Приготовление к Причастию (говение) – это время особого молитвенного предстояния перед Богом, время размышлений о тайне жизни и смерти, о искупительных страданиях Христа Спасителя: это время подведения человеком предварительных итогов своей жизни, частный нелицеприятный суд над самим собой, исполненный искреннего желания исправить свои пути и быть достойным благодатных Святых Даров, делающих православно верующего христианина причастником вечной жизни.
Говение включает в себя подготовку сразу к двум великим Таинствам Церкви –
Таинству Покаяния и Таинству Причащения.
Подготовка к Таинству Покаяния – это сокровенный диалог человека со своей совестью, напоминающий ему о том, чем он мог огорчить или прогневать Бога: это сердечное сокрушение о содеянных грехах, о преступлении Божиих Заповедей, о нарушениях Правил Церкви, о несоблюдении Евангельских норм христианской жизни; это горячее желание примириться с Богом, очиститься перед Ним «от всякия скверны плоти и духа», чистосердечно и с твердой решимостью не возвращаться ко злу, исповедать перед священником все неприглядное тайное, отравляющее душу, и тело, и саму жизнь.
Подготовка к Таинству Причащения состоит в строгом выполнении установленного Церковью Правила подготовки ко Причастию, помогающему человеку осознать свою греховность, внутренне сосредоточиться, отойти от обыденной житейской суеты, почувствовать огромную важность предстоящих Таинств для спасения своей души.
В дни говения правилами Церкви предписывается воздержание от развлечений и ограничение в пище (пост). «Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет Пречистые Таины»
В дни поста исключается пища животного происхождения – мясо, молоко, яйца и при строгом посте, рыба. Постная пища употребляется в умеренном количестве. Состоящие в браке в дни говения и в день Причащения воздерживаются от супружеского общения.
Говеющим необходимо чаще посещать храм и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Утренние и вечерние молитвы в эти дни вычитываются полностью. Перед их началом святые отцы Церкви рекомендуют выполнить посильное количество земных поклонов и Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Cыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Ежедневно перед вечерними молитвами читается один из канонов – покаянный, ко Пресвятой Богородице или Ангелу Хранителю.
Накануне дня Причастия говеющий обязан быть в храме на вечернем богослужении, после которого на домашнем правиле прочитать сразу 4 канона: покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю и канон ко Причастию и затем молитвы на сон грядущим.
После вечернего богослужения следует воздерживаться от приема пищи или принимать ее (постную) в самом ограниченном количестве.
Начиная с полуночи и до Причастия ничего не есть и не пить.
Утром в день Причастия, читаются утренние молитвы по 10-ю включительно (Пресвятая Владычице моя…) и затем все последование ко Святому Причащению, начиная со слов: «Придите, поклонимся…», за исключением псалма 50, прочитанного в начале правила, и канона ко Причастию, прочитанного накануне вечером.
Перед Причастием необходимо исповедаться – вечером или утром перед Литургией.
Краткий устав-схема вечернего правила
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный: и по Отче наш:
Господи, помилуй (12). Слава, и ныне: Придите, поклонимся:
Псалом 50: «Помилуй мя, Боже»: Символ веры: «Верую во Единаго Бога».
Каноны: покаянный ко Господу Иисусу Христу,
молебный ко Пресвятой Богородице,
ко Ангелу-Хранителю.
Достойно есть: Трисвятое: по Отче наш: Тропарь дня (кондак воскресный):
Господи, помилуй (40). Тропари: «Помилуй нас, Господи»
И далее по чину молитвы на сон грядущим.
Канон и молитвы ко Причастию читаются обязательно.
Тем, кто находится в преклонном возрасте или в болезненном состоянии, можно выполнить посильное количество земных поклонов, или вместо земных выполнить поклоны поясные, или ограничиться только чтением молитв без поклонов, или со вниманием прослушать каноны и молитвы, читаемые за вас благочестивыми родственниками или знакомыми. Бог ведает намерения и возможности каждого и вознаградит старания усердных.
Нельзя самовольно, без крайней нужды и благословения духовника изменять правило подготовки ко причастию и сокращать время говения. Если по какой-либо уважительной причине правило перед Причастием было прочитано не полностью, необходимо дочитать его после Причастия.