-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в abelino

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.06.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 205


Без заголовка

Среда, 09 Сентября 2009 г. 17:10 + в цитатник

Блог Василия Владимирского был опубликован в ЖЖ, но думаю, что посетителям li тоже будет интересен этот обзор. Перепечатка без купюр:

 
Осенью 2008 года, когда всемирный финансовый кризис докатился наконец и до России, в околофантастическом сообществе разразилась дискуссия: пойдут ли грядущие потрясения на пользу литературе? Станет ли кризис той очистительной бурей,которая сметет с прилавков романы, выпущенные исключительно для расширения ассортимента, или же он окончательно перекроет дорогу нестандартным, неформатным текстам?



Сегодня, год спустя, можно смело сказать: кризис почти не изменил картину,сложившуюся на книжном рынке - по крайней мере, в секторе жанровой прозы. Согласно номинационному списку премии фестиваля "Звездный мост", за последние двенадцать месяцев вышло 115 дебютных книг русскоязычных фантастов.
Для сравнения: в прошлом сезоне организаторы "ЗМ" насчитали всего
сотню дебютов. Даже традиционный летний спад не повлиял на поток новинок,
так что вернувшимся из летних отпусков любителям фантастики найдется чем
утолить свой сенсорный голод.



По-прежнему на высоте остаются авторы "четвертой волны советской фантастики". Пишут они, к сожалению, сравнительно мало, но практически каждое их крупное произведение вызывает в фэндоме настоящий ажиотаж. Этот факт в очередной раз подтвердил Евгений Лукин, чья повесть " С нами бот", вошедшая в одноименную книгу, собрала уже шесть литературных премий. Автор рисует непривлекательный, но выпуклый портрет главного героя, случайно ставшего обладателем продукта высоких технологий - "бота", позволяющего вести общение с окружающими, что называется,на автомате. Пока тупая железяка, взявшая управление над речевым центром,препирается с женой, поддакивает начальнику или отвечает на идиотские вопросы тещи, сам хозяин "бота" может спокойно читать книгу,смотреть кино или играть в компьютерную игру. Эта новая форма эскапизма, бегства от действительности, приносит неожиданные плоды: персонаж повести, которого до последнего времени считали чудаком, типом "не от мира сего", начинает вдруг бодро продвигаться по карьерной лестнице,находит новую роскошную подругу и становится душой компании. Хороший повод задуматься: часто ли та деятельность, которую мы по укоренившейся привычке считаем сознательной, и впрямь осознана, отрефлексирована человеком? Что же касается главного героя, то он охотно отгораживается от мира маской рубахи-парня, с удовольствием перечитывая Толстого и Салтыкова-Щедрина, пока его тело, управляемое "ботом", триумфально движется по жизни...


След в след за авторами "четвертой волны" идут писатели, чьи литературные дебюты пришлись на 1990-е годы. Российский "фантаст № 1" "ночной дозорный" Сергей Лукьяненко в романе "Недотепа" попытался вернуться к истокам - а именно к детско-юношеской литературе, с которой когда-то начинал свою карьеру. Юный со-герцог Трикс Солье, родители которого пали жертвой коварной интриги, а трон был захвачен предателем, странствует по миру в надежде отомстить узурпатору и вернуть свои владения. Традиционные пути (стать великим воином, вызвать противника на дуэль и разделать его под орех; заработать миллионы, выкупить свои земли, а врагов сгноить в долговой яме) Триксу явно не подходят. Во-первых, слишком долго: пока научишься как следует махать мечом или соберешь капитал, пройдут годы. Во-вторых, у последнего
со-герцога Солье нет таланта ни к коммерции, ни к ратной службе. Разумеется, остается только одно: стать магом и добиться справедливости при помощи чар... Лукьяненко азартно пародирует фэнтезийные штампы, наполняет текст скрытыми и явными цитатами, и вообще прекрасно чувствует себя в амплуа автора подростковой фантастики. Стоит отметить, что книга вышла сразу в трех изданиях - причем одно из них проиллюстрировано Евгенией Стерлиговой, классиком советской книжной графики, на протяжении десятилетий оформлявшей повести и романы Владислава Крапивина.



Разумеется, не Лукьяненко единым жива наша фантастика. Новый роман Марины и Сергея Дяченко "Цифровой" формально является продолжением их книги " Vita Nostra", ставшей главным событием в жанровой литературе 2007 года. Впрочем, сюжетных пересечений тут практически нет, связь между книгами скорее ассоциативная. Если в "Vita Nostra" киевский дуэт рассказывал о механизме превращения живых людей в звуки Высшей речи, абстрактные понятия, необходимые для гармонизации Вселенной, то в новом произведении мы видим прямо противоположную картину. Старшеклассник Арсен, виртуозный геймер, звезда онлайн-игр, постепенно осознает, что действия, совершенные "в виртуальности", могут иметь вполне реальный резонанс. Граница между мирами по ту сторону монитора и по эту призрачна, информационные потоки омывают нас со всех сторон - с экрана телевизора, со страниц газет, из глубин персональных блогов... Для человека, в полной мере осознавшего это, выбор невелик: либо стать "цифровым", полновластным повелителем стихии, усилием воли перекраивающим структуру пространства-времени, либо смириться с ролью вечной игрушки в чужих руках. При этом плата за всемогущество непомерно велика: властелин Вселенной обречен на вечное одиночество, отсутствие равных, тех, с кем можно вести полноценный диалог. Да полно, в человеческих ли силах нести это бремя?..


Одна из главных проблем современной отечественной фантастики - отсутствие преемственности. Если поколение девяностых еще отчасти следовало традициям советских классиков жанра, то авторы, дебютировавшие на переломе веков, ориентировались уже на западные образцы, от Гарри Гаррисона до Роджера Желязны, у нас выходивших преимущественно в любительских переводах. Ну, а те, кто пришел в литературу в середине 2000-х, писать романы просто боятся, ограничиваясь по большей части яркими, изящными рассказами и повестями. Единственный прирожденный романист этого поколения - Ольга Онойко, лауреат "Дебюта" и "Еврокона". Четвертый ее опубликованный роман отличается сложной структурой, точностью психологических портретов и детально проработанной картиной мира. Книгу "Дети немилости" можно отнести к жанру технофэнтези: магические практики и титуалы используются здесь для инициации ядерного синтеза, управления самодвижущимися повозками, самолетами и прочей вполне узнаваемой машинерии. Основа конфликта, впрочем, вполне фэнтезийная: миром, в котором происходит действие романа, правит богиня изначального хаоса, использующая отдельных людей и целые культуры в качестве шахматных фигурок. Раз в несколько столетий, когда магия достигает наибольшего расцвета, на политической карте появляются две противостоящие силы: Королевство Бездны и Королевство Выси. И как ни вертись, какие обходные маневры не предпринимай, в конечном счете они непременно развяжут взаимоистребительную войну, в результате которой один из цивилизационных центров падет, а другой будет беспрепятственно распространять свое влияние вплоть до следующего общемирового кризиса... Герои Онойко, как водится, бросают вызов неумолимой судьбе - и им почти удается обмануть предопределение. Как справедливо отметил московский критик Сергей Шикарев, если писательница будет и дальше продолжать в том же духе, когда-нибудь она вполне сможет занять место "второго Сергея Лукьяненко".



Не сидели сложа руки и авторы околофантастического нон-фикшна. Хотя выход картины Федора
Бондарчука
"Обитаемый остров" по одноименной повести братьев Стругацких, мягко говоря, не стал триумфом российского НФ-кинематографа, свою позитивную роль этот фильм сыграл: в свет продолжают выходить книги, так или иначе связанные с жизнью и творчеством АБС. В августе на полках книжных магазинов появилось сразу две таких работы: " Неизвестные Стругацкие. Письма. Рабочие дневники. 1963-1966 гг." (составители С. Бондаренко, В. Курильский) и " Интервью длиною в годы"(составитель С. Бондаренко). Стругацкие, вероятно, навсегда останутся центральными фигурами в истории советской фантастики, их биография служит cвоеобразным зеркалом, в котором отразились все взлеты и падения НФ шестидесятых-восьмидесятых. До недавнего времени информация о многочисленных жарких спорах, в которых участвовали братья-фантасты, о подковерных интригах, в которые они так или иначе были втянуты, оставалась достоянием достаточно узкого круга знатоков. Сегодня материал для анализа доступен широкой публике - для поклонника фантастики со стажем это не менее захватывающее чтение, чем иной авантюрный роман. Кстати сказать, третий том "Дневников и писем" уже полностью подготовлен к печати и составители не собираются на этом останавливаться.



Наступает осень, а с ней и очередная Московская Книжная Ярмарка, на которой издатели традиционно представляют самые любопытные свои проекты. Проанонсировано несколько многообещающих фантастических новинок, некоторые из них со дня на день появятся в продаже. Очищающей бури так и не произошло, но и особого повода для уныния тоже нет: при том объеме книжной продукции, которая выпускается сегодня, каждый найдет себе новинку по душе. Если, конечно, возьмет на себя труд как следует поискать и не задохнется под грудами заведомой макулатуры.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку