Антон Павлович Лосенко (1737—1773) — русский художник, представитель классицистического искусства, основоположник исторического жанра в отечественной живописи.
В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж. Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692—1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи.
В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов».
Работа молодого художника — видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург (Каганович А.Г. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. — М., 1963. С. 252—253.). Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.
О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь.
Все они были поражены и испуганы. «Не бойся, — сказал Христос Симону Петру, — отныне будешь ловить человеков». В Евангелии от Иоанна (Ин. 21:1-8) этот эпизод помещен после распятия Христа и трактуется как одно из «явлений» Христа.
Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети.
Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа.
Пелевин Ю.А.
Березовский Максим Созонтович [16(27).10.1745, Глухов, — 22.3(2.4).1777, Петербург], русский композитор. По национальности украинец. Учился в Киевской духовной академии и в Придворной певческой капелле (Петербург). Выступал как певец-солист (итальянская опера в Ораниенбауме). В 1765—74 жил в Италии, куда был направлен для совершенствования.
Выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика-композитора (1771). Написал оперу «Демофонт» (пост. 1773 в Ливорно). По возвращении в Россию был зачислен на скромную должность в Придворную капеллу.
Березовский — автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами русского хорового искусства 18 века. Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели Березовского к душевному кризису. Покончил жизнь самоубийством.