Пасхальные торжества в России на рубеже XIX и XX веков праздновали с размахом. Это был один из самых почитаемых праздников, широко отмечавшихся во всех слоях общества — от простых крестьян до высшей аристократии. Пасха знаменовала окончание великого поста и самого сурового времени года, люди с надеждой приветствовали наступление весны. Дарение пасхальных сувениров в виде яиц стало общепринятой традицией. Моду на ювелирные пасхальные подарки определяли самые известные ювелиры России, в первую очередь, ювелирный дом Карла Фаберже, прославившийся изготовлением знаменитых императорских пасхальных яиц. Для более широкого круга покупателей фирма выпускала пасхальные подарки поскромнее — шкатулки, настольные принадлежности, брелоки и ювелирные украшения в форме яйца.
Не многие ювелирные фирмы имеют историю протяженностью более 150 лет. Одна из таких редких компаний основана финским ювелиром Александром Эдвардом Тилландером. В Петербурге XIX века работало много ювелиров финского происхождения. И это не удивительно. Великое княжество Финляндское вошло в состав России в 1808 году после очередной войны со Швецией, точнее, одиннадцатой по счету за прошедшие три с половиной века. Богатый великосветский Петербург, столь близкий к Финляндии, привлекал множество мастеров ювелирного дела со всего света.
Ластовица (Gusset) – треугольный, квадратный или ромбовидный кусок ткани, который вшивается в одежду в тех зонах, где пересекаются шаговые или боковые швы или есть риск высокого натяжения материала и разрыва.
Зачем нужна ластовица?
С 15 века ластовицы вшивали в мужские рубашки в пройму рукава, чтобы обеспечить максимальную свободу движения. Нередко они выполнялись из материалов контрастного цвета, выполняли декоративные и фольклорно-мифологические функции.
Сегодня ластовицы используются чаще всего в детских штанах, спортивных облегающих брюках, домашней одежде. Они снимают нагрузку с области схождения сразу нескольких швов и продлевают срок носки изделия.
В вязаной одежде ластовицу можно встретить не так часто, но ее наличие, несомненно, повышает комфортность посадки модели.
Особенно актуально наличие ластовицы у моделей, где требуется получить хорошую анатомическую посадку. Например, у мужских плечевых изделий ластовица позволяет аккуратно повторить силуэт шейной и плечевой зоны, добиться эластичности в подмышечной области. Также принцип вязания ластовицы можно использовать для вывязывания зоны большого пальца у варежек и митенок.
Кукольный дом королевы Марии – самый большой и известный кукольный дом в мире. Построенный между 1921 и 1924 годами для королевы Марии, супруги короля Георга V, ведущим британским архитектором сэром Эдвином Лаченсом, он содержит работы более чем 1500 лучших художников, ремесленников и производителей начала ХХ века. В 2024 году отмечается 100-летие Кукольного дома королевы Марии.
«Куда проведен этот звонок? — спросил он наконец указывая на висевший над кроватью толстый шнур от звонка, кисточка которого лежала на подушке…
… С лупой в руках он ползал на четвереньках взад и вперед по полу, пристально исследуя каждую трещину в половицах. Также тщательно он осмотрел и панели на стенах. Потом подошел к кровати, внимательно оглядел ее и всю стену снизу доверху. Потом взял шнур от звонка и дернул его.
— Да ведь звонок поддельный! — сказал он.
— Он не звонит?
— Он даже не соединен с проволокой. Любопытно! Видите, он привязан к крючку как раз над тем маленьким отверстием для вентиляции».
«Пестрая лента». Артур Конан Дойл.
Итак, чтобы вызвать горничную, в господском доме XIX века, нужно было дернуть шнур звонка, который был соединен проволокой с колокольчиком в комнате прислуги. Но к концу века в домах состоятельных горожан уже появилось электричество, которое использовалось для освещения. Практически одновременно с лампами накаливания в домах появились электрические звонки с кнопкой, предки наших скромных дверных звонков. И предки эти выглядели шикарно: кнопка была предметом роскоши и выглядела соответственно. Кнопки, чаще всего в настольном варианте, стали украшением интерьера, их делали из драгоценных металлов, украшали эмалями и драгоценными камнями.
Кнопка звонка из золота, мастер Виктор Аарне, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1890 г.