Айвазовский у меня один из любимейших художников. До сих пор хорошо помню (а прошло уже много лет), как я потрясённый стоял у картины "Девятый вал" в Русском музее и в голове была одна мысль - "как можно ТАК написать волну...". Повезло побывать и в Феодосийской галерее... Вот очень интересный пост на эту тему...
Как Айвазовский писал картины и как их правильно смотреть
За счет чего море Айвазовского такое живое,дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть,чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли,коротко ли,радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?
Конечно,Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло,которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак,из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?..
Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский,вероятно,обладает секретом составления красок,и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас,хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море,нужно родиться у моря,прожить подле него долгую жизнь,за которую так и не пресытиться им.
Знаменитая«волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся,почти прозрачную морскую волну,по ощущениям — движущуюся,стремительную,живую. Прозрачности художник достигал,используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло,но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность,причем цвета кажутся очень насыщенными,но не за счет плотности мазка,а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии — тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.
Писал Айвазовский стремительно,часто создавал работы за один сеанс,поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов,многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания,чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы,как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием,и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы,а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы,покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту,Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».
К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками,с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно,что он их специально подрезывал,чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило,Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный(более темный) тон,попадая в борозды от щетины,придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».
Что же до вопроса«откуда краски?», известно,что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы«Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно,но даже если так — Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину,которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение,Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.
«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром,стоящую над морем,в нем отражающуюся. Поверхность моря,на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь,кажется полем искорок. Прости мне,великий художник,если я ошибся,приняв картину за действительность,но работа твоя очаровала меня,и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно,потому что тебя вдохновляет гений», — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского«Неаполитанский залив в лунную ночь».
Спасибо, Юрий! Очень интересный пост. Была в картинной галерее Айвазовского два раза в жизни, в юности, впечатление - потрясающее! Сейчас это удовольствие недоступно(((
Очень интересный пост.Так о море никто ещё не писал!В 2013 г.я тоже была в Феодосии и тоже стояла,как завороженная у его картин...Спасибо,Юра,за такую суперскую подачу о Великом Художнике!
Спасибо Ниночка за отзыв. Рад что понравилось. Обожаю Айвазовского. У меня даже над моим диванам висит его репродукция, правда здесь я фотографировал Сеню --
Спецы говорят что это питерская маскарадная. Смесь сиамки и сибирки. Сиамки короткошерстные и характер сложный. А Сеня пушистый и ласковый, обожает сидеть на руках.
У нас в музее им. Врубеля была большая выставка картин Айвазлвского зрелище , конечно чарующее Спасибо за пост! С Наступающим Новым Годом! Всех Вам благ!