-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ada_Peters

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2012
Записей: 32298
Комментариев: 23504
Написано: 58318


Портрет чужой, но лицо-то — моё!

Воскресенье, 22 Февраля 2015 г. 09:22 + в цитатник



Портрет чужой, но лицо-то — моё!

Image Hosted by PiXS.ru
Антонелло да Мессина.
Мужской портрет ("Портрет Тривульцио").
1476.
Городской музей старого искусства (Палаццо Мадама), Турин


Где заканчивают свой земной путь картины? В музее, в частной коллекции? В книге — в виде репродукции? Неужели в Интернете? А вообще-то вопрос поставлен некорректно. Именно в мировой Сети не заканчивается, а начинается новая жизнь картин, совсем не похожая на предыдущую...

Прежде всего данная метаморфоза касается портретной живописи. Объясню, что я имею в виду. На днях в Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка одной картины («Мужской портрет» Антонелло да Мессина), привезённой из Городского музея старого искусства (Палаццо Мадама) в Турине.

Смотрю на этот портрет и понимаю, что он мне знаком. Видел я его где-то, и главное, совсем недавно. Нет, не в книге Маргарет Эстон по истории Ренессанса, а в социальных сетях. Кто-то из пользователей Facebook приватизировал эту картинку и сделал её своей аватаркой.

Даю точное определение: аватар, или аватарка, — это небольшое статичное или движущееся изображение, призванное отобразить, охарактеризовать человека таким, каким он сам хочет быть — сейчас или в отдалённом будущем. То есть это не портрет в буквальном смысле этого слова. Это демонстрация себя идеального…

Замечу сразу, что для социальных сетей это обычная практика. Вместо своих лиц многие пользователи охотно выставляют чужие. Скажем так, не совсем чужие.

Чтобы выставить в сети тот или иной классический портрет, надо как-то соотнести себя с персонажем, который изображён на холсте или бумаге. Например, если вы чувствуете себя ренессансным человеком (или же хотели бы им стать), вы смело выставляете в качестве аватарок известные портреты того (ренессансного) времени.

Прогулявшись по просторам Facebook, можно увидеть, что многие наши современники являют себя миру как персонажи картин Пизанелло, Рафаэля, Дюрера, Гольбейна… Есть в этой веренице портретов-аватар даже знаменитая «Молочница» Яна Вермеера Делфтского (из Рейксмузеума). И «Мужской портрет» Антонелло да Мессина мне тоже попался в этой огромной facebook-галерее лиц.

Как относиться к этому факту? Как к вполне устоявшейся тенденции. Если кто-то идентифицирует себя с каким-то портретом из далёкого прошлого, это хорошо. Не надо быть мистиком или метафизиком, чтобы немедленно начать разговор про «невидимые сущности». Про то, что если какая-то картина мне нравится, значит часть моей души как бы перетекает в неё, в картину. Наверное, многим интернет-пользователям кажется, что это именно так.

Даже при беглом взгляде на «Мужской портрет» (его размер 37,4 х 29,5 см) видно, ощутимо, что он обладает какими-то необычными, просто феноменальными свойствами. У меня складывается впечатление, что этот портрет содержит в себе только самое главное, только сущностное. Всё второстепенное (детали, подробности) убрано художником. Как говорится, с глаз долой, из устойчивого образа — прочь.

Мне даже кажется, что портрет прошёл какую-то специальную обработку в «ренессансном фотошопе». Такое он производит впечатление. Как будто бы над ним поколдовал не только живописец XIV века, а ещё и дизайнер из века XXI!

Самое время спросить: кто позировал для «Мужского портрета»? Неизвестно кто. C уверенностью можно сказать только, что это был человек не из бедных слоёв общества. И даже хорошо, что мы не помним его имени. Перед нами просто некий обобщённый тип. Человек на все времена…Он смотрит на нас высокомерно, как тот, кто знает и видит что-то такое, что нам уже не суждено увидеть и узнать. Но мы можем приобщиться и к этому человеку и к тому времени (хотя бы частично) через портрет. Приобщиться через созерцание, через тщательное рассматривание. Через умозрение. И живопись (в этом её сила) позволяет это делать всем, кто её понимает…

Мужчину, который портретирован, не назовёшь красивым. Но за своё неглупое лицо он отвечает сам. И своё лицо и самого себя он сделал сам. Типичный self-mademan. Я не могу сказать, что он мне безоговорочно нравится, но он мне симпатичен. Он меня волнует. Есть в его изображении какая-то тайна. Скажу совершенно определённо: если я выставлю этот портрет в соцсетях как своё собственное лицо, как свою очень важную ипостась, то поступлю правильно, френды и френдессы меня зауважают.

Примерно так или чуть иначе и рассуждают пользователи Facebook, выбирая тот или иной классический портрет для своих сетевых нужд. Не исключена и такая версия: человек просто заявляет, что именно таким он и был в прошлой жизни…

Предвижу, что традиционно ориентированные любители искусства не одобрят моего столь пристального внимания к новой (интернетной) жизни известных или мало известных портретов. И будут по-своему правы. Но, с другой стороны, когда появилась возможность репродуцировать картины типографским способом, то многие заговорили о гибели живописи вообще. Однако ничего страшного не произошло. Репродукция не уничтожила оригинал, который и сейчас пребывает в музее.

Интернетное бытование картин не заслонит собою произведений искусства. Вот и сейчас «Мужской портрет» Антонелло да Мессины находится в Аполлоновом зале. Он даёт там сеанс художественного гипноза!

Пойду-ка я ещё раз на него посмотрю…

Михаил Кузьмин

Серия сообщений "Шедевры Эрмитажа. Старые мастера":
Часть 1 - ЖАН-ОНОРЕ ФРАГОНАР 1732-1806 Поцелуй украдкой
Часть 2 - КЛОД ЛОРРЕН (Желле) 1600-1682 Утро
...
Часть 30 - ХРИСТОФОР ПАУДИСС ~~ Натюрморт
Часть 31 - ДАВИД ТЕНИРС МЛАДШИЙ - Караульня
Часть 32 - Портрет чужой, но лицо-то — моё!
Часть 33 - ФРАНС ХАЛЬС Мужской портрет
Часть 34 - ЯКОБ ИОРДАНС 1593-1678 Бобовый король

Рубрики:  живопись/рассказы о шедеврах живописи
живопись/Мужской портрет
Культура, искусство, история
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

begemot87   обратиться по имени Воскресенье, 22 Февраля 2015 г. 09:32 (ссылка)
Спасибо! Интересно!
WOjmPOnJ (500x307, 70Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку