НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ
НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ
Биография
Был поздним ребёнком — маме Николая на момент его рождения шёл уже 43-й год. Среди близких родственников Николая к искусству на профессиональном уровне отношения никто не имел, кроме бабушки по отцовской линии, француженки по происхождению, некоторое время до замужества она была актрисой. Мама, преподаватель физики, была большим любителем искусства, посещала концерты как в Тбилиси, так и в Ленинграде и Москве, и часто водила на них маленького Николая. В раннем детстве влияние на литературные вкусы будущего маэстро оказала няня, благодаря её чтению 6-летний Ника познакомился с произведениями Шекспира и Толстого. Впечатлённый просмотром фильма «Ромео и Джульетта» Ф. Дзеффирелли, Николай тянулся к сценическим выступлениям везде, где это было возможно — очень любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями
В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова. В сценической практике училища исполнял pas de deux из балета «Фестиваль цветов в Дженцано» А. Бурнонвиля и «Большое классическое па» В. Гзовского.
По окончании Московской академии хореографии в 1992 году благодаря Ю. Н. Григоровичу был принят в труппу Большого театра, где сначала танцевал вкордебалете, затем начал исполнять сольные партии (Французская кукла в «Щелкунчике» и Конферансье в «Золотом веке» Ю. Григоровича, Юноша в «Шопениане», Голубая птица в «Спящей красавице»). Вскоре в репертуар танцовщика входят ведущие партии в таких спектаклях, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Раймонда», «Баядерка», «Сильфида», «Жизель», «Любовью за любовь», «Паганини», «Симфония до мажор». Стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама», созданном специально для Большого театра.
В 1996 году получил диплом о высшем образовании, закончив Московский государственный хореографический институт.
«Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства. У него высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но всё это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с её эстетикой красоты и радостных лёгких, полётных движений. Но и этого мало для создания высокого искусства. Необходимо ещё духовное наполнение каждой роли, познание её смысла, её человеческого и образного значения, соединение танцевального и актёрского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием. Одухотворенность танца также присуща индивидуальности Цискаридзе. Танцу Цискаридзе не свойственны мускулистая мужественность и напористая энергия некоторых премьеров предшествующего поколения. Но в нём нет и разнеженной вялости, встречающейся иногда у танцовщиков лирического плана. Его отличают сила, но без всякого «нажима», лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его танце есть та мера внутренней напряжённости и внешней сдержанности, которая и создаёт величавую красоту пластики.
Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым, при подготовке номера К. Я. Голейзовского«Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова, репетировавшая этот номер с его первым исполнителем — Владимиром Васильевым. В дальнейшем готовил свои партии сН. Б. Фадеечевым, занимался в женском классе М. Т. Семёновой.
Был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance, 2006—2009). В рамках этого проекта для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») иБорис Эйфман («Падший ангел»).
Участвовал в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».
Занимался педагогической деятельностью в МГАХ и в Большом театре, где вёл хореографический класс. В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии.
28 октября 2013 года назначен исполняющим обязанности ректора Академии русского балета им. А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге[13]. 4 ноября 2013 года профессорско-преподавательский состав Академии, а также артисты балета Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором они требуют пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и народной артистки России Ульяны Лопаткиной на должность худрука академии. По словам телеведущей Ксении Собчак, назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова Екатерина 29 ноября 2014 года был избран ректором этого учебного заведения.
Читать далее...