Ярослав Грицак: Моим критикам |
23 января, 21:40
Мои критики пишут,что своими призывами преодолеть прошлое я размываю национальные приоритеты.Я считаю,что наш приоритет — ослабить зависимость от той части исторического наследия,которая отравляет нас и мешает идти вперед
Журналистки Ирина Костенко и Ирина Халупа написали отзыв в НВ на мою новую книгу «Подолати минуле: Глобальна історія України».Я благодарен им за это и обещаю принимать их критику во внимание.Но отвечу на те пункты,с которыми не согласен.
В своей книге я пишу,что дискуссия вокруг того,чьим государством была древняя Русь — украинским или русским — лишена смысла.Мои критики с этим не согласны.Они ссылаются на авторитет Михаила Грушевского.
Грушевский был великим историком.Но это не значит,что с тех пор историческая наука не развивалась.Уже его ученик Мирон Кордуба считал,что украинское государство возникло позже — и этот тезис вызвал дискуссию,похожую на нашу. Сейчас я не знаю ни одного профессионального историка (пропагандистов не рассматриваем),который бы утверждал,что Русь была национальным государством — безразлично,русским,украинским или скандинавским.
Мои критики не согласны с утверждением,что Русь отличалась бедной интеллектуальной традицией.В качестве контраргумента предполагается,что при Софии Киевской действовала протоакадемия,и существовала княжеская библиотека. Возможно,так и было,хотя твердых доказательств нет.Но эти примеры свидетельствуют о существовании определенной интеллектуальной традиции, а не богатой интеллектуальной традиции.
Центрами интенсивной интеллектуальной жизни были университеты.Вопрос: почему ни один из них не появился на Руси? Утверждение о том,что богатую интеллектуальную традицию уничтожили монголы,а затем московские цари — как это делают мои критики — мало что объясняет.Первые европейские университеты — Болонский,Кембридж,Оксфорд,Сорбонна и другие — создались еще до появления монголов и Московского царства.Самым восточным европейским университетом был созданный в 1364 году Ягеллонский в Кракове.А дальше на Восток в православном мире существовала пустота вплоть до появления Киево-Могилянской академии в 1632 году и Московского университета,возникшего почти на 120 лет позже.
Древняя Русь,несомненно,была европейским государством.Но с XII в. она начала двигаться по другой траектории,чем государства в западной части Европы.Русь не участвовала в том,что называют средневековым европейским возрождением и связывают с интеллектуальным и креативным прорывом христианского мира. Этот прорыв,в частности,проявился в открытии,через арабское посредничество, забытых античных авторов.Центральным среди них был Аристотель.На русских землях,если судить по историческим исследованиям,его произведения появились только в библиотеке Киево-Могилянской академии.
Мои критики не соглашаются.Они приводят в пример деятельность «величайшего представителя русского неоплатонизма — первого украинца-митрополита Иллариона».Но в этом,собственно,и заключается суть различия: православный мир был скорее платоническим,чем аристотелевским! Дискуссию между Платоном и Аристотелем считают центральной в интеллектуальной истории западного мира. В Руси этой дискуссии не было: не было Аристотеля,поэтому не с кем было дискутировать.
Сегодня,когда на границе с Украиной стоят российские войска,а в Киеве проходит суд над Петром Порошенко,я предпочел бы писать не о Платоне и Аристотеле,но о чем-то другом.Но от истории не уйдешь.Потому что и российские войска на границе, и суд над Порошенко в Киеве (выборочное правосудие!) являются частями наследия «русского мира».
Этот «мир» не является вымыслом Путина.Он реально существует.К нему относятся страны,принявшие христианство от Византии и зависящие от ее наследия.А в этом наследии даже при самой щедрой оценке нельзя найти прорывных достижений в науке,философии,великой литературе и развитии демократических традиций.
Страны «русского мира» обычно имеют худшие показатели человеческого развития и сильные авторитарные тенденции.Это иногда объясняют внешними факторами: последствиями монгольского или османского завоевания и их периферийным статусом в мировой экономической системе.Внешние факторы,несомненно,сыграли свою роль.Но в истории этих стран проступают черты,которые мы видим еще до завоеваний и образования мирового рынка.В частности,в том государстве, которое мы называем Киевской Русью и боремся с Путиным за право называть его своим.
Мои критики пишут,что своими призывами преодолеть прошлое я размываю и ослабляю национальные приоритеты.Я же считаю,что наш национальный приоритет — ослабить зависимость от той части исторического наследия,которая отравляет нас и препятствует идти вперед.
За последние 30 лет Украина многое сделала,чтобы бежать из «русского мира».Как далеко,покажут испытания следующих нескольких месяцев,если не недели.Но другой разумной альтернативы для Украины я не вижу.
Рубрики: | Политика/Украина |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |