Русская печь - гениальное изобретение |
Русская печь
Помните русские сказки? Любимец щуки и русского фольклора Емеля лихо разъезжал на русской печи. А от гусей-лебедей Машенька с братцем Иванушкой где пряталась? Тоже в русской печи.
По своей сути, Русская печь - не только обогревательный прибор дома, это уникальное явление нашей славянской культуры, яркий символ русского духа.
Тот, кто ни разу в своей жизни не полежал на нагретой русской печи, не почувствовал её мягко проникающего во всё тело тепла, многое потерял. Ему никогда не понять, какую атмосферу в доме создает русская печка, какой она стабилизатор этой самой атмосферы в вашем доме!
Русская печка топится дровами. Они укладываются в открытую топку "колодцем", и начинают дружно и весело гореть от небольшой лучинки или березовой коры.
Конечно же, если они сухие. А влажные, внесённые с мороза дрова будут оглушительно трещать и бросаться в вас искрами. Дрова - экологичный, и в то же время восстанавливаемый вид топлива. Если нефть зреет миллионы лет, то дерево - десятилетия. Более того, тепло от дров является "правильным" для человека, оно ему роднее. Издревле людей лечили на нагретом дровяным огнем кирпиче. Русскую печь иногда использовали как баню: после того, как печь немного остывала, из нее убирали угли, стены обдавали водой или квасом, и закатывали на лежанке парящегося человека внутрь. После такой процедуры вся хворь покидала человека!
19 мая отмечается День русской печи. Такой неофициальный праздник придумали для главного символа славянского быта. Ни одну крестьянскую избу невозможно представить без этого уютного домашнего очага. Как же использовали русскую печь.
Способы использования русской печи
Основное назначение русской печки – приготовление пищи. В ней варили, парили, жарили, пекли, грели и «томили».
Русскую печь использовали для обогрева помещения. Отопительный сезон начинался с праздника Покрова (середина октября) и заканчивался в Благовещенье (апрель–май).
Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала её равномерно. Самое тёплое место в доме было на полатях. Такая уютная лежанка согревала озябших ребятишек, врачевала хворых, дарила тепло в лютые морозы появившейся на свет домашней скотине. Печь олицетворялась с женщиной, дарующей жизнь. Чтобы роженице облегчить потуги, в крестьянской избе открывали заслонку, двери, окна. Печь обладала целительной силой, могла превратить «чужих» людей в «своих», т.к. входя в дом и прикладывая руки к печи, люди проникались домашним теплом и добротой.
Благодаря печке, лечились не только теплом и огнём, но и окуривая дымом или вдыхая пар. Для ингаляций использовался раскалённый кирпич с углублением, в которое насыпали травы, источающие ароматы. Для компрессов применяли угольный порошок, смешанный с тёртым картофелем. Заваривали и пили опечину (пережжённую глину) при лихорадке. Русскую печку часто использовали в качестве бани. До середины XIX века в ней мылись и парились, стирали одежду.
Она была поставщиком древесного угля для кипячения самовара и золы для удобрения огородов. На печке сушили зерно, травы, грибы и другие природные дары.
Русская печка была неотъемлемой частью всей культуры народа. По печи предсказывали погоду. Каждый наблюдательный хозяин знает, что предвещают звуки печной трубы: высокий и протяжный – к перемене погоды, низкий и порывистый – к затяжному ненастью. Своеобразным метеосигналом служил и дым, идущий из трубы: столбом – к морозу, стелющийся или расползающийся – к ветру и дождю, а в зимний период – к оттепели или метели. Огонь тоже сулил, какой будет завтра день. Если пламя яркое и дрова горят весело с легким потрескиванием, то жди ясную погоду.
Русская печка служила народным ремеслам. Она была и гончарным горном, в ней плавили металл для изготовления домашней утвари и женских украшений, и распаривали лучинки, чтобы смастерить забаву для детей.
Сюжеты с печкой отражены в фольклоре – в народных сказках, поговорках, загадках. Например, теплая лежанка взрастила такого богатыря, как Илья Муромец, была идеальным местом укрытия для детей («Гуси-лебеди»), служила уникальным средством передвижения («По щучьему велению»).
Автор: Наталья Ханина
Изба крестьянская сиречь,-
Сарай, и сени, и дрова,
И русская большая печь,
Как символ счастья и добра.
Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты мои слова.
Гурьбой, собрав всех на лежанке,
Борщом наваристым дыша…
Накормит старших спозаранку,
Теплом согреет малыша.
Тут, кости грели старики,
Да сказки сказывали внукам,
И ловко эдак, как с руки,-
Довольны, стар и млад друг другом.
По вечерам, когда метели….
Люд занимался ремеслом,
Трудясь, все вместе песни пели.
И в ночь молились перед сном.
Да, молодух, еще любили,
А бабы издревле в Руси,
Неугомонны вечно были….
Детей рожали на печи.
Печь воспевалась в русских песнях,
Слагались сказки и былины.
Всех собирала она вместе
И на рожденья и кончины.
Всегда была семьи оплотом
И доброй матушкой слыла,
Тепло дарила и заботу,
Вела на славные дела.
Каким бы ни было местечко,
Меня, друзья, не уличить,
Здесь начиналось всё от печки
И всё кончалось у печи.
25.01.10. Виктор Поживин
http://my.mail.ru/community/serdya/1D6DB580E3A7DF62.html
http://ruspravda.info/TSentralnoe-mesto-slavyanskogo-doma-3126.html
Рубрики: | История и этногенез/Славяне и Русь История и этногенез/Традиции |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |