«НЕИЗВЕСТНЫЕ» ИТАЛЬЯНСКИЕ ХУДОЖНИКИ-ФУТУРИСТЫ. ЧАСТЬ VI. ФОРТУНАТО ДЕПЕРО / FORTUNATO DEPERO (1892-1960). Начало
Воскресенье, 30 Декабря 2018 г. 23:53
+ в цитатник
Футуризм - радикальная революция: Италия-Россия. Каталог выставки к 100-летию художественного движения в ГМИИ им. А.С. Пушкина / Futurismo - rivoluzione radicale: Italia-Russia. Centinario del movimento artistico. Редакторы Ирина Антонова, Владислав Петров, Кира Искольдская. Москва, Издательство «Красная площадь», 2008 г. – 304 стр., илл. Тираж 3000 экз.
В нашем понимании итальянский футуризм представляется хорошо известными именами художников: Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Феличе Казорати, Ахилл Фуни... И кажется всё. Однако в Италии футуристов было великое множество, приблизительно столько, сколько в России было передвижников. Не все футуристы, конечно, были знаменитыми. Но в Италии и в Европе их знают, любят и ценят. С некоторыми из них сейчас мы и постараемся познакомиться. Не с передвижниками. Передвижников вы все хорошо знаете. С неизвестными итальянскими художниками-футуристами.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИСТ ФОРТУНАТО ДЕПЕРО (1892-1960)
Фортунато Деперо. Автопортрет на дереве на улице Via Portici в Роверето. Фотография 1915 г.
Фортунато Деперо родился 30 марта 1892 г. в Италии, в Фондо, провинция Тренто. Учился в Роверето в школе королевы Елизаветы. Первые художественные работы Деперо относятся к 1907 г. В 1910 г. он работает художником-декоратором на ярмарке в Турине. После неудачной попытки поступить в венскую Академию художеств возвращается в Роверето, где жила его семья, и работает учеником в мастерской мраморщика по установке надгробий. В библиотеке Джованнини в 1911 и 1913 гг. Деперо впервые выставляет некоторые из своих работ. Также в 1913 г. он публикует свою первую книгу «Разрушение» (Spezzature), сборник стихов и мыслей, сопровождаемый рисунками. В 1913 г. Деперо переехал в Рим, где завязал знакомство с Филиппо Томмазо Маринетти, Джакомо Балла, Умберто Боччони и Франческо Канджулло. В 1914 г. Деперо примкнул к движению футуристов, выставив свои работы вместе с ними на Свободной международной футуристической выставке. Как говорится, он успел «сесть в последний вагон уходящего поезда футуризма».
В 1914 г. Фортунатто Деперо экспериментирует совместно с Джакомо Балла в области скульптуры из различных материалов и публикует вместе с ним в 1915 г. «Манифест футуристического переустройства Вселенной», согласно которому футуристическое миропонимание отныне должно было охватывать не только область искусства, но и все сферы человеческой деятельности. «Мы, футуристы, Балла и Деперо, стремимся осуществить этот полный сплав с целью воссоздания вселенной, внеся в нее нотки радости, то есть, создав ее полностью заново». Претворяя эту заповедь в жизнь, Деперо проявил себя настоящим всесторонним талантом: он выступает и как художник, и дизайнер, и скульптор, и график, и иллюстратор, и писатель, и театральный оформитель.
Если поначалу Деперо привлекал «пластический динамизм» У. Боччони, влияние которого можно найти в некоторых рисунках («Бегущая девушка», 1914 г.), позднее он обратился к Дж. Балла, с которым поделился вкусом к декоративной линии венского сецессинистского происхождения и вулканическому изобретательскому потенциалу в сочетании с образцовыми техническими способностями. В работах этого периода преобладают синтетически-абстрактные тенденции, построенные путем сопоставления больших цветных криволинейных плоскостей и прерывистых ритмов. Это показывает сильное влияние, которое старший футурист оказывал на молодого Деперо, налагая конструктивную и формальную строгость на его вдохновение.
Арабески (Arabesco). 1913 г. Бумага, тушь, карандаш. 39,5x27,5 см.
Частное собрание.
Симультанность. Динамическая абстракция (Simultaneità. Astrazione dinamica). 1913 г.
Бумага, акварель. 22x16 см. Частное собрание.
Симультанность. 1913 г. Бумага, коллаж. Частное собрание.
Женская фигура (Figura di donna). 1914 г. Бумага, тушь. 28х15,8 см.
Частное собрание.
Балерина. 1914 г. Бумага, уголь. 23х16 см. Частное собрание.
Землекоп (Zappatore). Рим, 1914 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
Атлет + Огни (Atleta + Luci). 1914 г. Бумага, тушь, акварель. 33,7х28,3 см.
Частное собрание.
Композиция с бегущей девушкой (Scomposizione di bambina in corsa). 1914 г.
Частное собрание.
Танцующая балерина + Клоуны (Ritmi di ballerina+Сlowns). 1914 г. Картон, масло. 69,2х99 см.
Частное собрание.
Тога и древесный червь (La toga e il tarlo). 1914 г. Картон, крашеное дерево. 58х54х10 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Дрожащая рыба (Da Guizzo dei pesce). 1915 г. Отлита в 1960 г. Бронза. 40x95x16 см.
Коллекция Беттино Гракси.
Головокружение (Capogiro). 1900-е гг. Бумага, уголь, карандаш. 43х54 см. Частное собрание.
Футуристическая композиция (Futuristic Composition). 1915 г. Бумага, уголь. 57,2х44,5 см.
Абстрактный набросок (Splendori astratti). 1915 г. Бумага, уголь. 28х21 см.
Частное собрание.
Солдат (Soldato). 1915 г. Бумага, тушь.
Дама и господин. 1915 г. Бумага, тушь.
Балерина. 1915 г. Рим. Бумага, тушь. 32,7x37,2 см.
Женщина и цветок (Donna e fiore). 1915 г. Музей современного искусства Тренто и Роверето
(MART), Италия.
Композиция + Объемный танец (Scomposizione+ Volumi di danza). 1915 г.
Синяя бумага, уголь, мел. 38,5х29,5 см. Частное собрание.
Танцор (Danzatore). 1915 г. Картон, акварель. 28,1х20,2 см. Частное собрание.
Кикигола. Пластический петух (Kikigola. Plasticita di Gallo). 1915 г. Картон, темпера, коллаж.
34,5х37 см. Частное собрание.
Абстрактная композиция (Cartolina con composizione astratta). 1915 г. Открытка.
Частное собрание.
Автопортрет. 1915 г. Картон, коллаж из фото и цветной бумаги. 34х44 см. Частное собрание.
Фортунато Деперо. Автопортрет с сигаретой. Фотография 1915 г.
С одной стороны, приверженность Деперо к футуризму не была безоговорочной. Например, он с самого начала занял критическую позицию в отношении намерения Боччони «переписать историю». Деперо был намного ближе к идеям своего учителя Балла, считая его пионером генезиса и исследователем функциональной структуры формы. С другой стороны, как это ни парадоксально, Деперо был более футуристом, чем сами футуристы. Обычно искусствоведы склонны причислять Деперо к «художникам второй футуристической волны». Термин «второй футуризм» был введен Энрико Крисполти в конце 1950-х гг.: «первый футуризм» был «героическим футуризмом» или его историческим ядром в 1909-1916 гг. Деперо относили ко «второму футуризму». Водораздел был обозначен датой смерти во время Первой мировой войны художников Умберто Боччони, Карло Эрба и архитектора Антонио Сант-Элии.
Во время Первой мировой войны, как и многие его собратья-футуристы, Фортунатто Деперо тоже был ненадолго мобилизован в армию. Вернувшись в 1916 г. по болезни с войны он готовится к новым выставкам и под влиянием Джакомо Балла уделяет больше внимания пластической скульптуре. В 1916 г. Деперо знакомится с менеджером знаменитых «Русских балетов» Сергеем Дягилевым и в течение нескольких месяцев работает над эскизами декораций и костюмов к балету И.Ф. Стравинского «Соловей» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена, который однако не был поставлен, поскольку Деперо должен был помочь Пикассо с оформлением костюмов к балету Эрика Сати «Парад». Переработанный балет И.Стравинского «Песнь соловья» будет поставлен только в 1920 г. на сцене Парижской оперы, но уже в оформлении Анри Матисса. Благодаря Сергею Дягилеву Деперо знакомится с танцовщиком Леонидом Мясиным и многими художниками из дягилевского окружения, в том числе с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. В 1919 г. Деперо возвращается в Роверето, где открывает «Дом искусств Деперо» с целью наделить эстетическими качествами предметы повседневного пользования. Дом становится настоящей творческой мастерской футуристов, где изготавливались стенные панно, ковры, гобелены, занавеси и мебель.
Солдат (Soldate). 1916 г. Бумага, тушь. 25х16 см. Частное собрание.
Эскиз к картине «Мистическая тишина» (Studio per Silenzio mistico). 1916 г.
Бумага, карандаш. 24,2х19,6 см. Частное собрание.
1. Эскиз костюма к балету И.Стравинского «Соловей». 1916 г. Картон, коллаж из цветной бумаги. 49,7х33,5 см.
2. Эскиз костюма к балету И.Стравинского. 1918-1920 гг. Частное собрание.
Эскиз костюма к балету И.Стравинского «Соловей». 1916 г.
Женщина с четками (Donna+Rosario). 1916 г.
Поцелуй в Венеции (Bacio a Venezia). 1916 г.
Движение птицы (Movimento d'uccello).1916 г. Холст, масло, темпера, эмаль. 100х135 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Лицо женщины с цветами (Face of woman and flowers). 1917 г.
Фигура на Капри (Figure di Capri). 1917 г. 35,5x28 см. Частное собрание.
Сидящая женщина (Donna Seduta). 1917 г.
Синтетическая архитектура человека. Человек с усами (Architettura sintetica di uomo. Uomo con i baffi). 1916-1917 г.
Холст, масло. 110х60 см. Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Мужчины с усами (Men with Moustaches). 1917 г.
Портрет Жильбера Клавеля (Portrait of Gilbert Clavel). 1917г. Холст, масло. 70x75 см.
Жильбер Клавель (1883-1927) - швейцарский поэт и архитектор, участник движения футуристов.
Вращающаяся балерина и попугаи (Rotazione di ballerina e pappagalli). 1917 г. Холст, масло. 142х90 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Балерина.
Дама с четками (Donna e rosario). 1919-1921 гг.
Механика танцовщиков (Meccanica di Ballerina). 1917 г. Холст, масло. 75х71,3 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Автомат. Эскиз к картине «Механика танцовщиков»
(Automa. Studio per ballerina - Idolo). 1917 г.
Большой дикарь (La grande selvaggia). 1917 г.
Aвтоматы. Динамическая перспектива и фигура (Automi. Dynamic Perspective and Figure).
1917 г. Бумага, акварель.
Синяя кукла (Bambola blu). 1917 г.
Геометрическая конструкция с женщиной. 1917 г. Холст, масло. 63,5х60 см.
Частное собрание, Милан.
Робот с трубкой (Robot with Pipe). 1917-1920 гг. Бумага, гуашь. 67,5x52,5 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Слово «робот» было придумано чешским писателем Карелом Чапеком и его братом Йозефом и
впервые использовано в пьесе Чапека «Р. У. Р.» («Россумские универсальные роботы») в 1920 г.
Дама с желтым цветком (Lady with Yellow Flower). 1917 г.
Фортунато Деперо в театральной студии. Фотография конца 1910-х гг.
В 1917 г. Деперо познакомился с швейцарским поэтом и архитектором Жильбером Клавелем (1883-1927), с которым у него установились дружеские и рабочие отношения. Деперо часто гостил у Клавеля в постоенной им самим дачной башне на Капри, т.к. художник иллюстрировал его книгу «Институт самоубийства» с мистическими рисунками в стиле футуризма и экспрессионизма. Впоследствии, вместе с Клавелем они открыли «Театр пластики Пикколи», где исполнителями были марионетки, называемые «пластическими танцорами». Шоу, проходившее в Театре Пикколи в Риме 15 апреля 1918 г., станет авангардным, как для актеров-танцоров, так и для авангардной музыки, написанной Бела Бартоком (1881-1945), Джан Франческо Малипьеро (1882-1973) и др.
Во время своего пребывания на Капри Деперо создает свои первые «футуристические гобелены», которые на самом деле выглядят как мозаики из разноцветных тканей. Это первый пример воплощения его театральных изобретений в жизнь. Его автомобили и марионетки станут лейтмотивом не только в одежде, но и на его картинах, и этот мотив будет доминировать и впредь в том, что теперь можно определить как «стиль Деперо».
Горбатый Клавель (Il gobbo Clavel). 1917 г. Бумага, тушь. 69,5х52 см.
Частное собрание.
Птицы (Vögel). Рим, 1917 г. Бумага, тушь. 16,2x16 см.
Папугаи (Papageien). Рим, 1917 г. Бумага, тушь. 13,2x13 см.
Театр Пикколи. Пластиковые танцоры. 1917-1918 гг.
Пластиковые танцевальные марионетки 1 (Marionette dei Balli Plastici 1). 1918 г.
Пластиковые танцевальные марионетки 2 (Marionette dei Balli Plastici 2). 1918 г.
1. Модель Пиноккио (Model of Pinocchietto). 1917 г. 2. Модель дамы (Model of a Lady). 1917 г.
Мои пластиковые танцевальные марионетки (Mis bailes plasticos). 1918 г. Холст, масло. 189х180 см.
Частное собрание, Суиза, Испания.
Страна тарантеллы (Paese di Tarantelle). 1918 г. Частное собрание.
Неаполитанская карета (Carretto napoletano). 1918 г. Музей современного искусства Тренто и Роверето
(MART), Италия.
Неаполитанская карета (Carretto napoletano). Фрагмент. 1918 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Купальщицы (Bagnanti). 1918 г.
Женщина. Чочара (La ciociara). 1919 г. Холст, масло. 100х70 см. Частное собрание.
«Чочара» - кинофильм режиссёра Витторио де Сика по одноимённому роману Альберто Моравиа
с Софи Лорен в главной роли, вышедший на экраны в 1960 г. Софи Лорен была удостоена премии
«Оскар» за лучшую женскую роль.
Портрет Жильбера Клавеля (Portrait of Gilbert Clavel). 1918 г.
Марионетки Театра Пикколи. Обложка журнала «Мир» (Il Mondo).
Апрель, 1919 г.
Дьяволята из каучуковой штамповки (Diavoletti di caucciù a scatto). 1919 г.
Я и моя жена (Io e mia moglie). 1919 г.
® Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк / SIAE, Рим.
Анакапри. Альпийская эксгумация (Anacapri. Riesumazioni alpine). 1920 г. Холст, масло. 150х160 см.
Музей современного искусства (MAGI’ 900), Болонья.
Цирк (Il circo). 1919 г. ® Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк / SIAE, Рим.
Фотография футуристов в футуристических жилетах. На первом плане (слева направо): ФОРТУНАТО ДЕПЕРО,
Филиппо Томмазо Маринетти и Франческо Гангиулло (1884-1977), на втором плане между Деперо и Маринетти –
Джанни Маттиоли (1903-1977). Фото 14 января 1924 г. по случаю премьеры спектакля Нового театра футуристов
в Турине. Жилеты, пошитые по эскизам Деперо, были для них просто еще одним выражением авангарда.
В 1925 г. начинается сотрудничество Фортунатто Деперо с компанией по производству ликероводочных изделий и напитков «Кампари», которую в то время возглавлял миланский предприниматель Давиде Кампари. Между 1925 и 1928 гг Деперо изготовил огромное количество рекламных плакатов для компании и знаменитый дизайн фирменной бутылки ликера «Campari Soda».
Одновременно Деперо работает на рекламу компании Сан Пеллегрино, разрабатывает театральные костюмы, работает для журналов и как декоратор помещений, участвует во многих художественных выставках. В 1923 г. он был приглашен участвовать в Первой национальной выставке прикладного искусства в Монце, а в 1925 г. – в Международной выставке в Париже. В 1927 г. он издал книгу «Футуриста Деперо», скрепленную болтами – первый образец книги-предмета футуристического искусства. Книга была впервые представлена на 3-й Международной выставке декоративных искусств в Монце, близ Милана в 1927 г.
Книжный павильон на 3-й Международной выставке декоративных искусств в Монце. 1927 г.
Макет книжного павильона для 3-й Международной выставке декоративных искусств в Монце. 1927 г.
Проект Фортунато Деперо.
Фортунатто Деперо у книжного павильона на выставке в Монце. Фото 1927 г.
Книга «Футуриста Деперо», скрепленная болтами. 1927 г.
Книга «Футуриста Деперо», скрепленная болтами. Деталь. 1927 г.
Фантастическая кавалькада (Cavalcata fantastica). 1920 г. Холст, масло. 31,5х48,9 см.
® Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк / SIAE, Рим.
Волшебные флора и фауна (Flora e fauna magica). 1920 г.
Фантазия для кабаре дьяволов (Fantasia per il Cabaret del Diavolo). 1921 г.
Автомат-читатель и автомат-вышивальщик (Lettrice e ricamatrice automatiche). 1920-1922 г.
Холст, масло. 67,7x96,5 см. Частное собрание.
Кортеж большой куклы (Il corteo della gran bambola). 1920 г. Панно. 330х230 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Крик (Cry). 1920 г. Картон, темпера, масло. 94х61 см. Частное собрание.
Интерьер (Interno). 1922 г. Холст, масло. 38x46,5 см. Частное собрание.
Попугай (Pappagallo). 1920 г.
1. Макака. Инкрустация цветными тканями. 1920 г. 2. Змея. 1923 г.
Эскиз манифеста «Блаженство» (Bozzetto Manifesto Bragaglia). 1921 г.
Афиша «Дома искусств Деперо» в Роверето. 1922 г.
Мужик со стаканом (Uomo con Biocchiere). 1922 г.
Пейзаж на Капри (Пейзаж с Везувием) (Paesaggio caprese е Vesuviano). 1922 г.
Венецианские ритмы (Ritmi veneziani). 1923 г.
Инкрустация с воинами на ткани (Guerrierni tarsia in panni). 1923 г.
Черный и белый дьяволята, танцы дьяволов (Black and White Devils, Dance with Devils). 1922-1923 гг.
Гондольер (Il Gondoliere). 1922-1923 гг.
Церковь в Лиззане (La chiesa di Lizzana). 1923 г. Аппликация из шерсти. 170x170 см.
Двойной портрет Маринетти (Doppio ritratto di Marinetti). 1923 г.
Фортунато Деперо на фоне своих эскизов жилетов. Фото 1923-1924 гг.
В 1924 г. Деперо в Милане оформил механический балет композитора Франко Ксаволо (1891-1955) «Anihccam del 3000», показанный в двадцати итальянских городах. В этот период он реализовал свои знаменитые Футуристические жилеты, которые носили ведущие представители движения. В 1925 г. он вместе с Джакомо Балла и Энрико Прамполини выставляется в специальном зале, посвященному футуризму, на Международной выставке современного декоративно-прикладного искусства в Париже. После персональной выставки в Париже выставка совершает турне по США, в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго. Наконец, Деперо принимает участие на XV Венецианской биеннале 1926 г., где демонстрирует «Изысканный вкус сельтерской воды Кампари» (Squisito al selz Campari), который ознаменует начало профессионального партнерства с известной фирмой по производству ликеров.
Грозный патриотический Ф.Т. Маринетти, психологический портрет. 1924 г.
(Marinetti temporale patriottico - ritratto psicologico). Коллаж. 78,5x59 см.
Жилет Ф.Т. Маринетти, пошитый по эскизу Фортунато Деперо 1923 года.
Жилет Фортунато Деперо, пошитый по его эскизу 1923 года.
1-4. И еще четыре жилета, пошитые по эскизам Фортунато Деперо 1923 года.
Мотоциклист на сильной скорости (Biker, Solid at Speed). 1923 г.
® Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк / SIAE, Рим.
Велосипедист (Il Ciclista). 1925 г. Холст, масло. 56х42 см.
Шестеренки войны (Ingranaggi di guerra). 1923-1926 гг.
Афиша балета «Anihccam del 3000» Театра Гольдони в Новом театре футуристов.
Милан, 1924 г.
Афиша цирковых велосипедистов Бьянки (Cicli Bianchi). 1924-1925 гг.
Картон, коллаж. 50х34,5 см. Частное собрание, Милан.
Манифест Мандорлато Вито (Manifesto per il Mandorlato Vito). 1924 г.
Цифры 44-55. 1925 г. Красочная ткань с цветной нитью на холсте. 83x82,4 см.
Частное собрание.
Квадрат змей (Quattro Serpenti). 1926 г.
Военная вечеринка (War-Party). 1925 г.
Пьяницы и паровоз (I bevitori e la locomotive). 1925 г. Холст, масло. 62х50 см.
Частное собрание.
Поезд - дитя Солнца (Train Born Out of the Sun). 1924 г. Холст, масло. 65,5x45 см.
Частное собрание.
Дьяволиада (Diabolicus). 1924-1926 гг. Холст, масло. 126,5x70 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Дьяволиада (Diabolicus). Фрагмент. 1924-1926 гг. Холст, масло. 126,5x70 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Композитор света (Composer Lighting). 1926 г. Холст, масло. 117x115 см.
Пахарь (Ploughing). 1926 г.
Столяр (Il Legnaiolo). 1926 г.
Драка (La rissa. Discussione del 3000). 1926 г. Холст, масло. 149 х 225 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Интерьер фермы (Interno Di Fattoria). 1926-1930 гг. Картон, масло. 79х79 см.
Частное собрание.
Лампа (Lanterna). 1926 г.
Рекламная деревянная скульптура для компании «Кампари» (Caмpari). 1925 г.
Изысканный вкус сельтерской воды «Кампари» (Squisito al selz Campari), 1926 г.
Плакат экспонировался на XV Венецианской биеннале.
1. Рекламный плакат ликероводочной кампании «Кампари». 1927 г.
2. Рекламный плакат ликероводочной кампании «Кампари». 1927 г.
table>
3-17. Рекламные плакаты ликероводочной кампании «Кампари». 1925-1928 гг.
18. Рекламный плакат ликероводочной кампании «Кампари». 1928 г.
19. Рекламный плакат ликероводочной кампании «Кампари». 1928 г.
20. Бутылки ликера «Кампари сода» (Campari Soda). Дизайн Ф. Деперо. 1932 г.
Ритмы Сицилии (Ritmi di Sicilia). 1927 г.
1. Атака странствующих рыцарей (Solidità di cavalieri erranti). 1927 г. 2. Партия Председателя (Festa della sedia). 1927 г.
Партия Председателя (Festa della sedia). Фрагмент. 1927 г.
Рекламный плакат карандашей «Lightning-pencils». 1926 г. Коллаж. Частное собрание.
Человек с усами. Реклама карандашей. 1926 г. Коллаж. Галерея Fonte d'Abisso, Милан.
Рекламный плакат карандашей (Pencil through the Nose). 1927-1928 гг. Коллаж.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Обложка журнала «Империя торговли» (Emporium). Декабрь 1927 г. Том. LXVI.
Шелкография. 28х18 см. Частное собрание.
Рекламный плакат пива «Birra Trinacria». 1927 г.
Эскиз рекламы лимонада «Citrus». 1927 г. Холст, темпера, масло. 114,5x69 см.
Рекламный плакат лимонада «Citrus». 1927 г. Коллаж. 100х60 см. Частное собрание.
Эскиз обложки иллюстрированного журнала «Народ Италии»
(La Rivista illustrata del Popolo d'Italia). 1927 г.
Небоскрёбы и туннель, Нью-Йорк. 1930 г. Картон, темпера. 68х102 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
В 1928 г. Фортунато Деперо переехал в США, в Нью-Йорк, где работал в рекламе и как театральный художник.
В 1930 г. вернулся в Италию. По возвращению в Италию Деперо поддерживает фашистское правительство Муссолини и занимается издательской деятельностью. В 1930 г. он издает журнал «Динамо». В 1931 г. издает в Риме альманах «Футурист „Кампари“», где публикует «Mанифест искусства рекламы» (Manifesto dell’Arte pubblicitaria)…
Фортунато Деперо и его жена Розетта в Нью-Йорке. Фотография 1930 г.