел магией. Места обитания этого народа были недоступны для простого смертного, а пытавшиеся найти эти места пропадали без вести. Сказано, что чуди могли вызывать некие огненные шары. Сегодня мы назвали бы это явление шаровыми молниями. Это один из весомых признаков, которые роднит чудь с описаниями эльфов в исландских источниках. Приставку белоглазая легенды объясняют тем, что ночью глаза этого народа светились беловатым светом. У Толкина глаза эльфов светились звездным светом, нестерпимым для орков.
Андрей Глаголев считал, что слово чудь берет свое происхождение от общего индоевропейского sídhe. Глаголев пишет, что в новгородских источниках один и тот же народа называется и чудью, и елями. Это слово сохранилось в санскрите и современном хинди, где обозначает паранормальные способности, достигаемые йогином на пути к самосовершенству. Также от него может происходить название тибетского ритаула чед. Оно также сохранилось в кельтских языках. Например, в ирландском в разных транскрипциях это слово произносится как ши или сид и обозначает эльфов. До 19 века слово магия в ирландском языке часто обозначалось sídh, как в славянских языках чудо. Глаголев упоминает, что чудь часто описывают как однополый женовидный народ. Однако, предки местных жителей - и мужчины, и женщины хотели вступить в половую связь с этим народом.
Дмитрий Дементьев, ссылаясь на Петра Ефименко, считает, что на роль озера Куи, описанного у Толкина, может претендовать Чудское озеро. По легендам местных старожилов, в этом регионе вообще появилась разумная жизнь. Сам Петр Ефименко считал, что Чудских озера было два — Малое и Большое Чудские озера. Большим называлось Онежское озеро. На одной из карт 17 века Онежское озеро подписано и как Онежское, и как Большое Чудское озеро. В памяти жителей 18 века осталась информация о том, что чудь сообщала им, что появилась в этих местах, потом ушла далеко на Запад, а потом снова вернулась в эти места. Ефименко считал, что чудь Воронежской области и амазонки один и тот же народ.
В Тульской области сохранились придания о народе похожем на чудь. Здесь они звались вели. Лингвистически это слово выглядит родственным словам альв и вельва.
В 19 веке были распространены истории о странных чудских захоронениях в районе Холмогор Архангельской области. В 60-х годах 20-го века в этом месте были проведены раскопки, которые обнаружили скелеты. Кости этих скелетов были как будто оплавлены. Было установлено, что современной кремацией такого оплавления костного материала достичь невозможно. Позднее выяснилось, что картина здесь похожа на так называемые случаи самовозгорания людей и случаи реализации радужного тела в Тибете. Эти люди описываются как похожие на женщин. Мужчины этого народа имели широкий таз, не имели бороды и усов. Грудь мужчин этого народа была мышцой, которая по форме напоминала женскую грудь. В Архангельской и Вологодской областях были обследовано около двадцати человек, которые относили себя к потомкам чуди. Большинство из них имели четвертую группу крови, отрицательный резус-фактор и склонности к экстрасенсорному восприятия — они успешно прошли тесты по лозоходству. Если считать, что часть чуди ассимилировалась с местным населением, то сегодня в России по некоторым подсчетам может иметься около 3000 людей, которые сохранили генетический потенциал чуди. Д. Анучин считал, что чудь аналогична скандинавским альвам. Он упоминает, что чудь имеет отличные от людей уши и оба пола выглядят как женщины. Петр Багаевский и Александр Теплоухов отмечали общие паралели между чудью и ирландскими описаниями Туата Де Дананн — племенами богини Дану. Нарымские селькупы называли чудь квелями — квенди Толкина. Иные названия чуди — дивы, эли, сиртя. Сиртя жили в холмах и при волшебстве были похожи на гуся или лебедя. Наблюдения паранормальных явлений, например НЛО, в 20-м веке показали, что они часто сопровождается появлением плазмы, которая часто не только светится, но и часто имеет перистую структуру. Населением средних веков по доступной им аналогии такая картина описывалась как лебедь или гусь.
В зоне Шушмор в начале 19 века был найден камень, который имел узор из спиралей и круга со стрелкой, откуда могла пойти легенда о змеином камне, но не о том, который известен сейчас. Позднее такой же узор был найден около уже упомянутого озера Ковозеро в Архангельской области. Узоры с обоих камней были одинаковы и идентичны по размеру. Ширина канавок была одинакова по всей длине, что недостижимо ручным трудом. В 80-х годах 19 века в Эрмитаже находилось около 200 камней с таким узором, собранных в разных местах северной Руси. Многие из них имели одинаковые изображения, которые не отличались ни на миллиметр. Часть из них была повторно «обнаружена» в запасниках музея в 60-е годы. Оказалось, что некоторые узоры на этих камнях светились в ультрафиолете. Некоторые камни содержали карту звездного неба, видимую также только в ультрафиолете. Другой камень имел изображение деревни и холма. От деревни исходила стрелка, которая пересекала вертикальную линию. В другой части была изображена фигура гуманоида, от которой исходило сияние. То есть на камне могло быть изображено место перехода в Альвхейм.
Для поиска мест, связанных с альвами, в России может служить карта, составленная Андреем Глаголевым. Около 90% мест, отмеченных на ней, совпадает с теми местами, которые сегодня называется аномальными зонами (у Толкина память об эльфах жива в Эрегионе). Так на карте в столичном регионе отмечен московский Сходненский ковш. К другим известным местам относятся Лавозерские тундры и Плещеево озеро. В славянских мифах ядро Причерноморской Руси именуют страной Лебедией, также приводится её древнее имя – Эвелисия. То же имя носит небесная супруга князя антов Буса Белояра. Плиний. «На берегу Понта (Чёрного моря) по направлению… к Азову осели многие племена гуннов. Простирающаяся отсюда страна называется Эвелисия». Так что на сём участке побережья синдов-арийцев (синдарин) в начале нашей эры потеснили потомки черноморских эльфов, смешанных с готами – а именно эвдусиане.
Ненцы рассказывают, что их предки контактировали с чудью. Перед ними всегда представали только лица женского пола, так называемые чудодевицы. Когда они спросили о том, как они размножаются, то те ответили, что мужчины и женщины у них выглядят одинаково. Ненцы описывают чудь как высоких и стройных людей, которые однако могут предстать карликами и чудовищами перед теми, кого захотят ввести в заблуждение или напугать. Чуди имели зверя «хора», которого забрали с собой. Описание этого зверя походит на описание мамонта, который вымер около 4000 — 5000 лет назад. Григорий Новицкий упоминает о нахождении серебряных украшений народа сиртя, который ассоциируется с чудью, где изображены сцены сексуального акта. Оба тела изображены в виде женщин, но одно из них имеет член.
Великобритания
Эльфы у кельтов зовутся племенами боги Даны (туатами), сидами и фейри. Данный народ приплыл в Ирландию и сжег свои корабли, как и нолдор во главе с Феанором. По одним версиям они приплыли на деревянных кораблях, по другим прилетели на тарелкообразных летательных аппаратах. Между местным населением и эльфами, туатами были долгие и сложные отношения, включая войны. В конце концов эльфы поселились в сидах, то есть холмах. Альвы здесь часто называются народом холмов и они якобы живут в них.
На месте стоянок туатов, то есть эльфов, в Ирландии на равнине Мойтура в графстве Мейо были найдены останки европиодов. Они имели высокий рост для людей того времени - 170-180 см. У части имелись только фрагменты пальцев рук и ног. Они были обожжены. Установлено, что обоженность костных останков не стала продуктом внешнего огня. Точно такие же останки остаются при реализации так называемого радужного тела в йоге. На Западе известен феномен самовозгорания человеческого тела. Останки туатов имели украшения в виде спиралей, кругов и символов, которые можно интерпретировать плазмоиды — белые точки на черном и белом фоне.
Племена боги Дану передали местным жителям 4 магических предмета, среди которых имеется один реальный сохранившийся до наших дней. Это камень Фаль. Камень Фаль представляет собой глыбу эпохи неолита. По легендам на камне крепилась светящаяся в ночи табличка из материала похожего на янтарь, которая имела внутри себя спираль. Это один из возможных прототипов сильмариллей Толкина.
Джеральд Уэльский утверждает, что при дворе в Конноте была замечена женщина, которая разделяла природу обоих полов. Она могла внезапно появляться и исчезать, предвидела будущее, а в темноте от нее исходило бледное сияние. Современники считали, что она является потомком племен богини Дану. Художник Фредерик Пикерсгил перед своей смертью сообщил, что на картине 1859 года Виола и графиня он изобразил эльфа и человеческую женщину. По его словам, он был вдохновлен проведением Шекспира Сон в летнюю ночь.
В 60-е годы было выяснено, что под комплексом известного Кургана Ирландии Бру-На-Бойн находятся остатки другого здания, которое было построено задолго до самого кургана. Его стены обработаны так же гладко, как и некоторые помещения египетских храмов. Найденные остатки по всей видимости были стенами. На многих из них присутствуют изображения спиралей и плазмодов. Некоторые исследователи считают, что Бру-На-Бойн является местом, с которого Толкин списал Дориат.
Джеймс VI из Шотландии и Роберт Кирк серьезно обсуждали эльфов. Верования эльфов широко засвидетельствованы в шотландских судебных процессах над ведьмами, особенно в суде над Изобель Гауди. Связанные с ними истории также появляются в народных сказках. Существует значительный корпус баллад, повествующих об эльфах, таких как Томас Рифмовщик, где мужчина встречает эльфийку; Там Лин, Эльфийский рыцарь и Леди Изабель, в которых эльфийский рыцарь насилует, соблазняет или похищает женщину.
Гиббелины и Вельфы
Еще одним из источников творчества Толкина было английское Общество по исследованию фейри ( Fairy Investigation Society). С ним Толкин был связан через Бернарда Слая. В 1920- 1930-х годах общество организовывало встречи, лекции и обсуждения для сбора доказательств жизни фейри как вполне реального вида, родственного человеку. В конце 30-х годов общество резко перешло к старохристианскому видению альвов (фейри) как микрогуманоидов. По всей видимости, это связано с тем, что они нашли информацию о реальных альвах, которая кому-то показалась неудобной, и им потребовалось информационное прикрытие для продолжения своей деятельности. С началом Второй мировой войны, большая часть записей общества была потеряна. Однако, известно что общество интересовалось конфликтом 13-го века между двумя итальянскими партиями аристократии — гвельфами и гибеллинами.
Этот конфликт разгорелся по поводу распределения власти между папой римским и императором Священной Римской империи на территории Италии. В 18-19 веках была распространена точка зрения, согласно которой гвельфы поддерживали папу римского, а гибеллины — императора Священной римской империи (СРИ). Однако, современные исследования говорят о том, что обе стороны выступали за ограничения власти папы, но по-разному видели устройство мира после ослабления его влияния. Гвельфы считали, что институт папы формально должен быть сохранен, но лишен фактической власти. По их мнению, одномоментное упразднение поста папы могло бы привести к хаосу среди простолюдинов. Гибеллины же хотели передать все полномочия первосвященника императору СРИ, сосредоточив в его руках светскую и религиозную власть.
Этот конфликт является частью большего многовекового конфликта христиан и ведистов, который закончился с ликвидацией фактической власти Папы в конце 18 века. В ходе этого конфликта на протяжении веков ведисты оформлялись в различные организации и территориально-государственные образования. Сначала это было Королевство франков, позднее СРИ. Хотя формально СРИ считалась христианской страной, она на протяжении столетий представляла собой пристанище для различных оккультных течений. Именно наличие СРИ сделало возможным реформацию, которая расколола христианский мир, и появление различных оккультных орденов, например, иллюминатов. СРИ условно способствовала усложнению сознания, а Ватикан способствовал его упрощению.
По версии Жан де Жоргена, Ватикан столетиями пытался истребить лиц, способных к магии. Сегодня наибольшую известность имеет деятельность инквизиции после 10 века, однако, малоизвестна деятельность Ватикана на этом поприще до 10 века. По его мнению, в этот период геноцид способных к магии людей мог иметь намного больший размах. Способности к магии Ватикан связывал с происхождением людей от неких древних основателей языческих культов. Кто эти основатели становится понятнее из высказывания папы Бенедикта девятого, который выразил недовольство тем, что в Европе сохраняются географические названия связанные с альвами. В качестве примера папа приводит самое старое название Британии — Альбион. Папа был недоволен тем, что многие современники выводили происхождения слова Альбион от некоего народа, который когда-то жил на территории Британии. По его мнению, этот народ является прародителем людей с «сатанинскими способностями», то есть способных к магии. Папа знал о кельтских мифах племенах богини Дану, отождествляя их с так называемым библейским Дановым коленом. Бенедикт ссылается на предсказание Иринея Лионского, согласно которому из Данова колена выйдет антихрист. Папа также приводит поверья скандинавов, которые считали, что маги состоят в родстве с альвами.
Жорж Авенель считал, что римскому папе Анаклету второму пришла мысль нейтрализовать память о гиперборейцах, которых часто называли альбами, путем ассоциации слова альб с христианским учением. Эта идея воплотилась в так называемых альбигойцах. Этот христианский орден существовал в 12-13 веках, и был показательно разгромлен Ватиканом как еретический по принципу сами преступление создаем - сами и расследуем. Существует немадо доказательств того, что орден был основан с разрешения Ватикана и долгое время не подлежал никаким нападкам и обвинениям в ереси по решению самого Ватикана. Таким способом, Ватикан предавал слову альб и всем сходным с ним словам христианское происхождение, то есть отсекал его от альвов, а также показывал нежелательность любой связи с этим словом для паствы. Реализована модель матрешки, где все ее элементы изначально ложные. Альвы становились людьми и при этом еще христианами, которые у кого-то вызывали сочувствие, так как были несправедливо уничтожены Ватиканом, а у других неприятие, так как были еретиками. Но и симпатизанты, и противники альбигойцев воспринимали альвов как людей и христиан, а не как когда-то жившую отдельную расу гуманоидов. Погружение в конфликт с выбором одной их сторон еще больше способствовал достижению главной цел Ватикана — забвению альвов. Авенель обращает внимание на то, что в языческой культуре многих народов Европы имеются как боги, так и более развитые гуманоиды. Например, у кельтов есть богиня Мориган и есть туаты, у скандинавов есть боги-асы и есть альвы, у греков есть боги и гиперборейцы. Если о борьбе с языческими богами со стороны Ватикана известно достаточно широко, то о борьбе Ватикана с идеями параллельной расы упоминаний практически нет. Так поступают тогда, когда не хотят привлекать внимание к самому факту существования какого-либо явления. В этом смысле наибольший интерес представляю архивы Ватикана с 5 по 10 век, а не более поздние. Во многих странах на рубеже 9-10 веков возникают легенды о происхождении той или иной династии от богов. Этих богов описывают как «меньших», отдаленно похожих на «древних богов». Эпоха «меньших богов» заканчивается около 6 века. Можно предположить, что в этот период как ответ на деградацию Рима в виде принятия христианства возник ответ в виде частичного воплощения генетики альвов в людях, как это было с Меровингами. То есть «меньшие боги» - это условные нуменорцы Толкина. И в указанный период Ватикан занимался тем, что пытался бороться с ними, а также с памятью об альвах. Это не могли быть сами альвы, так как реального вреда человек причинить им не может, и они исчезли около 5000 — 6000 лет назад. Именно их греки вспоминали как старших богов, сохраняя при этом ряд реалистичных черт. Это совпадает с Толкиным, который считал, что между падением Барад Дура и нашим временен прошло около 5000-6000 лет. 2000 лет лежит между падением Барад Дура и появлением Греции как центра цивилизации. Этот срок не очень большой для полного забвения, но достаточен для утраты всей картины. По всей видимости в период с 2 по 10 век Ватикан серьезно постарался в плане уничтожения информации о прошлом Европы. Мишель Фуко предположил, что, вероятно, от средневековья до шестнадцатого века гермафродиты считались монстрами и были казнены, сожжены на костре, а их прах развеян по ветру. Этим гермафродитам приписывали происхождение от древнего колдовского народа. Из переписки протестант и реформатора Петра Кодициллуса известно, что Ватикан делает особый упор на преследовании женщин не потому что они развратны, а потому что он напоминают ему о неких людях древности, которые были способны к магии, и с памятью о которых Ватикан хотел бы покончить раз и навсегда. Он также пишет, что Ватикан негласно изъял античные изображения людей, которые могут относиться к этому народу, так как они имели отличительные особенности в виде гермафродитизма у представителей обоих полов и странную форму ушей. В Ватикане такие люди и их предполагаемые потомки получили звания нелюдей и подлежали истреблению. На допросах одним из вопросов, который задавался таким ведьмам, был вопрос о принадлежности к Дановому колену. Интересно, что внутренние записи Ватикана 16 века показывают, что женщины были более хорошими прихожанами, чем мужчины, а значит обрушивать на них репрессии в таких масштабах казалось нелогичным. Это одна из причин по которой в истории не сохранились античные истории о лесбийских отношениях между женщинами, хотя про мужчин таких историй сохранилось достаточно много, так как по мнению Ватикана они могли выводить на альвов. Ватикан проводит связь между ведьмами и гамадриадами — духами деревьев. Указывается, что ведьмы имеют нечеловеческое происхождение, так как их уши острые подобно листьям дерева. С этим словом у Ватикана связано другое похожее на него — трибады. Трибады — женщины с большим клитором. Таковой считался одним из признаков сговора с дьяволом. Волтер Старки считал, что гермафродиты могут являться потомками альвов. Он приводит несколько примеров судов инквизиции на гермафродитами, которых обвиняли в ереси и сговоре с дьяволом. Это так называемый каталонский гермафродит, сожженный во Франция в 1599 Антиде Коллас, Мари Ле Масис, который был приговорен к смерти в 1601 году, Маргерит Малор из Тулузы, Жан-Батист Гранжан, Елена де Сеспедес. В случаях с Антиде Коллас и Елены де Сеспендес инквизиторы опрашивали подсудимых о принадлежности к Данову колену. Антиде Коллас обвинялся среди прочего в вызове града и летающих светящихся шаров, которые убили несколько человек.
Христианизация Исландии в 11 веке принесла с собой новые религиозные концепции. В других христианских сказках утверждается, что скрытые люди (альвы) происходят от Лилит или являются падшими ангелами, обреченными жить между раем и адом.
Первой правящей династией франков являются Меровинги. Они в значительной степени заложили дух Королевства франков и СРИ. Королевство франков с самого начала считало себя прямым наследником Римской империи. Меровинги выводили свое происхождение как от племен богини Дану, так и греческих богов через преемственность Римской империи Греции. Их называли «королями-волшебниками», так как они могли исцелять больных простым «наложением рук» ( у Толкина: «руки короля – руки целителя»). По своему мировоззрению Меровинги фактически были гностиками. Меровинги считались «королями-жрецами» и одновременно имели статус как языческих, так и христианских первосвященников, что не устраивало Римскую церковь. Линию, к которой принадлежали потомки Меровея, согласно римской энциклике, изданной в первом веке нашей эры, нужно «травить и предавать мечу». В четвёртом веке Римская церковь предала династию Меровингов анафеме. После этого путем различных инсинуаций Меровинги были низложены, и на французском троне воцарились Каролинги. Однако, поскольку правящие круги, поддерживавшие Меровингов никуда не делись, то уже спустя сто лет фактически произошел перехват власти и Каролинги сами стали гностиками. Джузеппе Кампори считал, с 16 века наследники Меровингов проникли в Ватикан и существенно ослабили его изнутри.
Возвращаясь в конфликту гвельфов и гибеллинов, нужно сказать, что Общество по исследованию фейри выяснило, что члены обоих родов-партий помимо других легендарных происхождений считали себя и потомками гиперборейцев. Гиббелины считали себя потомками Абариса и Аристея — выходцев из Гипербореи. Гибеллинами гибеллинов впервые назвали сами гвельфы, что означало «тупые». Однако со временем сами гибелиины приняли это как самоназвание, выводя его от эллинов. В 1273 г. папа Григорий X сказал, что никто более не понимает смысла названия «гибеллины».
Гвельфы известны так же как Вельфы. Существуют Старшие и Младшие Вельфы. По заявлению Георга 5 Ганноверского деление гвельфов на старших и младших повторяет деление людей на старших и младших, то есть альвов и ариев. Вельфы выводили свое происхождение от Эдика, отца Одоакра. Эдик считается королем германского племени скиров. Некоторые рассматривают происхождение скиров от готов. Скиры обитали в том числе на территории центральной России и Прибалтики. Вельф Генрих 2 утверждал, что род Вельфов отличает умение вызвать светящиеся шары. По мнению Ямницера появление светошаров в Нюрнберге в 1561 году по типу «вашингтонской карусели», и отображенное на дошедшем до нас рисунке, было вызвано некими ментальными упражнениями по методике Вельфов. Основателями Вельфов считались правитель королевства лангобардов в Италии Альбоин («друг альбов») или английский король Альфред Великий («советник альвов»).
В эпоху Возрождения были зарегистрированы случаи, когда женщины принимали мужские образы и оставались незамеченными в течение многих лет или десятилетий. По одной из версий то происходило из-за того, что таким образом некие силы хотели пробудить в обществе способности к магии.
В Китае известна история о Хуа Мулань — девушке, которая принимала участие в войне. Для этого она переоделась в мужскую одежду и вступила в армию. Одна из версий этой песни утверждает, что Мулань прибыла откуда-то с Востока и помогла императору Шунь-Ди подавить восстание народности цан. Говорится, что Мулань имела лицо, которое светилось в сумерках и ее облик напоминал о звездах. Также сообщается о ее сексуальных похождениях, в ходе которых она занималась сексом как с мужчинами, так и женщинами. Она имела как мужской, так и женский половые органы и пользовалась ими попеременно.
Мария Прохазка - еще одна женщина, которая принимала участие в боевых действиях. Существует ее официальная биография с датой рождения и смерти. В тоже время в Англии существует ее альтернативная биография, составленная Эдвардом Дансени. Согласно ей Мария с детства была наделена способностью становится невидимой, чем вызвала интерес прусского двора. Эдвард Дансени написал рассказах об альвах Дочь короля Эльфланда с ее образа. Из ее же образа в своих работах исходил британский скульптор Вильям Джон. В эпоху Возрождения были зарегистрированы случаи, когда женщины принимали мужские образы и оставались незамеченными в течение многих лет или десятилетий. По одной из версий это происходило из-за того, что таким образом некие оккультные ордена хотели пробудить в обществе способности к магии, а по другим альвы таким образом направляли развитие человечества в нужное им русло. Для маскировки своего женского облика они использовали магию.
Франц Месмер считал, что карты Таро в своей основе изображают мифы об альвах.
Война алой и белой роз
В Англии символическим продолжением итальянских событий была война Алой и белой роз, где стороны считали себя потомками Гвельфов и Гибеллинов. По одной из версий розы здесь символизируют, как и в Индии лотос, способность вызывать летающие светящиеся шары. Эти рода-династии стали интернациональными и обосновались о многих странах. Наследники Гиббелинов — это адепты Белой розы, а гвельфов адепты Алой розы. Причина войны — борьба за титул английского короля. По приданиям в 1455 году Йорки, адепты Белой розы, провели тайную церемонию для подтверждения своего древнего божественного происхождения на горе Гластонбери-Тор, которая связана с эльфами. В ходе церемонии над горой появился светящийся шар, что было воспринято как положительный знак. Во времена покорения Индии потомки Йорков, узнав от индусов о тибетском йогине Миларепе, записали его в свой род. Ирландские рода Фитцджеральдов, Лейнстеров, Килдэров, О’Донохью вели свое происхождение от альвов. Династия Стюартов также выводила свое происхождение от альвов.
По мнению Вальтера Амелунга некоторые правящие династии Европы прибегали к кровосмешению не только из-за желания сохранить собственность, но из-за нежелания утерять сверхспособность предвидения, которую использовали в управлении. Аласдаир МакГрегор считал, что часть женщин-правителей в истории могли быть никем иными как альвами, причем обоих полов. В качестве примера он приводит королеву Египта Меритатон, которая по преданию светилась в темноте. Кроме того одно ее сохранившиееся изображения имеет заостренные уши. Другим примером является Гуннхильд, описанная в норвежском своде саг Круге земной. По словам МакГрегора, к нему в руки попала версия этого произведения, сделанная в Британии в 16-го веке. В ней содержится информация, которая отсутствует в других версиях произведения. В этой версии Гуннхильд являлась альвом-мужчиной, который помог Эйрику стать единоличным правителем Норвегии. Персонажи Ингви и Альв, сыновья Альрека, ставшие конунгами в Швеции также описываются как мужчины с женской внешностью. По мнению МакГрегора, часть Меровингов также имели женский облик и обладали паранормальными способностями. В качестве еще оного примера МакГрегор приводит шведскую королеву 17-го века Кристину Августу из рода Ваза. При жизни она проявляла признаки обоих полов. Современники описывают, что Кристина обладала способностью предвидеть будущее, а в ее волосах периодически возникали маленькие светящиеся сферы. По официальной версии в 1654 году Кристина внезапно решила добровольно отречься от короны, а позднее добров