-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ada_Peters

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2012
Записей: 32298
Комментариев: 23504
Написано: 58318


«Завтрак»

Вторник, 07 Января 2014 г. 18:23 + в цитатник





испанская живопись XVI—XVII веков


1599-1660

часть 3 Эрмитаж - Веласкес, Диего - Завтрак


Вершиной испанской живописи XVII столетия явилось творчество Диего Веласкеса. Он родился и вырос в Севилье. Его первые произведения — к ним принадлежит и эрмитажный «Завтрак» — написаны в этом городе.

В начале XVII века Севилья славилась как один из самых богатых и оживленных центров Испании. Здесь быстро находили отклик новые веяния в искусстве.

Севилья, главный город провинции Андалузии, расположенный на берегу многоводного Гвадалквивира, окруженный апельсиновыми рощами, цветущими полями и садами, была шумным торгово-ремесленным центром.

Архитектурный облик города, в котором мавританский стиль (наследие бывших хозяев Андалузии — арабов) переплетался со средневековой готикой, своеобразной архитектурой испанского Возрождения, образовывал причудливую картину.

Живописные базары и сады, кварталы, населенные пестрой нищетой бродяг и воров, шумные торговые набережные, залитые солнцем, дворцы и полумрак храмов служили как бы фоном для живой, подвижной и предприимчивой толпы.

В ярких сценках, происходивших на городских рынках и в кабаках, лавчонках и переулках, черпали севильские художники на протяжении всего XVII века темы для своих жанровых композиций. Недаром большинство художников-реалистов Испании этого столетия — выходцы из Севильи.

Учитель Веласкеса, Франсиско Пачеко, ученый и гуманист, живописец, гравер, автор книг по истории и теории искусства, принадлежал к кругу наиболее просвещенных людей своего времени. Он дал Веласкесу не только хорошую профессиональную подготовку, но и воспитал в нем широту взглядов и интересов.

Сам Пачеко был последователем художников-маньеристов. Это было художественное течение, изысканно-утонченное, беспокойное и условное по своему содержанию. Но Веласкес не пошел по стопам учителя. Худосочное и далекое от жизни искусство маньеристов было чуждо ему. С самого начала он выступает как реалист.

В своих ранних работах Веласкес выступает как представитель реализма, хотя еще наивного и грубого. Художник еще не раскрывает духовную жизнь человека, сложность и богатство его характера, разнообразие его чувств и стремлений.

Жизненная правда понимается им в искусстве только как противоположность изысканной и отвлеченной красивости маньеризма. Поэтому его живопись, естественно, еще тускла и бедна. Образы грубы, лишены подлинной внутренней жизни и движения.

Основное для молодого Веласкеса — преодоление лжи и фальши искусства маньеристов.

В своей борьбе с традициями маньеризма Веласкес следует приемам итальянского художника конца XVI — начала XVII века Караваджо.

Веласкес не был бы великим мастером, если бы остановился на этой ступени своего творческого развития. Значение его в том, что он оказался одним из тех художников, которые возглавили следующий и решающий шаг в развитии реализма после Караваджо.

Веласкес преодолел внутреннюю неподвижность образа, грубоватость его и то отсутствие глубокого понимания характера изображенного человека, которое отличает раннюю ступень реализма XVII века.

Он сумел увидеть не только выразительность внешнего облика человека, но и почувствовать сложность его внутреннего мира, т. е. его подлинного характера. Больше того, он сумел передать характер человека посредством едва уловимых особенностей его внешнего облика.

Веласкес сумел также показать красоту и многообразие народной жизни своего времени, он придал жанру иное, гораздо более высокое значение.

Но Веласкес не сразу пришел к решению всех этих задач. Это было делом всей жизни художника.



.

Серия сообщений "Шедевры Эрмитажа. Старые мастера":
Часть 1 - ЖАН-ОНОРЕ ФРАГОНАР 1732-1806 Поцелуй украдкой
Часть 2 - КЛОД ЛОРРЕН (Желле) 1600-1682 Утро
...
Часть 10 - Меценат представляет императору Августу свободные искусства
Часть 11 - Апостолы Петр и Павел
Часть 12 - «Завтрак»
Часть 13 - Отрочество Богоматери
Часть 14 - Доменико Эль Греко «Портрет поэта Алонсо де Эрсилья-и-Суньига»
...
Часть 32 - Портрет чужой, но лицо-то — моё!
Часть 33 - ФРАНС ХАЛЬС Мужской портрет
Часть 34 - ЯКОБ ИОРДАНС 1593-1678 Бобовый король

Метки: