-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в КНЯЗЬ_ИГОРЬ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2012
Записей: 7256
Комментариев: 2146
Написано: 9538


Тихвин. Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь

Пятница, 05 Апреля 2013 г. 20:56 + в цитатник




Лесные болотистые земли по берегам рек Сяси и Тихвинки входили в состав одной из пятин Великого Новгорода. Летописцы называли их "страною тифинскою" и подчеркивали большое значение торгового пути ".. .вдоль Волхова, через ямы Сольковский и Пшогжу, а далее сухим путем. .." в одну из рек Волжского бассейна. Здесь возникло поселение, превратившееся впоследствии в город Тихвин.





http://data.sobory.ru/pic/00100/00115_20070712_235311.jpg Исследователи сходятся на том, что Пречистенский погост на Тихвинке, положивший начало одному из крупнейших ныне городов Ленинградской области, возник в XIV в. Летописи отмечают в 1383 г. "явление иконы Богородицы", на месте которого закладывается погост Успенский. С распространением новгородского влияния на территорию нынешней Карелии через поселение на Тихвинке пролегли пути в Олонецкий и Архангельский края, и в лесах "тифинских" рядом с крестьянскими стали рубиться купеческие "хоромины", а вблизи от них - амбары на русский лад и бани для путников и служилых людей.





Можно предположить, что первые три церкви были деревянными и сгорели одна за другой в 1390, 1395 и 1500 гг. В 1507 г. на их месте московский "нарядчик" Дмитрий Сырков и некий Фрязин на средства великого князя московского Василия III начинают строительство каменной Успенской церкви. Законченная в 1515 г., она стала главным строением деревянного ансамбля предшествующего времени.



//img-fotki.yandex.ru/get/6108/35466449.2e/0_677d1_bbc386ee_XL.jpg

Значение Тихвина особенно возросло в XVII в., когда город оказался в центре исторических событий и горожане вместе с малочисленным гарнизоном показывали чудеса храбрости в боях с польско-шведскими захватчиками. Торгово-ремесленный городок вошел в историю как пограничная крепость, принявшая и успешно отразившая натиск иноземных захватчиков, направляющихся к Новгороду и Москве. В благодарность за проявленную доблесть город отстроили, украсили, даровали ему многие права, но вскоре о нем... забыли.







В XIX в., когда многие города России развились благодаря возникновению промышленных предприятий, Тихвин оказался обойденным и постепенно зачах. Но он вновь ожил, когда в 60-х годах нынешнего века в нем были построены цеха филиала ленинградского Кировского завода. В городе появились современные жилые районы, обособленная промышленная зона. Вместе с тем здесь берегут исторический центр с первоначальной планировкой и памятниками архитектуры XVI-XIX вв.

Реставрационные работы в комплексе Тихвинского Успенского монастыря ведутся по проектам инженера И. П. Любаровой, архитекторов В. В. Экк, А. Н. Милорадовича, К. А. Степанова, О. В. Бакеевой, Е. П. Варакипа.







Успенский собор







Композиционным центром Тихвина до наших дней остается Успенский собор (1510-1515 гг.) и монастырский ансамбль, сформировавшийся вокруг него по оси Новгородской улицы. Фасады собора лишены декоративного убранства. Их гладкую поверхность расчленяют лопатки, повторяющие трехчастное деление интерьера столбами на нефы. Растесанные в XVIII-XIX вв. окна пропускают в интерьер верхний свет. Галерея на столбах из белого камня утратила арки проемов, а над парадным крыльцом, имевшим до середины XVIII в. бочкообразное покрытие, возведен цилиндрический свод на кирпичных столбах.

Интерьер Успенского собора украшает шестиярусный резной иконостас с золотыми царскими вратами, обвитыми нарядной резьбой в виде виноградных лоз. Установленный после пожара 1624 г., он сохранился до наших дней. Большинство икон XVII в. талантливо написаны тихвинскими живописных дел мастерами.

Закладка монастыря вокруг Успенского собора произведена в феврале 1560 г. Иван Грозный, по приказу которого строительством монастырского ансамбля занялся Федор Дмитриевич Сырков, предусмотрел в этом возможность создания на пути в Швецию еще одного мощного оборонительного сооружения.





http://palmernw.ru/tihvin/T-066.jpg Тихвину действительно суждено было стать крепостью, и защитники города в XVII в. достойно возглавили борьбу русского народа с шведскими захватчиками в Обонежье.

Сырков перенес дома крестьян, находившиеся рядом с собором, в сторону деревеньки Киселево, устроив там посад с торговой площадью. Использовав природные условия - берег Тихвинки с севера, болото с юга, заливаемые низины перед Вязицким ручьем на западе,- Сырков обезопасил новый монастырь, создав эффективную оборонительную систему непроходимых пространств перед бревенчатой стеной. Прясла по всем правилам фортификационного искусства укреплялись земляной насыпью и представляли собой "тын стоячий" с двумя воротами. Вторая линия обороны монастыря - деревянные келейные корпуса, выстроенные "четверообразно" вокруг собора. Их ряды к югу от собора как бы разрывала деревянная Покровская церковь с трапезной и звонницей. Проект реставрации келейных корпусов - архитектора В. В. Экк.





//img-fotki.yandex.ru/get/3802/marinaanru.13/0_308b0_1a534a23_XL





Покровская церковь с трапезной





//img-fotki.yandex.ru/get/4808/y-y72.5/0_52a83_9ba221b4_XL

Каменная трапезная, восстанавливаемая в наши дни, возведена в 1581 г. вместо деревянной постройки Ф. Д. Сыркова. Изображение ее на плане И. Зеленина 1678 г. позволяет судить о первоначальном облике этого культового сооружения. Маленькая столпообразная Покровская церковь с одной главкой, окруженной кокошниками, примыкает к массивной двухэтажной трапезной.

Просторная трапезная со сводами, возвышающимися над палатой-залом, служила для больших сборов монастырских и посадских людей Тихвина. В центре зала расположен столб, воспринимающий тяжесть сводов. Первый этаж здания, использовавшийся для хозяйственных нужд, повторяет планировку второго этажа. Интерьеры лишены какого-либо убранства, что придает им некоторую суровость.

Открытое двухмаршевое крыльцо трапезной у северного фасада ведет сразу на второй этаж, подчеркивая тем самым его функциональную роль. Нижняя и верхняя площадки, самостоятельная кровля крыльца создают красивую игру светотени на строгом фасаде, расчлененном лишь темными нишами окон.



//img-fotki.yandex.ru/get/3503/astakanych.12/0_2ca21_e97d5dab_XL

 Фасады Покровской церкви своим декоративным убранством перекликаются с оформлением Успенского собора. Стены на булыжных фундаментах членились лопатками и в XVI в. завершались рядами кокошников, придававших четкую завершенность всему сооружению.

После сильного пожара 1629 г. здание церкви восстановили, а в XVIII в. облик его изменили, надстроив восьмериком с полуциркульными окнами и увенчав тяжелым куполом с главкой. Старинное завершение с кокошниками не возрождалось. По проекту реставрации архитектора В. В. Экк Покровской церкви возвращен ее первоначальный облик.



Звонница





http://www.radonez.ru/upload/turs/b6a/2%20.jpg

Одним из интереснейших элементов ансамбля Тихвинского Успенского монастыря является звонница. Ее восточный фасад примыкает к бывшим Казенным кельям XVII в., западный - к Покровской церкви. Вместе с нею звонница создает своим завершением выразительный силуэт в центре архитектурного ансамбля, занимающего низкими корпусами и стенами обширную территорию.

Город немыслим без звонницы. С нее возвещали колокола о приближении врага к стенам крепости; звонили в честь народных праздников. Здесь хранилась казна, оружие, порох. Тихвинская звонница представляла очень важный элемент в объемно-пространственном облике всего города. Деревянная звонница, стоявшая на месте нынешней, была срублена в XVI в. и, видимо, сгорела, как большинство первых сооружений монастырского ансамбля.

В рукописи Иверского монастыря (на Валдае) XVII в. имеется запись о постройке кирпичной звонницы в 1593-1600 гг., о том, что она была разделена на пять "гнезд" (мест для колоколов) и имела многочисленные помещения для монастырских нужд.

Одной из наиболее важных функций каменной звонницы было хранение военных припасов, что во время пожара 1623 г. сыграло, однако, печальную роль в судьбе ряда сооружений. Документы XVII в. сообщают: "...тою колокольню пороховою казной разорвало...", но часть ее все же сохранилась и использовалась тихвинцами для строительства новой звонницы. Были сохранены основные размеры и пропорции звонницы. Восстановление пятипролетной шатровой звонницы длилось до 1631 г. В 1777 г. звонница подверглась значительным перестройкам. Вместо традиционного русского шатрового завершения над аркой звона выложили карниз сложного профиля и увенчали звонницу классицистическим фонариком с двумя шпилями по сторонам.

В таком оформлении звонница существовала до Великой Отечественной войны, в ходе которой ей, как и всему историческому ансамблю, был нанесен большой урон.





Основные элементы убранства фасадов звонницы па протяжении нескольких веков сохранялись, так же как и ее планировка. Парадный (северный) фасад, выходящий в сторону собора, расчленен лопатками на пять частей. Деление на ярусы подчеркивают изящные тяги. Главный фасад выделяли большие часы, циферблат которых размещался под самой аркадой звона на третьем ярусе. Установлены они были в 1716 г. новгородским мастером Андреем Григорьевым.

Многочисленные помещения и палатки звонницы соединялись двумя лестницами в толще стен и отличались нависающими кирпичными сводами, напоминающими переходы оборонительных сооружений.

Еще недавно на месте исторического памятника возвышалась бесформенная груда обломков, оставшихся со времен Великой Отечественной войны. Начавшиеся в 60-х годах XX века реставрационные работы по проекту архитектора К. А. Степанова вернули звоннице облик XVII столетия.






Стены и башни



Первоначальная оборонительная тыновая стена Тихвинской крепости на земляной подсыпке датируется 1560 г., а к 40-м годам XVII столетия она была перестроена в ограду с "тарасами" (деревянными срубами в земляной засыпке основания) с девятью башнями.

Строительство оборонительных сооружений монастыря было завершено к 1608г. Через несколько лет они выдержали наступление войск шведского маршала Якоба Делагарди. Мощные крепостные стены позволили тихвинцам отразить атаки отряда наемников под водительством француза Ла Кумба. Благодаря правильно организованной обороне Тихвинская крепость устояла в 1613 г., а с подходом подкреплений из Москвы и Новгорода она стала центром борьбы с иноземными захватчиками. Шведские войска еще дважды пытались овладеть тихвинскими укреплениями (1614 и 1615 гг.), но эффективная оборонительная система монастыря-крепости выдержала и эти осады.

Об истории монастырских строений рассказывают "Книги городничего старца", должность которого была учреждена в 1658 г. Выбиравшийся из числа монахов, он следил прежде всего за состоянием оружия, нуждами гарнизона.

Одни из первых городничих старцев - Варенцовский - в книге 1666 г. назвал и описал девять башен фортификационного ансамбля: Омутную, Тайничную, Раскатную, Озерную, Столбовую, стоявшие в центре оборонительных прясел, угловые: Мельницкую и Федоровскую, воротные: Введенскую и Никольскую. Башни соединялись ходом поверх рубленых стен, имели сквозные проходы по ярусам, что позволяло защитникам крепости под прикрытием переходить с одной стены на другую.

Это описание относится ко времени максимального развития военной мощи монастыря-крепости, возросшей в ходе длительной и успешной борьбы тихвинцев со шведами.





//img-fotki.yandex.ru/get/3208/astakanych.e/0_25311_c3e3053d_XL В 1669 г. начались работы по замене деревянных укреплений каменными. Никольская и Введенская воротные башни и примыкающие к ним участки стен оделись в камень к 1700 г. А северная и южная стены перестраивались лишь в 1788-1795 гг. Кирпичная стена XVIII в. сохранилась почти полностью; она разрушена только на участке вдоль Тихвинки и с востока.

Каменная ограда Тихвинского монастыря легка и нарядна. Верхняя ее часть украшена круглыми декоративными амбразурами, а по внутренней стороне проходила деревянная открытая галерея на кирпичных аркадах нижнего яруса. Каменные башни ограды большей частью пустовали, так как после шведского нашествия Тихвин больше не подвергался разрушениям. Годы перестройки деревянных стен монастыря-крепости в каменные (1669-1699) стали временем формирования каменного монастырского ансамбля. Работы по его строительству продолжались в XVIII в.





//i037.radikal.ru/1108/82/c6d62e9af0f8t.jpg





Келейные корпуса

http://infopages.narod.ru/priory/real/priory_26.jpg





Почти одновременно с каменными стенами (1668 г.) строятся Казенные кельи. Кирпичные одноэтажные корпуса под двускатной кровлей возводились артелью во главе с каменщиками Иваном Аникеевым и Яковом Агапитовым. В 1676 г. под руководством того же Агапитова произведена надстройка Казенных келий вторым этажом, а еще позднее, в 1812 г., они перестраиваются под архиерейские кельи.



http://www.zemvopros.ru/img/3498/5805.jpg

 В конце XVIII - начале XIX в. фасады келейных корпусов Успенского монастыря были переделаны "под один вид": были сбиты нарядные наличники окон, уничтожены порталы дверей; на смену криволинейному пластическому декору пришло строгое и подчас сухое оформление в манере классицизма. В ходе реставрации отдельных корпусов ансамбля в наши дни им возвращается первоначальное убранство.



Рубрики:  МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ РОССИИ/Ленинградская область


Процитировано 6 раз
Понравилось: 5 пользователям

Антонов_Николай   обратиться по имени Суббота, 06 Апреля 2013 г. 10:04 (ссылка)
КНЯЗЬ_ИГОРЬ, Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку