-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в аволерог

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.12.2012
Записей: 1241
Комментариев: 79
Написано: 1483


Без заголовка

Пятница, 21 Марта 2014 г. 22:52 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Гениальный композитор Модест Петрович Мусоргский


Мусоргский был реформатор,
а участь реформаторов никогда не сладка,
никогда они не достигают своего скоро и безмятежно.


 Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы.

Стасов


    Талант попадает в цель, которую видят все, гений – в цель, которую видит он один. Это раздражает и озлобляет современников, но восхищает потомков. Русский композитор Модест Петрович Мусоргский, создававший яркие, колоритные и необычные мелодии на десятилетия опередивший своё время.


  На самом деле настоящая фамилия Модеста Петровича – Мусирский, так он записан в метрической книге. Однако ещё в молодости озорник Модест поменял фамилию на более благозвучную, оправдывая это родством с прямым потомком Рюриков по прозвищу Мусорга (по-гречески – «музыкант»). Неизвестно, насколько это соответствует действительности, но то, что мать композитора находилась в родстве с фельдмаршалом Кутузовым, – это точно. Вообще же следует отметить, что жизнь и творчество Мусоргского изобилуют удивительными мистическими событиями и совпадениями. 


 


 Перед поступлением в юнкерскую школу Модест сочинил польку, которую решили издать и подарить дочери начальника школы – Студгофа. Герке попросили помочь в издании, он согласился, а заодно решил подредактировать сочинение. Когда полька с названием «Подпрапорщик», вышла в издательстве Бернарда, юный автор не узнал своё детище: осталась только мелодия, да и та «приглаженная и облагороженная», со множеством модуляций и украшений. И вроде всё было правильно, но композитор чувствовал – что-то пропало. Пропал дух лёгкой неуклюжести, искренности, придававшей ей такое очарование, когда Модест играл её сам. И что удивительно, отец сказал ему – «а мне, когда ты без нот играл, – больше нравилось».


 


 С тех пор так и пошло у Мусоргского – его постоянно, часто из лучших побуждений редактировали и облагораживали, иногда теряя то главное, что было так дорого композитору. А кто-то, как Балакирев, изучал музыкальную литературу прошлого и настоящего, анализируя проигранное и услышанное. Благодаря исключительному таланту из анализа самостоятельно выводились законы гармонии, контрапункта, оркестровки. Именно так занимался Балакирев с Мусоргским. И Модест Петрович благодаря блестящей пианистической технике (его нередко сравнивали с Рубинштейном) и прекрасной читке с листа был не только способным учеником, но и незаменимым партнёром во всех музыкальных начинаниях.


  Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы. Опера «Борис Годунов», написанная по одноименной драме Пушкина, а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным, является одним из лучших произведений мирового музыкального театра.


 


Опера «Хованщина» приобрела всемирную славу, входила в репертуар крупнейших театров мира: Барселона (1923), Франкфурт-на-Майне (1924), Милан (1926), Дрезден (1927), США (1931), Берлин (1958) ...


 


Однако титанически мощная индивидуальность и собственное понимание музыкальных задач уводили Мусоргского всё дальше от общепринятых эстетических норм. Так, например, его перу принадлежит опера «Женитьба», где впервые музыка писалась прямо на прозаический текст. Это было расценено, в том числе и самим автором, как забавный творческий эксперимент, не более. А через много десятилетий это станет основной формой оперной музыки – опера-речитатив. Или его новации в области острых гармонических сопоставлений – не зря импрессионисты считают своим предтечей больше Мусоргского, чем Римского-Корсакова.


 


Удивительное умение Модеста Петровича Мусоргского отразить в мелодии, в интонации особенности разговорной речи и характера не только взрослых, но и детей, что гораздо труднее. Неслучайно у старика Листа дрожали пальцы от волнения, когда он проигрывал цикл «Детская». Потрясённый маэстро посвятил Мусоргскому фортепианную миниатюру.




 


 Сегодня, по истечении многих десятилетий, становится ясен масштаб гениальности великого сына России. На протяжении этого времени идеи Модеста Мусоргского вдохновляли не одно поколение музыкантов. Его цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля стал отдельным произведением – шедевром мировой музыки. Цикл был написан в 1874 как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям Гартмана. А Кейт Эммерсон вошёл в историю рока благодаря своему переложению того же материала.




  Из оркестровых произведений Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина «Ночь на Лысой горе».

  Странный и мистический факт – незадолго до смерти Репин пишет портрет композитора. Как выяснилось позже, многие, кто позировал Репину, вскоре умирали – Писемский, Пирогов, Тютчев... Мусоргский не оказался исключением.


 

Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского значительно повлияла на творчество  Яначека, Стравинского, Шостаковича, Берга,  Мессиана и многих других.

geno.runews/7851/;   МИР 24




Рубрики:  Музыка/великие русские композиторы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку