-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алевтина_Серова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.12.2012
Записей: 7825
Комментариев: 178057
Написано: 276921


История шедевра: «Святая Троица» Рублева.

Воскресенье, 04 Июня 2017 г. 07:06 + в цитатник
История создания «Святой Троицы» Андрея Рублева — на грани мистификации. Ни год написания, ни заказчик — ничего не известно о главном произведении православного искусства. Икона скромно провисела 5 веков в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, ничем не привлекая внимание мирян: не мироточила, не исцеляла, не чудотворила. Все изменилось в начале XX века, когда ее «открыли». Что же увидели современники?

троица (700x326, 432Kb)


Сюжет
Икона написана по ветхозаветному сюжету «Гостеприимство Авраама». Согласно оригиналу, праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников, которых в дальнейшем назовут ангелами. Они рассказали Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский. Затем двое ангелов отправились карать жителей Содома, а третий ангел остался с Авраамом.

Сюжет этот трактовался различно. Идея того, что в образе ангелов Аврааму открылась единая сущность триипостасного бога — Святой Троицы — утвердилась к IX-X векам.

Средневековые иконописцы обязательно изображали всех участников притчи. Рублев представил ее по-своему. Мы не видим ни Авраама, ни его жены Сары, а только Троицу. Ангелов расположены так, что линии их фигур образуют замкнутый круг. У каждого есть скипетр (символ власти) и лазурные одежды (знак неземной сущности).


Рублёв (400x535, 321Kb)
Андрей Рублев со своей иконой


В центре — Бог Отец. Как первый среди равных он носит знаки власти: пурпурные одежды с золотой полосой через плечо. Он обращен в сторону Святого Духа, которому, словно бы, задает вопрос о том, кто пойдет на искупительную жертву. При этом он благословляет чашу, поднося к ней два перста. Святой Дух, отвечая Богу Отцу, указывает на Бога Сына. Последний смиренно принимает участь. Его зеленая накидка (гиматий) говорит о двойственной природе (человеческой и божественной).

Троица сидит за столом, на котором чаша с головой тельца — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества. Эта чаша и есть смысловой центр иконы.

На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (в трактовке Рублева древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме) и гора (прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу).

Контекст
Кто заказал «Троицу» Рублеву? Точного ответа нет. Версия, с которой на сегодня согласно большинство исследователей, гласит, что икона была выполнена в похвалу Сергию Радонежскому по заказу его ученика и преемника игумена Никона. Он пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Черного завершить убранство только что построенного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остается открытым.

Примечательно, что ни в житии Сергия, ни в житии Никона не сказано ни слова о «Святой Троице». Впервые о ней упоминается в постановлении Стоглавого собора (1551 год), где она признается соответствующей церковным канонам. С 1575 года икона занимала главное место в «местном» ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Затем ее неоднократно обкладывали золотом.

a (427x700, 124Kb)
«Зырянская Троица»


На рубеже XIX-XX веков русская иконопись была «открыта» как искусство. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью, а также расчищать от олифы и лака, поверх которых русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. Такое поновление икон могло привести к тому, что менялись размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали.

К тому времени «Святая Троица» не пользовалась почитанием верующих: она не исцеляла, не совершала чудес, не мироточила. Но когда ее «открыли», то все были поражены красотой авторского слоя. Вместо тёмных, «дымных» тонов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы зрители увидели яркие солнечные краски, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV — первой половины XV века. Рублев не знал памятников итальянского искусства, а следовательно, и ничего не мог из них позаимствовать. Его главным источником была византийская живопись палеологовской эпохи.

Сразу после раскрытия «Святой Троицы» начались проблемы с ее сохранностью. За последние 100 лет ее неоднократно реставрировали.

Судьба художника
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Строфы Пушкина, пожалуй, — лучшее резюме для биографии Андрея Рублева. Впрочем, мы даже не знаем, как его звали. Под именем Андрей он принял постриг, а как его звали в миру — тайна сия мраком покрыта. То же касается и фамилии. Вероятно, что Рублев — это прозвище по роду занятий его отца.

Неизвестно и то, где и когда он родился, какого был происхождения, как начал заниматься иконописью. И что самое загадочное — как ему удалось создать шедевр, по красоте соперничающий с произведениями мирового искусства.

Фрески  (700x464, 203Kb)
Фрески Успенского собора во Владимире


Первое упоминание о Рублеве в летописи появилось в 1405 году. В документе указано, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор в Московском кремле. Это говорит о том, что уже к этому времени Рублев был опытным мастером, которому могли доверить такую ответственную работу. Уже через 3 года Рублев, согласно летописи, делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. На этот раз у Рублева есть помощники и ученики. В 1420-х годах вместе с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.

В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых.

В целом, из наследия Рублева до нас дошло совсем немного. Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать работы, которые сегодня с уверенностью исследователи атрибутируют Рублеву: что-то не сохранилось, а чье-то авторство пересмотрено, увы, не в пользу иконописца.
Источник




Спасибо за ваши комментарии!
Рубрики:  • живопись/российские художники
• православие
• история создания шедевров


Процитировано 29 раз
Понравилось: 41 пользователям

IVANNA_ALAYA   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июня 2017 г. 07:50 (ссылка)
Очень интересная история! Благодарю, Алевтина!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:20ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
Лариса_Коваль   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июня 2017 г. 07:51 (ссылка)
Спасибо большое!Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:21ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
inessalatsinnik   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июня 2017 г. 08:30 (ссылка)
Интересно!Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:21ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
ЛГП   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июня 2017 г. 09:37 (ссылка)
Спасибо и с праздником!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:21ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
таила   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июня 2017 г. 09:39 (ссылка)
Спасибо за интересный пост, Аля! С праздником Святой Троицы!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:21ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
GALINA_RAKITYANSKI   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июня 2017 г. 09:48 (ссылка)
Спасибо,Алевтина!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:21ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
Нина36   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июня 2017 г. 09:52 (ссылка)
Большое спасибо Алевтина,с праздником и пусть все будет хорошо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:21ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
valyok   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июня 2017 г. 21:09 (ссылка)
Интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:21ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
olychca   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июня 2017 г. 21:19 (ссылка)
Алевтина_Серова, Благодарю Вас, Аля!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:22ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
izogradinka   обратиться по имени Понедельник, 05 Июня 2017 г. 06:15 (ссылка)
Спасибо за пост!
СТ2 (500x385, 589Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:23ссылка
Я уезжала, поэтому отвечаю так поздно.
Но лучше поздно, чем никогда.
Спасибо за комментарий!
Не забывайте про условие моего дневника: Комментарии без картинок.
Спасибо за понимание!
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 07:42ссылка
Не знала про такое условие)))
Желаю позитивного настроения!
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 09:11ссылка
Спасибо за понимание!
Приятного дня!
Mjja   обратиться по имени Понедельник, 05 Июня 2017 г. 07:01 (ссылка)
СПАСИБО
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:24ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
dominikash   обратиться по имени С праздником, друзья! Понедельник, 05 Июня 2017 г. 08:13 (ссылка)
Много лет тому назад посчастливилось мне в Третьяковке услышать эту историю из уст самой Ирины (вот зараза -забыла фамилию, короче, директора Пушкинского - она тогда преподавала). Ребята, вы себе и представить не можете, как она рассказывала, какие тонкости иконописи она "рисовала"!
Благодарю!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:24ссылка
Я уезжала, поэтому отвечаю так поздно.
Но лучше поздно, чем никогда.
Спасибо за комментарий!
Моравка   обратиться по имени Понедельник, 05 Июня 2017 г. 09:09 (ссылка)
ропро
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:24ссылка
Я уезжала, поэтому отвечаю так поздно.
Но лучше поздно, чем никогда.
Спасибо за комментарий!
Ariadna_Irinia   обратиться по имени Заголовок Понедельник, 05 Июня 2017 г. 11:28 (ссылка)
Благодарю, Алевтина!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:25ссылка
Я уезжала, поэтому отвечаю так поздно.
Но лучше поздно, чем никогда.
Спасибо за комментарий!
-_Ветерок_-   обратиться по имени Понедельник, 05 Июня 2017 г. 11:59 (ссылка)
Спасибо, было очень интересно)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:25ссылка
Я уезжала, поэтому отвечаю так поздно.
Но лучше поздно, чем никогда.
Спасибо за комментарий!
Петровичпротиввсех   обратиться по имени Понедельник, 05 Июня 2017 г. 15:42 (ссылка)
Тайна числа 3 в математике еще не достаточно изучена. Но чего стоит только одно уравнение Маркова x^2+y^2+z^2=3xyz. Кому интересно могут почитать мои статьи в дневнике об этом числе при исследовании проблемных чисел Ферма.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:38ссылка
Спасибо за комментарий!
Приятного дня!
tanusha30   обратиться по имени Понедельник, 05 Июня 2017 г. 18:42 (ссылка)
Алевтина , почему ,когда я хотела записаться к вам в друзья в дневниках и написала получателем нового извещения Алевтину Серову, то появилась надпись: Неверно указан или отсутствует получатель. Прошу вас рассеять моё недоумение.
Веремчук Татьяна г. Рига
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Июня 2017 г. 06:37ссылка
Доброе утро!
Я уезжала, поэтому отвечаю так поздно.
Но лучше поздно, чем никогда.
Для того чтобы добавиться в друзья, нужно зайти в профиль того, к кому Вам хочется добавиться в друзья. Для этого у меня в дневнике надо нажать над аваторкой (моё фото) на имя хозяина дневника (у меня это Алевтина Серова).
В профиле нажмите на слова: В друзья (рядом с фото).
Откроется окно: Подтверждение добавления
Нажать кнопку: Добавить в друзья.
Желаю успехов!

Спасибо за комментарий!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку