эта ночь в зазеркалье морали / за оскалом оскаленных скал / в ней сплетенные травы орали / посвященные в тайну зеркал
Снова здрасьте |
Не знаю, о чём написать после невероятно затянувшейся разлуки. Не жизнь, а "Доктор Живаго - 2".
|
И вновь я посетил |
Метки: грант ожидание цейтнот |
Меняю аватар |
Метки: война театр бессонница |
Я вернулся |
Метки: война театр бессонница |
Достали! |
Роботы ЛивИнтернет так долго требовали от меня сменить гнев на милость, забыть и написать, что я не устоял.
Окей, пишу, блин. Всё не просто хреново, а очень хреново, Из-за того, что все театры схвачены и заверчены. А вот амфору со дна достать и стерхов на Юг направить мне не велено. Вот и сижу, блин, починяю примус ветром, бью баклуши о бедро, что и до меня со многими...
Отакая шла*бень, малята
|
ЗАПРЕЩЕНО К ПОКАЗУ! Исповедь. Эпизод 1-й: Мастер |
И вот интервью по поводу единственного показа.
30 октября в ЛГАКИ “Булгаковская ночь” не оставила равнодушным никого из гостей. Программа вечера была насыщенной: квест, фрагменты спектаклей, перформанс – все дышало булгаковским словом. Возможно, именно поэтому фрагмент спектакля “Исповедь. Эпизод первый: Мастер», представленный в форме музыкально-пластической драмы, обратил на себя особое внимание. О философии и эстетике «театра молчания», о музыке и о судьбе романа «Мастер и Маргарита» нам рассказал режиссер спектакля Александр Николаевич Шмаль, преподаватель кафедры театрального искусства.
- Расскажите о форме спектакля: почему выбрана именно пластическая драма?
- Почему пластическая драма? Это драма как она есть, а все остальное – “литературные чтения”. Драма родилась из танца. А в вербальное нравоучение в статичных картинках “раскрась сам” ее превратили в эпоху просвещения. Театр – не кунсткамера нравоучений и сцен из кухонной жизни. Можно только сожалеть, что во втором десятилетии XXI-го века еще требуется доказательство этой очевидной аксиомы. И, кстати, “ночью под одеялом” студенты смотрят не экранизации психологии бытового реализма, а заглядывают в “Сияющую пропасть” Джеймса Тьерре.
- Кто для Вас главный герой романа «Мастер и Маргарита», и кто главный герой спектакля?
- Главный герой нашего “Мастера” – Дух Свободы. Искусство – высшее ее проявление. Но в этот печальный век свобода требует материализации не в образах, а в деньгах. “Мне плевать на твои шедевры, ты скажи мне, сколько ты стоишь”. И тут я забежал вперед. Дело в том, что зрители увидели 1-ю часть перформанса, который ни объяснять , ни разглашать нет смысла. Это будет целостный и весьма драматический спектакль с парадоксальным финалом. По замыслу, который на переправе я менять не собираюсь, две его части обязательно должны сыграть одни и те же актеры. Поэтому любое изменение в составе исполнителей второй части неизбежно повлечет за собой вынужденную замену в первой.
Мы не делаем секрета из того, что этот спектакль – наглядная демонстрация достижений Театра Объективного Искусства. В книге “Феномен актера объективного искусства” мы постоянно акцентируем мысль о том, что любая вербальная теория актерского искусства имеет смысл при условии, что каждое ее положение, тезис, теоретический пассаж должен иметь практическое подтверждение. Первая часть убедительно подтвердила правоту теории о происхождении драмы из танца. Но не просто танца. Сегодня это называется “перформанс”. Поэтому, с одной стороны, главный герой – феноменальный актер (термин “феномен” в этом случае не трактуется плоско и обыденно. Впрочем, об этом подробно сказано в книге).
- В чем секрет популярности романа Булгакова? Масса антрепризных спектаклей, фильм, и даже рок-опера Александра Градского. Каков главный посыл Вашего спектакля?
- Роман, по-моему, был популярен. Сейчас температура вокруг него достаточно умеренная – ни холодно, ни жарко. Булгаковский риф оброс кораллами и ракушками. Всяк волен трактовать его на свой лад. Своего “Мастера” я подробно разобрал в предыдущей книге “Этюды в Руинах”. Он кардинально отличается от виденных и слышанных тем, что я там не вижу любви. Страсть, буря эмоций – это да. Но чересчур скоротечная, как июльский ливень.
Не буду в очередной раз повторять написанное. Но тем, кто пришел на Булгаковскую ночь, не читая Булгакова, очень советую остерегаться разговаривать о неизвестном. Это заканчивается трамваем.
- Скажите несколько слов об актерах и работе с ними.
- О, нет, это закрытая тема. Вербально тайны этой работы изложены в “Феномене”. А вот практика – за семью печатями. И в этом я не одинок. Это – тайна исповеди, тайна акта деторождения. Но одну завесу приоткрою. После показа я впервые за много лет попросил актеров немедленно засветиться в зрительской части, чтобы ни у кого не было и тени сомнений в их легкости, безупречной адекватности и отсутствии усталости. Они были на седьмом небе от счастья соприкосновения с методикой, которая основана только на том, что, выражаясь по-украински, можно “помацать”. Театр, который иные “знатоки” ничтоже сумняшеся “обзывают” иррациональным, рационален до корней волос. А главное его отличие от театра субъективного в том, что режиссер не привносит извне интеллектуальный или визуальный объект для “подражания” (обезьянничанья), а приводит в действие внутренние пружины каждого исполнителя, заставляет его раскрыться изнутри. И вот если нет пружины, то нет и актера. Поэтому работать по-суворовски трудно, а играть – тоже по-суворовски – одно наслаждение.
- Как Вы поясните выбор музыки для спектакля? Одни пришли в восторг и «поймали волну», но были и те, кого этот выбор шокировал и вызвал недоумение. Какова роль музыки в Вашем спектакле – это фон, настроение, действующее лицо или что-то другое?
- Я по поводу музыки могу сказать, что меня шокировал выбор музыки из фильма “Мастер и Маргарита”. Это слишком плоское решение. Выбор Lacrimosa не случайный. Мы всегда очень тщательно выбираем музыку. Что же до шока, то уши современного зрителя чаще всего забиты ватой попсы (в том числе набившей оскомину классической попсы). Поэтому, с одной стороны, массовый зритель приучен к музыкальным винегретам, а, с другой стороны, психическая организация у многих людей настолько нежная, что для них неприемлемо всё, что выходит за рамки обыденной иллюстрации. До сих пор встречаются дирижеры симфонических оркестров, на нюх не переваривающие музыку Шнитке. У нас музыка не иллюстрирует действие, а моделирует конфликт. И еще один нюанс: в “Мастере” ритмы музыки и действия не совпадают. То есть мозг не способен переваривать такое зрелище.
- Каковы, на Ваш взгляд, главные характеристики хорошего спектакля?
- Я мог бы сказать, что не знаю ингредиентов или характеристик “хорошего спектакля”. Дело в том, что к удивлению некоторых слишком смелых критиков в современном искусствоведении отсутствуют антитезы плохой/хороший, нравится/не нравится и так далее. Догадываетесь, почему?
Булгаков посвятил этой теме несколько страниц в своем “Пушкине”. Критики булгаковского мастера с разной степени травмами и последствиями обсудили это в романе. Я стараюсь избегать таких скользких междометий. У них без меня поклонников выше крыши. Но в отношении технологии “хорошего спектакля” соврал, конечно. Они существуют и работают безотказно. Причем, надо же, не имеют ничего общего с плагиатом, который захлестнул подмостки и бурными реками течет из щелей, которые не устранил Бегемот, как обещал. Нет, речь идет о знании психологии восприятия, точных, а не надуманных средствах воздействия, настоящей, а не миссионерской любви к Своему Зрителю. Если я спрашиваю у Театра “Камо грядеши?”, то это вопрос и ко мне, к моим актерам, к моим зрителям, представьте себе. Всё, дальше уже вино из одуванчиков, человек в картинках, мучительные поиски истины – всегда кровавые и смертельные. Но Бог ты мой, какой же это адреналин!
“Исповедь. Эпизод первый: Мастер” (2013)
Метки: art&гарт исповедь а.шмаль п.алешин к.русаков к.луценко т.малахова |
Без заголовка |
Главный объект творчества художника из Донецка Анжелы Джерих - человек. Ироничное отношение к жизни отражается в работах, позволяя бесконечно моделировать форму.
Увидеть за материальной оболочкой мира его настоящее духовное содержание стало задачей художницы. Она использует разные манеры, техники, жанры и темы, в том числе исторические, фольклор. Работы Джерих притягивают внимание, их отличает праздничность и детская непосредственность ощущений, кажется что персонажи живут самостоятельной жизнью.
Родилась Анжела в 1965 году в Донецке, закончила художественную школу. С 1992 года проживает в Москве, где успешно продолжает свою творческую деятельность. Работы автора можно отыскать в частных коллекциях во многих странах, далеко за пределами Украины.
|
Ночное |
Как давно я здесь не был. Все-таки пока больше времени провожу в ФБ. В ЖЖ стал бывать так же, как и в ЛИ.
Постоянно случается что-то существенное, отбирает много времени и сил. И к утру угасает, как огарок непотушенной свечи. Ты спишь, а событие оплывает и морозится где-то не в тебе. Утром от него не остается и следа. А к полудню - свинцовые тучи, ветер, снова что-то клубится, сугробится, пыжится, норовит травить день, вечр, ночь...
А в это время где-то за углом течет жизнь. Течет ручьями, воспетыми в рекламном ролике сталинизма длиной в большое кино. Так банально. что даже плакать нечем.
Лишь приглядевшись, лишь пощупав, лишь чихнув закулисной пылью, постигаешь презумпцию иллюзии, предательство шелка, алчность сюжета и покровительство конца.
Правда сжимается в кулак, свет заползает в глаза, будильник будит кота...
Все живы. В результате смерти никто не пострадал. И надо просыпаться и жить: кормить кота, убирать его туалет, совершать свой, варить кофе, выходить на холод, продираться в маршрутку, копошиться в ней... Торчать на работе... не принимать близко к сердцу... делать вид...
Кормить кота ужином, экономя на завтрак, ложиться спать...
И заново погружаться в зарево того истинного, ради которого терпишь все наносное. Пока кот не царапнет ногу, не загрызет руку, не защекочит щеку, не залижет глаза, не вцепится в загривок...
Как давно я здесь не был...
Метки: иллюзия реальность образ сон |
Еще чуть-чуть и Высоцкому 75 |
Нет, слава Богу, 75 ему не будет никогда. Вы представляете, что бы сейчас писал этот хулиган в Мерседесе с осанкой плохого хорошего человека времен Лермонтова, Чеховых, Жеглова?
Нет, я не представляю. В 78-м в Северодонецке на сцену Ледового, битком набитого ценителями времен хрипа на ребрах, вышел аристократ и умница, кумир без тени популизма, кумир - весь в сплошных тенях... Беглец, прогульщик репетиций самого Юрия Любимова... После Северодонецка он вернется в Москву и будет стоять у кабинета Мэтра в ожидании то ли прощения, то ли определенности...
Что бы он сегодня написал? Что бы спел по поводу изгнания Любимова, с которым имел личные счеты, но пахал же как вол, играл на разрыв... Впрочем, все это такие банальности - еще более банальные, чем памятник на Ваганькове.
Вот уже и Марины не стало. Вот уже и молодняк к его коням и карликам остыл. Нет, хуже: и разогреться не успел. Нынче не смелость, а наглость города берет, заводы, пароходы, горы, прииски - если дают. И теряет водночасье, если ветер меняется.
Что бы он сказал, нет, спел, окажись он рядом с Юрием Шевчуком на известном приеме? Седой уже поди патриарх - чтобы он спел тогда в глаза Путину? А за глаза?
Кого бы удивил сегодня его старенький примитивненький мерсик? В таких теперь даже вышибалы ресторанные не ездят.
О "Курске", Болотной, о болоте, гвалте, толпе, пустыне, Таганке несостоявшегося когда-то Гамлета - чтобы он пел? И для кого? Нет, он ушел вовремя. Он ушел, когда его еще слышали, когда его голос еще столько значил, сколько сегодня не значат все поющие на стадионах голоса, вместе взятые.
Он взял свою высоту, он пал с нее в жару Олимпиады и ушел, как олимпиец, ежесекундно побеждавший титанов - вокруг, но не в себе. Так ведь и в Греции победили Титаны, только говорить об этом вслух нельзя, особенно в эпоху карликов и пигмеев.
Ему никогда на стукнет ни 75, ни 80, ни 100. Но я не делаю этим подводку к банальности: ему навсегда 42. Глупости это все. Ему и 42 никогда не было. Он взлетал к мудрости старца и, резвясь, низвергался в весну подростка с расписанной наперед осенью.
С Рождеством, Владимир Высоцкий! Вы бессмертны для тех, кто стремится не обжить свою смертность, а изжить ее. И Ваши песни не по капле, а пригоршнями выдавливают раба из того, кто не холит свои гнойники. Слово-то какое: выдавливать. Словно раб этот - прыщ. Не знаю, имеющий уши да осознает, не утративший осязания да нащупает, имеющий волю да выдавит и состоится.
Высоцкий состоялся. Как спектакль. Как концерт в Ледовом. Из любой точки его самоизвержения еще обозримо было начало и уже виден был неизбежный конец.
Один из немногих, кто пылал на костре Арто, подавая знаки толпе и благославляя свое пожарище.
Мы еще встретимся. Мне это голос подсказывает - Ваш.
Метки: владимир высоцкий шевчук болотная болото арто олимп титаны карлики пигмеи любимов таганка |
Иже Ты Еси на Небесех... |
Не спится. Где-то там, далеко позади осталась романтика бессонных ночей: "Бессонница... / дымит турецкий чай / в рублевой самокруточке / Нирвана / нервано пала с рваного дивана / И на Нирвану капает свеча..."
"Эта ночь / в зазеркалье морали / за оскалом оскаленных скал / в ней сплетенные травы орали..."
И не пишется. То есть главное не пишется: письмо инвестору проекта, в который вложена вся жизнь, который ждут, в который верят актеры, не расплескавшие себя в пучине мейнстрима.
Какие-то корявые мысли, душещипательные слова - взамен приличествующего моменту прагматизма. Увы, слишком много вложено. И слишком много на кону. Скажем так, на кону - всё.
На лирику уже может не хватить жизни. А проект уникальный, это не мои только слова.
Метки: театр объективное искусство ночь молитва |
Феномен Борондо |
Видимо, с такими сюжетами уличного искусства уместно "играться" только в благополучных странах. (А есть такие?) Но Борондо (Borondo) всего 23 года. И он еще может позволить себе взрывать сознание невинного уличного прохожего.
Метки: borondo |
Без заголовка |
|
Птица счастья! |
Дети научили меня рисовать улыбку и птицам под клювом, и рыбкам где-то на щеке.
Пустячное открытие, а как помогает жить!
|
Концептуализм жизни |
Оппозиция закону
Многое в жизни зависит от случая, от того, в чьей клетке вы сегодня зарабатываете себе кусок хлеба. Узор клетки и её владельцы меняются, но принцип кормёжки постоянен. Не работаешь на хозяина клетки, не ешь.
Мне удалось создать этот шедевр концептуального искусства за пять минут, используя указательный палец и планшетник. Для тех, кто не сведущ в хитростях искусства, поясняю: жизненное пространство и в мире демократии, и
|
Без заголовка |
Эскизы и макеты театральных декораций. Первые десятилетия после революции 1917 года.
"Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!"
(1913 В. Маяковский)
Что пережил Большой театр можно представить по этим эскизам занавесей.
Эскиз Ф. Федоровского.
"Красный праздник"
Проект занавеса Большого театра.
1917 год.
Легендарный ВХУТЕМАС, рассадник конструктивизма, возник в 1920 году на основе слияния Строгановки и Московского училища живописи ваяния и зодчества. Проникшие в его руководство пропагандисты формализма под видом пролетарского искусства привели к развалу традиционное академическое художественное образование, и в 1930 году учебное заведение было силой расформировано (образовались архитектурный и Суриковский институты).
Кто тогда, на фоне борьбы реализма с формализмом, мог заметить зарождение в России школы дизайна, породившей плеяду творцов будущего наших ведущих театров. Эти формалисты не только оформляли спектакли и завоёвывали высшие награды за рубежом, они с успехом обучали после войны студентов театральных факультетов.
Конструктивизм в советском театре двадцатых - тридцатых годов, явления яркое и скоротечное, и что удивительно, плеяда художников того времени оставалась лидером искусства сценографии вплоть до конца шестидесятых годов прошлого столетия, когда ненавистный конструктивизм власть вроде бы помогла "изжить" из их сознания, и что ещё более удивительно, именно те самые люди работали впоследствии со студентами театральных факультетов страны. Почему столько удивления? Потому что никакое направление в искусстве так старательно не вытравлялось как это, и не уничтожалось как это, за свой длинный и чуждый пониманию пролетариата и его партии художественный язык. "Золотым веком" конструктивизма были первые десятилетия после революции 17 года, когда попасть на работу в театр было не сложно, особенно, если вы пролетарий и бойко боретесь за пролетарское искусство. Известно, что в годы гражданской войны ефрейторы могли командовать полками.
Взглянув внимательнее на биографии ключевых фигур художественных заведений тех лет, я ужаснулся соотношению их образования и должностным взлётам. Для наглядности представляю две крупные фигуры в мире искусства.
Родченко Александр Михайлович
В 1911—1914 учился в Казанской художественной школе (и это всё!).
Призван в армию, с 1916 по 1917 годы служил заведующим хозяйством Санитарного поезда.
Сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев!!!
С 1918 по 1919служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро.
В 1920—1930 преподавал (учил студентов дизайну, проектированию предметов для повседневной жизни) на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности директора и профессора!!!
С 1921 по1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя!!!
Творческое кредо - относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.
Мале́вич Казими́р Севери́нович (1879-35)
Поляк по происхождению.
В 1895 году в возрасте 17 лет поступил в Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко.
В 1896 году в Курске работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги, параллельно занимаясь живописью.
Занятия живописью не позволили ему, даже со второго раза, поступить в Московское училище (1905-06), не принимали.
С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве.
1916-17 годы служба в армии.
В мае 1917 Малевич был избран в совет профсоюза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Моссовета солдатских депутатов, занимается просветительской работой, разрабатывает проект Народной академии искусств!!!
В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.
В 1918 году избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.
В 1919 году руководит «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских!!!
В 1919 году в Витебске начинает руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал!!!
В том же 1919 году в Москве открывается первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму»!!!
|
Без заголовка |
Собрал на одной странице то, что было опубликовано ранее по частям для работы с детьми.
Хроматические цвета
Если для ахроматических цветов главным и единственным свойством является способность изменяться по светлоте, то для хроматических цветов главным свойством является способность изменяться по цветовому тону. Два других их свойства, таких, как насыщенность и светлота регулируется с помощью ахроматических цветов.
Насыщенность цвета
уменьшается с изменением светлоты цвета (темнее - светлее).
Одно из ключевых понятий в цветоведении. У нас постоянная потребность высветлять или затенять цвет. В обоих случаях цвет теряет свою яркость (насыщенность). Он, либо выбеливается, либо "чернится". Объект гасится, уводится от нашего внимания. Все внимание остается на самом ярком цвете! Кроме управления нашим вниманием, уровень насыщенности может создавать общую цветовую гамму, колорит работы (в приглушенных тонах, в ярких тонах, в серебристых и т.п.).
|
Без заголовка |
Молодая красивая коллега готовится к визиту проверяющего на свой показательный урок. Волнуется, просит меня предварительно посмотреть урок, найти ошибки. Подмигиваю оглядывающимся на меня ребятам, с интересом жду начала. Валя у доски с методикой в руках ждет тишины.
«Так, сегодня мы рисуем домик. Все меня слушают? Отступаем от верхнего левого угла на три клетки и проводим линию (она мелом рисует линию и оглядывается). Так, ...всем интересно, а Паше нет! Паша, какого цвета фломастер у всех в руках, куда ты смотришь, ты где был, когда я просила взять синий?» В напряженной тишине все с интересом уставились на Пашу, ожидая узнать, где же он был. К концу урока нарисовали по клеточкам домик. На вопрос, есть ли замечания, я только развел руками. У Валентины огромные голубые глаза, каштановые короткие волосы, миниатюрная фигурка, упакованная по высшему разряду. Когда она на перемене слышит матерное слово среди ребят, всегда краснеет и смешно по девчачьи злится. Какая тут педагогика! «Валя, а где я был, когда выбирался синий цвет фломастера?» Мне кокетливо улыбнулись.
Сложнейшая задача для педагога, работающего с детьми младшего возраста, это остаться в мире ребенка. Не стремитесь научить их своему языку, даже если вы наивно полагаете, что он совершенней детского. Научите малышей самостоятельно делать выбор и принимать решения. Грустно видеть, как дети, шаг за шагом выполняют указания педагога, рисуя хором, то дерево, то снежинки. Потом на стенах гордо вывешиваются одинаковые рисунки деревьев или домов, а родители высматривают имя своего ребенка и умиляются его мастерством (наш-то не хуже других нарисовал). И я не знал, как объяснить Валентине преступность ее книжной методики, рассчитанной на дебилов и бездарных педагогов.
Публикую детские графические идей. Они "выужены" из рисунков, сделанных фломастерами, и отражают возрастные изменения в творчестве детей. На создание образа влияет не столько техника владения инструментом, сколько жизненный опыт и уровень мышления человека.
Четырех с половиной - шести лет дети.
Семилетние дети.
Продолжение смотрите по ссылке
|
Аудио-запись: FE #1 |
![]() ![]() 21 слушали 0 копий |
Композиция Павла Бодрова для спектакля "Фантазии Эвтаназии" Театра Art'O Da Vinci |
Метки: art'o da vinci bodroff фантазии эвтаназии |
Аудио-запись: Без заголовка |
![]() |
Композиция № 1 для спектакля "Фантазии эвтаназии" Театра Art'O Da Vinci. Композитор Павел Бодров |
Метки: art'o da vinci bodrov фантазии эвтаназии |
Без заголовка |
К предыдущей теме о ступенчатых валах добавлю реконструкцию машинерии театра по старинному чертежу. Видимость у него слабая, поэтому его прорисовка строится на моих догадках. Хотите верьте, хотите нет.
Первое, что бросалось в глаза, наличие в чертеже нескольких не согласованных между собой перспективных точек схода. У крыши своя тока схода, у боковых рабочих галерей своя, у мебели переднего плана своя. Конструкции для декораций вообще невозможно согласовать с перспективными построениями, поскольку сценическая перспектива всегда индивидуально гипертрофирована (искажение пространства).
Метки: театр машинерия |
Страницы: [1] Календарь |