Елена Флерова
Праздники западных народов — это память о былом. Если американцы на День независимости не устроят фейерверки и барбекю, статус их независимости останется прежним. Если французы в День взятия Бастилии не пройдут парадом, разрушенная Бастилия не материализуется. Еврейские праздники принципиально отличны — отмечаемые нами события актуальны сегодня.

Хануки: советская, американская, израильская
Празднуя, мы как бы вступаем в действия, которым посвящён праздник. В Песах мы сами уходим из Египта. Пасхальный седер, словно находясь где-то в пустыне по дороге в Землю Обетованную, мы заключаем словами «Ле шана хаба б’Ерушалаим» («В следующем году — в Иерусалиме»). На Пурим евреи празднуют победу над злодеем Аманом — первым министром Персии, стремившимся уничтожить нас. Но Юлиус Штрайхер — один из десяти осуждённых в Нюрнберге нацистских главарей, прокричал перед казнью, две с половиной тысячи лет спустя: «Пурим 1946 года!» А некоторые советские евреи зовут день смерти Сталина, случившейся на Пурим и спасшей нас от уничтожения, «Пурим 1953 года». Увы, список злоумышляющих против нас Аманов и сегодня далёк от завершения. Сколько таких Пуримов евреям ещё предстоит пережить?
Празднуя Хануку, мы также вступаем в происходящее. Я читал и слышал от раввинов три различные истории Хануки. Присмотревшись, можно заметить, что каждая из этих историй актуальна для специальной группы евреев.




































