-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ada_Peters

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2012
Записей: 32298
Комментариев: 23508
Написано: 58322


Александр Головин - поэт и денди Серебряного века. Ко дню рождения художника...

Пятница, 16 Июня 2017 г. 07:22 + в цитатник



Александр Головин - поэт и денди Серебряного века.
Ко дню рождения художника...


Головин не раз признавался своим современникам, что "нежно обожает Аполлона и красоту античного мира!".

Под стать своему древнегреческому кумиру, художник и сам отличался выразительной внешностью.

Уже в юности, во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Василий Дмитриевич Поленов назовет молодого Головина "франтиком", а соученик Константин Коровин впоследствии напишет такие строки:

"Красавец-юноша, блондин, с расчесанным пробором вьющейся шевелюры – с пробором, тщательно приглаженным даже на затылке, - он удивил лохматых учеников нашей Школы.

Фигура, прекрасный рост, изящное платье, изысканные манеры (он был лицеистом), конечно, составляли резкий контраст с бедно одетыми учениками Школы. И к тому еще на мизинце А.Я.Головина было кольцо – с бриллиантом!"

В зрелом возрасте притягательная внешность и аристократизм поведения восхищали окружающих, давая повод называть его "барственным Головиным", каким он предстает на "Автопортрете" 1912 года.


Image Hosted by PiXS.ru
А.Головин. Автопортрет. 1912


"Красавец собой, прекрасно сложенный, с благородным лицом английского лорда, бритый, но со светло-русыми усами и красиво падающей на лоб прядью волос, с тревожными, нервными глазами, изысканными манерами и совсем особой, приятной порывистой речью, с намеками и недосказами, всегда талантливой и увлекательной", —

вспоминал о Головине князь С.А. Щербатов.

В.В. Теляковскому, сыну директора Конторы Императорских театров и своему младшему другу, он запомнился "слегка надушенным, почти всегда в темно-синем костюме, с галстуком „бабочкой“, с платочком в боковом нагрудном кармане.

<…> Сдержанный, всегда вежливый со всеми, от мала до велика, он никогда не терял самообладания, — даже когда был сильно расстроен. Человек изысканный, он обладал на редкость тонким вкусом и широтой взглядов".



Портрет А. Головина. 1916. Фото М. А. Шерлин


Головин, как вспоминали в его окружении, "чрезвычайно нравился женщинам. Они перед ним распускали крылья своих очарований и вдохновляли его в творчестве".

Несмотря на обширность театральных, литературных и художественных знакомств, Головин оставался для всех закрытой личностью, словно "застегнутой на все пуговицы".

Его закрытость, отчужденность порой способствовали сложению репутации "человека исключительно своеобразного", затворника, редко спускавшегося из мастерской под потолком Мариинского театра.

Из наблюдений современника:

"Головин вел странный, замкнутый образ жизни. О частной его жизни никто ничего не знал. Он куда-то исчезал неделями, не давая адреса, и, возвращаясь находил груду телеграмм и писем из театральной конторы, в пыли, под своей дверью. Не любил он посещать людей и избегал контакта с художниками".


Эту закрытость, порой нелюдимость, отмечали многие. Более того, Головин, "спрятанный в себе человек", страдал большой мнительностью и даже в некоторой степени манией преследования.


Image Hosted by PiXS.ru
А. Головин. Автопортрет на фоне красного платка.
1919


Мало кто догадывался о его слабости – любви к конфетам, которые он всегда носил с собой в кармане. Только хорошие друзья, становившиеся гостями дома, знали об его увлечении - разведении цветов.

Головин на протяжении жизни выращивал их у себя в садах — сначала на даче в Волосове под Петербургом, затем — в Царском селе, куда переехал в 1913 году. Для колористического богатства клумб Головин специально выписывал из цветочных магазинов Голландии луковицы тюльпанов, семена люпинов, саженцы роз.

Лишь немногие были допущены художником в мир его "милых странностей и детской чистоты души", в мир его глубинных чувств и переживаний. Только близкие знали о том, что он чувствует себя "гонимым и очень одиноким".

В числе тех, избранных близких людей, оказался и Э.Ф. Голлербах, первый биограф художника. Очарованный искренностью и утонченностью натуры Головина, он написал поэтическое "посвящение" мастеру:

Какой восторженный и нежный гений
Владеет кистью Вашею, когда
Причудливых и радужных видений
Пред Вами возникает череда?.. <…>

Года идут. Ваш образ все светлее
И, постигая Вас наедине,
Я узнаю в Обломове Орфея,
Тоскующего по иной стране…

Неизменная любовь Головина к красоте выразились в полной мере во всех его произведениях.

Его искусство – это пленительное мечтание о прошлом, нежная элегия и чудесные фантазии, где подлинное нераздельно сливается с вымыслом, где воплощенные его кистью образы дышат изяществом и грацией.


Image Hosted by PiXS.ru
Берег Волги. 1916
Эскизы декораций к драме А.Н. Островского "Гроза"
Картон, темпера. 70 x 104 см
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва


Image Hosted by PiXS.ru
В парке
Картон, гуашь
Самарский областной художественный музей


Image Hosted by PiXS.ru
На островах
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Image Hosted by PiXS.ru
Розы и фарфор. 1910-е
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Image Hosted by PiXS.ru
Фарфор и цветы. 1915
Фанера, пастель, темпера. 86 x 73 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Image Hosted by PiXS.ru
Финская девушка. 1908
Картон, клеевая краска, пастель. 96 x 70 см
Государственный Музей искусств Узбекистана, Ташкент


Image Hosted by PiXS.ru
Портрет певицы Валентины Ивановны Кузы (?). 1900-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Image Hosted by PiXS.ru
Портрет балерины Елены Александровны Смирновой. 1910
Холст, темпера, пастель. 103 x 104 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Серия сообщений "Автопортрет":
Часть 1 - Европейские мастера в автопортретах
Часть 2 - Жан Оноре Фрагонар .... Пьер Огюст Ренуар Автопортрет в белой шляпе
...
Часть 26 - Французская художница и мемуарист, мастер портретной и пейзажной живописи, несколько лет работавшая при русском дворе, Мари Элизабет-Луиза Виже-Лебрён
Часть 27 - Анри Руссо Портрет- пейзаж (Автопортрет)
Часть 28 - Александр Головин - поэт и денди Серебряного века. Ко дню рождения художника...
Часть 29 - Эдгар Дега Автопортрет. Приветствие
Часть 30 - "Автопортрет". Национальная Портретная Галерея, Лондон. часть 1.
...
Часть 42 - &#201;lisabeth Vig&#233;e-Lebrun (French, 1755-1842).
Часть 43 - Познать себя: 10 самых известных автопортретов
Часть 44 - Mary Beale (English, 1632-1697)

Рубрики:  живопись/Портрет
живопись/Женский образ в живописи
живопись/natural world
Культура, искусство, история
Художник
Художественная галерея
Дневники/Воспоминания
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 9 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 13:13 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
АНТОНИНА_МАТВЕЕВНА   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 17:15 (ссылка)
Ada_Peters,
Неизменная любовь Головина к красоте выразились в полной мере во всех его произведениях.
Ответить С цитатой В цитатник
флора-2014   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 21:35 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Откровения_Красоты   обратиться по имени Воскресенье, 18 Июня 2017 г. 22:40 (ссылка)
Спасибо, Адочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку