Поль Сезанн.
Портрет Амбруаза Волларда.
1899г
Воллар попросил Поля написать его портрет. Первый же сеанс закончился некоторым происшествием. В своей мастерской на улице Эжезип-Моро Сезанн соорудил помост — ящик, установленный на четырех шатких подпорках, а на нем стул.
Портрет Амбруаза Волларда. 1899г
Холст, масло 100x81 cm.
Musée de la Ville de Paris, Musée Carnavalet, Paris,
France.
«Вам нисколько не грозит опасность упасть, мсье Воллар, — сказал Поль, — если, конечно, вы будете сохранять равновесие. Впрочем, когда позируют, то незачем двигаться».
Вследствие полной неподвижности, которой требовал Сезанн, Воллар задремал, склонил голову, потерял равновесие и свалился с возвышения на пол. Поль был в ярости: «Несчастный! Вы испортили позу! Я же вам говорил, что вы должны быть, как яблоко. Ведь яблоко не двигается!»
С этого дня перед позированием Воллар выпивал чашку черного кофе. Если и после этого он начинал клевать носом, то Сезанн бросал на него такой взгляд, что Воллар снова тотчас же застывал в нужной позе.
Сеанс продолжался с восьми и до половины двенадцатого утра. После полудня Поль копировал старых мастеров в Лувре или Трокадеро. Он рано ложился, но ночью часто вставал, чтобы посмотреть на небо и определить, каким будет на следующее утро освещение.
Воллар писал, что Сезанн работал очень гибкими кистями, типа хорьковых или куньих, и после каждого мазка окунал их в фарбтигель со скипидаром. Сколько бы кистей у него ни было, он пачкал их все во время сеанса и сильно измазывался сам.
От всякого рода помех — перемены позы моделью, болтовни, внезапного изменения света или погоды, при шуме грузового подъемника, который он называл «молотобойной фабрикой», или собачьем лае с улицы — Сезанн мигом терял настроение и бросал работу.
Однажды, описывает Воллар, он в гневе разрезал подвернувшуюся под руку картину на куски. Причиной гнева послужило то, что служанка вынесла из мастерской старый пыльный ковер с целью его выколотить, Сезанн объяснил, что отсутствие в поле зрения пятна, которое образовывал ковер, столь для него нетерпимо, что он не может продолжать работу.
«Когда я работаю, мне необходим покой».
Когда портрет был в основном готов, Сезанн заявил, что ему нравится, как написан перед рубашки, но после ста пятнадцати сеансов он уехал в Экс, попросив Воллара не уносить из мастерской одежду, в которой тот позировал.
Вскоре эту одежду сожрали крысы.
Линдсей Джек "ПОЛЬ СЕЗАНН"
.
Серия сообщений "музей д’Орсе ":
Часть 1 - Musée d’Orsay - Третий по популярности музей Парижа и десятый — в мире.
Часть 2 - музей изобразительных и прикладных искусств
...
Часть 17 - Шарль-Франсуа Добиньи (1817–1878)
Часть 18 - Импрессионизм
Часть 19 - Поль Сезанн. Портрет Амбруаза Волларда. 1899г
Часть 20 - Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Фредерик Базиль
Часть 21 - Эдгар Дега, Гюстав Кайботт, Берта Моризо, Мэри Кассат
...
Часть 26 - Пьер Пюви де Шаванн (1824–1898)
Часть 27 - Символизм Гюстав Моро (1826–1898), Эжен Каррьер (1849–1906), Одилон Редон (1840–1916)
Часть 28 - «Скульптор Империи» - Жан-Батист Карпо в музее Орсе