На экспериментальной сцене Театра драмы состоится премьера спектакля «Кроткая» 23 апреля 2019г, 24, 25 и 30 апреля на экспериментальной сцене краевого театра драмы состоялась премьера спектакля «Кроткая» по повести Достоевского.
Я посмотрела только сегодня, 3.11.2019. Готовилась упорно:
1) прочитала Повесть Ф. М.
2) Две серьёзных критических статьи
3) посмотрела фильм 1960 г с Ией Саввиной в главной роли
https://youtu.be/X-5Z017VFuo
и вот сходила сегодня. Очень рада, что так приготовилась. Было интересно всё: и игра любимых актёров, и антураж сцены, и неожиданное участие Антонины Южаковой и Дмитрия Плеханова
Режиссёр Рачи Махатаев.
.
«АП» побывала на репетиции и побеседовала с молодым режиссером о том, чего ждать зрителям от премьеры. – Для меня самого приглашение на лабораторию было полной неожиданностью, – признается Рача Махатаев, который тогда как раз заканчивал учебу в Российском государственном институте сценических искусств (бывший СПбГАТИ). – В предоставленном нам на выбор списке произведений Достоевского были большие романы, и я подумал, что за неделю лаборатории с ними будет сложно что-то сделать. А повесть «Кроткая» мне тогда показалась цельной, лаконичной, можно было попытаться ее осмыслить и взять эту историю целиком – от начала до конца. Но еще меня привлекла ее парадоксальность, вообще свойственная Достоевскому. Когда люди совершают вроде бы добродетельные поступки, за которыми скрывается много ужасного, и все это приводит к катастрофическим последствиям. И сейчас, когда у нас было гораздо больше времени, мы попытались подробнее, детальнее протоптать этот путь – путь смерти.
Анастасия репетирует: учится рисовать:
Отзывы о спектакле берегу давно. Вот они:
Это история женщины, вышедшей замуж за ростовщика, которого никогда не любила и даже презирала, а однажды почти решилась на убийство своего мучителя.
Любить Достоевского может не каждый. А наш зритель, филолог АлтГУ Елена Сафронова, Достоевского и любит, и знает, и понимает. Вот какой отзыв о спектакле "Кроткая" оставила она на своей странице в ВК:
- Спектакль получился тонкий и неординарный, яркий и запоминающийся, местами вызывающий восхищение или протест, но не оставляющий равнодушным, заставляющий задуматься. Молодой и очень талантливый режиссер Рача Махатаев считает, что "театр – это пространство смысла". И в этом спектакле он продемонстрировал именно экспериментальный характер постановки, новое прочтение классики, петербургскую школу, с легкостью объединяющую разные произведения Достоевского в единый метатекст. В спектакле внимательный зритель увидит мотивы «Записок из подполья», романа «Бедные люди», «Преступление и наказания», «Бесы» и др. произведений автора. Хотя лично меня покоробил портрет Достоевского в углу справа с заклеенными красной полоской глазами. Хотя возможно именно так, через дерзость, протест, эпатаж режиссеру и удается достучаться до современной «сытой» аудитории.
Сценический минимализм противопоставлен глубине психологической драмы, происходящей между героями. Спектакль пролетает на едином дыхании, ростовщик (Константин Кольцов) держит зрителя очень цепко, не отпуская ни на секунду. Прекрасно играет Она (Лена Кегелева). Удивительны еще два персонажа – современное Добро (в белом Дмитрий Плеханов) и Зло в красном – в толстовке и кроссовках, с увесистой битой (Анастасия Южакова). Рисунки мелом на стенах создают ощущение раздвигающейся реальности, погружая персонажей в пространство всего Петербурга, России, придавая происходящему типичность и универсальный характер. И режиссеру и актерам удалось необычно соединить комическое и трагическое. Комические моменты (а их довольно много: распитие водки, нарисованная фата, манипуляции с ящиками) снимают напряжение на секунду, дают психологическую разрядку зрителям и заставляют пережить узнавание: в классическом произведении увидеть вариацию собственного опыта. Мечты ростовщика о любви, несостоявшемся счастье и гармонии семейной жизни с любимой женой звучат очень современно и остро. Ушел на 2 часа, чтобы сделать загранпаспорта и наконец подарить любимой любовь, море, Булонь, а в итоге опоздал всего на 5 минут, которые оказались для них роковыми.
Финал спектакля нестандартный, неожиданный, яркий. Выстрел, символизирующий конечность бытия человека на земле. В итоге происходит катарсис, а это и есть самое главная цель театра.
Роли исполнили: Лена Кегелева, Константин Кольцов, Дмитрий Плеханов и Анастасия Южакова:
Лена Кегелева (Она):
Константин Кольцов (ростовщик):
Дмитрий Плеханов (современное Добро):
Анастасия Южакова (Зло в красном – в толстовке и кроссовках, с увесистой битой:
Любить Достоевского может не каждый. А наш зритель, филолог АлтГУ Елена Сафронова, Достоевского и любит, и знает, и понимает. Вот какой отзыв о спектакле "Кроткая" оставила она на своей странице в ВК:
- Спектакль получился тонкий и неординарный, яркий и запоминающийся, местами вызывающий восхищение или протест, но не оставляющий равнодушным, заставляющий задуматься. Молодой и очень талантливый режиссер Рача Махатаев считает, что "театр – это пространство смысла". И в этом спектакле он продемонстрировал именно экспериментальный характер постановки, новое прочтение классики, петербургскую школу, с легкостью объединяющую разные произведения Достоевского в единый метатекст. В спектакле внимательный зритель увидит мотивы «Записок из подполья», романа «Бедные люди», «Преступление и наказания», «Бесы» и др. произведений автора. Хотя лично меня покоробил портрет Достоевского в углу справа с заклеенными красной полоской глазами. Хотя возможно именно так, через дерзость, протест, эпатаж режиссеру и удается достучаться до современной «сытой» аудитории.
Сценический минимализм противопоставлен глубине психологической драмы, происходящей между героями. Спектакль пролетает на едином дыхании, (Константин Кольцов) держит зрителя очень цепко, не отпуская ни на секунду. Прекрасно играет Она (Лена Кегелева). Рисунки мелом на стенах создают ощущение раздвигающейся реальности, погружая персонажей в пространство всего Петербурга, России, придавая происходящему типичность и универсальный характер. И режиссеру и актерам удалось необычно соединить комическое и трагическое. Комические моменты (а их довольно много: распитие водки, нарисованная фата, манипуляции с ящиками) снимают напряжение на секунду, дают психологическую разрядку зрителям и заставляют пережить узнавание: в классическом произведении увидеть вариацию собственного опыта. Мечты ростовщика о любви, несостоявшемся счастье и гармонии семейной жизни с любимой женой звучат очень современно и остро. Ушел на 2 часа, чтобы сделать загранпаспорта и наконец подарить любимой любовь, море, Булонь, а в итоге опоздал всего на 5 минут, которые оказались для них роковыми.
Финал спектакля нестандартный, неожиданный, яркий. Выстрел, символизирующий конечность бытия человека на земле. В итоге происходит катарсис, а это и есть самое главная цель театра.
Из "Алтайской правды":
А Дмитрий Плеханов и Анастасия Южакова взяли на себя функцию некоего внутреннего раскола, раздрая в главном герое. Нам важно было ощутить внутреннее противоборство самого Достоевского: то ли его ростовщик – тиран, то ли он благодетель и мы чего-то не понимаем и есть какая-то надежда на этого человека. – Сценическое оформление выглядит аскетично. – Мы отталкивались от автора. Материал очень жесткий, беспощадный и к зрителю, и к актерам. В конце концов, театр не увеселительное заведение, а пространство, где нужно что-то осмыслить и преодолеть свои внутренние ограничения. Так что Достоевский задает нам тон этого сурового отношения. Некая идея оформления у меня была изначально, но художник Ильшат Вильданов сейчас создает визуальную цельность всего спектакля за счет этих стен с классической петербургской рустовкой (облицовка четырехугольными камнями или её имитация. – Прим. ред.). Костюмы будут достаточно условными, без привязки к конкретному времени – дело ведь не в том, что эта история произошла в XIX веке! Наш спектакль вообще предполагает большую театральную условность, это скорее философская драма. Кстати, актриса Лена Кегелева после репетиции рассказала нам, что еще на лаборатории была удивлена, получив роль Кроткой: – Я уж и не помню, когда в последний раз играла покорных (смеется). Даже мама очень удивилась: «Кроткая? Ты?!» Но моя героиня, конечно, отнюдь не кроткая – это муж посчитал ее таковой. Он делал предложение, не узнав ее, и надеялся, что совершит красивый жест. А семейная жизнь показала, что не стоит использовать супруга в своих интересах. В итоге мне понравилась эта роль. Единственное неудобство – босиком играть весь спектакль, но так пожелал режиссер!
Источник:
https://www.ap22.ru/paper/Na-experimental-noy-stse...taklya-Krotkaya.html?_utl_t=vk
– Тут затронута самая основная тема, как мне кажется, человека – отношения мужчины и женщины, где должна быть соблюдена основная заповедь «любите друг друга». И что следует за тем, если она нарушена.
В этой постановке много вопросов, которые зритель непременно задаст сам себе. Некоторым, возможно, придётся переоценить свои взаимоотношения с самыми близкими людьми.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Она вовсе не кроткая
Шла на премьерный спектакль по одноименному рассказу Федора Ивановича Достоевского «Кроткая» и молилась, хоть бы режиссер (Рача Махатаев) оказался почитателем классики и не испортил Достоевского. Ведь что не говори, а серьезные произведения на сцене драмтеатра сегодня редкость. Комедии, в основном. И тут такая удача.
На малой сцене минимум декораций, два то ли клоуна, то ли ангела – белый (Дмитрий Плеханов) и красный (Анастасия Южакова) – ходят по сцене. Один иконы на стене рисует, другой какого-то японского мафиози. Потом еще подпись под портретом сделал: Федор. До меня не сразу дошло. О чем это он.
Сразу оговорюсь, этих персонажей в рассказе Достоевского не было. У меня две версии, почему их ввел режиссер. Первая – хотел, чтобы они стали резонерами – выразителями режиссерского или авторского отношения к происходящему в спектакле. Вторая – ввели постоянных персонажей, следящих за тем, чтобы из зала не раздавались звонки мобильного. Красный ангел-клоун даже подошел с битой к одному из таких зрителей-забывах… В общем, вторая версия мне нравится больше.
Через некоторое время появился один из главных героев – муж (актер Константин Кольцов), он был страшно расстроен. Пока его не было дома, жена выбросилась из окна. Главный герой переживает и оправдывается, что все это не из-за него. Первыми ему не поверили ангелы-клоуны, потом зрители. Он – процентщик. Его постоянные клиенты – бедняки, он не только обирает их до нитки, предлагая копеечную выручку за вещи и драгоценности, но и глумится над ними. Для них он царь и бог, захочет, спасет, не захочет – обречет на голод и нищету.
Его будущая жена (актриса Елена Кегелева) - та самая кроткая, в честь которой назван рассказ Достоевского, тоже его клиентка. Сирота, живет у злых тетушек на иждивении. Последнее, что унесла в заклад – икону. И вдруг процентщик решает ее облагодетельствовать, предлагает выйти за него замуж.
Вместе с замужеством на бедную девушку сваливается еще работа мужа, теперь она берет вещи в залог. Но сердце у нее доброе, и за вещи она дает адекватную цену. В результате – ссоры с мужем, истерики, болезнь. Но своим несогласием, молчанием, слезами она пробивает толстую броню, за которой спрятано ранимое сердце героя.
В конце спектакля он прозревает, мирится с женой и даже хочет отвезти ее к морю, где они будут жить безбедно. Но она не дожила до счастливого финала. Выбросилась из окна.
В чем мораль? Спешите делать добрые дела здесь и сейчас. Для кого-то завтра может и не наступить.
Накануне премьеры Рача Махатаев говорил, что считает Достоевского великим парадоксалистом и что для него самого главный парадокс — это жизнь. Поэтому для воплощения «Кроткой» режиссер задумал пространство с аскетичным оформлением,отсутствием закулисья и без жесткой привязки к эпохе. В итоге «зацепить» барнаульскую публику ему удалось.
«Чувств столько, что пока не хватает слов, — рассказывает зрительница Татьяна Рогачева. — История про жизнь и смерть, про любовь и ненависть, про мужчину и женщину, про расчет и настоящие чувства, про то, что иногда бывает слишком поздно сказать. И тогда остается только гробовое молчание. Да, я порыдала».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А сейчас, после спектакля, сидя над этой страничкой своего дневничка, зашла на сайт театра в ВК И:
«Кроткая» в программе фестиваля Достоевского!
3 ноября, сразу после очередного показа на родной сцене, спектаклю «Кроткая» предстоит отправиться в дальнюю дорогу. Постановка Алтайского краевого театра драмы вошла в программу престижного международного форума - театрального фестиваля Ф.М. Достоевского, где его увидят 12 ноября. Фестиваль в 23-ий раз пройдет Великом Новгороде и Старой Руссе, впервые в программе значится спектакль из Алтайского края.
Международный театральный фестиваль Ф.М. Достоевского приурочен к дню рождения писателя 11 ноября. В этом году он пройдет с 6 по 13 ноября, представив на различных площадках, связанных с жизнью и творчеством Достоевского, панораму спектаклей, созданных по прозе знакового русского классика.
Премьера «Кроткой» состоялась в апреле нынешнего года, это первая за 40 лет постановка в АКТД по произведениям Достоевского. И она, конечно, не смогла пройти незамеченной у отборщиков фестиваля. Режиссерский дебют на профессиональной сцене выпускника Российского государственного института сценических искусств (СПбГАТИ) Рачи Махатаева сразу обратил на себя внимание неоднозначным подходом и глубиной прочтения и как настоящая работа приобрел и яростных противников, и горячих поклонников.
Спектаклю Рачи Махатаева повезло: он не просто вошел в программу фестиваля Достоевского, но и будет показан на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского 12 ноября, сразу же после дня рождения писателя. Будем считать, что оба обстоятельства станут удачными для творческой команды спектакля, к которой в Великом Новгороде присоединится и сам режиссер. Кстати, Новгородский театр драмы носит имя Федора Михайловича Достоевского с 1997 года. В этих местах Достоевский работал над «Бесами», «Подростком», «Братьями Карамазовыми».
Отметим, что в этом году значительно расширилась география и количество участников фестиваля. Вместе с Алтайским краевым театром драмы в фестивальной афише еще 20 театров из России, Франции, Польши, Финляндии, Турции, Северной Македонии, Армении, Беларуси, среди них такие известные как Московский театр на Таганке, Российский академический молодежный театр. Показы будут проходить одновременно на 7 площадках Великого Новгорода и Старой Руссы.
В основе постановок популярные в театре «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Кроткая», а также «Село Степанчиково и его обитатели», «Неточка Незванова», «Дядюшкин сон». Организаторы обещают как остросовременные экспериментальные постановки, так и традиционные костюмные драмы и комедии.
Какое место в программе фестиваля займет спектакль «Кроткая», как оценят его зрители и эксперты в столице театрального Достоевского? – это вопросы предстоящего фестиваля. А пока, 3 ноября, приглашаем зрителей посмотреть спектакль и пожелать артистам счастливого пути и звездного показа на фестивале!
Полностью программу фестиваля можно посмотреть здесь:
https://vk.com/@dostoevskyfestival-programma-festival..
#altdrama #театрбарнаул #встретимсявдраме #увидимсявдраме
И 3 видео объединила в одно:
Во-первых, экзотично, во-вторых - увлекательно.
Чем еще поразила КРОТКАЯ Рача Махатаев зрителей XXIII Международного театрального фестиваля имени Достоевского, только что завершившегося в Великом Новгороде?
#altdrama #Достоевский #ФестивальДостоевского #DTF #Dostoevsky👍🏻
.
Мария Клапатнюк
вчера в 7:07
"Кроткая" Алтайского краевого театра драмы имени Шукшина в программе прошедшего театрального фестиваля стояла выгодным особняком.
Во-первых, экзотично на фоне вариаций по великому пятикнижию мастера. А во-вторых, свежая и актуальная подача классики - это всегда увлекательно, в нашем же случае ещё и очень уместно.
Свой спектакль, несмотря на тоскливо-трагический сюжет, лежащий в основе, гости из Барнаула разыграли динамично, с иронией, в молодёжном ключе, нисколько при этом не оскорбив первоисточник.
Как удалось это сделать, я объяснить не смогу. Но точно знаю, что и хулиганские граффити, появляющиеся на стенах по ходу спектакля, и пластиковые контейнеры, используемые как конструктор и легко организующие пространство, и фигуры двух ангелов нашего времени - завсегдатаев улиц с битой в руке и собственной, жестокой правдой, даже забытый портрет Достоевского, брошенный в углу условной питерской подворотни, объединившись вместе, явили нам необыкновенную "Кроткую".
И сама Кроткая безусловно хороша в своей наивной, обречённой решимости. А в свадебном венце, криво нарисованном на стене мелом, просто великолепна и до комка в горле трогательна.
Крик чаек, шум моря, заключительный монолог Ростовщика, снова ставшего одиноким - наполняет классический сюжет простором, делает его более объёмным, чем у Достоевского, позволяет вдохнуть глубоко, чтобы двигаться дальше.
Вот мы и будем двигаться.
XXIII Международный театральный фестиваль Достоевского прошёл. За восемь дней я посмотрела десять с половиной спектаклей. Есть личный, но далеко не абсолютный рекорд. Впереди, надеюсь, следующий ноябрь.
#Достоевский #ФестивальДостоевского #DTF #Dostoevsky
Маринка Воробьёва (фото)
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.