Танго пришло в СССР в конце 20-х годов прошлого столетия, в ту пору, когда железный занавес ещё не был задраен наглухо: иногда приезжали западные эстрадные оркестры, выпускались пластинки с популярными в Европе фокстротами и танго.
Советская публика в те времена была активно поющей и танцующей, модные западные мелодии типа «Кумпарситы» были востребованы на всех парковых танцплощадках и домашних вечеринках с патефонами.
Танцевали танго у нас по-простому, без аргентинских вывертов, но любили его от души. Поэтому многочисленные советские джаз-банды и эстрадные оркестры шли навстречу публике и заказывали композиторам песни в этом жанре.
Образ довоенного танго, каким мы его знаем, обязательно включает в себя, во-первых, особый, чуть сипловатый звук патефонной пластинки на 78 оборотов, и, во-вторых, сочетание аккордеонов и скрипок. Тромбоны, кларнеты, саксофоны – всё это могло быть или не быть в оркестровом сопровождении, но аккордеон был необходимым атрибутом танго.
В этих песнях и текст был всегда особый, с некоторым налётом изящной салонности и томной печали. Но, самое главное – советское танго совершенно невозможно без характерного вокала — высокого и мягкого, немного женственного тенора. Все патефонные звёзды той поры пели такими голосами.
Собственно, и среди наших оперных звёзд именно лирические тенора в те годы вызывали особый ажиотаж: Собинов, Козловский, Лемешев. Такой тогда был стандарт вокала.
Довоенное танго и сегодня никого не оставляет равнодушным. Самые известные и любимые советские танго в исполнении популярнейших певцов довоенного времени.
В 1938 году пианист-самоучка Ефим Розенфельд создал в Москве семейный (с братьями и сестрой) «Джаз-аккордеон ансамбль». Он сам писал для него репертуар, и особенно прославился двумя своими песнями в жанре танго. Первая из них — «Счастье моё» на стихи Георгия Намлегина.
Счастье моё я нашёл в нашей дружбе с тобой,
Всё для тебя, и любовь, и мечты.
Счастье моё — это радость цветенья весной,
Всё это ты, моя любимая, всё ты.
На другой стороне той же пластинки Розенфельд записал ещё одну свою песню-танго – «Люблю» на стихи Николая Венгерского.
Вдыхая розы аромат,
Тенистый вспоминаю сад,
И слово нежное «люблю»,
Что вы сказали мне тогда.
Зажгли вы вдруг во мне любовь,
Ушли и не вернулись вновь,
Но слово нежное «люблю»
Я не забуду никогда.
Моя любовь — не струйка дыма,
Что тает вдруг в сиянье дня.
Но вы прошли с улыбкой мимо
И не заметили меня.
Вам возвращая ваш портрет,
Я о любви вас не молю;
В моем письме упрека нет,
Я вас по-прежнему люблю.
Эту песню Розенфельд попросил исполнить для записи на грампластинку своего знакомого – Георгия Виноградова, солиста Всесоюзного радио, академического, между прочим, певца. Пластинка имела необыкновенный успех и побила все рекорды тиражей. После этого Виноградов перешёл в лёгкий жанр и стал популярнейшим эстрадным певцом в СССР.
Автор музыки и исполнитель танго «Осень» – ещё один проникновенный лирический тенор, эстрадный кумир 30-40-х годов Вадим Козин. Он начинал с цыганских романсов (его мать была из хоровой цыганской династии Ильинских-Санкиных), а потом стал исполнять свои собственные песни. Одна их них на стихи Елизаветы Белгородской, которая тоже была певицей.
Осень, прозрачное утро,
Небо как будто в тумане,
Даль из тонов перламутра,
Солнце холодное раннее.
Не уходи, тебя я умоляю,
Слова любви стократ я повторю.
Пусть осень у дверей, я это твёрдо знаю,
Но все ж не уходи, тебе я говорю.
Наш уголок нам никогда не тесен,
Когда ты в нём, то в нём цветёт весна.
Не уходи, ещё не спето столько песен,
Ещё звенит в гитаре каждая струна.
Танго «Тайна» из репертуара Леонида Утесова. Он записал его на пластинку со своим джаз-оркестром в 1938 году. Музыку песни сочинил Владимир Сидоров (он работал аккомпаниатором Вадима Козина), а стихи – Носон-Нохим Абрамович Френкель (Д`Актиль Анатолий Адольфович), известный в СССР поэт-песенник.
Для того, кто любит,
Трудных нет загадок,
Для того, кто любит,
Все они просты.
У меня есть сердце,
А у сердца — песня,
А у песни — тайна,
Тайна — это ты.
Те же аккордеоны и рвущие душу скрипки. Но на этот раз не тенор, а высокий утёсовский баритон.
«Сердце», известная песня из довоенного фильма «Весёлые ребята» (1934 год) – единственное танго того времени с мажорным припевом. Автор музыки – Исаак Дунаевский, певец социалистического счастья, слова написал Василий Лебедев-Кумач.
Леонид Утёсов пел эту песню до старости и записывал в разнообразных аранжировках.
Другие популярнейшие советские танго — «Утомлённое солнце» и «Мне бесконечно жаль» написаны на Западе.