Шедевры Эрмитажа /
голландские и фламандские мастера XIV—XVIII веков
ЯКОБ ИОРДАНС
1593-1678
Бобовый король
Ок. 1638 г. Холст, масло. 160 X 213 см.
По народному нидерландскому обычаю, 6 января, в день «трех королей», в праздничный пирог запекался боб. Тот, кому доставался кусок пирога с ним, становился «королем» праздника.
На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных» — от министра до шута.
The Bean King c. 1638
Oil on canvas, 160 x 213 cm
The Hermitage, St. Petersburg
Все повиновались «королю» и пили по его приказу. В XVII веке, во времена Иорданса, подобные пиры начинались пополудни и затягивались за полночь.
Тема, дающая возможность показать сильных и здоровых людей, веселящихся в непринужденной обстановке, неоднократно привлекала внимание Иорданса. Известно около десятка его картин и рисунков на этот сюжет.
Эрмитажный экземпляр, относящийся ко времени расцвета творчества художника, является одним из лучших.
Картина Иорданса преисполнена радости земного бытия и избытка жизненных сил. Пир в разгаре. По возгласу: «Король пьет!» все осушают бокалы. Пьют старики и малыши, забыты условности и приличия, царит буйное веселье.
Художник передает эту грубоватую сцену, ничего не приукрашивая и не смягчая, чувствуется, что он откровенно любуется ею.
The Bean King (detail)
c. 1638
Oil on canvas, 160 x 213 cm (full painting)
The Hermitage, St. Petersburg
Крупные, почти в натуральную величину, фигуры людей придвинуты к переднему краю картины, взгляды и жесты некоторых персонажей обращены к зрителю, как бы привлекая его к участию в происходящем.
Кажется, мы слышим громкое пение и смех и как будто ощущаем близость этих грузных, мощных тел. Взаимоперекрещивающиеся, сталкивающиеся движения фигур, так же, как светотеневые контрасты, повышают впечатление динамики.
Вся группа озарена золотистым вечерним светом, в его лучах с особенной силой вспыхивают яркие коричневые, красные, розовые тона одежд, волос и лиц, создающих звучную симфонию красок.
Сцена обычной пирушки воспринимается зрителем как утверждение художником-реалистом красоты и значимости земного бытия.
Картина «Бобовый король» поступила в Эрмитаж из собрания Академии художеств СССР в 1922 году.
![Image Hosted by PiXS.ru](http://i12.pixs.ru/storage/7/7/2/wwwwgahuar_4540875_27407772.jpg)
The Bean King
c. 1655
Oil on canvas, 242 x 300 cm
Kunsthistorisches Museum, Vienna
![Image Hosted by PiXS.ru](http://i12.pixs.ru/storage/7/7/5/wwwwgahuar_6012450_27407775.jpg)
The Bean King (detail)
c. 1655
Oil on canvas
Kunsthistorisches Museum, Vienna
![Image Hosted by PiXS.ru](http://i12.pixs.ru/storage/7/7/9/wwwwgahuar_3751440_27407779.jpg)
The Bean King
1635-55
Oil on canvas, 243 x 373 cm
Staatliche Museen, Kassel
Серия сообщений "Шедевры Эрмитажа. Старые мастера":
Часть 1 - ЖАН-ОНОРЕ ФРАГОНАР 1732-1806 Поцелуй украдкой
Часть 2 - КЛОД ЛОРРЕН (Желле) 1600-1682 Утро
...
Часть 32 - Портрет чужой, но лицо-то — моё!
Часть 33 - ФРАНС ХАЛЬС Мужской портрет
Часть 34 - ЯКОБ ИОРДАНС 1593-1678 Бобовый король