Особняк XIX века в Петербурге семейства купцов Беляевых, и о музыканте, меценате Беляеве М.П. , дело которого нашло продолжение в наши дни. |
Это фотография объекта культурного наследия России c номером 7810566000.
Прогуливаясь по Санкт-Петербургу, можно увидеть немало старинных и роскошных доходных домов. Многие из особняков на слуху - особенно, принадлежащие знаменитым из истории особам государства Российского. Но немало и других, обращая внимание на которые, задаёшся вопросом: кто и когда был инициатором постройки здания. А если еще и заглянуть в легендарные парадные и пройтись по закрученным лестницам, то ощущаешь атмосферу прошлого - красочные витражи, мозаика, старинная плитка, а в квартирах - изразцовые печи, возможно, - и тайны замурованных комнат. Кто проходил или проезжал по крупной трассе Центрального района Санкт-Петербурга – улице Марата, думается, не мог не обратить внимание на большой дом под номером 50, который входит в список объектов культурного наследия России.
Еще в середине XIX века на месте нынешнего дома № 50 по улице Марата находился пустой участок, огороженный забором, который приобрело купеческое семейство Беляевых. Видимо, купцы Беляевы были совсем не бедными людьми, раз решили построить здесь огромный дом для сдачи квартир в аренду. Осуществил их желание русский академик архитектуры Геккер В.Ф.
Прежние названия улицы: Преображенская, Полковая, Грязная, Николаевская, проспект Двадцать Седьмого Февраля. Улицей Марата она стала в октябре 1918 года в честь Жан-Поль Марата - одного из предводителей Великой Французской Революции, врача и журналиста, лидера якобинцев.
Дом №50 в стиле эклептики, как называют специалисты, с "суетливым" декором, действительно получился доходным: в нем снимали квартиры многие состоятельные петербуржцы. Среди них были врачи разных специальностей.
Например, здесь жил и вечерами принимал больных знаменитый врач, почетный лейб-окулист, профессор Леонид Георгиевич Беллярминов. Он особо прославился тем, что в конце XIX столетия стал инициатором создания "летучих окулистических отрядов" для борьбы с глазными недугами в отдаленных от центра районах страны. Отряды эти, сумевшие провести первичный осмотр четырех миллионов человек и сотни тысяч операций, так и назывались – "летучие отряды Беллярминова".
Офисы на первом этаже сегодня.
В доме жили и по этой улице ходили такие знаменитые личности, как солист Мариинского театра П.А. Гердт, физик Л. С. Термен - изобретатель бесконтактной сигнализации и создатель первого в мире электронного музыкального инструмента - терменвокса, управляемого без физического контакта.
Здесь родился, провел детство и юность зоолог, член-корреспондент Петербургской Академии наук П.Вагнер.
Знаменитым жильцом дома № 50 с в 1884 по 1903 годы был один из членов семейства Беляевых - Беляев Метрофан Петрович (1836-1903; на снимке).
Беляев занимал в доме большую двухэтажную квартиру № 16, распланированную с учетом его вкусов.
Этой квартире суждено было войти в историю русской музыки.
Дело в том, что лесопромышленник Беляев был страстным меломаном. Он с детских лет играл на скрипке и альте, рано начал устраивать у себя по пятницам вечера квартетной музыки. Собирались к восьми часам вечера, пили чай, потом садились за инструменты.
В 1884 году Беляев М.П. решил отойти от лесопромышленных дел. Вечера стали привлекать все больше музыкантов и музыкальных критиков. Таким образом образовался кружок музыкантов и композиторов во главе с Н.А.Римским-Корсаковым
Постоянными гостями Беляева стали Стасов и Бородин, Глазунов и Лядов. Бывали здесь П.И. Чайковский, С.И.Танеев, Р.М.Глиэр, Н.А.Скрябин. Кстати, Беляев был одним из первых, кто заметил гениальный музыкальный талант Скрябина.
Портрет Митрофана Беляева работы И.Е. Репина.
Посещали пятницы и люди иных профессий, среди которых были художники И.Е. Репин и Н.К. Рерих.
Из записок Римского-Корсакова:
"Вечер обыкновенно начинался с квартета Гайдна, затем шел Моцарт, далее Бетховен и наконец какой-нибудь квартет из послебетховенской музыки... По окончании музыки в первом часу ночи садились ужинать. Ужин бывал сытный и с обильными возлияниями. Иногда после ужина Глазунов или кто-нибудь другой играли на фортепьяно что-нибудь свое новое... Расходились поздно, в 3-ем часу... Иногда после ужина, во время музыки, появлялась на столе одна-другая бутылка шампанского, которую немедленно распивали, чтобы "вспрыснуть" новое сочинение.
С течением времени, в последующие годы "пятницы" становились все многолюднее... К квартетной музыке прибавились и трио, и квинтеты, и т. п. с фортепьяно... Усилились и возлияния за ужином..."
Атмосфера на Беляевских пятницах была дружеской, открытой. Здесь любили посмеяться, пошутить.
Если бы Митрофан Беляев ограничился в своей деятельности этими пятницами, все равно завоевал бы себе место в музыкальной истории. Но он сделал значительно больше, так как ставил перед собой задачу помочь распространению новой русской музыки.
Прежде всего, он создал свое музыкальное издательство, в котором выпускал сочинения Бородина, Глазунова, Скрябина, Лядова, и платил им отличные гонорары.
Кроме этого, Беляев организовал в столице Русские симфонические концерты и Русские квартетные вечера, причем цены на билеты назначались им символические. Основные расходы нес сам Беляев – десятки, сотни тысяч рублей!
А ведь все эти затеи воспринимались в обществе далеко не восторженно.
Как писал о Беляеве Владимир Стасов, "его изданий, изящных и в высшей степени общедоступных по цене, не желали покупать, потому что и издаваемые музыкальные авторы и издаваемые музыкальные произведения мало соответствовали вкусам и художественным понятиям большинства массы; его концерты мало посещались – опять-таки по той же самой причине». Но Митрофан Петрович «не сделал ни малейшей уступки толпе... И в конце концов победа пришла на его сторону".
А еще Беляев учредил Глинкинские премии за лучшие музыкальные произведения: они выдавались ежегодно 27 ноября, в день премьер опер Глинки.
Митрофан Петрович ушел из жизни в 1903 году и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1936 году захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
По его завещанию около полутора миллионов рублей были переданы Попечительному совету для поощрения русских композиторов и музыкантов, который продолжил беляевские начинания. По-прежнему присуждались премии, издавали новую русскую музыку, устраивали концерты.
Совет работал в привычном месте – в беляевском доме на Николаевской (ныне Марата) 50.
Интересен и весь дом купцов семьи Беляевых - архитектурой. Малые её формы, разнообразие декора, как снаружи, так и внутри - всего здесь много. Неслучайно здание нарекли домом"с суетливой" архитектурой.
До сих пор уцелела историческая ковка на решетке ворот в арочном проезде. Парадные оформлены лепниной, мозаикой, картинами.
Что касается дела М.Беляева, так оно продолжает жить и в наши дни.
В наши дни частный инвестор, который приобрел квартиру на Марата, 50, узнал, что здесь жил лесопромышленник, музыкальный издатель, основатель "Беляевского кружка", благотворитель Митрофан Беляев. Новый владелиц квартиры обратиться в Союз частных музеев и коллекционеров России с предложением: сделать из помещения музей-квартиру.
В квартире 5 комнат.
"Здесь почти в каждой комнате сохранились камины, лепнина на потолках, резные дубовые двери", - отмечает пресс-секретарь Союза частных музеев Мария Томилова.
Еще до реставрации дома, в день рождение Беляева (22 февраля) инициаторы проекта открыли мемориальное пространство, цель которого - возрождать традиции музыкальной салонной культуры, а именно проводить музыкальные вечера с участием молодых музыкантов и композиторов. Первый концет прошел успешно.
На открытие приехал внучатый племянник Беляева архимандрит Никон, который ныне представляет Русскую православную церковь в Гааге.
Почетным гостем был праправнук Римского-Корсакова Николай Головкин.
Какая музыка будет звучать в бывшей квартире М.Беляева? - Конечно, классическая.
Время? - Естественно, обозначено городским законом о тишине.
Проект сугубо меценатский, благотворительный, не предназначенный для извлечения прибыли.
Использованы источни: ВикиЧтения , "Санкт-Петербургские ведомости". Википедия.
Фото журналиста, писателя петербургского путешественника Е.Голомолзина и др.
|
Рубрики: | Города и страны/Санкт-Петербург |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |