-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в КНЯЗЬ_ИГОРЬ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2012
Записей: 7256
Комментариев: 2146
Написано: 9538


Моисеенко Евсей Евсеевич [1916 - 1988]

Пятница, 02 Августа 2013 г. 00:05 + в цитатник

Е.Е. Моисеенко — художник большого дарования и сложной судьбы. Пятнадцатилетним подростком отправляется он из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 г. поступает в Художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества — селах Жостово, Федоскино, Палех.

Комиссар

Не преувеличивая значения этого начального этапа художественного образования, нельзя, однако, не заметить влияния, оказанного народным искусством на дальнейшее творчество художника. Не здесь ли скрыты истоки зрелого живописного стиля Моисеенко — его свободной темпераментной манеры, отказа от правильного академического рисунка, включения в палитру тяжелого черного цвета?

http://www.logoslovo.ru/media/pic_middle/1/4429.jpg

Распятие



Окончив училище, Моисеенко весной 1936 г. приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет ИЖСА. Здесь ему посчастливилось учиться у А.А. Осмеркина, художника высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавшего и ценившего народное искусство. Так что усвоенные Моисеенко ранее навыки получили новый импульс к развитию.

http://www.art-catalog.ru/data_picture_new/artist_533/picture/big_500/moiseenko_3.jpg

Товарищи

Занятия прервала война: 5 июля 1941 г. Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 г. находился в концентрационном лагере в Альтенграбове.

Натюрморт

Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.

http://www.art-catalog.ru/data_picture_new/artist_533/picture/big_500/moiseenko_4.jpg

Сын

После демобилизации в ноябре 1945 г. возвратился в институт и в 1947 г. блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину "Генерал Доватор". И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно.

http://cs4930.vkontakte.ru/u58990235/129609422/y_e898553e.jpg

Победа

Положение меняется в 1950-х гг., после смерти И. В. Сталина. С 1956 г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение.

//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/896/39896434_1235030811_DSC06717.jpg

Дон Кихот

В 1970 г. Моисеенко присваивается звание народного художника СССР; в 1974 г. за цикл картин "Годы боевые" ему присуждена Ленинская премия; в 1976 г. — орден Дружбы народов.

//img-fotki.yandex.ru/get/4105/med-yuliya.8f/0_346e3_37cde4ad_XL

Генерал Доватор

С 1958 г. Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни.

Коррида

В 1963 г. Моисеенко присвоено звание профессора кафедры живописи, в 1973-м он избран действительным членом АХ СССР. Персональная выставка художника, открывшаяся в марте 1982 г. в ГРМ, показала настоящий масштаб его дарования и невероятную, почти на пределе человеческих возможностей работоспособность.

http://leftinmsu.narod.ru/pictures_files/scan/Cherries_800.jpg

Черешня

Традиционно считавшийся мастером тематической картины, Моисеенко раскрывается как одаренный портретист (портреты Н.Н. Золотарева, 1967; художника А.А. Осмеркина, 1970; искусствоведа Г.В. Кекушевой, 1971; "В Старой Ладоге. (Автопортрет с женой)", 1978; "Портрет матери", "Автопортрет", "Портрет жены", все 1979, и др.), автор поэтических пейзажей ("Пейзаж. Стежки", "Суздаль", оба 1968; "Цветет яблоня", "Озеро", "Дождик", "Вечер. Старые липы", "Ночной поселок", все 1973; "Зима. Серый день", 1977; "Темные деревья", "Зеленый май", "У пруда", все 1978) и плотно, размашисто написанных натюрмортов ("Натюрморт с античным торсом", 1971; "Гитары", 1972; "Натюрморт с жасмином", 1977; "Натюрморт с фреской", 1980, и др.).

http://www.lyssak.com/pics/moiseenko1.jpg

Ночной поселок

И все-таки именно тематическая картина определяет главное направление в творчестве художника. Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Он изображает то, что пережил, что глубоко вошло в сознание. Уход из родного дома в отроческом возрасте и связанные с этим событием переживания обострили интерес Моисеенко к миру подростков.

В мастерской Эль Греко

Он посвящает этой теме круг работ - от явно биографических ("Из детства", "У колодца", обе 1979) до многочисленных изображений мальчишек - купающихся, отдыхающих, увиденных в единстве с природой. Знаменательно, что духовно близкого ему С.А. Есенина художник также представил подростком ("Сергей Есенин с дедом", 1964).

http://artway.tv/wp-content/uploads/2013/02/works_2_101_pict.jpg

Натюрморт

На протяжении всего творчества главной для Моисеенко остается тема войны, страдания, высоты человеческого духа, трагических потерь и счастья Победы. Он воспроизводит увиденное и пережитое (серия "Этого забыть нельзя", 1960-1962; "Матери, сестры", 1967; "Победа", 1970-1972; "Ветераны", 1978) и наряду с этим творит иную реальность, создавая удивительный сплав правды и мечты.

Нафтплион

Через романтическую поэзию Э.Г. Багрицкого, И.П. Уткина, М.А. Светлова воспринял и запечатлел художник эпоху гражданской войны. "Нас водила молодость" (1972-75) — назвал он одну из своих картин, акцентируя внимание на поэзии как источнике вдохновения.

http://data13.gallery.ru/albums/gallery/37059-98f45-52630695-m750x740-u7ddf3.jpg

Земля

И другие его работы, посвященные теме гражданской войны, также овеяны романтикой поэтического восприятия мира ("Красные пришли", 1961; "Товарищи", 1963-64; "Вестники", 1967; "Черешня", "Комиссар", обе 1969; "Песня", 1978-80). Романтическое, возвышенное начало, явно просматривающееся в работах Моисеенко, не случайно.

http://nekropol-spb.ru/assets/images/foto/Moiseenko-okno.jpg

Окно

В них, конечно же, нашла отражение личность самого художника, но в не меньшей степени — и атмосфера времени, окрыленных, полных надежд 1960-х гг. с их высоко поднявшейся поэтической волной и песенными ритмами.

http://www.artpoisk.info/files/images/_thumbs/13596/516x0.jpg

Дон Кихот

И что бы в дальнейшем ни писал художник - солнечную Элладу, интеллектуальный Париж или близкую его сердцу Испанию, песенное начало присутствует в его живописи как ритм, поэзия — как атмосфера.

//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/31/298/31298062_Moiseenko3.jpg

Старая Ладога

От природы Моисеенко был щедро одаренным человеком. Он не только абсолютно видел цвет, но и абсолютно слышал слово. Его тяга к литературе - не просто дань времени, но и глубинная потребность творческой натуры. Любимый поэт — А С. Пушкин.

Сергей Есенин с дедом.

К его образу художник возвращался постоянно, возможно ощущая некое родство с мятущейся душой поэта ("Пушкин в Болдине", 1974; "Пушкин", "Натюрморт с рисунком А. С. Пушкина", обе 1976; "Вечер. Пушкин", 1978). Одна из последних значительных работ Моисеенко посвящена умирающему Пушкину.

http://www.artpoisk.info/files/images/_thumbs/13594/516x0.jpg

Вечер (А.С. Пушкин)

Рубрики:  ИССКУСТВО/Русская живопись

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку