-Цитатник

ЛЕМЕХОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ. ИЛЛЮСТРАЦИИ. «СКАЗКИ ПУШКИНА». - (0)

Лемехов Сергей Иванович. Иллюстрации. «Сказки Пушкина». ...

РАСКРАСКА РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ - (0)

Раскраска РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ 1. 2. 3. 4. 5. ...

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ III - (0)

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ III 1916-й год пр...

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ III - (0)

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ III 1916-й год пр...

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ I - (0)

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РОЗАНОВА (1886-1918). ЧАСТЬ I Ольга Розанова. Ф...

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в agness214

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) АРТ_АРТель Цитаты-из-книг Live__ART WiseAdvice О_Самом_Интересном


Профессия- художник. Часть 2

Вторник, 27 Ноября 2012 г. 00:16 + в цитатник
Цитата сообщения Татьяна_Зеленченко

профессия- художник
 

Часть 2

АТРИБУТ (от лат. Attributum - свойство, принадлежность).

Чаще всего атрибут сопровождал аллегорические фигуры, а также мифологических и религиозных персонажей. Так, в греческой мифологии орел считался атрибутом Зевса, трезубец - Посейдона, сова – Афины, Гермеса— кадуцей, шлем с крылышками, крылатые сандалии. Широко использовались атрибуты в средневековом христианском искусстве. Своим атрибутом обладал почти каждый святой. Зачастую, по аналогии с Христовым крестом, атрибутами святых становились орудия их пыток или казней. К примеру, святая Катерина изображалась с колесом, унизанным остриями. Атрибут оказывается нередко основным средством для определения сюжета подобных произведений.
Давайте рассмотрим картину Питера Пауля Рубенса «Суд Париса»


 (591x448, 219Kb)

Богиня раздора Эрида, которую не пригласили на свадьбу героя Пелея и богини Фетиды, подбросила во время свадебного пира яблоко с надписью «прекраснейшей». Зевс, отказавшись быть судьей и решать, которая из богинь прекраснейшая, отдал яблоко, предназначенное самой красивой, Гермесу. Гермес должен был отвести богинь к Парису- сыну царя Трои. Почему сын царя вынужден был заниматься пастушеством, повествует иной миф. Мы не будем его сейчас пересказывать. Просто запомним, что Парис в это время пас стада на склоне горы Иды. И вот перед скромным пастухом предстали три богини: Афина, Афродита и жена Зевса Гера. Парис должен выбрать из них самую красивую. Каждая из них тут же принялась уговаривать Париса отдать яблоко именно ей. Гера обещала Парису власть над всей Азией, Афина— военную славу и победы, Афродита же пообещала сделать женой Париса прекрасную Елену. Парис вручил яблоко Афродите, что впоследствии привело к Троянской войне.
Именно с помощью атрибутов зритель, рассматривающий картину, может определить, кто изображен на полотне. На голове Гермеса одет шлем с крылышками, в руке он держит кадуцей— жезл с крылышками, обвитый двумя змеями. Особая палочка как жезл глашатаев, вестников и парламентеров известна у многих народов. Кадуцей гарантировал своему владельцу неприкосновенность.

В античные времена - кадуцей стал атрибутом бога торговли Гермеса (в Греции) и Меркурия (Древний Рим), и вместо палочки, обвитой виноградными лозами (древнейший символ миролюбия), стал изображаться как палочка, обвитая двумя змеями, ибо торговля почиталась делом мудрым и требующим бдительности. Змея в данном случае выступает символом мудрости. Согласно Гомеру, Гермес получил кадуцей от Аполлона в обмен на свирель; другая легенда гласит, что кадуцей изготовлен специально для Гермеса. По преданию, Гермес бросил кадуцей в двух сражающихся друг с другом змей, и в результате они приросли к жезлу. Гермес передал кадуцей своему сыну Нерику, от которого пошел род глашатаев.
Кадуцей обладал способностью усыплять людей и пробуждать их от сна, поэтому он зачастую выступал эмблемой сновидений.
Богиня- воительница Афина имеет другие атрибуты. Она обычно изображается в воинском шлеме, с копьем и щитом, с совой- символом мудрости. Рубенс изобразил обнаженную богиню, но, чтобы идентифицировать ее, поместил рядом с богиней щит с головой Медузы-Горгоны. Голова чудовища была подарена богине Персеем.
Афродиту мы узнаем благодаря ее сыну- Эроту. Эрота, в свою очередь можно узнать по следующим атрибутам: крылышки на спине, лук и колчан со стрелами, несущими любовь.
Жену Зевса— Геру мы узнаем по изображенному рядом с ней павлину. По греческому мифу павлин был связан с супругой Зевса Герой. Когда Гермес убил стоглазого Аргоса, усыпив его игрой на флейте, Гера оживила его, перенеся глаза Аргоса на оперение павлина. В Древней Греции «звёзды» («глазки»), усеивающие павлиний хвост, назывались очами Аргоса (Стоокий Аргус- олицетворение звездного неба), которые по приказанию Геры должны следить за Ио— соперницей Геры, превращенной в корову.
У римлян павлин стал атрибутом Юноны, для которой аморетти, крылатые малыши, собирали "глаза" с его хвоста. На римских монетах павлин изображался как знак божественности дочерей императора. Павлин— эмблема бессмертия. Не только необычайная красота этой птицы сделала ее в глазах людей священной, но и другие удивительные качества. Во-первых, хотя павлины ничем не отличаются в пище от кур, они могут бесстрашно нападать даже на очень больших змей и, как правило, быстро и без всякого ущерба для себя убивают их, а частично и поедают. Иметь павлина у себя в саду — это значит иметь надежную защиту от змей. Еще одно «чудо», связанное с павлином,— это его нетленность. Мясо павлина, если он убит здоровым, а не умер от болезни, не протухает даже в условиях жаркого юга, оно просто ссыхается, затвердевает, каменеет, но не гниет, не издает запаха разложения, оно нетленно.
Именно это послужило уже в глубокой древности причиной того, что павлин стал эмблемой бессмертия; уже греки, узнав через персов о свойствах этой птицы, изображали павлинов, усевшихся на колесницы богов, не только как достойное богов украшение, но и как эмблему бессмертия богов. Павлин стал в глазах людей священной величественной птицей. В России к павлинам сложилось совсем иное отношение из-за того, что разводить их могли только богатые люди. Поэтому только в российском сознании павлин стал символом надменности и спеси. Выражение "распустил хвост, как павлин" приобрело значение не только ухаживания, но и тщеславия, напускной гордости.
Миф о суде Париса связан еще и с символикой малины, малинового цвета. Вот как пишет об этой эмблеме Вильям Похлебкин в своем «Словаре международной символики»: «Малина — лат. Rubus Idaeus, то есть красная ягода горы Иды. На этой горе, находящейся в Кандии (Греция), в густых зарослях колючей малины, через которую трудно пробраться со стороны, произошло присуждение Парисом яблока, то есть символа совершенства, Афродите, которая в этом укромном уголке вместе с Афиной и Герой стояла обнаженной перед Парисом, чтобы он мог решить, кто из них прекраснее. Вследствие этих обстоятельств малина стала словесным символом и эмблемой одиозного, пикантного места или события. В русском народном поверье понятия “малинник” и “малина” сохраняют почти до сего времени этот древний смысл, но часто даже в еще более грубой форме (на жаргоне “малинник” — притон, “малина” — преступный мир). Отсюда малиновый цвет в Древней Руси и в ряде других стран в средние века считался “молодецким”, с оттенком чрезмерной удали, и был в XVI веке присвоен опричникам (малиновое сукно на верх меховых шапок). Когда С. Есенин в своих стихах восклицал: “О, Русь — малиновое поле!”, то в данном случае речь вовсе не шла о насаждениях малины, и это не означало, что поэт сравнивает Россию с каким-то гигантским садовым хозяйством, а он просто поэтически, иносказательно хотел сказать: “О, Русь молодецкая! О, удалая Русь!” Во время гражданской войны 1918—1922 годов малиновый цвет почти официально был присвоен как “свой” анархистами (малиновые галифе, малиново-черные знамена), а также различными бандитскими формированиями (Махно, Антонов, Григорьев и др.). В более широком, народном смысле “малина” — синоним приволья, несвязанности какими-либо рамками (“Не житье, а малина!”) Эмблема малины — ягода с листом (ягода, стилизованная из 21 кружочка или шарика — 3:4:5:5:4, вследствие чего число 21 также считается символом одиозности)».

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Аллегория используется в баснях, притчах; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами. Например, правосудие - женщина с весами. Аллегория характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
В качестве примера рассмотрим еще одну картину великого живописца эпохи барокко Питера Пауля Рубенса «Союз Земли и Воды».

 (312x408, 118Kb)

Аллегорией Земли служит фигура женщины, держащей в руке плоды земли. Аллегорией Воды служит фигура мужчины, напоминающего античного бога морей Посейдона с трезубцем в руке. Из опрокинутого кувшина течет поток воды, в пене которой резвятся морские существа. Союз Земли и Воды венчает еще одна аллегорическая фигура Славы. Она держит над головой женщины, олицетворяющей Землю, венок из лавровых листьев. Такой же венок украшает голову мужчины.

ПИКТОГРАММА - (от лат. pictus - нарисованный) – под этот термин подпадают различные понятия:
1.Изображение, используемое в качестве символа в ранних системах письма. Пиктографией стали называть письмо, использующее пиктограммы. Пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и греческого grapho - пишу) (рисуночное письмо), отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. Пиктографическое письмо не является средством фиксации какого-либо языка, т. е. письмом в собственном смысле. Например, изображение полумесяца, как обозначение луны, или волнистых линий, как обозначение воды. Известно с времен неолита. Первая система рисуночного письма была изобретена шумерами. Пиктографическое письмо получило широкое распространение у индейских племен, у островных народов и на Чукотке.

 (209x283, 47Kb)

Пиктографическое письмо юкагирской девушки возлюбленному.
Девушка (1) живет в своем доме, но ее мысли витают над домом другого человека (2), хотя у него жена и двое детей (3), а вокруг дома девушки бродит юноша (4), мысли которого над ее домом.
2. Пиктограмма - в современной жизни - стилизованное и легко узнаваемое графическое изображение, упрощенное с целью облегчения визуального восприятия. Пиктограмма усиливает характерные черты изображаемого предмета. В современном обществе пиктограммы встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в товарных знаках, на упаковках или в предупреждающих знаках. Схема проста: увидел - узнал - понял.


 (158x232, 13Kb)

 (136x136, 6Kb)

3.Пиктограмма - в информатике - элемент графического интерфейса пользователя; небольшое растровое изображение на видеоэкране, служащее для идентификации некоторого объекта: файла, программы и т.п. Выбор и активизация пиктограммы вызывает действие, связанное с выбранным объектом

 (57x50, 2Kb)
 (36x150, 5Kb)

Пиктограмма «Увеличительное стекло» интерфейса программы Photoshop
Фрагмент панели инструментов с пиктограммами программы Photoshop

ТОВАРНЫЙ ЗНАК— знак,
- имеющий вид рисунка, этикетки, клейма и т.д.
- присвоенный определенному товару или фирме;
- помещаемый на товаре, его упаковке, фирменных бланках, вывесках, рекламных материалах;
- зарегистрированный в соответствующем государственном учреждении;
- защищающий исключительные права продавца на пользование товарным знаком.


 (109x107, 2Kb)

 (78x81, 5Kb)

Товарные знаки автомобильных компаний

ЛОГОТИП (от греч. logos - слово + typos - отпечаток) - оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Логотип специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.



 (196x70, 9Kb)

 (106x80, 3Kb)

 (168x120, 10Kb)

Образцы логотипов

СИСТЕМЫ СИМВОЛОВ
Базируясь на классификации символа А.Ф.Лосева /Проблема символа/, можно определить такие его разряды:


• Научная символика, которая имеет дело с научными символами. При этом каждая наука пользуется своей символикой. Однако роль универсальных символов для наук, которые пользуются математическим аппаратом, исполняют математические символы - прямое и рациональное число, и тому подобное. Поскольку, считает О.Лосев, самая "точная из наук математика дает наиболее совершенные образцы символа".
• Философская символика. Любая из философских категорий - реальность, причина, необходимость, воля и т.д. имеет символическую природу. Для гуманитарных наук философская символика исполняет такую же роль, что и математическая для точных.
• Художественная символика. Любой художественный образ, стремясь к полному отображению действительности, приобретает характер символа. Существуют символы универсальные для целых литературных течений - классицизма, романтизма, символизма и других. Например, одинокий парус в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» — символ свободолюбия, Буревестник М.Горького— символ революции. Например, тройка Н.В. Гоголя в «Мертвых душах» является символом России, потому что Гоголь представляет Россию в виде несущейся безудержной тройки, он наделяет этот образ своей определенной идеей, и без нее образ уже не является символом. Тройка является символом России только в контексте произведения Гоголя, так как только там образ наполняется определенной идей и становится символичным.
• Мифологическая символика. Она связана не только с античной и библейской философией. Мифологическими символами пронизано все искусство: мифологические сюжеты в изобразительном искусстве, гоголевские образы, булгаковские персонажи, шагреневая кожа у Бальзака, портрет Дориана Грея и тому подобное. Мифологическая символика присущая всему кругу жизненных явлений, которые воспринимаются сознанием человека, которое сама и является творцом таких символов.
• Религиозная символика. Любая религия имеет свою установившуюся символику. По К.Г.Юнгу - одно из давних достижений человеческого подсознания, которое сказывается в создании архетипов: "архетип продуцирует символику, которая с давних времен характеризовала и выражала божество..." /Воспоминания, сновидения, размышления. - К.,1994. - С.360/.
• Символика, связанная с природой и обществом. Природа, общество и весь мир может восприниматься как царство символов. Нет такой вещи, которая не была бы сгустком отношений человека к действительности, иначе говоря, тем или иным символом этого отношения: звездное небо, земля-пустыня, белая береза, дуб-великан, лебединая верность и т.д. Многообразна символика животных, птиц, растений.
• Символика, которая связана с образом человека. Сюда относится все, что связано с его внешним обликом, характером, одеждой, индивидуальными или национальными чертами, образом жизни. В этот символический круг включаются вещи, которые окружают человека: дом, мебель, посуда. Сюда входят символы престижа, принадлежности к какой-либо субкультуре, знаки социального и семейного положения, символика костюма и жилища. В этот символический круг включаются и вещи, которые окружают человека.
• Политическая и идеологическая символика. (Подробнее читайте в одноименной главе) Это национально-государственная символика: флаг, герб, гимн; памятники политическим деятелям, мемориалы, посвященные памятным событиям истории, особые регалии у высших особ государства, ордена, медали, значки, титулы, привилегии. Это политическая топонимика (названия улиц, городов, стран и т.д.) Это ритуально- процессуальная символика, наглядно-агитационная символика. Особое место занимают люди - политические символы. Всевозможные изобразительные символы— существенная составляющая политической символики. Кроме того, к политической символике относятся политический язык, символы места и времени. Например, "Викторианская эпоха", "эпоха Петра Первого", "советское время" и т.д.
• Внешне-техническая символика. Эти символы сопровождают всю жизнь человека: рукопожатия, аплодисменты, белый флаг, как знак примирения, звонки в начале и в конце занятий, целование мужчиной руки дамы согласно этикету, позывные, военные салюты, отдание чести военными и т.д. Сюда отнесем различные информационные и торговые знаки и пиктограммы.
Все это множество символов, знаков, гербов, пиктограмм, эмблем, атрибутов мы именуем символами и активно используем при создании станкового произведения, плаката, товарного знака, обложки, открытки, марки.

 

 

Серия сообщений "профессия-художник":
Часть 1 - мемуарчики часть 6
Часть 2 - профессия: художник
Часть 3 - профессия- художник
Часть 4 - опыт работы в карикатуре
Часть 5 - грузинская кухня
...
Часть 25 - Декоративные свечи из Голландии.
Часть 26 - Иллюстрации на фоне перестройки
Часть 27 - Доброе..

 

Серия сообщений "исследование":
Часть 1 - профессия: художник
Часть 2 - профессия- художник
Часть 3 - опыт работы в карикатуре
Часть 4 - реклама и инстинкты
...
Часть 7 - Жду совета
Часть 8 - А вы как думаете?
Часть 9 - Опять про джед. Меня заклинило.
Рубрики:  художники
всякое-разное
душевная
история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку