-Рубрики

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alena80

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Ссылочки_малятам О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.03.2011
Записей: 5751
Комментариев: 78
Написано: 5863


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Суббота, 27 Октября 2012 г. 00:01 + в цитатник
Цитата сообщения Татьяна57 ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

пересказ1 (700x465, 87Kb)


1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Цель. Учить детей отвечать на вопрос развёрнуто, полным ответом – фразой из 3 – 4 слов; пересказывать текст, составленный из 3 – 4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей.

ИГРА.
Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу. Дети играли.

Вопросы к рассказу:
Ответ дается полным предложением.
- Кто вошёл в группу?
- Куда вошли дети?
- Что взял Миша?
- Кого взяла Катя?
- Что катал Миша?
- Кого причёсывала Катя?


ДЕЖУРНЫЕ.
Таня, Вова и Петя дежурят. Таня поливает цветы. Вова кормит попугая. Петя накрывает на стол.

Вопросы к рассказу:
Ребенок отвечает полным, четким предложением.
- Что поливала Таня?
- Что делала Таня?
- Что делал Вова?
- Что Петя ставил на стол?
- Куда Петя ставил посуду?
- Что делал Петя?
- Что делали все дети?

Важно, чтобы дети не повторяли слово делал, а сразу употребляли нужный глагол.


2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.
Цель. Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3 – 5 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить детей объединять фразы в рассказ из 4 – 5 предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.

В РАЗДЕВАЛКЕ.
Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки. Дети собирались на прогулку.

Вопросы к рассказу:
- Куда вошли Маша и Витя?
- Что открыл Витя?
- Что достал Витя?
- Что надевал Витя?
- Что открыла Маша?
- Что достала Маша?
- Что надевала Маша?
- Что завязывала Маша?


В СПАЛЬНЕ.
Дети вошли в спальню. Катя подошла к своей кровати. Катя взбивала подушку. Ваня складывал покрывало. Петя встряхивал одеяло.

Вопросы к рассказу:
- Куда вошли Катя, Ваня и Петя?
- Что взбивала Катя? Что делала Катя?
- Что снял с кровати Ваня? Что сложил Ваня? Что сделал Ваня?
- Что встряхнул Петя? Что сделал Петя?


3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.
Цель. Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4 – 6 слов; учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками или отдельные сюжетные картины.

ВЕЧЕР.
Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой.

Вопросы к рассказу:
- Наступило утро или вечер?
- Что делает мама?
- С кем играет папа?
- Какой Ванечка?
- Кто Ванечка Наташе? А маме?
- Где Наташа делает уроки?
- Что делает Наташа?
- Как зовут кота?
- С чем играет кот?


КОТ - ЗАДИРА.
Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пуделю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пёс Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стремглав забрался на дерево.

Вопросы к рассказу:
- Как звали кота-задиру?
- Почему его назвали задирой?
- На кого вспрыгнул кот?
- Как звали пуделя?
- Что разломал Филя в песочнице?
- Чьи это были куличики?
- Кто их лепил?
- Что Филя сделал с голубем?
- Во что он вцепился?
- Кто выскочил из подъезда?
- Какой был Пират?
- Как Пират залаял на кота?
- Куда забрался Филя?
- Почему?
- Вам (тебе) жалко Филю?
- Почему?
Пересказ рассказа по опорным картинкам.


ДВА БРАТА.
Жили-были два брата-близнеца – Андрюша и Кирюша. Однажды Кирилл заболел, и его положили в больницу. Остался Андрей один. Сел он к телевизору, посмотрел – скучно. Достал маленькие машинки – неинтересно. Полистал комиксы – не смешно. Стал робота собирать – не получается. Сел Андрюша и загрустил. Оказывается, брат Кирюша нужнее всех игрушек на свете!

Вопросы к рассказу:
- Как звали братьев-близнецов?
- Что случилось с Кириллом?
- Куда положили Кирюшу?
- Весело было Андрюше смотреть телевизор?
- Интересно было ему играть с машинками?
- Весело было мальчику листать комиксы?
- Легко было Андрею собирать робота?
- Кто оказался самым нужным для Андрюши?
Пересказ рассказа с опорой на предметные картинки.


ЩЕНОК БИМКА.
Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Бимка лапой – колется. Вдруг Бимка увидел бабочку – пёструю, воздушную, красивую – и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бимка, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут слышит голос: “Бимка, Бимка! Где ты?” Это бежал и кричал Дима, хозяин щенка. Мальчик поднял Бимку, погладил, посадил за пазуху и понёс домой.

Вопросы к рассказу:
- Откуда убежал щенок?
- Как его звали?
- Как щенок оказался на поляне?
- Где он пролез?
- Кого щенок увидел на поляне?
- Какой был ёжик?
- Кто летал над поляной?
- Какая была бабочка? (3 определения)
- Почему щенок свалился в ручей?
- Почему щенок запищал?
- Куда он выскочил?
- Что Бимка услышал?
- Кто это был?
- Куда Димочка посадил щенка?
- Куда понёс?


ЛЕНА И ЩЕНОК.
Лена очень хотела иметь щенка, а мама ей не разрешала.
- Ну что ты, Леночка, – говорила мама, – у тебя же столько вещей есть. Новый велосипед “Дружок” – есть. Книжек с картинками – целая полка. А кукла Барби с разной одеждой! А огромный Микки Маус, он такой красивый! Может хватит игрушек?
- А щенок – это не игрушка, – ответила Лена, – это друг!

Вопросы к рассказу:
- О ком мечтала Лена?
- Разрешила мама Лене иметь щенка?
- Что говорила мама?
- Что отвечала Лена?
- Какие игрушки были у девочки?
- Почему ей хотелось иметь щенка?
- Как Лена назовёт щенка?


4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

ПОПУГАЙ ПЕТРУША.
Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла она в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежит несколько пёрышек. Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: “Петруша хороший, Петруша хороший!” Подняла Маша голову, а это её любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!

Вопросы к рассказу:
- Кто жил у Маши в квартире?
- Как звали кота?
- Как звали попугая?
- Почему попугай вылетел из клетки?
- Что увидела Маша, когда вошла в комнату?
- Почему Маша решила, что кот съел попугая?
- Что лежало рядом с котом?
- Откуда взялись перышки?


ПЕТЯ И ВОЛКИ.
Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали к нему приближаться. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну. Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.

Вопросы к рассказу:
- Где жил Петя: в городе или в деревне?
- Когда это было?
- Откуда шёл Петя?
- Куда шёл Петя?
- Мимо чего шёл Петя?
- Где Петя увидел волков?
- Заметили волки Петю?
- Куда волки побежали?
- Куда Петя вскарабкался?
- Что он бросил?
- Почему?
- Как Петя вскарабкался на сосну?
- Где сели волки?
- Почему они сели под сосной?
- Кто проходил мимо?
- На чём шёл охотник?
- Что у него было с собой?
- В кого выстрелил охотник?
- Что сделали волки?
- Откуда слез Петя?
- Что он сказал охотнику?


ПРО ДЕВОЧКУ МАШУ И КУКЛУ НАТАШУ.
Девочка Маша сидела на скамейке и читала книжку. Куклу Наташа была рядом. Мимо проходил шалун Миша. У Миши в руках был воздушный шар. Миша захотел посмеяться над Машей. Миша привязал шарик к кукле – и кукла поднялась в воздух. Миша засмеялся, а Машенька расстроилась. Любимая кукла Наташа поднималась всё выше и выше. Вдруг воробей заметил шарик и подлетел к нему. Воробей схватил шарик за ниточку и принёс Маше.

Вопросы к рассказу:
- Где сидели девочка Маша и кукла Наташа?
- Почему Маша не увидела Мишу?
- Что было у Миши в руках?
- Почему кукла поднялась вверх?
- Какая это была шутка — добрая или злая?
- Кто принёс куклу девочке Маше?
- Кто обрадовался?
- Кто расстроился?


КАК АЛЁША ХОТЕЛ БЕЛКУ ИСПУГАТЬ.
Один раз пошёл Алёша в лес за грибами. Увидел на дереве белку и кинул в неё кепку. В белку не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алёша, жалко ему стало кепки. Хорошо, что мимо проходили школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был большим мальчиком. Он залез на дерево и достал Алёшину кепку. Саша отдал кепку Алёше и сказал: “Нельзя обижать животных! Ты сам себя наказал!”

Вопросы к рассказу:
- Куда пошёл Алеша?
- Кого он увидел?
- Где сидела белка?
- Что Алёша кинул в белку?
- Зачем Алёша кинул кепку?
- Где осталась кепка?
- Почему?
- За что она зацепилась?
- Кто проходил мимо?
- Кто залез на дерево?
- Кто достал кепку?
- Что сказал Саша?
- Почему Алёша сам себя наказал?
- Как Алёша поступил?
- Можно обижать животных?


5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Цели. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.

НЕЗНАЙКИН ПОДАРОК.
Это было зимой. Приближался праздник Новый год. Все дарили друг другу подарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на улицу. С неба падали крупные красивые снежинки. Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал много красивых снежинок. Он понёс их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около ёлки и ждала подарка от Незнайки. Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают.

Вопросы к рассказу:
- Когда это было: зимой или летом?
- Что собрал Незнайка?
- Во что он собрал снежинки?
- Куда Незнайка понёс снежинки?
- Кому Незнайка показал снежинки?
- Как было в комнате: тепло или холодно?
- Какой праздник приближался?
- Почему Дюймовочка засмеялась?
- Откуда в шапке взялась вода?
- Почему Незнайка расстроился?
- Что он хотел подарить Дюймовочке?
- Какие были снежинки?


ПРО ДЕВОЧКУ МАШУ И КУКЛУ НАТАШУ.
Это было зимой. Девочка Маша вышла во двор. С ней была её любимая кукла Наташа. Маша захотела покачаться на качелях. Она посадила куклу на одну сторону качелей, а сама села на другую. Кукла Наташа была очень лёгкой, и Маша не смогла качаться на качелях. Маша слезла с качелей, скатала комки из снега и слепила снеговика. Маша посадила снеговика рядом с куклой Наташей. Теперь можно было качаться на качелях.

Вопросы к рассказу:
- Когда это было: зимой или летом?
- Куда вышла девочка Маша?
- Что Маша держала в руках?
- Куда Маша села?
- Кого Маша посадила на качели?
- Смогла Маша качаться?
- Почему?
- Какая была кукла: тяжёлая или лёгкая?
- Кто тяжелее: Маша или кукла?
- Что Маша слепила?
- Куда Маша посадила снеговика?
- Какая девочка Маша? (умная, сообразительная).


СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ.
Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: “ А ну, страшный зверь, выходи!” И тут из дупла вышел маленький смешной…котенок. Катя и Вова рассмеялись, а дед Егор сказал: “ Ну и страшный зверь!”

Вопросы к рассказу:
- Куда пошли Катя и Вова?
- За чем они пошли в лес?
- Что дети увидели в дупле?
- Где было дупло?
- Почему дети испугались?
- К кому побежали Катя и Вова?
- Что дед Егор нёс на плече?
- Куда пошли Катя, Вова и дед Егор?
- На кого нацелил ружьё дед Егор?
- Что он крикнул?
- Кто вышел из дупла?
- Почему Катя и Вова засмеялись?


НАДЁЖНЫЙ ПОМОЩНИК.
Первого сентября Петя отправился в школу. Петю провожал его любимый пёс Дружок. Дружок нёс Петин портфель. Петя гордился своим псом. Ни у кого не было такой учёной собаки! Петя шёл с букетом цветов и не оглядывался. В это время к Дружку подошёл знакомый пёс Черныш. Черныш нёс косточку. Собаки постояли, посмотрели друг на друга и – поменялись: Черныш взял портфель, Дружок взял косточку. Останется Петя первого сентября без портфеля! Вот так “надёжный помощник” Дружок

Вопросы к рассказу:
- Когда это было?
- Куда шёл Петя?
- Кто шёл вместе с ним?
- Что нёс Петин пёс?
- Где он шёл?
- Видел Петя свою собаку или нет?
- Кого повстречал Петин пёс Дружок?
- Что было в зубах у чёрной собаки?
- Что собаки сделали?
- Видел Петя, что собаки поменялись?
- Что принесёт Дружок в школу?
- Что скажет Петя своей собаке?
- Надёжным помощником оказался Дружок?


6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
Цель. Учить детей пересказывать рассказ значительного объёма.

ЗАБОТЛИВАЯ СЕСТРА.
Однажды летом брат с сестрой – Лена и Серёжа – пошли в лес за грибами. Бродили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Серёжа нашел всего два гриба. Увидел Сергей, что сестра собрала больше грибов, и расстроился. “Не пойду домой! – кричит. – Плохие эти грибы! Плохой лес!” Корзинку бросил, упал на землю и плачет. “Ну что ты, Серёженька! – говорит ему Лена. – Грибы не виноваты, и лес тоже не виноват. Ты подумай: грибы-то всё равно на одной сковородке будем жарить. Забирай мою корзинку, а то я устала, мне тяжело. А я понесу твою”. Послушал Серёжа сестру, успокоился и говорит: “Корзинку-то я понесу. Только она не тяжёлая, она очень ценная. Спасибо тебе, сестра!”

Вопросы к рассказу:
- Когда это было?
- Куда пошли Лена и Серёжа?
- Кто они друг другу?
- Кто старше?
- Кто младше?
- Сколько грибов собрала Лена?
- Сколько грибов собрал Серёжа?
- Почему Серёжа расстроился?
- Что сказал Серёжа?
- Почему он так сказал?
- Что ему было обидно?
- Что Лена сказала брату?
- Почему она так сказала?
- Ей действительно было тяжело?
- Поняла Лена обиду брата?
- Стала она смеяться над ним?
- Позаботилась Лена о братике?
- Что сказал Серёжа сестре?
- Чем ценна эта корзинка с грибами для Серёжи?
- Заботливой сестрой оказалась Лена?
- Какая ещё девочка Лена?
- Как лучше учить другого человека: добром или злом?
- Если бы Лена посмеялась над братом, понял бы он свою ошибку?
- За что Серёжа сказал сестре «спасибо»: за корзинку или за добрые слова?


ЭТО Я ВИНОВАТ.
Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне. Маша захотела варенья и полезла в шкаф за банкой. Паша говорит сестре: “Не надо, Маша! Подожди бабушку!” Но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удержала её. Банка выскользнула из Машиных рук и с грохотом разбилась. На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперед и громко сказал: “Бабушка, это я виноват! Меня ругай!”

Вопросы к рассказу:
- Где играли Маша и Паша?
- Кто они были друг другу?
- 3а чем Маша полезла в шкаф?
- Что сказал Паша сестре?
- Послушалась Маша брата?
- Что случилось с банкой варенья?
- Кто пришёл на шум?
- Что сказала бабушка?
- Что сказал Паша?
- Почему он взял вину на себя?
- Как поступил Паша?
- Кто был старше?
- Кто младше?
- Если бы сестра была старше Паши, мог бы он поступить так же?
- Кто поступил как настоящий ДРУГ?


7.Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Цель. Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картине, изображенные на которой события – конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем, строить фразы с включением нескольких определений.

ДРУЗЬЯ.
Летом на поляне играли трое друзей – Таня, Витя и Андрей. Таня подбрасывала и ловила мяч. Ей было очень весело. Вдруг Витя выхватил у Тани мяч и крикнул: “Хватит тебе бросать, я тоже хочу поиграть с мячом!” Таня заплакала. Тогда Андрей сбегал домой и принес воздушный шар. Андрей протянул красивый блестящий воздушный шарик Тане и сказал: “Возьми, Таня, не плачь!”

Вопросы к рассказу:
- Когда это было?
- Где это случилось?
- С кем играла девочка Таня?
- Кто забрал у Тани мяч?
- Хорошо поступил мальчик Витя?
- Почему Таня заплакала?
- С чем играл другой мальчик Андрей?
- Что он протянул Тане?
- Что сказал Андрей?
- Кто поступил как настоящий друг?
- Как поступил Андрюша?
- Кто поступил по-доброму?
- С кем девочка Таня будет дружить?
- Кому Таня даст свои игрушки?


СЛУЧАЙ В ЛЕСУ.
Оля со своей собакой Альмой пошла в лес за грибами. Оля собирала грибы, Альма бегала по лесу. Вдруг собака жалобно заскулила. Оля бросила корзинку с грибами и подбежала к собаке. Альма сидела возле разбитой бутылки, а из лапки текла кровь. Оля не растерялась, расплела свою косу, вынула из нее ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.

Вопросы к рассказу:
Когда это было?
Где это случилось?
С кем Оля пошла в лес?
За чем Оля пошла в лес?
Что случилось с Олиной собакой?
Как она поранила лапку?
Почему собака заскулила?
Что расплела Оля?
Чем она забинтовала лапку собаке?
Как поступила Оля?
Для чего Оля забинтовала лапку?
Рубрики:  Для детей/логопед

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку