Футуризм - радикальная революция: Италия-Россия. Каталог выставки к 100-летию художественного движения в ГМИИ им. А.С. Пушкина / Futurismo - rivoluzione radicale: Italia-Russia. Centinario del movimento artistico. Редакторы Ирина Антонова, Владислав Петров, Кира Искольдская. Москва, Издательство «Красная площадь», 2008 г. - 304 стр., илл. Тираж 3000 экз.
В нашем понимании итальянский футуризм представляется хорошо известными именами художников: Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Феличе Казорати, Ахилл Фуни... И кажется всё. Однако в Италии футуристов было великое множество, приблизительно столько, сколько в России было передвижников. Не все футуристы, конечно, были знаменитыми. Но в Италии и в Европе их знают, любят и ценят. С некоторыми из них сейчас мы и постараемся познакомиться. Не с передвижниками. Передвижников вы все хорошо знаете. С неизвестными итальянскими художниками-футуристами.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИСТ МАРИО СИРОНИ (1885-1961)
Марио Сирони в своей студии в Милане. Фотография 1930-х гг.
Во время Второй мировой войны Марио Сирони не прекращает свою активную деятельность. Между 1941 и 1942 гг. он сделал несколько набросков для манифеста к Всемирной выставке в Риме, которая должна была состояться в 1942 г., но не состоялась из-за войны; по этому случаю Сирони было поручено спроектировать монументальное панно для Дворца вооруженных сил. В этот период он принимает участие в нескольких групповых выставках в Кортине д'Ампеццо, Генуе, Флоренции, Венеции и Милане. В 1943 г. в Милане он выставил двенадцать темпер, которые он сам определил как «фрагменты настенных росписей». Во время войны Сирони возобновил занятия живописью на мольберте, где его уже известные темы - городские пейзажи, газгольдеры, обнаженные фигуры, горы, были подвержены влиянию метафизики с мощным пастообразным слоем красок. В 1944 г. в серии «Итальянские современные художники и скульпторы» в издании «Конкилья» Лучано Анчески опубликовал монографию о Сирони. В 1945 г. после Апрельского миланского восстания, организованного итальянским Сопротивлением, вся Северная Италия была освобождена от фашистов, Сирони переехал и уединился в небольшом городке Донго недалеко от Милана.
Несмотря на горечь краха его гражданских и политических идеалов, после окончания войны Марио Сирони в 1946 г. возобновил свою деятельность. В этот период в освобожденной Европе состоялись многочисленные художественные выставки, в которых Сирони активно участвовал. В Милане состоялась его персональная выставка. Состоялись коллективные выставки в Венеции, I Средиземноморская биеннале в Палермо и групповая выставка в Комо Вместе с Карло Карра, Феличе Казорати, Де Града и Марготти он основал Национальную биеннале искусства в Имоле. В этот период Сирони пишет в основном темперой - техникой, которую он находит наиболее подходящей в том смысле, что она больше похожа на фреску. Картины этих лет отражают новую концепцию пространства, созревшую благодаря его опыту монументальной живописи и сценографии. Композиции разделены на несколько частей и сюжетных линий, взятых из монументальной системы. В 1947 г., помимо участия в различных выставках за рубежом, он нарисовал более тридцати иллюстраций к поэме «Хвала Христу» итальянского поэта XIII века Якопоне да Тодди.
Этюд к барельефу для Дворца печати газеты «Народ Италии» (Studio per il bassorilievo del Palazzo del Popolo d’Italia).
1940 г. Коллекция студии Пауля Николлса, Милан.
Лица (Volti). 1941 г. Бумага, темпера. 29х39 см. Частное собрание.
Плакат художников Владислава Рыхлова-Правдина (1911-1979) и Зои Рыхловой-Правдиной (1911-1980-е). СССР, 1949 г.
Фрагмент стенной росписи (Frammento murale). 1939-1940 гг.
Бумага, мало, темпера. 72х56 см.
Фигура. Этюд для фрески (Figura. Studio per affresco). 1940 г.
Голова монаха (Monk's Head). 1940 г. Холст, масло, гипс. 47x38,8x3,2 см.
Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), США.
Голова (Testa). 1941 г. Бумага, темпера. 67x38 см. Частное собрание.
Три тотемные фигурки (I tre Totem). 1940-1949 гг. Холст, масло. 24,6x37,5 см. Частное собрание.
Композиция с обнажённой фигурой. 1935-1939 гг. Холст, масло. 90x130 см. Частное собрание.
Двойная фигура (Doppia figura). 1940-1960 гг. Картон, темпера. 59,8х72 см.
Обнаженная, вид со спины (Nudo di schiena). 1942 г. Картон на холсте, масло. 88х61 см.
Частное собрание.
Фигура для композиции (Figure avec une composition). 1943 г. Холст, масло. 60х50 см.
Лежащая женщина (Donna sdraiata). 1944 г. Холст, масло, 37x28 см. Частное собрание.
Обнаженная под деревом. 1944 г. Бумага на холсте, масло. 46,2x60,8 см. Частное собрание.
Милосердие (La carità). 1945 г. Картон, темпера, масло. 66,5х65 см. Частное собрание.
Композиция. 1940-е гг. Холст на картоне, темпера. 32x44 см. Частное собрание.
Три женские фигуры начала сороковых годов. 1940 г. Бумага, темпера. 110х125 см.
Композиция. 1942 г. Холст, масло. 60x68 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 2008 г. за $ 79.600 дол.
Городской пейзаж с манекеном (Paesaggio urbano con manichino). 1942 г.
Затмение (Eclipse). 1942 г. Картон, масло. 58х45 см. Частное собрание.
Архаическая композиция (Composizione arcaica). 1942-1943 гг. Дерево, масло. 50x60 см.
Частное собрание.
Без назвния. 1943 г. Бумага на холсте, масло. 25x40 см. Частное собрание.
Композиция. 1942-1943 гг. Картон, масло. 50x70 см.
Пара со статуями. 1940-е гг.
Персонажи (Personaggi). 1943 г. Холст на картоне, масло. 38,7x44,7 см.
Композиция с кафедральным собором (Composizione con cattedrale). 1943 г. Холст, масло. 117х127 см.
Пейзаж (Landscape). 1943-1944 гг. Холст, масло. 56x71 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 2009 г. за $ 53.600 дол.
Композиция. 1944 г. Холст, масло. 31x36 см. Музей нового и современного искусства
Тренто и Роверето (MART), Италия.
Сложная структура (Zusammensetzung). 1944 г.
Мифологическая композиция (Il mito).
Композиция. 1944 г. Холст, масло. 32,5x57 см. Частное собрание.
Композиция с животными (Сomposizione con animali). 1945 г. Холст, масло. 35х49 см.
Без названия (Обнажённая с зеркалом). 1945 г.
Газгольдер Gasometro. 1943-1944 гг. Холст, масло. 38x51,5 см.
Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Коллоквиум (Colloquio). 1944 г. Холст, масло. 61x71 см. Частное собрание.
Кающаяся (La penitente). 1945 г. Холст, масло. 50х60 см. Музей нового и современного искусства
Тренто и Роверето (MART), Италия.
Марио Сирони. Фотография конца 1940-х гг.
5 июля 1948 г. восемнадцатилетняя дочь Сирони Роксана покончила жизнь самоубийством. Это трагическое событие оставит неизгладимый след в жизни Сирони. Однако он продолжает работать и участвует в Национальной квадриеннале в Риме, на которой он был представлен в двух залах: в одном вместе с футуристами, в другом показаны три работы под названием «Живопись». Он рисует большую картину маслом «Жизнь в море» для столовой теплохода «Эсперия», а в следующем году он выполняет эскиз для гобелена, который будет помещен в гостиную суперлайнера «Конте Бьянкамано». В феврале 1949 г. Сирони провел персональную выставку в Генуе, а в течение года принимал участие в различных групповых выставках в Италии и за рубежом.
Композиция (Composizionе). 1945-1949 гг. Картон, масло. 25,5x16,1 см. Частное собрание.
Призвание (Invocação). 1946 г.
Композиция. 1946 г. Картон на холсте, темпера. 28,8x37,8 см. Частное собрание.
Метафизическая композиция. 1946 г. Картон, масло. 109х89 см. Частное собрание.
Скалы (Scogliera). 1947 г. Холст, масло. 60x70 см. Частное собрание.
Большая композиция с пейзажем (Grande composizione con paesaggio). 1948 г.
Композиция с чёрным конём (Composizione con cavallo nero). 1949 г. Дерево, масло. 63x76 см.
Музей Реголе, Кортина-д'Ампеццо, Италия.
Работа (Il lavoro). 1949 г. Холст, масло. Городская картинная галерея Форли, Коллекция Верзокки.
Работа (Il lavoro). 1940-е гг.
Композиция с лодкой (Сomposizione con barca). 1940-1950 гг. Холст, масло.75х90 см.
Всадник на лошади. Эскиз рельфа (Cavallino e cavaliere). 1949 г. Бумага, темпера. 17,1x22,7 см.
Коллекция студии Пауля Николлса, Милан.
Памятный рельеф М.Сирони королю Италии Виктору Эммануилу III и Муссолини. Открыт в 1932 г.
Марио Сирони. Фотография 1950-х гг.
В 1950 году у Марио Сирони был насыщенный выставочный сезон: «Галерея открытий» (Galleria L'Annunciata) в Милане посвятила ему персональную выставку и совместно с Оттоном Розаи (1895-1957) выставку в «Морской галерее» (Galleria Il Naviglio). Его работы были представлены на нескольких коллективных выставках: «Современное искусство Италии» в Париже, «Футуризм» и «Метафизическая живопись» в Цюрихе, «Антологическая выставка итальянских рисунков с 1900 по 1950 гг.» в Асти, Италия и «Современное итальянское искусство» в Брюсселе. В 1951 г. в Кортина-д'Ампеццо состоялось первое присуждение Парижской премии, промоутером которой и членом жюри Сирони был вместе с Массимо Кампильи (1895-1971). В том же году он принял участие в IX Миланской триеннале с графическими работами и рекламными плакатами, выставленными на выставке графики и рекламы; он присутствует на «Национальной выставке сценографии Джузеппе Верди» в Парме и на «II Биеннале сакрального искусства» в Новаре. В 1952 г. Марко Вальсекки пригласил Сирони провести персональную выставку на Венецианской биеннале. Сирони сначала принимает приглашение, но затем решает не участвовать. Параллельно с Венецианской биеннале «Галерея Каваллино» (Galleria del Cavallino) устраивает выставку его работ с 1922 по 1935 гг. Сирони на выставку разрешение не давал, и по этой причине он подает жалобу на галерею, т.к. выставка будет воспринята как контраргумент Биеннале.
Марио Сирони лично присутствует на всех выставках, как персональных, так и коллективных, в Италии и за рубежом, и некоторые из его работ приобретаются итальянскими и зарубежными галереями и музеями: «Автопортрет» (1913) и «Композиция» (1951) Городской галереей современного искусства Милана, «Обнаженную» (1950-1952) Галереей современного искусства Флоренции, «Сифон» (1915) и «Пять фигур» (1937-1938) лондонской галереей Тейт, «Композицию» (1951) Музеем искусств Толедо, штата Огайо и аналогичная картина Художественной галереей Олбрайт из Буффало.
Картины Сирони этого периода уделяют меньше внимания фигуративности, но постоянно растет интерес художника к предметному миру, настолько, что художник и искусствовед Мишель Тапи (1909-1987), лидер ташизма (от франц. Tache – пятно) вставляет его картины в качестве примеров в свою книгу «Искусство другого рода» (Un art autre). Это было первое признание неформальной послевоенной живописи. На II Биеннале в Сан-Паулу в Бразилии в 1953 г. Сирони представляет цикл из 7 картин, выполненных между 1951 и 1953 гг. Он также экспонируется в Осло, Стокгольме, Риме, Генуе, Флоренции, Остенде. Еще в 1953 г. миланская «Галерея Миллиона» (Galleria del Milione) организует сольные гастроли Сирони по Северной Америке, устраивая его выставки в Бостоне, Сан-Франциско, Колорадо-Спрингс, Уилмингтоне, Манчестере, Балтиморе и Акроне. В 1954 г. он получает от Академии Св. Луки премию Президента Италии Луиджи Эйнауди и Золотую медаль «За заслуги в области образования, культуры и искусства» от Министерства образования. С 1954 г. Сирони начинает сотрудничество по части рекламы с автомобильным концерном ФИАТ в Турине.
Портрет Розы Браун Римольди. 1949 г. Бумага, карандаш. 28x22,6 см.
Музей Реголе, Кортина-д'Ампеццо, Италия.
Женский портрет (Рortrait of a woman). Картон, масло. 33x28 см. Частное собрание.
Три фигуры (Tre Figure). 1950-е гг. Бумага на холсте, эмаль, карандаш. 20,8x29,5 см.
Женская фигура (Figura di donna). 1950 г. Холст, масло. 50х40 см. Частное собрание.
Обнаженная в квадрате.
Всадник на лошади (Cavallo e cavaliere). 1950 г.
Без названия. 1950 г. Бумага на холсте, смешанная техника. 23,5x33 см. Частное собрание.
Композиция с головами и зданиями (Composizione con teste ed edificio). 1950 г.
Пейзаж с мультипликацией (Paesaggio con moltiblicazione). 1950 г. Холст, масло. 40х50 см. Частное собрание.
Композиция с лошадью (Composizione con cavaliere). 1950-е гг. Холст, масло. 50х60 см.
Композиция с утопленницей (Composizione). 1950 г.
Работа. Эскиз. 1950-е гг.
Композиция (Сomposizione). 1950 г. Бумага, темпера, карандаш. 44,2x63,8 см.
Композиция. 1950 г. Холст, масло. 90x110 см. Частное собрание.
Композиция (Composizione). 1950 г. Бумага на холсте, темпера, эмаль, карандаш.
Композиция с фигурами, фризом и архитектурными элементами (Composizione con figure,
fregi ed elementi architettonici). 1950 г.
Фигуры. 1950 г. Планшет, масло. 20x30 см. Частное собрание.
Композиция. 1951 г. Холст, масло. 40,5x50 см. Частное собрание.
Танцы на сцене (Dancing on Stage). Картон, масло. 29 x 43 см.
Коллекция современного итальянского искусства Эсторика, Лондон.
Композиция с шестью секциями (Composition of six sections). 1952 г.
Женщина с ребенком (Donna con bambino). 1952 г.
Фигура (Figura, metà Anni). 1952 г. Бумага, масло, темпера. 43,6х34 см.
Частное собрание.
Композиция с археологическими фигурами (Composizione con figura archeologica). 1952 г.
Холст, масло. 103x75 см. Музей эскизов (Museo dei Bozzetti), Пьетрасанта, Тоскана.
Композиция с всадником (Composizione con cavaliere). 1950-е гг.
Всадник у ворот города (Reiter vor einer Stadt). Холст, масло. 30х40 см. Частное собрание.
Всадники (Cavalieri). 1953 г. Холст, масло. 60х70 см. Частное собрание.
Композиция с фигурами и лошадями (Composizione con figure e cavalla). Холст, темп, масло.
Картина продана на аукционе HAMMER за $ 8.655 USD.
Композиция с всадником на лошади (Composizione con cavallo e cavaliere). 1953 г.
Картон, темпера, эмаль. 32x43,7 Частное собрание.
Настенная композиция (Wall composition). 1950-е гг. Картон, масло. 71х50 см. Частное собрание.
Пейзаж с красной фигурой (Paesaggio con figura rossa). 1953 г. Картон, масло.
Городской пейзаж (Paesaggio urbano). 1954 г.
Фигуры (Figure). 1954 г.
Эскиз рекламного плаката автомобиля FIAT 1900А. 1954 г.
Марио Сирони. Фотография 1947-1955 гг., США.
В 1955 году Марио Сирони участвовал в нескольких выставках за рубежом: с недавними работами на «Токийской выставке итальянского искусства», с тремя работами 1920-х гг. в «Документе», на «Питтсбургской международной выставке современного искусства», организованной Институтом Карнеги, в Кунстхалле Берна совместно с работами Массимо Кампильи и Амедео Модильяни. В Италии он выставляет восемь картин 1920-х гг. на выставке «Итальянская живопись и скульптура с 1910 по 1930 гг.», а также экспонируется на «III Национальной выставке Ассоциации художников «Италия» в Палаццо Реале в Милане. В том же 1955 г. выходит монография Пика о Марио Сирони, для которой художник исполняет оригинальную обложку. В 1956 г. на VII Римской квадриеннале Сирони награждается золотой медалью. В 1957 г. он провел персональную выставку в «Голубой галерее» (Galleria Blu) в Милане и в галерее «Щит» (Galleria dello Scudo) в Вероне. В художественной галерее «Мальборо» (Marlborough Fine Art Ltd.) в Лондоне проходит выставка «Сирони и Кампильи», в которой представлены 49 работ послевоенного периода художника, в том числе несколько «Композиций» и «Ритмических воспоминаний». В течение 1958 г. Сирони выставлялся в Туринской галерее «Компас» (La Bussola)и на выставке современной итальянской живописи «Избранные новые и старые работы» в «Галерее Бергамини» (Galleria Bergamini) в Милане. Город Ливорно в 1959 г. организует выставку «Дизайн Марио Сирони», а его работы появляются на выставках «Минимальная коллекция кинорежиссера Чезаре Дзаваттини» во Флоренции и «Шедевры современного искусства из частных коллекциях» в Турине.
Композиция (Composizione). 1950-1955 гг.
Композиция (Composizione). 1955 г. Бумага, темпера, карандаш.
Музей Реголе, Кортина-д'Ампеццо, Италия.
Композиция. 1955 г. Дерево, масло. 70х88 см. Частное собрание, Рим.
Церковь на окраине (Chiesa in Periferia). 1955 г.
Композиция. 1955 г.
Абстрактная композиция.
Выпивающие (I Bevitori). Холст, масло.
Композиция (Composizione). 1957 г. Холст, масло. 90x100 см. Частное собрание.
Деревенская сцена (Scena campestre). 1956 г. Картон, темпера. 25x35 см. Частное собрание.
Композиция с фигурами (Composizione o Composizione e figure). 1957 г.
Благотворительный фонд Карипло (Fondazione Cariplo), Милан.
Ритмичные воспоминания (Еvocazioni ritmiche). 1957 г.
Стоящие мертвецы (Debout les Morts). 1958 г.
Синий жакет (The blue jacket). 1955 г.
Фигуры. Дата установлена по выставке 1957 г. Холст, масло. 70х60 см.
Исповедь (Confessionale). 1959 г. Бумага на холсте, темпера. 91x69 см.
Без названия. Без даты.
Апокалипсис (Apocalisse). 1960 г.
За столом (Tavola 37). 1961 г. Литография. 37,5х26 см. Частное собрание.
Киноактриса Клаудия Кардинале (род. 1938 г.) и Марио Сироне на его выставке.
Фотография 27 марта 1962 г.
В 1960 году по случаю «Исторической выставки футуризма» на ХХХ Венецианской биеннале экспонируются 8 работ Сирони (Автопортрет, Всадник, Грузовик, Композиция с пропеллером, Самолет, Ателье чудес и др.). В том же году он принял участие в выставке итальянской живописи XX века в Милане и выставке «Итальянское искусство ХХ века из американских коллекций» в Королевском дворце Милана. Galleria Schwarz в Милане посвящает выставку Сирони и Пикассо. Он начинает рисовать серию апокалипсисов. Он выполняет картон для гобелена, предназначенного для турбонавы в Леонардо да Винчи. В мае 1961 года он получил премию города Милана от города Милана; 6 августа Арт-клуб Кортины д'Ампеццо отдает ему дань уважения на выставке, на которой представлено более пятидесяти произведений, представленных коллекционерами Кортины и Венеции.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО НЕДАТИРОВАННЫХ КАРТИН МАРИО СИРОНИ,
ОТДАЛЕННО НАПОМИНАЮЩИХ ФИГУРАТИВНУЮ ЖИВОПИСЬ:
Сивилла (Sibilla). Холст, масло. 60х50 см. Картина продана на аукционе
Hammer в 2008 г. за €34.000 EUR.
Женщина с книгой (Donna con libro).
Женщина в кафе (Woman at cafe). Холст, масло. 88х64,5 см. Частное собрание.
Женщина пьет чай.
Женский портрет (Ritratto femminile).
Портрет девушки (Ritratto di una ragazza)
Мужской портрет.
Пьющий мужяина (Мan drinking). Холст, масло. 86,4х711,1 см. Частное собрание.
Сидящий мужчина (Uomo Seduto). Предположительно, это портрет Пабло Пикассо.
Абстрактный портрет. Картон, масло. 91,4х76,2 см. Частное собрание.
Композиция (Святой Мартин)
Без названия (Две фигуры). Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), США.
Две головы (Two Heads). Бумага, акварель, карандаш.
Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), США.
Композиция с поездом и человеком.
Без названия (Горный пейзаж). Холст, масло. 50,8х61 см. Частное собрание.
Марио Сирони (1885-1961)
Марио Сирони умер 13 августа 1961 года в Милане и, согласно его завещанию, похоронен на
мемориальном кладбище в Бергамо, рядом со своей матерью и дочерью Роксаной.
Возможно, что секционный стиль композиций Марио Сирони, выставленных в США в 1930-х годах, оказал влияние на американских монументалистов. В послевоенные годы из-за связей Сирони с нацизмом, ему уделялось мало внимания со стороны искусствоведов. Возрождение интереса к творчеству Сирони началось в 1980-х годах, когда его работы были представлены на крупных выставках в Центре Жоржа Помпиду в Париже в 1981 г. и на выставке итальянского искусства ХХ века в Королевской академии Лондона в 1989 г.
Многочисленное наследие Марио Сирони хранится во многих итальянских и зарубежных музеях и частных коллекциях: Музее Новеченто в Милане, Пинакотеке Брера Милана, Национальной галерее современного искусства в Риме, Музее современного искусства Тренто и Роверето (MART), Галерее Ка’ Пезаро в Венеции, Галерее Пегги Гуггенхайм в Венеции, Новой национальной галерее в Берлине, Галерее Тейт Лондона, Центре Жоржа Помпиду в Париже, музеях Ватикана, Кунстхаусе Цюриха и многих других.
Постер совместной выставки футуристов Арденго Соффичи и Марио Сирони в Музее Соффичи.
Поджо-а-Кайано, Тоскана, март - июль 2015 г.