-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ada_Peters

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2012
Записей: 32298
Комментариев: 23504
Написано: 58318


«Ты любишь искренно и пламенно, а я — / Я на тебя гляжу с досадою ревнивой»

Суббота, 10 Июня 2017 г. 18:36 + в цитатник



«Ты любишь искренно и пламенно, а я —
/ Я на тебя гляжу с досадою ревнивой»


Фёдор Иванович Тютчев, поэт, дипломат, член-корреспондент Академии Наук и тайный советник, был популярен у женщин до конца жизни.

Когда ему было 47 лет он повстречал 24-летнюю девушку, без пяти минут выпускницу Смольного института Елену Денисьеву.

Для всех любителей русской поэзии XIX века эта фамилия связана с тютчевским Денисьевским циклом. Судьба поэта в разрезе этих отношений не так интересна и не столь известна нежели трагичная судьба девушки.


Image Hosted by PiXS.ru

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?

Всё темней, темнее над землею —
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

«Накануне 4 августа 1864 года»,
Фёдор Тютчев, 3 августа 1865


Судьба свела Елену с Фёдором очень интересным путём. К моменту знакомства Елена Александровна находилась под опекой своё тётки Анны Дмитриевны.

Та работала в Смольном инспектрисой. Семью Елене Александровне пришлось покинуть из-за ссор с мачихой и отцом. Итак, она попала в Петербург в юном возрасте. С отрочества она посещала балы и светские рауты.

От природы умна и проницательна, она быстро влилась в общество и собирала вокруг себя поклонников.



Фёдор Тютчев. Фото С. Левицкого (1856)


Тютчев и Денисьева познакомились во второй половине 40-х годов. Фёдор Иванович навещал двух своих старших дочерей, которые также учились в Смольном. К концу 40-х чувства поэта и воспитанницы Смольного окончательно сформировались.

День объяснения — 15 июля 1850 года — стал для Тютчева и Денисьевой важнейшей вехой.

Тютчев был женат во второй раз, что делало вдвойне неприличными их с Еленой отношения. Первая причина — он годился ей в отцы. Ей было 24, ему 47.



Елена Денисьева


Перед самым выпускным и придворными назначениями выяснилось, что воспитанница Смольного ожидает ребёнка. Тётушку, Анну Дмитриевну, уволили и назначили пенсию. От Елены отказались почти все родственники и знакомые, перед ней демонстративно закрывали двери, говорят, что отец и вовсе проклял дочь.

И что самое интересное, только Анна Дмитриевна, также пострадавшая от случившегося, не отказалась от племянницы. Они поселились вместе. Долгие годы отверженных обществом женщин навещала классная дама из Смольного Варвара Арсентьевна Белокурова.



Денисьева с дочерью 1862—1863


Несмотря на всё это Елена не ушла от любимого. Порицаемые отношения просуществовали 14 лет, до самой смерти Елены Александровны. Она успела родить Тютчеву троих детей, а он, с позволения законной жены, дал им свою фамилию.

Отношения же в этой неофициальной паре вовсе не были безоблачными. Измученная Елена Александровна могла закатить возлюбленному сцену, но не могла от него отказаться. И он, не взирая на эти сцены, тоже не мыслил жизни без нее.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!
>

Елена Денисьева скончалась от чахотки 4 августа 1864 года, ей было 37 лет. Вскоре от чахотки же умерли старшая дочь, тоже Елена, и младший сын Николай, которому было неполных три года.

Только Фёдор Фёдорович, средний ребёнок, выжил и прожил долгую жизнь.

Елене посвящён самый пронзительный цикл стихотворений Тютчева, «денисьевский цикл».

«О как убийственно мы любим…», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Чему молилась ты с любовью…», «Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь» и другие произведения.



Тютчев 1860—1861


Одно из этих стихотворений описывает предсмертный час Елены Александровный, положившей на алтарь любви буквально всё:

Весь день она лежала в забытьи —
И всю её уж тени покрывали —
Лил тёплый, летний дождь —его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она —
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О, как всё это я любила!»

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому ещё не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
>



Тютчев. «Весь день она лежала в забытьи».
Автограф. 1864


Образ лирической героини денисьевского цикла с годами менялся, однако неизменным оставалось то бездонное чувство, которое она несла в себе:

«Ты любишь искренно и пламенно, а я —
/ Я на тебя гляжу с досадою ревнивой».
>

Поэт сравнивал возлюбленную с непокорной волной, которая ничего не боится:

«Будь же ты в стихии бурной
/ То угрюма, то светла, /
Но в ночи твоей лазурной /
Сбереги, что ты взяла».
>

Литературоведы сравнивали денисьевский цикл с «Анной Карениной», видя в стихах Тютчева «живой протест против лицемерия и жестокости моральных законов общества».

Через год после смерти Елены Александровны, Фёдор Иванович отметил 15 лет с момента их признания в любви:

«Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
/ С того блаженно-рокового дня,
/ Как душу всю свою она вдохнула,
/ Как всю себя перелила в меня»
>


Сергей Алумов


.

Серия сообщений "Тютчев Федор Иванович":
Часть 1 - ~ Ф.И. Тютчев: фрагменты из жизни великого поэта и дипломата ~~
Часть 2 - ~ Ф.И. Тютчев в воспоминаниях современников ~
...
Часть 40 - В буйной слепоте страстей ~~ Федор Тютчев
Часть 41 - Неизвестный Федор Тютчев: бунтарь, вундеркинд, острослов и «почти иностранец»
Часть 42 - «Ты любишь искренно и пламенно, а я — / Я на тебя гляжу с досадою ревнивой»
Часть 43 - Федор Тютчев, каким вы его не знали

Рубрики:  Культура, искусство, история /Статьи / Документ
Писатели - поэты - жизнь и судьба
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 12 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку