-Метки

алкоголь арии варяги великие евреи великие женщины великие украинцы викинги война генетика гигиена гитлер готы днк анализ евреи евреи врачи евреи и армия еврейские шпионы женщины животные звездные войны здоровье золотая орда иврит израиль история иудаизм каббала казаки караимы катастрофы кельты кино китай книги моего детства кошки крестовые походы крым кулинария кухня медицина монголо-татары монголы музыка наполеон народы симбионты народы-симбионты наука одежда одесса одесская кухня оружие памятники песни песня пираты погода пословицы правила жизни православие пророки пророчества пророчество психология пушкин разное революция религия россия россия история русские русский язык русы русь рюрик самураи символика сказки скифы славяне слова средневековье ссср стихи стихии в одессе сша татары тевтонский орден тест традиции тюрки украина украинцы фашизм франция хазары христианство шпионаж юмор языки япония

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Великая_Хазария


Еврейские пираты шпионы и авантюристы -1

Четверг, 30 Октября 2014 г. 17:26 + в цитатник

 

По материалам лекций, которые я читал своим студентам - http://yadi.sk/d/MhnKOc-UC4JtF

Еврейские пираты

 

 

1414678990_piratuy (401x528, 59Kb)

Бабушка пирата
Стихи Эдуарда Успенского

Лился сумрак голубой
В паруса фрегата...
Провожала на разбой
Бабушка пирата.

Два кастета уложила
И для золота мешок,
А потом, конечно, мыло,
Зубной порошок.

- Дорогой кормилец наш,
Сокол одноглазый,

Ты смотри, на абордаж
Попусту не лазай.

Без нужды не посещай
Злачные притоны,
Зря сирот не обижай -
Береги патроны.

Без закуски ром не пей:
Очень вредно это.
И всегда ходи с бубей,
Если хода нету.

Но на этом месте вдруг
Перебил старушку внук:
- Слушай, бабка, если все

Так тебе знакомо, -
Ты давай сама езжай,
А я останусь дома!

 

 

Еврейское пиратство (или пиратское еврейство?) известно еще с древних времен.

Долгое время евреи предпочитали двигаться посуху. Настолько предпочитали, что даже морю приходилось отступать перед упрямым народом. Тем не менее, первые упоминания о еврейском флоте мы находим опять же в наших святых книгах - царь Шломо, в результате удачных браков получивший в приданое выходы к Красному и Средиземному морю (порты Эцион-Гевер, близ нынешнего Эйлата, и Нофат-Дор, близ нынешнего Дора), решил обзавестись собственным флотом. Дружественный правитель финикийского города Тир, царь Хирам, отправил своих кораблестроителей в Эцион-Гевер, и вскорости первый еврейский корабль уже бороздил воды Красного моря. На судах Шломо служили финикийские моряки - лучшие на тот момент моряки мира, а торговля велась со странами Аравии и Африки (в частности, с загадочной страной Офир), что не нарушало финикийскую монополию в Средиземном море.
А затем, после смерти Шломо, настали Смутные времена, и евреям было не до мореходства. Правда, царь Йехошфат попытался восстановить флот и возобновить торговые экспедиции в Красном море, но уже без помощи финикийцев. Эта попытка окончилась неудачей, а потеря района Эцион-Гевера во времена царя Ахаза и вовсе положила конец еврейскому мореходству в Красноморье.
Следующий еврейский выход в море состоялся при Хашмонаях. Нет, вы не подумайте, что евреи до этого моря сторонились - в Танахе, в избытке приведена морская терминология, кроме того, можно вспомнить пророка Йону, плывшего по морю из Яффо в Таршиш (правда, это был нееврейский корабль). То есть плавать им приходилось, но на чужих судах, а вот еврейские плавсредства вновь появляются только после завоевания Шимоном Хашмонаем города Яффа. Яффский порт (по мнению историков - древнейший в мире) и становится главным портом Иудеи, а на еврейских монетах того времени появляются изображения трезубца и якоря.

Иосиф Флавий вспоминает, что Иоанн Гиркан обвиняет Аристобула в совершении «пиратских действий на море».
В рамках борьбы с пиратством, Помпей разрушает находившуюся в Яффе базу еврейских пиратов, а вместе с ней и все остальное. Правда, царь Гордус (Ирод) сооружает в Кейсарии великолепную гавань и значительную флотилию, так что по окончании Иудейской войны римлянам пришлось на одной из выпущенных памятных монет нанести надпись Victoria Navalis ("Морская победа").

Стоит упомянуть и еще один пиратский еврейский город – Тарс в малой Азии, столицу провинции Кмликия. Киликийские пираты были бичом восточной части Средиземного моря. Даже сам Юлий Цезарь однажды попал к ним в плен. Киликийские пираты должны были вывезти загнанную в угол, к юго-восточному побережью Италии армию Спартака, но что-то у них там не заладилось. Во время вооруженного конфликта Октавиана Августа с царицей Клеопатрой эти пираты выступили на стороне Августа, помогая как перевозкой живой силы, каперством, так и участием в морских сражениях, за что все  эти пираты были награждены римским гражданством. Видимо поэтому Тарсянин Шауль-Павел мог гордо заявить римскому служителю порядка, что он родился римским гражданином.
После разрушения Второго Храма и исчезновения с политической карты мира еврейского государства еврейский флот, как ни странно, сохранился. Например, в Александрии существовало общество еврейских навикулариев (судовладельцев), имелись они (судовладельцы) в Кирене и Вавилоне, а в Византии специально издали навигационный эдикт в пользу евреев и самаритян, названный "судовой закон" и подтвержденный тремя императорами - Валентином, Феодосием и Аркадием.
И в период Средневековья евреи не оставляют своих морских занятий. Еврейские корабли бороздят просторы от берегов Прованса до Лигурии, еврейские судовладельцы проживают в Тире, Марселе, Барселоне, в Португалии и на Балеарских островах. В большинстве средиземноморских портов действуют еврейские купцы, маклеры и страховщики. В Стамбуле и Салониках большинство портовых рабочих - евреи, и салоникский порт не работал по субботам вплоть до Второй мировой войны. Кстати, и в Одессе профессия портового грузчика долгое время считалась традиционно еврейской... И хотя на счету еврейских мореплавателей нет выдающихся географических открытий, все же в истории навигации остались наши имена.

Компас, квадрант (предшественник секстанта), астролябия и эфемериды - знакомству с этими вещами европейские моряки обязаны евреям. Рамбан (не путать с Рамбамом, хотя брат Моше бен Маймона Давид погиб, путешествуя на судне в Индию), так вот, Рамбан усовершенствовал квадрант, причем его изобретение, использовавшееся четыре столетия, базировалось на еврейском квадранте Quadrans judaicus Йеhуды бен Махира. Астролябия (тот самый чудесный прибор, который продавал на старгородском базаре Остап Бендер) была сконструирована Авраамом Закуто, консультировавшим Колумба и Васко да Гаму.
И уж если речь зашла о Колумбе и да Гаме, то стоит напомнить: на треть (а то и наполовину) экипаж Колумба состоял из евреев, а знаменитый лоцман Ахмад ибн Маджид (Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда), которому приписывают изобретение компаса, автор "Книги польз" - 40-томной лоции Красного моря, человек, приведший корабли Васко да Гамы в Индию, по неподтвержденным данным, тоже был евреем.

Мы знаем многое о пиратском острове-государстве Порт-Роял, но мало что известно о Марокканском еврейском городе, ставшем центром пиратства. Могадор основал султан Мухаммед-бен-Абдаллах как свободный порт для европейцев и марокканских евреев, связанных с транссахарской торговлей золотом, слоновой костью и черным рабами. Позднее город стал центром кровожадных пиратов. И к XIX веку стал настолько богат, что многие марокканские евреи решили переехать сюда окончательно.

Легенды гласят, что в этом портовом городе, где смешались арабы, берберы, евреи и черные рабы из Судана и Гвинеи, местные женщины сводили с ума любого путешественника. Кстати, именно в окрестностях Эссуэйры марокканцы добывали бесценный темный сахар, который благодаря торговым талантам местных жителей обменивали на восхитительный каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии морем. Пропорции были просты - килограмм сахара на килограмм мрамора…

Главным архитектором Эссуэйры был инженер-европеец Теодор Корню. Еще до того, как попасть в плен к султану Мухаммеду-бен-Абдаллаху, Корню стал известен проектами крепостей во французской провинции Лангедок-Руссильон. Собственно, и само название Эссуэйра означает "крепость". Перекрестный огонь двух установленных Корню круглых бастионов делал город неприступным со стороны моря, не оставляя нападавшим никаких шансов.

Впрочем, в 1844 г., во время алжиро-марокканской кампании, защитники города имели неосторожность сдаться французскому батальону принца Жуэнвиля. Разгневанный султан приказал отрезать бороды всем военачальникам сдавшейся армии.

 

В «век пиратства» на Карибском море Пираты-евреи были сефардами. Когда инквизиция выгнала их из Испании, самые авантюристичные из них прибыли в Новый свет. Определить точное количество пиратов еврейского происхождения крайне трудно: большинство были конверсами и исповедовали иудаизм тайно.

Первые организованные еврейские общины в Новом Свете появились в начале XVII века в голландских колониях, таких как Суринам (ныне государство в Южной Америке), Кюрасао (остров в Карибском море), Ресифи (ныне в Бразилии). Эти общины были созданы потомками испанских и португальских изгнанников, которые в поисках религиозной свободы устремились в Новый Свет. Но и здесь не всегда можно было найти религиозную терпимость. В 1654 г. Ресифи перешла под власть Португалии, там начала свирепствовать инквизиция, и евреи были вынуждены искать убежища в других местах.

Часть из них отправилась в Северную Америку, восточное побережье которой было ареной борьбы французских, английских, голландских, испанских и даже шведских колонизаторов. Первая еврейская община на территории современных США возникла в сентябре 1654 г., когда группа из 23 беженцев из Ресифи прибыла на фрегате «Saint Catherine» в Новый Амстердам (Нью-Йорк), находившийся тогда под властью Голландии. Губернатор Новой Голландии Петер Стивесент был враждебно настроен к евреям и добивался от голландской Вест-индской компании, которой принадлежали колонии, их изгнания. Он обращался в совет директоров Компании в сентябре 1654 г., указывая, в частности, что евреи, потерявшие имущество в результате ограбления пиратами, могут оказаться обузой для церковных приходов, вынужденных заботиться о бедняках.

В январе 1655 г. представители амстердамской португальско-еврейской общины обратились в совет директоров Вест-индской компании с ходатайством в пользу манхэттенских иммигрантов. В петиции указывалось на трудности и потери, с которыми была связана для португальских евреев утрата Голландией колоний в Бразилии. Также говорилось, что жительство и торговлю евреев в колониях позволяют Англия (в Барбадосе) и Франция (на островах Мартиника, Св. Христофора и других). Что, согласно Мюнстерскому мирному договору 1648 г. с Испанией, голландские евреи должны иметь равные права с остальными. И, наконец, что португальские евреи вложили немалый капитал в Вест-индскую компанию. Последний довод, очевидно, был решающим. 15 февраля 1655 года совет директоров вынес резолюцию: «Удовлетворить. Они могут жить и пребывать там, при условии, что не станут обузой епархии и компании».

В 1664 г. Новый Амстердам перешел к Британии и стал называться Нью-Йорком. Численность евреев там оставалась небольшой, они были ограничены во многих правах, таких как возможность заниматься определенными ремеслами, розничной торговлей или построить синагогу. Лишь в 1706 г. в Нью-Йорке была официально создана первая еврейская община «Шеарит Исраэль», а в 1730 г. построена первая синагога.

Почти одновременно с этим, в 1658 году, пятнадцать еврейских семей, как полагают из Кюрасао, прибыли в Ньюпорт - колонию Род-Айленд. В 1763 году ньюпортские евреи построили синагогу, которая является старейшей, сохранившейся на территории США. В колониальный период возникли еврейские общины в Чарльстоне (Южная Каролина), Филадельфии, Саванне (Джорджия), Монреале (Канада), Ричмонде (Вирджиния). Ко времени американской революции на территории штатов жило две с половиной тысячи евреев, в основном выходцы из Германии и, в меньшем количестве, сефарды.

Еврейская община, возникшая в Ньюпорте в 1658 г., первые десятилетия была крайне малочисленной и не имела синагоги. Она была построена только в 1763 году по проекту архитектора Питера Харисона. По конструкции синагога напоминала сефардскую синагогу в Амстердаме. Как и в большинстве сефардских синагог, бима вынесена в середину зала, а сидения расположены с трех сторон вокруг. Синагога получила название Туро по имени первого раввина Исаака Туро.

Имея один из самых больших залов в Ньюпорте, синагога служила во время Войны за независимость и в конце XVIII века местом заседаний Городского совета и Верховного суда Род-Айленда. В 1781 г. Джордж Вашингтон присутствовал здесь на заседании Генеральной Ассамблеи штата. В 1790 г. Дж.Вашингтон получил приветственный адрес от старосты синагоги и главы местной масонской ложи Мозеса Зайксаса. Ответом было знаменитое письмо Вашингтона «К еврейской общине Ньюпорта», ставшее манифестом религиозной терпимости в США.

«Джентльмены! Получив с большим удовлетворением ваше письмо, преисполненное выражениями преданности и уважения, я счастлив возможностью ответить, что всегда храню благодарную память о сердечном приеме, который я испытал во время моего визита в Ньюпорт от всех классов граждан.

Воспоминания о трудных и опасных днях прошлого скрашиваются сознанием того, что они сменились днями необычной безопасности и процветания. Если мы обладаем мудростью, чтобы найти наилучшее применение полученным нами теперь преимуществам, то мы не можем избежать под управлением справедливого и добропорядочного правительства того, чтобы стать великим и счастливым народом.

Граждане Соединенных Штатов Америки имеют полное право гордиться собой за те примеры великодушной и либеральной политики, которые они продемонстрировали человечеству, примеры, достойные подражания. Все обладают в равной мере свободой совести и правами граждан. Ныне это более не простое выражение терпимости, при котором один класс людей предоставлял другому возможность воспользоваться их неотъемлемыми правами. К счастью, правительство Соединенных Штатов, которое противостоит предрассудкам и различным притеснениям, требует от тех, кто живет под его защитой, только чтобы они были добропорядочными гражданами и предоставляли ему в случае необходимости свою действенную помощь.

Не соответствовало бы прямоте моего характера, если бы я не отметил, что польщен вашей благосклонной оценкой моей администрации и искренними пожеланиями моего процветания. Пусть же потомки сынов Авраама, обитающие в этой стране, продолжают ощущать добрую волю всех жителей, ибо каждый да пребудет в безопасности под собственным виноградником и смоковницей, и никто не должен быть ему угрозой. Да озарит Отец милосердный наш путь светом, а не тьмой, и сделает нас всех, при наших умениях, полезными здесь в подобающее время и подобающим образом, и постоянно счастливыми.

Дж.Вашингтон»

 

Мало кто знает о расцвете интереса к еврейской культуре в Бразилии второй половины XIX века, который был связан с деятельностью второго бразильского императора. Император Дон Педру II слыл юдофилом, очень интересовался еврейской культурой. Он выучил иврит, идиш, арамейский, арабский, а также санскрит и язык тупи-гуарани (последний - наиболее распространенный в Бразилии индейский язык). В свободное от государственных дел время император переводил средневековую еврейскую поэзию и отрывки из Библии, как он писал, «из желания лучше ознакомиться с еврейской литературой и историей, чтобы понять еврейские национальные устремления». Еврейство и семитские языки вошли в моду в Бразилии. В 1876 г. Дон Педро II посетил Петербург и Чуфут-Кале. В 1872 г. он посетил Палестину инкогнито. В том же году в Бразилии была найдена финикийская надпись, в которой рассказывалось, как на 19-й год царствования царя Хирама 10 финикийских кораблей отправились из Эцион-Гевера (ныне Эйлат) вдоль африканского побережья, и один корабль с 12 мужчинами и тремя женщинами из Сидона отстал от остальных и через два года пристал к суше в неизвестном месте.

Каменную табличку с надписью обнаружил в тропическом лесу в штате Парибо раб некоего Хоакина де Косты, который передал ее директору Национального музея д-ру Ладислао Нетто, пользовавшемуся авторитетом у императора. Большинство ученых полагают сегодня, что эта и ряд других семитских надписей, найденных в Бразилии, были сфальсифицированы на волне интереса к Библии и еврейской культуре в годы правления Педро II. Однако некоторые специалисты по древним семитским надписям, например, проф. С.Гордон, и сегодня полагают надпись из Бразилии подлинной.

Вернемся все же к нашим пиратам:

Яаков Куриэль

О жизни Яакова Куриэля поведал потомкам ученик Ари а-Кодеша рабби Хаим Виталь Калабри в книге «Сефер Хезъенет». Куриэль был потомком знатной семьи испанских евреев. Его предки занимали видное положение при испанском дворе, владели несметными богатствами - до той поры, пока инквизиция не обрушила свой меч против евреев Пиренейского полуострова. Печальная история преследования и изгнания испанских евреев, начавшаяся чуть больше пятисот лет назад, достаточно хорошо известна. Правда, мало рассказывается о том, как изгнанники мстили виновникам своих бед. А ведь испанские евреи вполне обоснованно считались самыми образованными, самыми богатыми и самыми гордыми гражданами тогдашней Европы. О последнем свидетельствует любопытный факт: в отличие от прочих, испанским евреям европейские правители разрешали носить шпаги. И не только носить, но и пускать их в ход, если речь шла о защите фамильной чести!

И вдруг - эти гордые аристократы, жившие в Испании около тысячи лет и считавшие себя истинными испанцами, в одночасье лишились всего - родины, богатства, положения. Они превратились в обесчещенных и ограбленных изгоев. Немудрено, что в сердцах этих людей горела жажда мести.

Большая их часть поселилась в Турции и приняла активное участие в войнах турков против «католических владык». Некоторые же избрали более экзотическую и опасную дорогу морского разбоя. Среди последних оказался и Яаков Куриэль. Он перебрался в Новый Свет и на средства, уцелевшие после всех конфискаций, снарядил фрегат. Команда этого фрегата набрана была в основном из таких же евреев-изгнанников, как и он сам. Будучи опытным моряком (до начала преследований молодой Яаков Куриэль был офицером военно-морского флота Испании), Куриэль совершал поистине отчаянные набеги на караваны испанских галеонов, перевозивших золото и серебро из Нового Света в Испанию. О его удачливости и богатстве среди пиратов Ямайки и Тортуги начали ходить легенды. Он вскоре стал командиром и владельцем небольшой флотилии из трех быстроходных кораблей. Корсары называли его адмиралом.

Любопытная деталь (об этом упоминает Хаим Виталь и подтверждают исследования современных историков): на кораблях Куриэля была не только очень строгая дисциплина - это-то, вопреки расхожим мнениям, считалось вполне обычным для пиратской флотилии. Адмирал-еврей тщательно следил за соблюдением религиозных норм иудаизма всеми моряками. На кораблях соблюдалась суббота, кашрут и прочие мицвот.

Удовлетворив жажду справедливой мести, Яаков Куриэль прекратил пиратский промысел. О судьбе его богатств Хаим Виталь ничего не сообщает, но в Эрец Исраэль бывший пират вел более чем скромный образ жизни. Он поселился в Галилее, целиком отдал себя изучению каббалы, написал несколько книг, до сих пор имеющих хождение среди каббалистов. Его могила находится рядом с могилой Ицхака Лурии Ашкенази и так же, как могила последнего, является объектом поклонения верующих.

 

 

И другие…

Вообще, история пиратства тесно связана с историей открытия Америки. И говоря о той роли, которую сыграли в истории морского пиратства евреи, нельзя хотя бы вкратце не вспомнить о некоторых нестандартных объяснениях причин плавания Христофора Колумба.

Итак, 2 августа 1492 года все без преувеличения население испанского города Палоса собралось на пристани. Три каравеллы - «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» уходили навстречу неизвестности, в те безбрежные просторы океана, которых еще не видела ни одна душа. Маленькую флотилию возглавлял адмирал Кристобаль Колон - как называли его здесь, в Испании - или Христофор Колумб, как называли его раньше в тех краях, где он родился и вырос.

О нем ходили самые разнообразные слухи. Говорили, будто он, хотя и родом из Генуи, на самом деле происходит из семьи испанских конверсо, марранов - крещеных евреев. Да и судовладельцы Мартин Алонсо Пинсон и Винсент Янес, поставившие ему суда и сами отправившиеся в неведомое, тоже происходили из так называемых «новых христиан». Этим полупрезрительным наименованием власти официально называли тех евреев, которые спаслись от преследования инквизиции переменой веры. Кто знает, куда такие люди могут завести доверившихся им испанцев? Наверное, поэтому прощание с отплывающими вышло настолько печальным...

1492 год. Он знаменит не только открытием Америки. Для нашего еврейского мира, эта дата куда печальнее. Именно в 1492 году, несколькими днями ранее отплытия флотилии Колумба, начался новый Исход - изгнание евреев из Испании. Из того государства, где они прожили более тысячи лет, где именно ими была создана уникальная еврейская культура и наука - достаточно вспомнить хотя бы Иегуду Галеви.

Теперь им предстояло уйти с этой своей родины навсегда. В неизвестность - почти так же, как морякам Колумба. В Испании оставались те, кто купил право жить в своем доме крещением.

Новые христиане.

Конверсо.

Марраны.

Их было не так мало. В основном зажиточные, а то и очень богатые люди, привыкшие пользоваться уважением и влиянием - такие, например, как знаменитый раввин Авраам Сеньор, бывший министром короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской. Сейчас, когда инквизиция, казалось бы, добилась своего, и евреи, несмотря даже на заступничество папы римского были изгнаны из Испании, марраны очень надеялись на то, что их-то оставят в покое. В конце концов, они выполнили требования инквизиторов. Они крестились и добросовестно соблюдали все обычаи своей новой религии. Конечно, далеко не все приняли христианство искренне, большинство только делали вид. Но на первых порах им это прощалось.

Те из «новых христиан», кто был связан с королевским двором, даже сохранили свое влияние, а некоторые - и должности. Но самые умные и дальновидные очень быстро, еще до окончательного изгнания основной массы евреев поняли: их положение столь же шатко, как и прежде. Возможно, даже более шатко. Потому что евреи будут изгнаны. Их же, христиан, в любой момент могли арестовать не как иноверцев-евреев, но как еретиков. А в этом случае дорога одна - на костер.

Следует сказать, что король и королева отнюдь не были фанатиками, вроде Великого инквизитора Торквемады. Будучи искренними католиками, они, тем не менее, готовы были бы терпеть иноверцев в своем государстве, если бы...

Если бы не презренный металл. Слишком богаты были испанские евреи. На этом-то и сыграли фанатики, убедив их католические величества изгнать евреев и наложить руку на все имущество изгнанных. Знали об истинных причинах преследований и новообращенные. Ведь многие из них имели друзей при дворе! И понимали: жажда золота неутолима. Марраны, оставшиеся в Испании, тоже были чрезвычайно богаты. А государству вновь понадобятся деньги, деньги... И тогда король и королева посмотрят в сторону «новых христиан» - так же, как сейчас смотрят в сторону евреев.

«Новые христиане» мучительно искали выход. Они считали: найдись стабильный источник богатств для казны - и, может быть, их, наконец, оставят в покое.

Поэтому, когда на горизонте появился отважный моряк Христофор Колумб, именно «новые христиане», вхожие к королеве, организовали аудиенцию в 1487 году. На аудиенции отважный мореплаватель, до того безуспешно искавший поддержки у португальского короля, изложил свои планы и был выслушан благосклонно.

Именно «новые христиане» финансировали эту экспедицию. А двое из них даже сопровождали Колумба в ней...

Увы, нам известно, что было дальше. Колумб открыл, как он полагал, новый путь в Индию. Вскоре оттуда потекло в испанскую казну золото. Казалось бы, надежды марранов оправдались - испанские государи нашли новый источник дохода в казну и, казалось бы, оставят в покое своих новых католических подданных... Этого не произошло. Золота на первых порах оказалось не так много, как представляли себе Фердинанд и Изабелла. Они были разочарованы, новый путь в Индию не обогатил казну в должной степени. Христофор Колумб умер в безвестности и нищете. Кроме того, Изабелла в последние годы жизни попала под все усиливающееся влияние фанатиков-монахов. И вслед за евреями настал черед марранов. Они гибли тысячами на кострах, десятки тысяч бежали в другие государства, где к ним относились более терпимо.

Вот таким образом закончилась отчаянная и безуспешная попытка испанских марранов сохранить статус лояльных подданных Их Католических Величеств. Многие ученые склоняются к тому, что Колумб действительно происходил из семьи крещенных испанских евреев, бежавших от преследований в Геную в начале сороковых годов XV столетия. И давно уже обратили внимание, что основными посредниками адмирала в его переговорах с Мадридским двором были именно «новые христиане». И финансировали, и снаряжали его экспедицию тоже марраны.

Их мечта не осуществилась. Мало того, открытие Америки, источник дешевого золота превратил Испанию в закостеневшее средневековое государство, где всплески религиозного фанатизма продолжались вплоть до начала XIX века. Даже испанская инквизиция была упразднена только с взятием Мадрида Наполеоном.

А может быть, это все-таки оказался выигрыш? Ведь Америка в последующие годы стала страной, куда евреи бежали от религиозных преследований?

Так или иначе, 1492 год навсегда остался в истории европейских евреев - как год безграничной скорби и год надежды. Плавание Колумба не спасло его единоверцев. Но впоследствии оно позволило им удовлетворить чувство мести.

* * *

Первыми еврейскими поселенцами в Новом Свете были испанские и португальские изгнанники. К концу XVI столетия бывших испанских евреев уже можно было встретить повсюду - и в Мексике, и в Перу, и на островах Карибского моря.

Увы, к их глубокому разочарованию, тяжелая рука инквизиции и здесь не оставляла в покое. Хроники донесли до нас известия о сожжении марранов на Кубе, в Венесуэле и во многих других местах. И вновь им предстояло бежать, вновь спасать свою жизнь - ибо даже крещение не могло помочь: инквизиция уже давно перестала верить в искренность обращенных. Слишком многие из них, оказавшись в Голландии, возвращались к вере отцов.

Здесь, в Америке, перед испанскими евреями вставал выбор: вновь бежать, спасая свою жизнь, или же... нападать. Присоединиться к таким же изгоям, как они. Отомстить преследователям.

Отомстить Испанской короне.

Речь идет о знаменитых карибских пиратах. Как известно, пиратство в Новом Свете появилось почти одновременно с его открытием. Едва появились первые  флотилии тяжелых галеонов, груженных золотом и  серебром, появились отчаянные, стоявшие вне закона люди.

Конечно, в первую очередь их привлекала возможность разбогатеть, поживиться богатой добычей. Так, собственно говоря, возникла своеобразная пиратская республика, центрами которой стали острова Тортуга, Ямайка и Барбадос. Парадокс истории - сколько их, -    этих парадоксов! - республика изгоев, не признанна  ни одним государством, преследуемая всеми, в те времена была самой веротерпимой из всех, существующих в мире. Здесь никто не спрашивал ни религиозной, ни национальной принадлежности соседа. Не удивительно, что те из испанских евреев, которые больше не хотели бежать, нашли здесь прием. И возможность отомстить.

Да и разбогатеть, если уж говорить откровенно, тоже.

Их было немного - единицы, может быть, десятки.

На острове Барбадос до сих пор сохранилась и даже является одной из туристских достопримечательностей могила пирата-еврея Якова Мошиаха. Он похоронен на старом еврейском кладбище в Бриджтауне близ синагоги «Нидхей Исраэль». Его могилу легко отличить от прочих - надгробная плита украшена особыми пиратскими символами: черепом со скрещенными костями, изображением лопаты и песочных часов. А под этими символами еврейским алфавитом выписано имя. Впрочем, на еврейских кладбищах Карибского бассейна можно найти немало надгробий с пиратскими символами.

Большинство здешних пиратов-евреев начала гонений, подобно Яакову Куриэлю, служили в королевском флоте офицерами - штурманами, шкиперами; после же изгнания из Испании их способности и знания нашли большой спрос среди пиратов Карибского бассейна.

История тех времен изобилует событиями поистине удивительными. В XVII-XVIII веках в Чили, например, существовал военный союз между евреями, протестантами и индейцами, который нападал только на испанские корабли. (В национальном музее Чили сегодня можно видеть шифровки, которыми обменивались участники этого союза: в качестве тайнописи они пользовались древнееврейским алфавитом)

В середине XVII века двое испанских марранов - Антонио де Карвахаль и Симон де Касарес (к слову сказать, основатели еврейской общины в Англии) - предлагали Оливеру Кромвелю план захвата Чили силами воинов-евреев (в большинстве своем - флибустьеров и буканиров) под их командованием. Эта операция не была осуществлена, но менее мощная по масштабам состоялась. Антонио де Карвахаль и Симон де Касарес организовали военную экспедицию на Ямайку, а затем помогли Кромвелю окончательно отобрать остров у испанцев в 1655 году. Именно после этого похода Порт-Рояль - столица Ямайки - превратился в международный центр враждебных Испании корсаров.

Обратимся вновь к уже упоминавшейся книге рабби Хаима Виталя. В ней рассказывается и о других удивительных людях - потомках испанских изгнанников, - например, история Шмуэля Фаладжи.

Если Яаков Куриэль вначале был морским разбойником, а потом стал раввином и каббалистом, то житель Марокко Шмуэль Фаладжи занялся пиратством, будучи уважаемым раввином. Мало того, в начале XVII века он исполнял обязанности посла Марокко в Голландии. При этом он не прекращал занятий пиратством. Его корабли (а он был владельцем мощной флотилии из восьми хорошо оснащенных для войны фрегатов) регулярно грабили испанцев в Атлантическом океане. Впрочем, в Марокко и Алжире занятия пиратством не только не считались преступлением, но напротив - это было почтенным и уважаемым ремеслом. Так что официальные власти Марокко и не думали преследовать своего посла.

Иначе полагали испанцы. Имя раввина Шмуэля Фаладжи вызывало в них дикую ненависть - не меньшую, пожалуй, чем имя знаменитого Генри Моргана. Тем более, что Морган был человеком вне закона, а Фаладжи - дипломатом высокого ранга.

У Испании с Голландией были отношения достаточно напряженные, поэтому требование об аресте марокканского посла по обвинению в пиратстве было передано испанским королем через короля английского. В Голландии р.Фаладжи арестовали, через несколько часов освободили, официально заявив о полном отсутствии улик против него. Испанцы негодовали, а рабби Шмуэль продолжал свою войну. Вообще, он был удивительнейшим человеком. Потомок аристократического еврейского рода (говорят, его предки поселились в Испании еще во времена Первого Храма), дипломат, воин, морской разбойник. Одновременно - знаток Торы и Каббалы, написавший множество книг. Наверное, окажись такой персонаж в истории какой-нибудь европейской страны, он стал бы героем десятка книг и фильмов. Мы, евреи, в этом отношении куда расточительнее. Это, скорее, по отношению к нам, а не к русским следует отнести слова А.С.Пушкина: «Мы ленивы и нелюбопытны...»

В заключение - несколько слов о влиянии еврейских обычаев на обычаи пиратства. На многих кораблях, чьи экипажи никакого отношения к евреям не имели, существовали правила, которые нельзя объяснить ничем, кроме как еврейским влиянием. Во многих случаях в так называемый «корсарский договор» (договор, который капитан корабля заключал с каждым моряком) включались пункты о соблюдении субботы, о соблюдении кашрута. Мало того: часто пираты пользовались для написания таких договоров и прочих документов еврейским алфавитом. Некоторые летописцы сообщают, что на многих кораблях в порядке вещей было начинать утро с... еврейской молитвы «Шма, Исраэль»!

Конечно, это могло произойти только из-за наличия достаточно многочисленной еврейской прослойки. Прослойка должна быть уважаемой остальными (кто ж станет заимствовать обыча

Рубрики:  Общество и его законы/пираты, разбойники и террористы
Евреи и Израиль/Евреи пираты,авантюристы,шпионы,разбойники,военные
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку