Смоленск. Успенский собор.
|
|
Суббота, 23 Июля 2022 г. 11:11
+ в цитатник
Собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы — кафедральный собор Смоленской митрополии Русской православной церкви.
Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе.
Возведён на рубеже XVII и XVIII веков в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов.
Внутри сохранились иконостас и убранство в стиле киевского барокко.
В соборный ансамбль входят также надвратная Богоявленская церковь с деревянным завершением (1785—1787), предназначенная для богослужений в холодное время года,
колокольня (1767—1772; архитектор П. Обухов) и расположенный к югу комплекс архиерейского двора
В 2017 году в Соборном дворе в присутствии патриарха Всея Руси Кирилла был торжественно открыт памятник Великому князю Ростовскому, Смоленскому, Черниговскому, Переяславскому и Киевскому Владимиру Мономаху.
Именно Владимир Мономах заложил первый камень в фундамент Успенского собора, а позже принес в Смоленск икону «Одигитрия», ставшую хранительницей города.
с церковью Иоанна Предтечи (1699—1703, перестроена в 1780-х годах).
Здание епископской библиотеки.
Желтое здание слева - новая консистория.
В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, которых уже убивали ворвавшиеся захватчики.
Поляки восстановили здание собора, и в нём разместилась кафедра архиепископа Русской униатской церкви.
История существующего здания
Пятиярусный иконостас
После возвращения Смоленска в состав Русского государства старое здание было разобрано в 1674—1675 годах.
В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объёма.
Приостановленные в 1679 работы возобновились лишь в 1732 году. Через 8 лет было завершено строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звёздами.
Тогда же артель украинских резчиков (С. Трусицкий с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым) выполнила пятиярусный иконостас.
Впоследствии иконы не раз поновлялись. В 1740-е гг. храм был расписан в стиле барокко.
Архитектор собора неизвестен, хотя краевед С. Д. Ширяев в 1924 г. заявил, что по виденной им архивной записи в строительстве участвовал некто Антон Шедель, больше нигде не упоминаемый.
В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767—1772 годах архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие.
Во время наполеоновского нашествия и ожесточённых боёв в округе здание собора не пострадало. Поражённый величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. Во время нашествия исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой.
На аттике собора 3 иконы: посередине Успения Богородицы, по краям местных Святых, справа Святого Меркурия , слева Святого Авраамия.
В 1941 г. после вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Генерал вспоминает:
…Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора.
Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место.
Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю.
Храм Двенадцати Апостолов
Крестовый храм находится в здании архиерейских палат. Каменный архиерейские палаты на Соборном дворе построены в два этапа: первый этаж в середине XVIII века, второй — в 1770-е годы.
Церковная лавка.
Блог Милы Елизаровой
Фото Милы Елизаровой, Ларисы Любимовой, Ирины Кусакиной.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
-
1
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-